Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.А. КАРПОВ
В XXI веке информационное общество получило новый этап развития в мире, что неизбежно повлияло на экспансию высоких технологий в хозяйственные отношения. Одним из вариантов такой технологической экспансии можно считать цифровизацию экономических отношений. В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 дается определение цифровой экономики как хозяйственной деятельности, в основе которой используются цифровые данные, в результате обработки и анализа которых существенным образом повышается эффективность производственных отношений. Таким образом, цифровизация экономики является средством к повышению эффективности функционирования самих экономических отношений.
С цифровизацией экономических отношений неразрывно связана цифровизация правовых институтов, в том числе такого важного института, как право собственности, что является частью программы "цифровая экономика России" в виде нормативно-правового регулирования цифровой среды. Основной целью правового регулирования в области цифровизация можно считать повышение эффективности хозяйственных процессов и их ускорение посредством информационных технологий.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) собственник обладает правомочиями по владению, пользованию, распоряжению имуществом в пределах, установленных законом или иными нормативными актами. На основании ст. 128 ГК РФ к имуществу, помимо физически осязаемых объектов, также относятся и имущественные права. Также в ст. 141.1 ГК РФ были предусмотрены цифровые права, под которыми понимаются обязательственные и иные права в случае их реализации в информационном пространстве. Таким образом, исходя из определения цифровых прав, данном в ГК РФ, главным отличительным признаком этих прав является их реализация в рамках информационной системы, то есть фактически цифровые права отличаются от иных прав исключительно способом и средой реализации, которой является информационная система, в виде информации, содержащейся в базах данных и реализуемой с помощью высоких технологий, а по содержанию цифровые права от иных прав и не имеют отличий вовсе.
В науке гражданского права существуют неоднозначные мнения относительно прав собственника на имущественные права. Одна группа ученых-правоведов (К.И. Скловский и В.К. Андреев) полагает, что права собственника могут быть только на имущество в виде физического объекта либо возможен режим вещных прав на права требования <1>; другая группа ученых (Е.А. Суханов, В.В. Чубаров, В.В. Груздев) придерживается мнения, что возможна реализация имущественных прав собственник, как прав требования наряду с правами на имущество как на физический объект, который находится в фактическом обладании <2>. При этом отмечается, что похожая конструкция о правах на право на имущество была и в Древнем Риме <3>. Тем не менее действующими ГК РФ и Семейным кодексом РФ (СК РФ) прямо предусмотрены имущественные права в объектах права собственности, а на основании ст. 34 СК РФ в состав общего имущества супругов входят в том числе доходы, паи, вклады, заработная плата, т.е. имущественные права. В отличие от фактического обладания вещью, имущественные права представляют собой субъективное право собственника на вещь, не находящуюся у него в фактическом обладании, являющееся правом требования на имущество.
--------------------------------
<1> Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 46; Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М.: Статут, 2010. С. 59.
<2> Право собственности: актуальные проблемы / отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008. С. 187 - 190; Груздев В.В. Институт вещных прав и концепция "право на имущественное право" // Законодательство и экономика. 2006. N 12. С. 31.
<3> Там же.
В условиях цифровизации представляется актуальной реализация имущественных прав собственника как прав на имущество. Так, одной из форм реализации цифровых прав собственника в настоящее время является договор банковского счета и банковского вклада на базе цифровых платформ.
Согласно ст. 834 ГК РФ, по договору банковского вклада одна сторона - вкладчик передает другой стороне - банку денежные средства, а банк обязуется возвратить сумму и выплатить проценты на нее. Как мы видим, договор банковского вклада не предполагает передачу права собственности на денежные средства банку, что сохраняет имущественное право собственника на переданные банку денежные средства. В связи с развитием цифровизации с 2020 г. в Российской Федерации применяется цифровая платформа "Финуслуги", позволяющая функционировать системе онлайн-вкладов для граждан и юридических лиц. Данная система позволяет существенно ускорить процессы оформления договора посредством высоких технологий и цифровизации, сэкономить время банка и вкладчика, а также одновременно является юридически равнозначной процедурой с оформлением договора банковского вклада непосредственно в банке. При этом, по мнению портала Правительства Москвы, более 60% граждан применяют процедуру онлайн-вкладов <4>, что дает им возможность существенно ускорить процедуру заключения договора и передачи денежных средств банку, используя мобильные приложения в смартфоне. Аналогичным образом применяется система онлайн-счетов в банке, позволяющая открыть счет с помощью мобильного приложения или интернет-банка. При этом очевидно, что при использовании цифровых технологий необходима надежная защита прав участников правоотношений при помощи высоких технологий и специального шифрования. Так, в целях безопасности и обеспечения законности открытия счета Банком России используется процедура удаленной идентификации, позволяющая идентифицировать и подтвердить личность посредством биометрических данных. Кроме идентификации личности, при реализации имущественных прав в цифровой сфере используются технологии защиты данных и прав участников, а также формирования "цифрового доверия" <5> для расширения участия субъектов в обороте посредством цифровых технологий.
--------------------------------
<4> URL: https://ostankino.mos.ru/presscenter/true/detail/10106747.html.
<5> Аюшеева И.З., Сойфер Т.В. К вопросу о правовой сущности цифровой репутации в сфере sharing economy // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2021. N 11. С. 115 - 125.
Заслуживает внимания перспектива использования собственником расчетов с помощью криптовалюты. На основании ст. 128 ГК РФ валюта наличная и безналичная относится к имуществу, в то время как, согласно ст. 140 ГК РФ, законным средством платежа в России является рубль. Несмотря на то что, согласно ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)", запрещается выпуск денежных суррогатов, к которым можно отнести и криптовалюту, 31 июля 2020 г. был принят Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании которого разрешено использование расчетов в виде цифровой валюты (не являющейся денежной единицей России или иностранного государства) - криптовалюты за пределами Российской Федерации, в то время как оборот цифровой валюты и расчеты между физическими и юридическими лицами, личным законом которых является российское право, не допускаются. Вместе с тем возможность введения расчетов посредством криптовалюты может создать условия для нестабильности финансовой системы и активности мошеннических операций при совершении оборота биткоинов.
В современной науке и практике цивилистики интересна проблема применения имущественных прав посредством технологии блокчейна в цифровом формате. Как отмечает С.А. Синицын, транснационализация блокчейнов будет способствовать выпуску (и торговле) ценных бумаг, обмену криптовалют, токенизации доли в компании и т.п. <6>. Блокчейн, как база данных, созданная для имущественных операций, будет способствовать наиболее эффективному и быстрому обороту имущественных прав собственника при достаточной защите криптошифрованием.
--------------------------------
<6> Синицын С.А. Российское и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации. М.: Инфотропик Медиа, 2021. С. 81.
Актуальным вопросом представляется использование при цифровизации смарт-контрактов (далее - СК) в случае заключения отдельных договоров собственником при реализации имущественных прав, не связанных с передачей имущества в собственность другой стороне. Следует отметить, что в современном гражданском законодательстве отсутствует определение смарт-контракта, однако ст. 160 ГК РФ устанавливает, что письменная форма сделки допускается при использовании электронных и технических средств, что может говорить о возможности заключения СК. При этом в науке права смарт-контракт понимается как тип компьютерного кода, представляющий собой полностью или частично форму юридического контракта <7>, в то время как договор - это соглашение между сторонами с комплексом прав, обязанностей и ответственности за их невыполнение. Иными словами, смарт-контракт представляет собой цифровую и программную форму выражения договора. При этом СК имеет ряд особенностей, среди которых жесткое согласование условий и невозможность изменения в процессе исполнения СК <8>, при этом в случае незаконности самого СК он является недействительным <9>. Одним из отличительных особенностей СК является порядок его исполнения и форма, а именно: СК осуществляет действия в пределах заданной программы и представляет собой "закон компьютерного кода" <10>. Таким образом, формой СК является компьютерный код в информационной системе, а по содержанию СК является договором. При этом СК ускоряет процедуру исполнения договора посредством электронных технологий, уменьшает потребность в людях, составляющих договор, повышает производительность труда <11>.
--------------------------------
<7> Носов С.И. Право и информатизация // Юрист. 2019. N 4. С. 6 - 13; Румак В. Мы пытаемся технологическими решениями закрывать фундаментальные правовые проблемы [Интервью с Р.С. Бевзенко] // Закон. 2019. N 2. С. 8 - 19; Макарчук Н.В. Публично-правовые ограничения использования цифровых активов и технологий // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2019. N 1. С. 40 - 43.
<8> Трунцевский Ю.В., Севальнев А.В. Смарт-контракт: от определения к определенности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 1. С. 118 - 147.
<9> Там же.
<10> Там же.
<11> Там же.
Каковы же сферы применения СК в рамках правомочий собственника и института права собственности? Так, например, Ю.В. Трунцевский и А.В. Севальнев отмечают возможность применения СК при регистрации права собственности на все виды имущества, полагая, что это ускорит процесс и создаст необходимые правовые гарантии участникам <12>. Данное предложение поддерживается и другими учеными. С.А. Синицын называет приоритетным направлением цифровизации в сфере права - реестр недвижимости, который позволит обеспечить законность такой процедуры и является эффективным для оборота недвижимости <13>. Также предполагается возможным применение СК при договоре банковского вклада и счета. Фиксированные условия СК, с одной стороны, помогут сэкономить время и увеличить скорость операций, с другой стороны, невозможность изменения условия СК банковского вклада и счета создаст одной из сторон - вкладчику не очень привлекательные условия в случае его желания изменения договора. Вместе с тем заключение СК на короткий срок и выплата высоких процентов банком при договоре банковского вклада могут быть вполне эффективными для банка и вкладчика, так как позволят избежать излишних затрат на заключение договора и одновременно создадут возможность получения денег вкладчиком и выгодного пользования ими банком.
--------------------------------
<12> Там же.
<13> Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: Норма; ИЗиСП, 2022. С. 33.
По итогам исследования были выявлены следующие проблемы и перспективы их разрешения.
1. Цифровые права в рамках имущественных прав собственника не представляют по своему содержанию каких-либо отдельных прав, а представляют собой форму выражения этих прав в виде компьютерного кода или участие данных прав в "программной среде", в связи с чем цифровизация правового института права собственности будет осуществляться в пределах формы среды осуществления этого института в виде баз данных и программ, но без изменения содержания института права собственности.
2. Актуальным представляется заключение смарт-контрактов в рамках имущественных прав собственника, не связанных с передачей имущества другой стороне, например договора банковского вклада и банковского счета. Однако нам представляется целесообразным заключение краткосрочных договоров, приемлемых для обеих сторон, учитывая достаточно жесткие условия смарт-контракта и возможность его прекращения при исполнении. Возможность краткосрочного договора банковского счета и вклада в форме смарт-контракта позволила бы сбалансировать интересы банка и вкладчика в случае исполнения данного контракта, ввиду того что вкладчик заинтересован в получении процентов по вкладу, а банк в обращении денежными средствами, при этом применяя цифровые технологии смарт-контракта, которые будут обеспечивать его исполнение, эффективность и быстроту заключения в условиях цифровизации.
Литература
1. Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк) / В.К. Андреев. Москва: Волтерс Клувер, 2010. 184 с.
2. Аюшеева И.З. К вопросу о правовой сущности цифровой репутации в сфере sharing economy / И.З. Аюшеева, Т.В. Сойфер // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. N 11 (87). С. 115 - 125.
3. Груздев В.В. Институт вещных прав и концепция "право на имущественное право" / В.В. Груздев // Законодательство и экономика. 2006. N 12. С. 27 - 35.
4. Макарчук Н.В. Публично-правовые ограничения использования цифровых активов и технологий / Н.В. Макарчук // Право и Бизнес. 2019. N 1. С. 40 - 43.
5. Носов С.И. Право и информатизация / С.И. Носов // Юрист. 2019. N 4. С. 6 - 13.
6. Право собственности: актуальные проблемы: монография / ответственные редакторы В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. Москва: Статут, 2008. 729 с.
7. Румак В. Мы пытаемся технологическими решениями закрывать фундаментальные правовые проблемы [Интервью с Р.С. Бевзенко] / В. Румак // Закон. 2019. N 2. С. 8 - 19.
8. Синицын С.А. Российское и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации. Опыт междисциплинарного и отраслевого исследования: научно-практическое пособие / С.А. Синицын. Москва: Инфотропик Медиа, 2020. 212 с.
9. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве / К.И. Скловский. 5-е изд., перераб. Москва: Статут, 2010. 891 с.
10. Трунцевский Ю.В. Смарт-контракт: от определения к определенности / Ю.В. Трунцевский, А.В. Севальнев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 1. С. 118 - 147.
11. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / под редакцией И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: Норма; ИЗиСП, 2022. 376 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.