Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАСЛЕДОВАНИИ В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ИЮЛЯ 2017 Г. N 201-ФЗ
Е.А. ХОДЫРЕВА
Процесс реформирования гражданского законодательства, активно начатый в 2012 г. в рамках Концепции развития гражданского законодательства <1>, в настоящее время коснулся и наследственного права. Несмотря на консервативность этой подотрасли гражданского права, изменившиеся отношения заставляют по-новому взглянуть уже на традиционные понятия и институты наследственного права. Так, с 1 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" <2>, которым законодательно одобрены положения о наследственном фонде, введен ряд уточняющих правил по исполнению завещания, по охране наследства и др. С 1 июня 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ), которым введены абсолютно новые для российского законодательства положения о совместном завещании супругов и наследственном договоре.
--------------------------------
<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4808.
<3> Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 30. Ст. 4552.
Немного в тени таких крупных законодательных новелл остался Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), вступивший в силу с 6 августа 2017 г. <4>, которым были внесены изменения во Вводный закон к ч. 3 Гражданского кодекса РФ <5> (далее - ГК РФ).
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4750.
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Изначально следует заметить, что принятие Федерального закона N 201-ФЗ было вызвано необходимостью унификации и согласования норм российского и украинского законодательства о наследовании, применявшихся и действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь до 18 марта 2014 г. и в настоящее время. Принятие этого акта вряд ли можно считать своевременной мерой, поскольку с момента присоединения Республики Крым и города Севастополь к Российской Федерации до принятия акта прошло более трех лет. Однако Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" <6> (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) как определял общие вопросы действия во времени и в пространстве нормативных правовых актов РФ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, так и устанавливал особенности регулирования отдельных отношений на указанной территории (ст. 12.1, 23). Согласно ст. 23 этого Закона нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь на будущее время, т.е. со дня образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Но основной вопрос возникал в связи с тем, как применять на соответствующей территории такие правовые нормы, которых не было в российском законодательстве, но которые были определены законодательством Украины? Согласно той же ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ подлежали применению до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя лишь такие положения нормативных актов республики Крым и города Севастополь, которые не противоречили Конституции Российской Федерации <7>. С принятием Федерального закона N 201-ФЗ связано определение правового режима наследственных отношений, возникших после смерти лица, наследство которого открылось на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополь.
--------------------------------
<6> Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2017) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1201.
<7> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
Итак, определим основные положения этого нормативного акта.
1. В качестве общего правила в ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон <8>) применимость законодательства РФ к наследственным отношениям, возникшим на территории Крыма и Севастополя, поставлена в зависимость от времени открытия наследства. Так, если наследство открылось до 18 марта 2014 г., то к наследственным отношениям применяется украинское законодательство, а если же наследство открылось после 18 марта 2014 г. - применяется российское законодательство. Так, по одному из дел о признании права собственности суд установил, что на день открытия наследства - 14 ноября 2006 г. - на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, которое и подлежало применению при рассмотрении спора <9>. В подобных случаях цитировать нормы ГК РФ и делать лишь оговорку в решении о том, что "аналогичные нормы содержатся и в Гражданском кодексе Украины <10>, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений", без отсылки к конкретным правовым нормам ГК Украины является, конечно же, неверным <11>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4553.
<9> Решение Ленинского районного суда (Республика Крым) от 16 мая 2019 г. по делу N 2-626/2019. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 05.11.2019). Нормы украинского законодательства подлежали применению и в других случаях, напр.: решение Евпаторийского городского суда (Республика Крым) от 19 марта 2019 г. по делу N 2-710/2019 или решение Евпаторийского городского суда (Республика Крым) от 26 февраля 2019 г. по делу N 2-1730/2018. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 05.03.2020).
<10> Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. N 435-IV (с изм. от 16.11.2017). URL: https://meget.kiev.ua/kodeks/grazdanskiy-kodeks/ (дата обращения: 15.03.2020).
<11> См., напр.: решение Евпаторийского городского суда (Республика Крым) от 10 апреля 2019 г. по делу N 2-730/2019. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 10.03.2020).
Несмотря на императивность предписания ст. 11 Вводного закона, тем не менее из него будут установлены исключения при наследовании выморочного имущества.
2. По ст. 11 Вводного закона выморочное имущество перейдет в собственность государственных и муниципальных образований согласно ст. 1151 ГК РФ независимо от момента открытия наследства. То есть если обнаруживается состояние выморочности имущества как до, так и после 18 марта 2014 г., то право на его приобретение будет принадлежать государственным и муниципальным образованиям Российской Федерации. Установление данного правила можно было бы считать верным, если бы речь шла о приобретении права на наследство, открывшееся после присоединения республики Крым и города Севастополь к Российской Федерации. Что же касается приобретения права на наследство, открывшееся до 18 марта 2014 г., то, с одной стороны, на возникшие отношения должно распространяться законодательство Украины, что соответствовало бы принципу территориального верховенства, согласно которому "на территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства" <12>. Но, с другой стороны, определение состояния выморочности наследства требует истечения определенного промежутка времени, в рамках которого наследники по завещанию и по закону не реализуют право наследования. С учетом длящегося характера процесса приобретения права на выморочное имущество можно сказать, что принятый Закон распространит свое действие на права и обязанности, возникшие после введения его в действие. А значит, нормы российского законодательства могут подлежать применению в отношении наследства, открывшегося до 18 марта 2014 г. при условии отсутствия факта оформления наследства как выморочного по нормам Украинского законодательства.
--------------------------------
<12> Борисов А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) с комментариями Конституционного Суда РФ. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Книжный мир, 2013. 256 с.
Стоит заметить, что правила о приобретении права на выморочное имущество по законодательству Украины и России имеют как сходства, так и различия. По ст. 1151 ГК РФ недвижимое имущество переходит в собственность муниципального образования или города федерального значения, а движимое имущество - в собственность Российской Федерации. Особого срока и порядка перехода нормы ГК РФ не устанавливают. А по ст. 1277 ГК Украины как движимое, так и недвижимое имущество переходит в собственность территориальной общины как органа местного самоуправления, но только по решению суда и по истечении одного года с момента открытия наследства <13>.
--------------------------------
<13> Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. N 435-IV (с изм. от 16.11.2017). URL: https://meget.kiev.ua/kodeks/grazdanskiy-kodeks/ (дата обращения: 15.03.2020).
3. Рассматривая вопрос о наследовании по завещанию, можно выделить несколько концептуальных моментов:
А. Определение размера обязательной доли.
Правило ст. 8 Вводного закона дополнено новым положением о том, что независимо от даты совершения завещания, размер обязательной доли в наследстве определяется согласно правилам ч. 3 ГК РФ, а значит, составляет не менее 1/2 той доли, которая причиталась лицу при наследовании по закону. По ст. 1241 ГК Украины размер обязательной доли также составляет половину доли, которая причиталась бы каждому из лиц при наследовании по закону (обязательная доля). Но важно отметить, что круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, определен по-разному в нормах российского и украинского законодательства. Помимо нетрудоспособных детей, родителей, супруга (о которых речь также идет в ст. 1241 ГК Украины), ст. 1149 ГК РФ признает право наследования за нетрудоспособными иждивенцами наследодателя. Нетрудоспособные иждивенцы наследодателя в качестве обязательных наследников будут призваны к наследованию лишь в случае, если наследство открылось 18 марта 2014 г. или после этой даты, так как только с этого времени к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяются нормы российского законодательства.
В случае открытия наследства до 18 марта 2014 г. к определению круга обязательных наследников применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г.
Исходя из ст. 8 Вводного закона дата совершения завещания (до или после вступления в силу ч. 3 ГК РФ, т.е. до или после 01.03.2002) влияет на размер обязательной доли в наследстве, который будет составлять не менее 2/3 доли, причитающейся лицу при наследовании по закону (ст. 535 ГК РСФСР 1964 г. <14>). Но если для лиц, проживающих на территории РФ до присоединения новых субъектов, эта возможность могла оказаться реальной, то для лиц, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополь после присоединения к Российской Федерации, размер обязательной доли в любом случае будет определяться по правилам ст. 1149 ГК РФ, а значит, составлять не менее 1/2 законной доли. Несмотря на то что по ст. 535 ГК Украинской ССР <15> размер обязательной доли до вступления в силу ГК Украины также составлял 2/3 той доли, которая причиталась бы лицу при наследовании по закону, тем не менее в заключительных и переходных положениях к ГК Украины (ст. 1 - 11) не предусматривалось положения, аналогичного ст. 8 Вводного закона. Более того, согласно ст. 6 этих же заключительных и переходных положений правила книги шестой ГК Украины, в том числе в части 1/2 обязательной доли, подлежат применению также к наследству, которое открылось, но не было принято никем из наследников до вступления в силу настоящего Кодекса.
--------------------------------
<14> Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
<15> Гражданский кодекс Украинской ССР от 18 июля 1963 г. URL: https://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/KD0008.html (дата обращения: 14.03.2020).
Б. Установление правового режима совместных завещаний.
Право на составление совместных завещаний принадлежало гражданам, проживающим на территории Крыма и Севастополя, по правилам ст. 1243 ГК Украины. В совместном завещании выражалась воля обоих супругов относительно судьбы общего совместно нажитого имущества на случай смерти. Такие завещания были признаны российским законодателем и сохранили свою юридическую силу. В ст. 11 Вводного закона были включены положения, регламентирующие правила применения совместных завещаний супругов, во многом сходные с нормами ст. 1243 ГК Украины. Так, в случае смерти одного из супругов доля в праве общей совместной собственности переходит к пережившему супругу, а в случае смерти пережившего супруга к наследованию призываются лица, определенные супругами в совместном завещании. При жизни любой из супругов может реализовать право на отмену совместного завещания. Есть в ст. 11 Вводного закона и новые положения, которых не было в ст. 1243 ГК Украины. Так, утрата юридической силы совместного завещания привязана к моменту расторжения брака. Установлен запрет на изменение и отмену совместного завещания после смерти супругов. Определено право пережившего супруга на составление нового завещания, условия которого не должны противоречить положениям совместного завещания. При наличии противоречия приоритетному применению подлежат пункты совместного завещания.
До принятия рассматриваемого Федерального закона нередко возникали случаи отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине противоречия законодательства Российской Федерации и Украины относительно возможности составления совместного завещания обоими супругами <16>. В связи с чем вместо получения свидетельства о праве на наследство у нотариуса заинтересованные лица обращались в суд, предъявляя требования об установлении факта принятия наследства и признания права собственности.
--------------------------------
<16> См., напр.: решение Армянского городского суда (Республика Крым) от 19 октября 2015 г. по делу N 2-576/2015. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 07.03.2020).
Следует заметить, что возможность составления совместных завещаний стала реальной для всех граждан, проживающих в России с учетом положений Федерального закона N 217-ФЗ, но предложенный правовой режим совместных завещаний заметно отличается от того, который определен во Вводном законе к ч. 3 ГК РФ. Так, например, по п. 4 ст. 1118 ГК РФ предоставлено право одному из супругов в любое время, в том числе после смерти второго супруга, совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание супругов. Или в случае смерти одного из супругов имущество может быть передано не только пережившему супругу, но и иным наследникам, определенным совместным завещанием, что также отличается от правил, установленных ст. 11 Вводного закона.
В. Определение правового режима иных завещаний.
Помимо совместных завещаний супругов на территориях Республики Крым и города Севастополь граждане до 18 марта 2014 г. могли составить завещание как одностороннюю сделку по правилам гл. 85 ГК Украины. Составленные ими завещания сохраняют юридическую силу и после 18 марта 2014 г. независимо от момента открытия наследства. Таким образом, момент совершения завещания и момент открытия наследства не влияют на определение юридической силы составленного документа. Единственное, что будет зависеть от дня совершения завещания, так это основания недействительности завещания. Признавая юридическую силу за составленными завещаниями, следует вывод о признании действительными и тех распоряжений, которые были включены в завещание по нормам украинского законодательства. Например, по ст. 1246 ГК Украины завещатель мог своей волей установить сервитут в отношении недвижимого имущества или по ст. 1242 ГК Украины определить условия для возникновения права наследования, придав завещанию характер условной сделки. Однако правила исполнения таких распоряжений не определены в нормах ч. 3 ГК РФ, что может поставить правоприменителя в затруднительное положение при решении спора. Представляется, что определить особенности исполнения таких распоряжений будет возможным, применяя нормы российского гражданского законодательства из соответствующих институтов (например, об условных сделках, о сервитутах и т.п.).
4. Подверглись регламентации отношения, возникающие и при наследовании по закону. Стоит заметить, что количество очередей наследников по закону в нормах российского и украинского законодательства различается, так же как и их содержательное наполнение. Значительные сходства наблюдаются при определении круга наследников по закону в первых трех очередях: родители, супруг и дети - наследники по закону 1-й очереди (ст. 1142 ГК РФ, ст. 1261 ГК Украины); дедушка, бабушка, братья, сестры - наследники по закону 2-й очереди (ст. 1143 ГК РФ, ст. 1262 ГК Украины); дяди и тети наследодателя - наследники по закону 3-й очереди (ст. 1144 ГК РФ, ст. 1263 ГК Украины). Далее по ГК Украины в четвертую очередь наследуют лица, которые проживали с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до времени открытия наследства (ст. 1264). И последнюю, пятую очередь составляют родственники до 6-й степени родства, а также нетрудоспособные иждивенцы.
По ГК РФ очереди определены несколько иначе. Четвертую очередь образуют прадедушки и прабабушки наследодателя, которые по п. 2 ст. 1266 ГК Украины являются наследниками по праву представления, будучи призываемыми к наследству вместо умерших ко дню открытия наследства бабушек и дедушек наследодателя. Пятую и шестую очередь наследников по закону по ГК РФ соответственно образуют родственники четвертой (двоюродные внуки и внучки; двоюродные дедушки и бабушки) и пятой степени родства (двоюродные правнуки и правнучки, двоюродные племянники и племянницы, двоюродные дяди и тети), а седьмую очередь - пасынки и падчерицы, отчим и мачеха. Заключительную, восьмую очередь могут составлять нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, призываемые в порядке и на условиях, определяемых ст. 1148 ГК РФ.
По нормам Федерального закона N 201-ФЗ предоставлены наследственные права лицам, относящимся к четвертой очереди наследников по закону в украинском законодательстве. Эта очередь временно "встроена" в ту последовательность очередей, которая определена по нормам российского законодательства. Речь идет о лицах, которые проживали с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до времени открытия наследства (ст. 1264 ГК Украины). Они призываются к наследованию после четвертой очереди наследников по закону в РФ, но до 5-й очереди наследников по закону в РФ. Их можно назвать наследниками, образующими дополнительную очередь наследников 4.1 (четыре прим. 1), которая оказывается расположенной между 4-й и 5-й очередью наследников по закону в РФ. Но если по ГК Украины не был конкретизирован порядок подтверждения обозначенных для данной категории лиц условий, то в ст. 11 Вводного закона обозначен судебный порядок установления обстоятельств, влекущих за собой призвание к наследованию. Это значит, что лица должны представить суду доказательства, подтверждающие: 1) проживание одной семьей, т.е. фактическое (или юридическое - с регистрацией по месту жительства) совместное проживание по одному месту жительства; 2) наличие прав и обязанностей, аналогичных семейным, что означает включение лица в круг членов семьи - ведение совместного хозяйства, общего бюджета, совместное воспитание детей и т.п.; 3) период проживания одной семьей - не менее 5 лет до момента открытия наследства.
По смыслу ст. 11 Вводного закона в судебном порядке подлежат установлению обстоятельства, влекущие за собой призвание к наследованию. А значит, лицо, претендующее на призвание к наследованию, в порядке особого производства заявляет об установлении факта совместного проживания в качестве члена семьи. И лишь при оспаривании этого факта со стороны других наследников, привлекаемых в качестве заинтересованных лиц, вопрос о признании лица наследником при наличии требуемых условий будет решен в порядке искового производства.
Однако даже при наличии обозначенных условий указанные лица смогут заявить о своих наследственных правах только в случае открытия наследства в течение пяти лет после 18 марта 2014 г., т.е. до 18 марта 2019 г. На будущее время, если наследство открылось после 18 марта 2019 г., лица, проживавшие с наследодателем одной семьей в течение не менее пяти лет до открытия наследства, смогут быть призваны к наследованию по нормам российского законодательства только по правилам ст. 1148 ГК РФ - как нетрудоспособные иждивенцы или в порядке призвания к наследованию той или иной очереди при соответствии обозначенным в законе требованиям: степень родства, отношение свойства и т.п.
Поэтому очередь 4.1 можно назвать временной очередью наследников по закону. Насколько целесообразны такие временные ограничения? При рассмотрении этой очереди наследников речь прежде всего идет о сожителе наследодателя либо о пасынке, падчерице, отчиме и мачехи, которые при отсутствии признаков нетрудоспособности и иждивенчества получают право на имущество умершего. С одной стороны, такие лица могут быть наиболее близки наследодателю, нежели двоюродные внуки, двоюродные племянницы и т.п., с которыми эмоциональные связи могут отсутствовать или значительно ослаблены. С другой стороны, эти лица не связаны с наследодателем отношениями родства, поэтому предоставление им права на наследство в качестве наследников 4.1 очереди приоритетно перед родственниками четвертой и пятой степени родства (пятая и шестая очередь) разрушает принцип семейно-родственного характера наследования. Более того, возникает двойственность в определении наследственных прав лиц, проживающих на территории РФ, и лиц, проживающих на присоединившихся территориях. Тот же самый сожитель будет призван к наследованию по правилам п. 2 ст. 1148 ГК РФ только как нетрудоспособный иждивенец, в отличие от сожителя, который проживал на территории Республики Крым и г. Севастополь до 18 марта 2014 г. и который будет призван к наследованию только при условии совместного проживания одной семьей в течение не менее пяти лет до открытия наследства. Поэтому установление временных ограничений по реализации наследственных прав лицами 4.1 очереди является необходимым и направлено на унификацию правового положения лиц, обладающих сходными характеристиками, необходимыми при осуществлении права наследования.
За исключением установления дополнительной, временной очереди наследников в остальном очередность призвания к наследованию по закону соответствует правилам ч. 3 ГК РФ.
Однако есть еще одно немаловажное нововведение. Вводным законом вслед за п. 2 ст. 1259 ГК Украины определена скользящая очередь лиц, призываемых наряду с наследниками той очереди, которая наследует. Такой категории наследников не было в российском законодательстве, но их морально-нравственные качества по отношению к наследодателю разрешали по нормам украинского законодательства претендовать на имущество умершего. Поэтому негуманным представлялся бы акт лишения такой категории лиц наследственных прав. Речь идет о лице, которое в течение длительного времени заботилось о наследодателе, материально его обеспечивало, оказывало ему другую помощь, поскольку сам наследодатель находился в беспомощном состоянии вследствие преклонного возраста, тяжелой болезни или увечья. Суду в этом случае может быть заявлено требование об установлении факта оказания помощи наследодателю, а при возникновении спора между наследниками - исковое заявление о признании наследником (соответствующей очереди). В судебном порядке следует подтвердить ряд обстоятельств, как то: беспомощное состояние наследодателя вследствие преклонного возраста, тяжелой болезни или увечья; оказание материальной или иной помощи наследодателю; длительность периода заботы или оказания иной помощи. При этом суд должен будет отказать в установлении рассматриваемого факта, если наследство открылось на территориях Республики Крым и г. Севастополь после 18 марта 2019 г., поскольку Вводный закон ограничил период применения анализируемого положения пятилетним сроком, исчисляемым с 18 марта 2014 г.
Буквально из норм закона следует, что лица, оказывавшие наследодателю помощь, призываются наравне с той очередью, которая призвана к наследованию. А значит, при отсутствии иных наследников по закону они не могут составить самостоятельную очередь наследников, как это установлено в п. 3 ст. 1148
ГК РФ применительно к нетрудоспособным иждивенцам.
Таким образом, принятие Федерального закона N 201-ФЗ являлось необходимой мерой, предпринятой в целях согласованного применения правовых норм о наследовании.
Литература
1. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного Суда РФ / А.Б. Борисов. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Книжный мир, 2013. 256 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных