Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОГО ТИПОВОГО УСТАВА НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Е.С. МИЧУРИНА
Некоммерческий сектор в России развивается быстрыми темпами, в том числе и посредством того, что на него обращается должное государственное внимание. Некоммерческие организации (далее - НКО) представляют собой уникальный институт, посредством которого возможна реализация многих направлений социальной политики. НКО осуществляют свою деятельность повсеместно, затрагивая различные сферы жизни: это и спортивное воспитание и просвещение, и помощь малоимущим и нуждающимся, помощь всем категориям семей и граждан, которые могут относиться к наиболее социально незащищенным, это и защита национально-культурных основ как малочисленных, так и многочисленных народов, религиозное воспитание и просвещение, психологическая помощь, материальная помощь, физическая помощь, также к ним относятся и политические партии. В связи с особенностями осуществления деятельности такой перечень бесконечен.
Рост интереса к НКО в обществе также сказывается на проявлении повышенного интереса со стороны государства. Для государства НКО - это способ осуществления важнейших направлений государственной политики, в первую очередь социальной, без личного участия, без создания дополнительных институтов властного функционирования, без выделения персонала каким-либо структурам, соответствующего обеспечения такого персонала и контроля исполнения. Конечно, государственная поддержка подразумевает дополнительное бюджетирование. Но, во-первых, оно будет носить целевой характер использования и прозрачную систему отчетности, а также траты на гранты, программы и т.п. не сравнятся с внедрением новшеств в государственный аппарат: последнее гораздо затратнее. Некоммерческий сектор представляет собой стремительно развивающийся институт, удобный как для общества, так и для государства. Как справедливо отмечает Л.В. Саенко: "Некоммерческие организации выступают активным инструментом, позволяющим удовлетворять не только собственные потребности, но и потребности общества, семьи, государства, так как сфера их деятельности многогранна, охватывает образование, культуру, спорт, политику и другие области жизни современного человека" <1>.
--------------------------------
<1> Саенко Л.В., Мичурина Е.С. О формах правового участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной семейной и молодежной политики: на примере Саратовской области // Гражданское право. 2022. N 6. С. 34.
Еще одна особенность НКО складывается из нематериального критерия: в осуществление деятельности НКО и руководство ими идут люди, которые для себя избирают путь помощников обществу. С подобным рвением, с верой в свою миссию, с особенностями характера человека, который идет по такому непростому пути, можно осуществить гораздо больше эффективных программ в социальной области, чем в рамках государственного аппарата. При этом предоставление натуральных мер поддержки (в виде продуктов или вещей) нуждающимся людям - лишь одна из функций социального работника, и кроме таких функций в его ведении множество обязанностей, в том числе и бюрократического характера. При такой картине происходящего становится очевидно, чья деятельность будет наиболее эффективной и направленной именно на то, для чего она создавалась.
Кроме того, вопрос степени развития некоммерческого сектора в стране является прямым показателем развития гражданского общества: готового брать на себя заботу не только о себе, а также о менее защищенных согражданах. Либо, если в рамках деятельности осуществляется воспитание и просвещение (спортивное или религиозное, например), это также означает уровень осознанности граждан, их способность нести обществу пользу. При этом, выбрав путь НКО, т.е. ту форму осуществления деятельности, которая не имеет своей основной целью извлечение прибыли.
Все вышеперечисленные доводы позволяют сделать вывод о том, что НКО - перспективный институт, который находит свой отклик в обществе, является источником построения гражданского общества, а также поощряется институтами государственной власти как один из инструментов осуществления социальной политики.
Однако, с точки зрения гражданского права и гражданского законодательства, НКО в первую очередь - это юридические лица. Вопрос осуществления деятельности посредством образования юридического лица всегда является усложненным с точки зрения законодательства. Позиция законодателя объясняется очень просто - деятельность юридических лиц необходимо держать на контроле. Конечно, такой контроль не должен нести в себе излишне правовое регулирование и вмешательство в деятельность юридических лиц, однако отчетность (финансовая), а также защита безопасности государства стоят впереди свободы осуществления деятельности юридическими лицами и являются нормой любого правового государства. Сюда же относится вопрос налогового соответствия, контроля деятельности в рамках закона, а также ее лицензирование, если такое необходимо.
Когда дело касается некоммерческого сектора - это проявляется в наибольшей степени. Сложности соответствия законодательству при осуществлении своей деятельности выражаются во множественных требованиях. В первую очередь, это то, что следует из названия, - специфика их "некоммерческого" существования.
В Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О некоммерческих организациях" <2> (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) сказано о том, что НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Также в рамках норм указанного Закона закрепляется, что НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность указана в ее учредительных документах. В отношении такой деятельности законодатель дает следующее определение: такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2022. N 29 (часть I). Ст. 5204.
Разграничения о том, какая деятельность будет соответствовать целям, а какая не будет, в законодательстве нет. Этот вопрос не раз поднимался в трудах ученых о необходимости уточнения норм. Однако, на наш взгляд, такое уточнение невозможно. Сфера некоммерческой деятельности может осуществляться в социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих сферах, в сфере охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных сферах. Предусмотреть какие-либо конкретные деятельности невозможно, любая конкретика в такой норме права означала бы прямое ограничение прав НКО на заработок средств для своего основного вида деятельности. А также факт того, что организация является некоммерческой, не означает отсутствие заработной платы у сотрудников и у учредителей, ведь нередко руководство такой организацией является основным видом деятельности людей. Какие бы благие цели ни несли люди посредством своей деятельности, они также должны на что-то существовать. Любые ограничения и усложнения деятельности являются существенным препятствием для функционирования НКО. И даже небольшие сложности, которые могли бы легко преодолеть коммерческие структуры, могут крайне пагубно сказаться на НКО.
Одна из таких областей - регистрация НКО. Самое начало деятельности любого юридического лица начинается с его регистрации и последующего внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ. Лицам, далеким от правовых понятий и юриспруденции, очень тяжело вникнуть в параметры написания устава юридического лица.
Последние изменения законодательства, начавшие свое действие с 1 марта 2023 г., направлены на упрощение порядка регистрации НКО. Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 535-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" <3> предусмотрел возможность использования единого типового устава для НКО.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 535-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 2022. N 52. Ст. 9365.
Для коммерческих юридических лиц (для обществ) такая возможность была предусмотрена с 2015 г. с целью упрощения порядка регистрации обществ. Процесс внедрения таких уставов занял около двух лет: в конце 2015 г. в законодательстве появилась возможность использования такого устава <4>, а в 2018 г. Минэкономразвития России разработал и утвердил соответствующий устав <5>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 4000; 2017. N 45. Ст. 6586.
<5> Приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2018 г. N 411 "Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью". Зарегистрирован в Минюсте России в 2018 г. N 52201 // СПС "КонсультантПлюс".
На заре проводимых изменений, когда практика применения была еще не ясна, ученые выделяли следующие недостатки типового устава: отсутствие в типовом уставе положений, учитывающих всю специфику деятельности конкретного общества, отсутствие возможности регулировать свои уникальные внутренние корпоративные отношения, а также отсутствие в нем положений о возможных противоречиях между участниками, возникших в процессе деятельности общества, что автоматически предполагает использование типового устава только в обществах с единственным участником (учредителем), который одновременно является его генеральным директором <6>.
--------------------------------
<6> См.: Зенина О.Г. Типовые уставы ООО (общая характеристика изменений гражданского законодательства об обществах с ограниченной ответственностью) // Актуальные проблемы гражданского права и гражданского судопроизводства: материалы IV Межвузовской научно-практической конференции им. К.И. Малышева / ред. О.Г. Зенина. Челябинск, 2016. С. 45 - 49.
Однако в целом реформа была встречена положительно, так как, несмотря на недостатки и частные случаи, типовой устав предполагает дополнительное упрощение деятельности для тех, кто им может воспользоваться, а предусмотреть и прописать устав со всеми нюансами для всех обществ невозможно.
На наш взгляд, такое же положение ожидается и среди введения применения типового устава для НКО. В первую очередь необходимо рассматривать такие изменения, как возможность организаций воспользоваться наибольшей простотой порядка регистрации своей НКО. Безусловно, останутся такие НКО, которым не подойдет данный вид устава, который не будет отражать особенности их деятельности, так как изменить положения типового устава нельзя. Однако для тех, кто сможет применить к своей деятельности положения единого типового устава, это будет означать существенную экономию времени и средств: нет необходимости разрабатывать устав, засвидетельствовать его в нотариальном порядке, делать его заверенные копии, оплачивать услуги юристов.
На данный момент тонкости применения единого типового устава не подлежат анализу, так как форма еще находится в разработке. В новой редакции закона, кроме указанных выше изменений, также уточнены данные, которые являются основными в учредительном документе (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 7-ФЗ):
- наименование, организационно-правовая форма НКО;
- сведения о месте нахождения НКО;
- предмет и цели деятельности НКО;
- состав, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов НКО, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- порядок вступления членов в состав НКО и выхода из нее, права и обязанности членов НКО (только для корпоративных некоммерческих организаций);
- порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации НКО.
Опираясь на последнюю редакцию указанной статьи, предполагается, что типовой устав должен содержать указанные выше сведения. Апробация на практике и возможность его применения можно будет анализировать, во-первых, только после формирования и утверждения самого документа, а во-вторых, по величине спроса на него лиц, которые захотят зарегистрировать НКО, либо уже действующих НКО, которые изъявят желание перейти на такой устав.
Однако всю проводимую государственную политику в области законодательного регулирования деятельности НКО можно однозначно охарактеризовать как направленную на либерализацию деятельности, простоту осуществления своих функций и, как следствие, развитие НКО.
Литература
1. Зенина О.Г. Типовые уставы ООО (общая характеристика изменений гражданского законодательства об обществах с ограниченной ответственностью) / О.Г. Зенина // Актуальные проблемы гражданского права и гражданского судопроизводства: материалы IV Межвузовской научно-практической конференции им. К.И. Малышева (г. Челябинск, 20 ноября 2015 г.): сборник научных статей / редактор О.Г. Зенина. Челябинск: Цицеро, 2016. С. 45 - 49.
2. Саенко Л.В. О формах правового участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации государственной семейной и молодежной политики: на примере Саратовской области / Л.В. Саенко, Е.С. Мичурина // Гражданское право. 2022. N 6. С. 31 - 34.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.