Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕГИСТРАЦИОННО-УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ФИКСАЦИИ ФАКТОВ В ЭЛЕКТРОННЫХ СДЕЛКАХ
С.В. АРТАМОННИКОВА
Цифровизация общественных отношений - одно из значимых направлений государственной политики, которое непосредственно затрагивает различные сферы российского права и в первую очередь гражданского. В последнее время наблюдается значительный рост электронных сделок, что требует совершенствования правового регулирования в век информационных технологий.
Электронная сделка является одной из новелл российского законодательства и, безусловно, вызывает ряд спорных вопросов. Такая сделка совершается с помощью "электронных средств коммуникации, ее суть заключается в обмене сторонами с помощью этого средства электронными волеизъявлениями" <1>.
--------------------------------
<1> Жуков К.А. Проблемы правового регулирования гражданско-правовых сделок, заключенных в электронной форме // Синергия наук. 2021. N 55. С. 47 - 66.
Согласно Федеральному закону от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части 1, 2 и статью 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации" электронная сделка - разновидность письменной сделки <2>, однако определения электронной сделки в российском законодательстве на сегодняшний день не существует. Правовое регулирование электронной сделки осуществляется ст. 160 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации <3> (далее - ГК РФ), но порядок обмена электронными документами при осуществлении сделки не установлен.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части 1, 2 и статью 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
На сегодняшний день существует несколько видов классификаций электронных сделок, для настоящей статьи предлагается разделить электронные сделки на 2 вида: потребительские и предпринимательские, ведь в зависимости от вида сделки будет отличаться форма фиксации фактов при ее осуществлении. К потребительским сделкам относятся сделки в интернет-магазине по покупке товаров, работ, услуг; приобретение на сайте компании или у посредников авиа-, ж/д, автобусных билетов, покупка туров, резерв мест в гостиницах. При осуществлении потребительских электронных сделок регистрационно-удостоверительная форма фиксации фактов отсутствует. Потребитель или заказчик получает подтверждение совершения покупки от платежной системы и непосредственно копию билета, тур, ваучер на заселение в отель и т.д.
Регистрационно-удостоверительная форма фиксации фактов появляется при так называемой предпринимательской сделке.
Следует отметить, что для электронной сделки характерен ряд особенностей:
- во-первых, "воля сторон выражена с помощью электронных средств в форме электронного документа" <4> и определяется с помощью цифровой подписи;
- во-вторых, реквизиты сделки зафиксированы в электронном документе.
--------------------------------
<4> Ефимова Л.Г. Еще раз о понятии и правовой природе электронной формы сделки // Lex russica (Русский закон). 2019. N 8(153). С. 129 - 137.
Понятие "электронный документооборот" связано с принятием Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" <5>. Электронный документ, в отличие от обычного документа на бумажном носителе, включает в себя не только реквизиты и содержание, но и атрибуты защиты (электронную подпись). Согласно действующему законодательству сделка может быть совершена с помощью электронного документа при условии его подписания электронной подписью. Вышеназванным Федеральным законом определены три вида электронной подписи: простая, усиленная и усиленная квалифицированная.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" // СПС "КонсультантПлюс".
Порядок обмена электронными документами урегулирован в банковской сфере, а также в информационном взаимодействии государственных органов. Порядок обмена электронными документами при подготовке и заключении электронной сделки на сегодняшний день не урегулирован. Участниками электронной сделки являются: отправитель, направивший электронный документ адресату, и, соответственно, адресат, получивший электронный документ.
Электронная сделка может состоять из следующих этапов. Первый - предложение о заключении договора (оферта). На данном этапе зафиксировать юридический факт получения оферты можно с помощью подтверждения, полученного на электронную почту. Моментом получения считается момент, когда сообщение поступает в "указанную адресатом информационную систему или извлекается адресатом из системы" <6>. Следующим этапом может стать согласование условий договора или, иными словами, ответ стороны, получившей оферту, который выражается в отправлении акцепта, фиксируется с помощью подтверждения на электронную почту. После согласования условий договора, произведенных посредством электронного документооборота, заключается "соглашение о применении электронной подписи и удостоверяется факт заключения и подписания электронного договора" <7>.
--------------------------------
<6> Салиев И.Р. Электронные сделки: гражданско-правовое регулирование // Научный Татарстан. 2010. N 1. С. 105 - 113.
<7> Кирсанова Е.В. Об особенностях совершения сделок в условиях электронного взаимодействия: краткий обзор судебной практики // Правовые технологии в современной юриспруденции. Новосибирск, 2022. С. 53 - 62.
Фиксация факта - это его закрепление или регистрация, она может быть осуществлена как на бумажном, так и на электронном носителе. Удостоверение факта - это подтверждение его подлинности. Для фиксации и удостоверения фактов при электронных сделках может быть предложена регистрационно-удостоверительная форма.
Регистрационно-удостоверительная форма фиксации фактов в электронных сделках может выглядеть следующим образом:
1) дата, время и краткое содержание отправленного документа (оферты);
2) дата, время получения оферты;
3) дата и время регистрации поступившего документа, идентификатор документа, исполнитель;
4) дата, время отправления акцепта, его краткое содержание;
5) дата, время получения акцепта;
6) дата, время подписания электронного договора одной стороной уполномоченным лицом;
7) дата, время подписания электронного договора другой стороной уполномоченным лицом.
По п. 1 - 5 достаточно использовать простую подпись, по п. 6 - 7 необходимо использование квалифицированной подписи. Зачастую отправление писем с официального электронного адреса компании уполномоченным лицом считается подписанием документа простой подписью при условии, что доступ к этой почте осуществляется по паролю и сохраняется его конфиденциальность.
Отличительной особенностью регистрационно-удостоверительной формы применительно к установлению юридических фактов является наличие специального субъекта - уполномоченного лица, наделенного полномочиями по фиксированию фактов, изложенных в документе, путем внесения соответствующих сведений в государственные реестры или же обладающего полномочиями по приданию документу юридической силы посредством совершения удостоверительных надписей и облечения в необходимую форму.
Под регистрацией как формой установления юридических фактов понимается предусмотренная законом процедура, при которой подлежащие регистрации фактические данные приобретаются уполномоченным субъектом, фиксируются на определенном носителе в специальном реестре и впоследствии извлекаются для фактического использования.
Установление подлинности документа и выражения истинных намерений может сопровождаться регистрацией, а в некоторых случаях, как, например, с возникновением права собственности на недвижимое имущество, обязательно сопровождаться регистрацией, а может осуществляться самостоятельно.
Соответственно, рассматриваемые формы фиксации называются регистрацией и удостоверением. Наиболее существенным отличием удостоверения от аутентификации является то, что оно подтверждает законность и подлинность соответствующих жизненных обстоятельств.
Осуществление регистрационных функций возложено на государственные или муниципальные органы, отвечающие за регистрацию юридически значимых документов. В зависимости от типа документа регистратор может быть федеральным, региональным или муниципальным. Основными задачами регистратора являются установление фактов заключения договоров, сделок, регистрация компаний или изменений в существующих компаниях, передача необходимой информации в другие органы и ведение реестра юридических лиц.
Для того чтобы зарегистрировать документ, который регистратор имеет право обрабатывать, необходимо подготовить комплект документов, предназначенных для регистрации. К ним относятся оригиналы или заверенные копии необходимых документов.
При подаче заявления и документов в регистрирующий орган необходимо провести процедуры проверки правильности их оформления и наличия необходимых подписей и печати. При наличии ошибок или отсутствии необходимых документов заявление может быть отклонено и возвращено заявителю для внесения необходимых изменений. Помимо этого еще существует возможность осуществить приостановку регистрационных действий без возврата документов до устранения замечаний.
Важным аспектом работы регистрирующих органов является открытость и доступность для субъектов права. Возможность подачи документов и заявлений через Интернет, создание приемных центров в различных районах и муниципалитетах позволяют упростить процесс регистрации и сделать его более доступным.
Отличительной чертой удостоверительной функции электронных сделок является свидетельствование подлинности и истинности обстоятельств, отраженных в договоре. Реализаторами такой функции в гражданско-правовых отношениях выступают уполномоченные лица, наделенные специальной компетенцией.
Компетентный субъект фиксирует истинность, подлинность существования того или иного явления на основе проверки, сопоставления и осуществления иных операций с предоставленными материалами, устанавливая соответствие фактов друг другу и социальной реальности <8>. Обеспечение соответствия между фактами и реальностью является основной задачей удостоверительной практики.
--------------------------------
<8> Миловидова А.С. Функциональная характеристика юридического удостоверения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 2(26). С. 232.
Вопрос об установлении юридических фактов как способе объективизации правовой действительности имеет особое значение в нотариальной сфере. Это связано с тем, что основная функция нотариальной деятельности во многом связана с установлением юридических фактов в сфере гражданского оборота, осуществляемого в особом процессуальном порядке.
Регистрационно-удостоверительная форма фиксации фактов необходима, так как в случае рассмотрения дела в суде последний может признать обмен электронными документами надлежащими или ненадлежащими условиями заключения договора. Дополнительной гарантией и повышенной доказательственной силой обладают электронные сделки, совершенные при участии нотариусов. Обстоятельства, изложенные в нотариальном акте, не требуют дополнительного доказывания в суде, а тот факт, что нотариальные договоры в электронной форме удостоверяются двумя и более нотариусами, несущими ответственность за совершаемые нотариальные действия, дает дополнительную гарантию сторонам.
В связи с тем что электронный документооборот имеет свои особенности, можно говорить о специальном правовом режиме электронной сделки. Сложности такой сделки связаны с идентификацией сторон сделки, выявлением их подлинного волеизъявления и места определения совершения сделки, ведь она совершается, по сути дела, в глобальной сети Интернет.
Электронная сделка имеет ряд преимуществ: быстрота совершения, оперативность, сокращение сроков оформления. Недостатками электронной сделки являются: потеря, хищение или искажение электронного документа, недостаточное информационное и цифровое развитие отдаленных и сельских территорий.
Исходя из проведенного исследования предлагается:
- выделить понятие электронной формы сделки как отдельного вида сделки в п. 1 ст. 158 ГК РФ, изложив его в следующей редакции: "сделки совершаются устно, или в письменной форме (простой или нотариальной), или в электронной форме";
- разработать типовое "соглашение о порядке обмена документами между участниками электронных сделок" <9> с приложением регистрационно-удостоверительной формы фиксации фактов в электронных сделках.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части 1, 2 и статью 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Литература
1. Ефимова Л.Г. Еще раз о понятии и правовой природе электронной формы сделки / Л.Г. Ефимова // Lex russica (Русский закон). 2019. N 8(153). С. 129 - 137.
2. Жуков К.А. Проблемы правового регулирования гражданско-правовых сделок, заключенных в электронной форме / К.А. Жуков // Синергия наук. 2021. N 55. С. 47 - 66.
3. Кирсанова Е.В. Об особенностях совершения сделок в условиях электронного взаимодействия: Краткий обзор судебной практики / Е.В. Кирсанова // Правовые технологии в современной юриспруденции. Новосибирск, 2022. С. 53 - 62.
4. Миловидова А.С. Функциональная характеристика юридического удостоверения / А.С. Миловидова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 2(26). С. 231 - 234.
5. Салиев И.Р. Электронные сделки: гражданско-правовое регулирование / И.Р. Салиев // Научный Татарстан. 2010. N 1. С. 105 - 113.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.