Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКСПЕРТИЗА В УСЛОВИЯХ МОРАТОРНОГО РЕЖИМА
А.В. КОРЕПИНА
В последнее время в практике публичного управления широкое распространение получил институт моратория. Его применение обусловлено необходимостью решения задач общегосударственного значения, связанных с обеспечением и защитой прав и законных интересов участников правовых отношений.
Институт моратория (от лат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий <1>) уже давно является предметом отраслевого регулирования, выступая в качестве основания для приостановления: исполнения наказания в виде смертной казни <2>, течения срока исковой давности <3>, исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей <4>, ведения хозяйственной деятельности <5>.
--------------------------------
<1> Большой юридический энциклопедический словарь / авт. и сост. А.Б. Барихин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006. С. 366.
<2> Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1993 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.
<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<4> Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<5> Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.
Вместе с тем обзор научной литературы указывает на недостаточность теоретических исследований по данному вопросу. Имеющиеся публикации отражают в основном цивилистический подход к изучению обозначенной темы <6>. Однако и здесь отмечается проблема отсутствия теории <7>, доктрины (концепции) моратория и "ясного" правового регулирования в данном вопросе <8>.
--------------------------------
<6> Для анализа была использована база крупнейшей в России научной электронной библиотеки elibrary.ru (URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 25.12.2022)).
<7> Габов А.В. Мораторий в российском гражданском праве: природа, особенности применения и перспективы развития регулирования // Государство и право. 2022. N 4. С. 59.
<8> Габов А.В. Мораторий в российском гражданском праве: природа, особенности применения и перспективы развития регулирования (Окончание) // Государство и право. 2022. N 5. С. 64.
Зарубежные источники по данному вопросу носят более разнообразный характер. В иностранной научной литературе объектами исследований являются такие виды мораториев, как мораторий на выселение <9>, лесной мораторий <10>, мораторий на трофейную охоту <11>, мораторий на туризм <12>, мораторий в области сельскохозяйственной продукции <13>, мораторий на рыбный промысел <14>, мораторий на редактирование генов человека <15> и др.
--------------------------------
<9> Nande A., Sheen J., Walters E.L., et al. The effect of eviction moratoria on the transmission of SARS-CoV-2 // Nature Communications. 2021. 12(1). URL: https://doi.org/10.1038/s41467-021-22521-5 (дата обращения: 25.12.2022).
<10> Chen B., Kennedy C.M. & Xu B. Effective moratoria on land acquisitions reduce tropical deforestation: Evidence from Indonesia // Environmental Research Letters. 2019. 14(4). URL: https://doi.org/10.1088/1748-9326/ab051e (дата обращения: 25.12.2022); Leijten F., Sim S., King H., Verburg P.H. Local deforestation spillovers induced by forest moratoria: Evidence from Indonesia // Land Use Policy. 2021. 109. URL: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105690 (дата обращения: 25.12.2022).
<11> Mweetwa T., Christianson D., Becker M., et al. Quantifying lion (Panthera leo) demographic response following a three-year moratorium on trophy hunting // PLoS ONE. 2018. 13(5). URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0197030 (дата обращения: 25.12.2022).
<12> Inchausti-Sintes F., Voltes-Dorta A. The economic impact of the tourism moratoria in the Canary Islands 2003 - 2017 // Journal of Sustainable Tourism. 2019. 28(3). 394 - 413. URL: https://doi.org/10.1080/09669582.2019.1677677 (дата обращения: 25.12.2022).
<13> , Pereira A.S.A. de P., Calijuri M.L., Alves S. do C., Santos V.J. dos, Lorentz J.F. Brazilian Cerrado and Soy moratorium: Effects on biome preservation and consequences on grain production // Land Use Policy. 2020. 99. URL: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2020.105030 (дата обращения: 25.12.2022).
<14> Fang G., Yu H., Wang X., et al. Impact of summer moratorium on set-net fishery in Haizhou Bay, China // Journal of Oceanology and Limnology. 2021. 40(4). 1678 - 1691. URL: https://doi.org/10.1007/s00343-021-0479-1 (дата обращения: 25.12.2022).
<15> Hall R. T., De Jesús Medina Arellano M. On the ethics of a moratorium on human gene editing. Problema. Universidad Nacional Autonoma de Mexico // URL: https://doi.org/10.22201/IIJ.24487937E.2021.15.16130 (дата обращения: 25.12.2022).
Как объект административно-правового регулирования мораторий обусловлен установлением ограничений и введением запретов на реализацию органами исполнительной власти возложенных на них полномочий.
В этом аспекте термин "мораторий", к сожалению, не получил законодательного закрепления. Его регламентация в основном носит подзаконный характер. Он находит свое отражение в федеральных <16> и региональных <17> нормативных правовых актах, издаваемых органами исполнительной власти. Распространенными вариантами его использования являются ненормативные правовые документы стратегического <18> и разъяснительного содержания <19>, судебная практика <20> и заявления высших должностных лиц <21>.
--------------------------------
<16> Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" // СЗ РФ. 2020. N 15. Ч. IV. Ст. 2294.
<17> Постановление Правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы" // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 25.12.2022).
<18> Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 10.06.2016 (дата обращения: 25.12.2022); Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р "Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 28.09.2020 (дата обращения: 25.12.2022); Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 02.11.2022 (дата обращения: 25.12.2022).
<19> Письмо Минсельхоза России от 24.01.2022 N 21/90 "О моратории на проведение проверок соответствия реализуемой продукции на предмет соответствия требования Федерального закона от 27.12.2019 N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022); Информация Ростехнадзора "Разъяснения по вопросам реализации Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022).
<20> Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Российская газета. 2021. N 2; Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2021. N 4; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2022 N Ф07-16378/2022 по делу N А66-1311/2022 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022); Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1003-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Энерджи Групп" на нарушение его конституционных прав статьями 41 и 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022); Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2022 N 304-ЭС22-10973 по делу N А45-22487/2021 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022); Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2022 N 305-ЭС22-18146 по делу N А40-54205/2022 // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022).
<21> Из вступительного слова Михаила Мишустина на заседании Правительства, 24 марта 2022 г. // URL: http://government.ru (дата обращения: 25.12.2022); Из выступления Михаила Мишустина на встрече с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания 28 июня 2022 г. // URL: http://government.ru/news/45844/ (дата обращения: 25.12.2022); Из выступления заместителя Председателя Правительства - руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко в ходе правительственного часа в Совете Федерации, 19 октября 2022 г. // URL: http://government.ru/search/?q=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9&dt.tiN=02.11.2022&dtsince=7.05.2012&sort=rel&type= (дата обращения: 25.12.2022).
Мораторий в качестве административно-правовой категории можно рассматривать как особое правовое состояние, которому присущи существенные признаки административно-правового режима. К ним в самом общем виде можно отнести: специальные основание и цель применения административно-правового режима; правовой акт о введении административно-правового режима; субъекты, к которым применяется административно-правовой режим, их права и обязанности; содержание административно-правового режима, заключающееся в установлении дополнительных мер, запретов, ограничений, обязанностей для участников правовых отношений; полномочия государственных органов и должностных лиц при введении административно-правового режима, методы и формы их реализации, период действия административно-правового режима, способы обеспечения законности в рамках установленного административно-правового режима.
Основанием введения мораторного режима выступает необходимость применения особых правил административно-правового регулирования той или иной сферы государственного управления. Здесь мы согласны с учеными, которые утверждают, что установление административно-правовых режимов должно осуществляться тогда, когда "иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок, необходимое правовое состояние социального объекта" <22>, "цели общегосударственного воздействия не могут быть достигнуты в режиме обычного порядка государственного управления и текущего административно-правового регулирования" <23>.
--------------------------------
<22> Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: монография. М.: Норма, 2012. С. 37 - 38.
<23> Болтанова Е.С., Здоровцева А.А., Золотова О.А. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография. М.: Контракт; Инфра-М, 2017. С. 54.
Введение мораторных мер последних лет находится в прямой зависимости от иных административно-правовых режимов. В этой связи верным представляется суждение С.М. Зырянова о пересечении и наслаивании административно-правовых режимов, о необходимости формирования вторичных режимов на основе первичных с учетом внешних факторов (объективных условий) <24>.
--------------------------------
<24> Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. N 4 (232). С. 74.
Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // СЗ РФ. 2020. N 14 (ч. I). Ст. 2028.
В связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера закреплен целый комплекс мораторных мер: приостановление налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства и осуществления производства по делам об административных правонарушениях в этой сфере <26>; приостановление проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий субъектов экономической деятельности, возбуждения дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе контроля и надзора, а также исполнения предписаний <27>; приостановление проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий <28>; приостановление проверок главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств, в том числе являющихся государственными (муниципальными) заказчиками <29>; приостановление выдачи предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом <30> и др.
--------------------------------
<26> Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 977 "О мерах валютного контроля в условиях внешнего санкционного давления" // СЗ РФ. 2022. N 23. Ст. 3805.
<27> Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" // СЗ РФ. 2022. N 11. Ст. 1715.
<28> Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 13. Ст. 2108.
<29> Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 N 665 "Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств" // СЗ РФ. 2022. N 16. Ст. 2704.
<30> Постановление Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 35. Ст. 6081.
Целью установления мораторных мер является снятие чрезмерной административной нагрузки в отраслях и сферах государственного управления. Введение мораторного режима направлено на поддержку субъектов административно-правовых правоотношений и в целом на стимулирование их поведения и развития. Несмотря на то что мораторный административно-правовой режим предполагает введение ограничений и запретов реализации органами публичного управления возложенных на них полномочий, задачи установления данного режима обусловливают его характер и соответствующую категорию.
В административно-правовой науке в целях систематизации административно-правовых режимов проводится их классификация по различным основаниям. Мораторный режим можно отнести к категории стимулирующих режимов. В юридической литературе последнего времени подобного рода режимам уделяется особое внимание <31>. Отметим, что и в более ранних работах по данной теме не исключался дозволительный тип правового регулирования в рамках административно-правовых режимов <32>. Характерным для них является установление государством иммунитета, дополнительных прав и гарантий их реализации для невластного субъекта. В науке правовой режим стимулирования признается наиболее предпочтительным, содействующим достижению социального согласия <33>.
--------------------------------
<31> См., например: Беляева Г.С. Правовые режимы, основанные на преимуществах: к вопросу о понятии // Административное и муниципальное право. 2014. N 10 (82). С. 1073 - 1080; Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия "административно-правовой режим" // Журнал российского права. 2017. N 2 (242). С. 105 - 106.
<32> Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: монография. М.: Щит-М, 2000. С. 33.
<33> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1998. N 3 (222). С. 147.
Содержание моратория отражает его прямое отношение к категории "правовой режим", которую А.В. Малько определил как "специфический вид правового воздействия, выраженный в определенном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений" <34>. Мораторий в сфере государственного управления предполагает не только запреты и ограничения, выраженные в обязанностях должностных лиц органов исполнительной власти, но и корреспондирующие им права определенных категорий лиц (например, право ходатайствовать о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган <35>, упрощенный порядок обжалования в том числе нарушений мораторного режима <36>). При этом, как показывает нормотворческая практика, стимулирующие меры вводятся и для самих органов исполнительной власти. Примером служит освобождение контрольно-надзорных органов от представления статистической информации об осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля <37>.
--------------------------------
<34> Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 212.
<35> Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" // СЗ РФ. 2022. N 11. Ст. 1715.
<36> Постановление Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 35. Ст. 6081.
<37> Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 13. Ст. 2108.
Следует констатировать, что на сегодняшний день многие административно-правовые институты находятся в рамках мораторного режима (лицензирования, аккредитации, государственной регистрации, государственного контроля и надзора, административной ответственности, административного обжалования, государственной службы).
Под мораторный режим подпал и правовой институт экспертизы в сфере государственного управления, который реализуется через осуществление органами исполнительной власти полномочий по организации и проведению экспертиз в закрепленных за ними сферах и отраслях. С одной стороны, экспертиза как профессиональный инструмент оценки юридически значимых обстоятельств, фактов, необходимых для принятия государственно-управленческого решения, представляет собой дополнительную гарантию соблюдения интересов государства, общества и личности при осуществлении экономической или иной деятельности. С другой стороны, экспертиза в сфере государственного управления является административным барьером, преодоление которого требует от участников правовых отношений дополнительных , трудовых, финансовых затрат.
Системный анализ административно-правовых норм позволил автору статьи выделить следующие виды моратория на проведение экспертиз в сфере государственного управления.
1. Мораторий на проведение экспертиз в лицензионно-разрешительной сфере.
В сфере государственного управления процедура получения лицензий и иных разрешительных документов на многие виды деятельности обусловлена проведением экспертизы и получением положительного экспертного заключения.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 <38>, от 14.12.2021 N 2284 <39>, от 12.03.2022 N 353 <40> было продлено действие срочных лицензий и иных разрешений на отдельные виды деятельности. Получение многих из них возможно только после прохождения экспертизы. Например, несколько раз продлевалось действие государственной регистрации лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" <41> регистрационные удостоверения на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты выдаются на пять лет. По истечении данного срока выдается бессрочное регистрационное удостоверение лекарственного препарата при условии подтверждения его государственной регистрации, которое осуществляется по результатам экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата.
--------------------------------
<38> Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" // СЗ РФ. 2020. N 15. Ч. IV. Ст. 2294.
<39> Постановление Правительства РФ от 14.12.2021 N 2284 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам продления действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной деятельности в 2022 году" // СЗ РФ. 2021. N 52. Ч. I. Ст. 9139.
<40> Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" // СЗ РФ. 2022. N 12. Ст. 1839.
<41> СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.
Нередким случаем является введение прямого моратория на проведение отдельных видов государственных экспертиз. Так, до 1 июля 2020 г. без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств была возможна эксплуатация опасных производственных объектов, зданий и сооружений. Решение об этом должен был принимать руководитель эксплуатирующей организации в соответствии с порядком, установленным в этой организации. На него же возлагалась ответственность за безопасную эксплуатацию технических устройств, зданий и сооружений <42>. В 2022 г. в отношении отдельных видов государственных экспертиз федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, должны были принять соответствующие мораторные решения и при необходимости определить порядок их реализации. К такого рода экспертизам отнесены государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, государственная экологическая экспертиза и др.
--------------------------------
<42> Информация Ростехнадзора "Дополнительные разъяснения по вопросам применения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020 году" // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.12.2022).
2. Мораторий на подтверждение правового статуса экспертов и экспертных организаций.
Он связан с приостановлением аттестации и аккредитации экспертов на период введения мораторных мер. Так, в 2022 г. было продлено действие выданных физическим и юридическим лицам разрешительных документов на проведение следующих видов экспертиз: экспертизы биомедицинских клеточных продуктов, государственной историко-культурной экспертизы, аккредитационных экспертиз (например, в сфере образовательной деятельности), экспертиз в сфере осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и т.д.
3. Мораторий на подготовку отрицательных экспертных заключений.
Такой вид моратория был введен на территории Российской Федерации с 11 марта 2022 г. на основании решения заместителя Председателя Правительства РФ М.Ш. Хуснуллина в рамках антикризисной программы государственной поддержки строительной отрасли.
Совместным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 11.03.2022 N 46 был утвержден Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий <43>, который установил корректные подходы к оценке проектной документации на этапе проведения государственной экспертизы <44>. Данный локальный нормативный акт значительно упростил административную процедуру проведения государственной экспертизы проектной документации, проводимую ФАУ "Главгосэкспертиза России". Он определил требования, направленные на обеспечение оперативного взаимодействия между экспертными организациями и застройщиками в части отработки замечаний к проектной документации в рамках одной административной процедуры. Закрепление такого порядка позволило снизить финансовые затраты застройщиков на повторное оформление документов и проведение государственной экспертизы проектной документации.
--------------------------------
<43> Приказ ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 11.03.2022 N 46 "О Временном порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ "Главгосэкспертиза России" в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" // Вестник ценообразования и сметного нормирования. 2022. N 3.
<44> Разъяснения положений Временного порядка проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Главгосэкспертизе России (утвержден Приказом Учреждения от 11.03.2022 N 46) // Вестник ценообразования и сметного нормирования. 2022. N 4.
4. Мораторий на проведение экспертиз в сфере государственного контроля и надзора.
Данный вид моратория связан с реализацией мер по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <45> в ходе проведения документарной и выездной проверок могут совершаться все виды контрольно-надзорных действий, в том числе и экспертиза. Введение моратория на плановые проверки автоматически повлекло за собой и мораторий на проведение экспертиз.
--------------------------------
<45> СЗ РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5007.
На первых этапах введения данного вида моратория запрет на проведение плановых проверок (и соответственно, экспертиз) коснулся только субъектов малого предпринимательства (с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. <46>, с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. <47>), а позднее - и субъектов среднего предпринимательства (с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. <48>). В 2022 г. по решению уполномоченных органов исполнительной власти временно не проводятся документарная и выездная оценка соответствия обязательным требованиям при предоставлении разрешения, переоформлении разрешения, внесении изменений в реестр разрешений, продлении срока действия разрешения, подтверждении соответствия обязательным требованиям, в том числе периодическом подтверждении соответствия, подтверждении компетентности, оказании иных государственных и муниципальных услуг в сфере разрешительной деятельности <49>.
--------------------------------
<46> Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2015. N 29. Ч. I. Ст. 4372.
<47> Федеральный закон от 25.12.2018 N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" // СЗ РФ. 2018. N 53. Ч. I. Ст. 8406.
<48> Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // СЗ РФ. 2020. N 14. Ч. I. Ст. 2028.
<49> Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" // СЗ РФ. 2022. N 12. Ст. 1839.
5. Мораторий на участие экспертов в решении кадровых вопросов на государственной гражданской службе.
Федеральным законом от 04.11.2022 N 424-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <50> закреплено право представителя нанимателя в 2022 и 2023 гг. не проводить конкурс при назначении на должности, относящиеся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
--------------------------------
<50> СЗ РФ. 2022. N 45. Ст. 7669.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы со стороны не только представителя нанимателя и уполномоченных им гражданских служащих, но и независимых экспертов - представителей научных, образовательных и других организаций, являющихся специалистами по вопросам государственной службы. Участие независимых экспертов является гарантией соблюдения конституционного принципа равного доступа к государственной службе и демократичности конкурсной процедуры. К сожалению, ни в пояснительной записке к проекту федерального закона, ни в заключениях профильных комитетов палат Федерального Собрания РФ цели установления такого рода моратория не указаны. Мораторий начал действовать с 15 ноября 2022 г.
Таким образом, на сегодня принято огромное количество нормативных правовых актов различной юридической силы с мораторным содержанием. Можно констатировать формирование нового административно-правового режима в системе административного права, объединяющего правовые нормы срочного характера со специфическим содержанием и требующего научного осмысления. Многие базовые административно-правовые институты, в том числе и экспертиза, реализуются в рамках мораторных мер. Их важность обусловлена взаимодействием органов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами. В этой связи при установлении мораторных мер необходимым видится осмысление цели установления моратория в той или иной сфере и определение задач, решение которых позволит обеспечить главное в рамках административно-правового регулирования - баланс публичных и частных интересов.
Библиография
1. Беляева Г.С. Правовые режимы, основанные на преимуществах: к вопросу о понятии // Административное и муниципальное право. 2014. N 10 (82). С. 1073 - 1080.
2. Болтанова Е.С., Здоровцева А.А., Золотова О.А. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография. М.: Контракт; Инфра-М, 2017. 528 с.
3. Большой юридический энциклопедический словарь / авт. и сост. А.Б. Барихин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006. 792 с.
4. Габов А.В. Мораторий в российском гражданском праве: природа, особенности применения и перспективы развития регулирования // Государство и право. 2022. N 4. С. 56 - 78.
5. Габов А.В. Мораторий в российском гражданском праве: природа, особенности применения и перспективы развития регулирования (Окончание) // Государство и право. 2022. N 5. С. 55 - 67.
6. Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. N 4 (232). С. 72 - 81.
7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1998. N 3 (222). С. 134 - 147.
8. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 248 с.
9. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия "Административно-правовой режим" // Журнал российского права. 2017. N 2 (242). С. 105 - 106.
10. Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: монография. М.: Норма, 2012. 368 с.
11. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: монография. М.: Щит-М, 2000. 263 с.
12. Chen B., Kennedy C.M., Xu B. Effective moratoria on land acquisitions reduce tropical deforestation: Evidence from Indonesia // Environmental Research Letters. 2019. 14(4). URL: https://doi.org/10.1088/1748-9326/ab051e (дата обращения: 25.12.2022).
13. Fang G., Yu H., Wang X., et al. Impact of summer moratorium on set-net fishery in Haizhou Bay, China // Journal of Oceanology and Limnology. 2021. 40(4). P. 1678 - 1691. URL: https://doi.org/10.1007/s00343-021-0479-1 (дата обращения: 25.12.2022).
14. Hall R. T., De Jesús Medina Arellano M. On the ethics of a moratorium on human gene editing. Problema. Universidad Nacional Autonoma de Mexico // URL: https://doi.org/10.22201/IIJ.24487937E.2021.15.16130 (дата обращения: 25.12.2022).
15. Inchausti-Sintes F., Voltes-Dorta A. The economic impact of the tourism moratoria in the Canary Islands 2003 - 2017 // Journal of Sustainable Tourism. 2019. 28(3). P. 394 - 413. URL: https://doi.org/10.1080/09669582.2019.1677677 (дата обращения: 25.12.2022).
16. Leijten F., Sim S., King H., Verburg P.H. Local deforestation spillovers induced by forest moratoria: Evidence from Indonesia // Land Use Policy. 2121. 109. URL: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105690 (дата обращения: 25.12.2022).
17. , Pereira A.S.A. de P., Calijuri M.L., Alves S. do C., Santos V.J. dos, Lorentz J.F. Brazilian Cerrado and Soy moratorium: Effects on biome preservation and consequences on grain production // Land Use Policy. 2020. 99. URL: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2020.105030 (дата обращения: 25.12.2022).
18. Mweetwa T., Christianson D., Becker M., et al. Quantifying lion (Panthera leo) demographic response following a three-year moratorium on trophy hunting // PLoS ONE. 2018. 13(5). URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0197030 (дата обращения: 25.12.2022).
19. Nande A., Sheen J., Walters E.L., et al. The effect of eviction moratoria on the transmission of SARS-CoV-2 // Nature Communications. 2021. 12(1). URL: https://doi.org/10.1038/s41467-021-22521-5 (дата обращения: 25.12.2022).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.