Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АУКЦИОННЫЙ РОБОТ: РАСШИРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЛИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ?
А.А. ЗВОНОВА
Введение в проблему исследования (Introduction)
Достоинства электронных торгов очевидны и неоспоримы. Участник торгов в электронной форме экономит время, может работать из любой точки мира и совмещать участие в торгах с другим видом деятельности. О.А. Беляева утверждает, что со временем не останется таких сфер, где проведение торгов в электронной форме было бы невозможным. Удаленный доступ к торгам позволяет расширить круг потенциальных участников, увеличить конкуренцию. Не исключено, что через некоторое время мы не встретим очных конкурентных процедур в реальной жизни.
Большие возможности участникам электронных торгов дает использование аукционных роботов. Известна точка зрения Д.А. Петрова, который указывает, что с помощью аукционных роботов, помимо облегчения работы на электронных торговых площадках (ЭТП), достигается минимизация риска ошибочных действий вследствие человеческого фактора.
С другой стороны, в последнее время значительно увеличились реализации схем недобросовестного поведения на торгах посредством использования аукционных роботов. Наиболее распространенным и серьезным нарушением являются цифровые сговоры, они приводят к масштабным отрицательным последствиям. Проблема цифровых сговоров исследовалась А.П. Тенишевым, А.В. Тесленко, О.А. Городовым и М.А. Егоровой.
Борьба с цифровыми сговорами на торгах является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы России. В России разработаны механизмы, позволяющие частично выявлять и пресекать недобросовестные цифровые действия в ходе закупок, но они не охватывают всего спектра нарушений, наблюдаемых в сфере электронных торгов.
Концептологические основания исследования (Theoretical framework)
Один из диалектических законов Г. Гегеля гласит: "Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью". Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. Отправной точкой исследования следует считать анализ плюсов и минусов внедрения достижений технического прогресса в сферу конкурентных процедур заключения договоров.
В целом электронные торги и аукционные роботы однозначно расширяют возможности участников конкурентных процедур, считаются положительным явлением. Существенным минусом рассматриваемых явлений стала реализация с их помощью схем недобросовестного поведения на торгах. Тем не менее не стоит сразу давать негативную оценку применяемым в сфере торгов результатам технического прогресса. Императивный запрет на использование достижений науки и техники не избавит от недобросовестности как проявления отрицательных черт человеческой природы.
Большую роль в исследовании играет социальная философия М. Вебера, в соответствии с которой прежде всего необходимо изучать поведение и деятельность людей, их взаимоотношения. Представляется, что первопричина негативных последствий от использования аукционных роботов на торгах - не процесс цифровизации, а недобросовестные цели и мотивы непосредственно самих субъектов конкурентных процедур.
Рассмотрены основные схемы реализации недобросовестного поведения на торгах с использованием специальных технических средств, проанализированы существующие способы их предотвращения. Обозначены проблемы в сфере электронных торгов, и намечены направления для дальнейших научных исследований.
Постановка проблемы (Statement)
Для процесса цифровизации в сфере конкурентных процедур важно понимание и осмысление использования достижений технического прогресса, в частности аукционных роботов, как положительного или отрицательного явления. С практической точки зрения проблема выражается в выявлении возможных способов использования специальных технических средств на торгах в недобросовестных целях и методов пресечения такого поведения.
Методология (Methods)
В ходе научного исследования использованы диалектический, логический, функциональный, статистический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Обсуждение (Discussion)
Технический прогресс не стоит на месте и достаточно длительное время достижения науки и техники используются в сфере организации и проведения конкурентных процедур. По объективным причинам использование специальных технических средств возможно только при проведении торгов в электронной форме (электронных торгов).
Электронные торги как расширение возможностей участников конкурентных процедур. К.А. Поляков объясняет электронные торги как программные и технологические решения для автоматизации процедур электронных аукционов и других видов конкурентных закупок, а также указывает, что наиболее распространенной и удобной в использовании формой применения систем электронной торговли являются электронные торговые площадки <1>.
--------------------------------
<1> Поляков К.А. Методы оценки аппаратурной надежности и защиты коммерческой информации электронной торговой площадки в телекоммуникационных сетях: Дис. ... канд. техн. наук. М., 2014. С. 18.
Можно выделить ЭТП, которые прошли государственную аккредитацию и предназначены для проведения на них торгов государственными структурами и органами. Также существуют и не аккредитованные государством ЭТП, рассчитанные на размещение заказов любых коммерческих компаний.
Следует отметить, что в большинстве случаев определен перечень возможных к применению ЭТП. Например, перечень отобранных операторов электронных площадок в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд состоит из восьми ЭТП, среди которых АО "Сбербанк-АСТ", "РТС-тендер" и др. <2>
--------------------------------
<2> Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/etp/search/results.html (дата обращения: 23.11.2022).
В сфере банкротства список доступных ЭТП намного шире, его можно найти на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) <3>. Возможны пересечения разных сфер торгов в рамках функционала одной ЭТП. Так, торги по банкротству могут проводиться в том числе на площадке АО "Сбербанк-АСТ", специализирующейся на государственных и муниципальных закупках.
--------------------------------
<3> Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: https://old.bankrot.fedresurs.ru/TradePlaceList.aspx?ysclid=lath1djcmi864869625&attempt=1 (дата обращения: 23.11.2022).
Ранее упоминалось, что ЭТП являются наиболее удобной в эксплуатации формой применения систем электронной торговли. В свою очередь, наиболее распространенным видом конкурентной процедуры в электронной форме является электронный аукцион. Более того, в настоящее время все открытые отечественные аукционы по государственным и муниципальным закупкам проводятся только в электронной форме. В электронной форме проходят и торги по банкротству, наиболее применяемым способом здесь вновь следует назвать аукцион.
О.А. Беляева, предрекая электронным торгам большое будущее, пишет, что со временем не останется таких сфер, где бы проведение торгов в подобной форме было бы невозможным, так как сущность торгов от изменения их формы в данном случае не меняется. При этом она отмечает необходимость значительного совершенствования правового регулирования в данной сфере <4>.
--------------------------------
<4> Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 29.
Безусловно, достоинства электронных торгов очевидны и неоспоримы. Участник торгов в электронной форме экономит время, может работать из любой точки мира и совмещать участие в торгах с другим видом деятельности. В первое время использования электронной формы торгов в научной литературе отмечалось усложнение доступа заинтересованных лиц к участию в подобной процедуре в связи с необходимостью оформления электронной цифровой подписи (ЭЦП) <5>.
--------------------------------
<5> Андреева Л.В. Аукцион в электронной форме: новые правила и новые проблемы // Хозяйство и право. 2009. N 11. С. 34.
Сейчас, в век информационных технологий, с уверенностью можно сказать, что получение ЭЦП является необходимостью, которая продиктована соображениями безопасности и защиты персональных данных. Сам процесс ее оформления в настоящее время максимально доступен рядовому гражданину и занимает минимальное количество времени. Однако без затрат времени и средств на ЭЦП не получишь и выгоды при участии в электронных торгах.
Аукционные роботы как расширение возможностей участников конкурентных процедур. Общеизвестно, что человек быстро привыкает к хорошему, хочется успеть абсолютно все вопреки условиям, в которых проводятся электронные торги. Например, процедура проходит в ночное время (возможно, из-за разницы часовых поясов), в одно и то же время проводятся несколько интересных для конкретного лица процедур, время или дата процедуры является неудобной для конкретного лица в силу определенных обстоятельств. В помощь участникам аукциона в подобных ситуациях созданы так называемые аукционные роботы.
Аукционный робот - это бот-программа, которая позволяет принимать участие в электронном аукционе по заданному алгоритму без непосредственного присутствия пользователя на ЭТП. Аукционные роботы бывают встроенные в ЭТП и сторонние.
Встроенные в ЭТП аукционные роботы достаточно примитивны по функционалу, так как только автоматически подают ценовое предложение до достижения установленного пользователем предела, да и работают только на той ЭТП, в которую встроены. ЭТП, на которых существуют встроенные аукционные роботы, немного: "Сбербанк-АСТ" и "РТС-тендер".
Работа аукционного робота - оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" регулируется Регламентом организации и проведения электронных аукционов, а также Инструкцией по активации/деактивации аукционного робота. Заявитель имеет возможность предоставить площадке АО "Сбербанк АСТ" право автоматически выставлять ценовые предложения во время участия в аукционе, при этом параметры робота скрыты до начала аукциона и недоступны для просмотра и редактирования <6>.
--------------------------------
<6> Инструкция по активации/деактивации аукционного робота // URL: https://www.sberbank-ast.ru/Docs/faq/Инструкция_по_запуску-отключению_аукционного_робота.pdf (дата обращения: 25.11.2022).
ЭТП "РТС-тендер" предусматривает участие в аукционе в режиме автоторга <7>. На всех остальных площадках аукционный робот по умолчанию не предусмотрен.
--------------------------------
<7> Электронная площадка России "РТС-тендер". URL: https://help.rts-tender.ru/articles/list?id=943&ysclid=lav0z9vu73384543099 (дата обращения: 25.11.2022).
Сторонние программные продукты могут выполнять большее количество функций, чем стандартные, встроенные в ЭТП. При этом зачастую такие функции являются далеко не самыми честными с этической точки зрения. На сегодняшний день на отечественном рынке популярны лишь два предложения: аукционный робот AuSe и программный продукт от WIN IT, при этом они совместимы не с любой ЭТП <8>.
--------------------------------
<8> URL: https://goszakaz.tv/video/details/317?ysclid=lateou5vxg211814598 (дата обращения: 25.11.2022).
В целом использование аукционных роботов дает возможность пользователю экономить время, участвуя в нескольких процедурах одновременно. Д.А. Петров считает, что использование роботов в значительной степени облегчает работу на ЭТП и минимизирует риски ошибочных действий вследствие так называемого человеческого фактора <9>.
--------------------------------
<9> Петров Д.А. "Роботизация" на торгах в эпоху цифровой экономики: бизнес-процесс или способ обхода закона? // Гражданское право. 2018. N 5. С. 15.
Аукционный робот в качестве инструмента "мягкого подталкивания" рассматривает Д.А. Чваненко, который пишет, что подобного рода механизм призван минимизировать риск подачи неадекватного ценового предложения участником закупки, который просто впал в азарт во время аукциона <10>. Одновременно он поднимает вопрос о соответствии "соревнований роботов" сути торгов. Полагаем, что встроенные в ЭТП аукционные роботы с учетом их тривиальности и ограниченного функционала не смогут поддержать конкуренцию на достойном уровне.
--------------------------------
<10> Чваненко Д.А. Неумышленные ошибки в сфере государственных и муниципальных закупок и способы борьбы с ними. // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2022. N 3. С. 35.
Однако сторонние бот-программы со множеством различных опций способны обеспечить эффект реального присутствия участника торгов. Другой вопрос, что при повсеместном использовании бот-программ для участия в конкурентной процедуре необходимо будет, помимо электронной подписи, обзавестись еще и личным ИТ-специалистом.
В качестве минусов аукционного робота для лица, которое его использует, можно назвать нестабильную работу, отсутствие способности реагировать на нестандартные ситуации, возможность сбоя или поломки прямо во время торга, а также недоступность на многих ЭТП. Огромным минусом аукционного робота для иных лиц является возможность его использования участником для нечестной игры.
Реализация схем недобросовестного поведения на торгах посредством использования аукционных роботов. По мнению О.А. Беляевой, предпосылкой появления электронных аукционов стала борьба со сговорами на торгах <11>. Однако сейчас технические средства позволяют реализовывать схемы сговоров и на электронных торгах, обходя требования закона.
--------------------------------
<11> Беляева О.А. Электронные аукционы по размещению государственных заказов: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 17.
О.А. Городов и М.А. Егорова отмечают, что за последние годы наблюдается возрастание количества нарушений конкурентной среды и возникновения недобросовестной конкуренции, такие нарушения проявляются в виде так называемых цифровых картелей <12>.
--------------------------------
<12> Городов О.А., Егорова М.А. Нормативное регулирование на цифровых рынках как средство защиты национальных интересов // Право и цифровая экономика. 2019. N 1. С. 9.
А.П. Тенишев в интервью ФАС РФ отмечает, что аукционные роботы являются, к сожалению, эффективным инструментом реализации антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цены на торгах. Кроме того, распространены программы, которые с самого начала "заточены" под нарушения <13>.
--------------------------------
<13> ФАС в СМИ: Интервью с Андреем Тенишевым. Картели: итоги работы ФАС России за 2017 год и планы на 2018 год // URL: https://fas.gov.ru/publications/14754?ysclid=lav2ttafka539379559 (дата обращения: 25.11.2022).
Верховный Суд РФ указывает, что недобросовестность в поведении участника торгов может выражаться не только в наличии доказанного сговора с их организатором или оператором торговой площадки либо в использовании специальных технических средств, но также и иным образом <14>. Полагаем, что под использованием специальных технических средств подразумевается как раз недобросовестное использование сторонних бот-программ.
--------------------------------
<14> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (ред. от 26.12.2018) // URL: https://www.vsrf.ru/documents/practice/27317/ (дата обращения: 25.05.2022).
Квалифицируя использование специальных технических средств на торгах как разновидность недобросовестного поведения их участников, следует обратить внимание на формальное соответствие закону подобного поведения. Отечественное законодательство о торгах не содержит запрета на применение специальных технических средств.
Исследуя проблему использования легальных аукционных роботов в целях реализации антиконкурентного соглашения, А.П. Тенишев и А.В. Тесленко резюмируют, что подобные специальные технические инструменты следует рассматривать в качестве средства совершения правонарушения (преступления) <15>.
--------------------------------
<15> Тенишев А.П., Тесленко А.В. Уголовно-правовая охрана конкуренции в условиях развития цифровых технологий // Закон. 2019. N 6. С. 127.
Для наиболее четкого понимания проблемы обратимся к примерам из антимонопольной практики.
В одном из дел по результатам анализа имеющихся материалов Краснодарским УФАС России были установлены признаки использования специальных программ для реализации в ходе торгов стратегии сговора на торгах "таран" <16>. В ходе аукциона использовался продукт, запрограммированный на автоматическое повышение цены каждые пять секунд, что фактически ограничило возможность иных участников торгов подавать свои предложения о цене. Основанием для доказывания стратегии сговора между лицом, сделавшим около 127 шагов подряд, и лицом, ставшим победителем торгов, послужил факт их входа и выхода на ЭТП с одинаковых IP-адресов.
--------------------------------
<16> Решение Краснодарского УФАС России от 28.10.2019 по делу N 124/2019 // URL: https://docs.cntd.ru/document/564063865?ysclid=lauuwidf6d265171017 (дата обращения: 24.11.2022).
Подобный вывод о способствовании бот-программ реализации недобросовестного поведения в виде увеличения частоты подачи ценовых предложений и уменьшения временного интервала между их подачей делает и Орловское УФАС России: участником торгов подано более 49 ценовых предложений за период, равный 50 секундам <17>.
--------------------------------
<17> Решение Орловского УФАС России от 15.02.2017 по делу N 046-17/03АЗЖ // URL: https://orel.fas.gov.ru/taxonomy/term/11 (дата обращения: 25.05.2022).
По мнению экспертов, подобные действия (превышение интенсивности запросов, установленных регламентом электронных торговых площадок, создание паразитной нагрузки на электронные торговые площадки и т.д.) равноценны осуществлению DDOS-атаки, когда в результате воздействия может нарушиться доступность электронной торговой площадки <18>.
--------------------------------
<18> Противодействие картелям: усиление уголовной ответственности и другие нормативно-правовые изменения антимонопольного законодательства в 2020 году (интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
Реализация антиконкурентного соглашения на электронных торгах возможна не только с применением сторонних бот-программ. Сразу оговоримся, что подача большого количества предложений за небольшой промежуток времени по типу DDOS-атаки на встроенных аукционных роботах невозможна, так как штатный робот ЭТП запрограммирован на подачу ценового предложения один раз в две минуты. Доказательственная база в случае сговора с применением встроенной бот-программы иная.
Так, УФАС по Республике Коми признал участников электронного аукциона виновными в заключении и реализации антиконкурентного соглашения посредством использования аукционного робота, функционирующего на ЭТП АО "Сбербанк-АСТ". На наличие сговора между участниками указывало выявление двух одинаково запрограммированных аукционных роботов и отсутствие соперничества между участниками без объективных причин (последнее предложение было подано участником вручную).
Участники аукциона не имеют возможности получать информацию о настройках аукционных роботов других участников. Следовательно, построение тактики на основе данных о настройках робота другого участника возможно лишь в случае предварительной договоренности между ними <19>.
--------------------------------
<19> Постановление УФАС по Республике Коми о назначении административного наказания от 01.07.2019 по делу N 011/04/14.32-329/2019 об административном правонарушении // URL: https://br.fas.gov.ru/to/komi-ufas-rossii/6471fa75-1ea4-4a26-87c8-38c3e9fc3933/?query=аукционный%20робот (дата обращения: 25.11.2022).
Аналогичное нарушение усматривается и в действиях участников электронных торгов по материалам дела N 1-11-166/00-22-17. Несмотря на наличие конкурентной борьбы между участниками, антимонопольный орган сделал вывод о сговоре между ними, так как электронные роботы обоих участников были настроены на подачу минимальных ценовых предложений, подача заявок на участие в аукционе и создание роботов осуществлялись с использованием одного IP-адреса, свойства файлов с первыми частями заявок, поданных обоими субъектами для участия в аукционе, идентичны <20>. По признаку тождественности заданных аукционному роботу электронных параметров выявляют сговоры и с использованием штатного сервиса торговой площадки "РТС-тендер" "Автоторги" <21>.
--------------------------------
<20> Решение Управления по борьбе с картелями от 27.04.2018 N АЦ/30960/18; решение по делу N 1-11-166/00-22-17 // URL: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-po-borbe-s-kartelyami/ats-30960-18/?query=аукционный%20робот (дата обращения: 25.11.2022).
<21> Решение Алтайского республиканского УФАС России от 30.05.2022 N 004/01/11-484/2021 // URL: https://br.fas.gov.ru/to/altayskoe-respublikanskoe-ufas-rossii/3c68d8fa-58bd-4676-8dec-fbaf831e581e/ (дата обращения: 25.11.2022).
Таким образом, целью создания аукционных роботов являлось обеспечение максимального удобства при участии в электронных торгах. Комфорт, продуманные до мелочей нюансы процедуры обеспечивают привлечение большего количества желающих участвовать в конкурентных процедурах, здоровую конкуренцию. Само по себе использование бот-программ не является нарушением и не может рассматриваться как разновидность недобросовестного поведения.
Однако сейчас аукционные роботы все чаще становятся инструментом в руках недобросовестных участников торгов для достижения противоправных целей. Необходимы поиск и устранение причин "заболевания", а не маскировка его "симптомов".
Существующие способы пресечения использования аукционных роботов в недобросовестных целях. Остро стоит вопрос борьбы с недобросовестными пользователями аукционов и одновременным обеспечением интересов добросовестных участников конкурентных процедур. Недобросовестные действия участников конкурентных процедур с использованием бот-программ частично могут пресекаться путем установления на ЭТП технических и (или) программных средств защиты/борьбы с применением технических средств.
Например, автоматизированный компьютерный тест САРТСНА позволяет различать роботов и людей. Данный тест не допускает роботов на ЭТП в принципе. Использование подобных механизмов для полного запрета использования роботов на ЭТП является существенным нарушением прав и ограничением возможностей участников конкурентных процедур, действующих добросовестно.
Возможное деление ЭТП на допускающие использование специальных технических средств и не допускающие их, а также свободный выбор участника и организатора на основании их позиции соответствующей ЭТП не решит проблему. Усматривается явное нарушение равенства условий.
Например, участник, часто использующий робота в электронных аукционах, не сможет участвовать в торгах на ЭТП, политика которой отрицает использование бот-программ. Или ему придется отступать от привычной ему формы участия и не использовать робота. Налицо аналогичное ограничение возможностей добросовестных участников. Хотя сегодня в сфере электронных торгов складывается подобная ситуация: встроенных роботов минимальное количество, а сторонние программы допускают далеко не все ЭТП.
Д.А. Петров обращает внимание, что использование робота дает пользователю определенные преимущества, что вынуждает всех остальных участников прибегать к роботам <22>. Это, по его мнению, конфликтует с принципом обеспечения конкуренции, создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками (ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
--------------------------------
<22> Петров Д.А. Указ. соч. С. 15.
Полагаем, что в данном случае равенство условий для участников в случае использования роботов не нарушено, так как возможность их использования в рамках одной электронной торговой площадки предоставлена всем, решение о реализации такой возможности остается за самим участником конкурентной процедуры.
Одним из весомых аргументов в пользу цифровизации конкурентных процедур следует назвать упрощение работы антимонопольных служб по выявлению картелей. Каждый шаг роботов, запрограммированный участниками сговора, оставляет следы в цифровой среде, которые дополняют другие доказательства в делах о картелях <23>.
--------------------------------
<23> Егоров М.О., Давиденко А.В., Ахматов Х.А. Проблемы электронной картелизации в сфере государственных закупок // Проблемы экономики, финансов и управления производством: Сборник научных трудов вузов России. 2019. N 45. С. 36.
Так, в 2018 г. ФАС России анонсировала запуск программного обеспечения на основе технологии блокчейн, которое в автоматическом режиме будет выявлять и доказывать картели, - веб-сервиса "Большой цифровой кот" <24>.
--------------------------------
<24> ФАС создает веб-сервис "Большой цифровой кот". 18.10.2018 // URL: https://fas.gov.ru/news/26154?ysclid=law762c5tw244084866 (дата обращения: 25.11.2022).
Целями автоматизированной программы "Большой цифровой кот" стали снижение уровня латентности антиконкурентных соглашений, повышение прозрачности конкурентных процедур и рост относительной экономии бюджетных средств. В научной литературе отмечаются следующие плюсы использования данной программы: отсутствие человеческого фактора, непрерывный мониторинг следов цифрового сговора, работа в режиме онлайн, минимальный процент ошибок.
"Большой цифровой кот" анализирует в среднем 14 свидетельствующих о возможном сговоре поведенческих признаков, в том числе совпадение IP-адресов, аффилированность участников, поддержание начальной максимальной цены (таран), групповое участие в конкурентных процедурах более определенного числа процентов, повторное участие в цифровом сговоре <25>.
--------------------------------
<25> Ахматов Х.А., Егоров М.О., Давиденко А.В. Цифровое противодействие электронному картелированию в сфере государственных закупок // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2019. N 4. С. 96.
Из минусов можно выделить контроль за возможными сбоями и их устранение, а также высокую стоимость реализации проекта.
Согласно информации ФАС России к 2023 г. планируется запуск модернизированной версии "Большого цифрового кота", а именно аналитической информационной системы (АИС) "Антикартель". По замыслу ведомства, платформа будет использовать технологии больших данных и искусственного интеллекта, чтобы автоматически искать картельные сговоры на рынках <26>.
--------------------------------
<26> ФАС в СМИ: за картелями присмотрит искусственный интеллект. 31.05.2021 // URL: https://fas.gov.ru/publications/22945?ysclid=law75kp6d3846893869 (дата обращения: 25.11.2022).
Подобные сервисы внедряются в компаниях с 2012 г., существуют аналогичные системы и за рубежом. Как мы понимаем, до полноценного функционирования АИС "Антикартель" должно пройти еще много времени.
Важно, что АИС "Антикартель" будет работать только в сфере закупок, иные виды торгов система мониторить не будет.
Более того, все меры нацелены только на выявление недобросовестного поведения с использованием специальных технических средств в виде цифрового сговора. Использование аукционного робота для реализации недобросовестного поведения в виде, например, подачи ценового предложения несколько раз подряд никем не отслеживается и не контролируется.
Заключение (Conclusion/Results)
В качестве основного вывода следует отметить, что само по себе применение специальных технических средств в ходе проведения торгов их участниками не является нарушением каких-либо правил. Не следует вешать ярлыки, зло в самой роботизации искать не стоит <27>. Более того, возможность использования электронных роботов - большой шаг в техническом прогрессе и информационных технологиях для обеспечения интересов субъектов гражданских правоотношений.
--------------------------------
<27> В научной литературе справедливо отмечается, что цифровизация сама по себе не является способом искоренения возможных нарушений и злоупотреблений, напротив, цифровизация - это катализатор новых способов злоупотреблений. См.: Беляева О.А. Условия цифровой модернизации публичных закупок // Проблемы гармонизации экономических отношений и права в цифровой экономике: Монография / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М., 2020. С. 39.
Проблемой является недобросовестное использование достижений информационных технологий в сфере конкурентных процедур. Количество таких правонарушений, как цифровые сговоры и DDOS-атаки на ЭТП неуклонно растет. Подобные действия совершаются непосредственно с использованием специального программного обеспечения, которое может быть как легальным, так и нелегальным.
ФАС России предлагаются частичные решения обозначенной проблемы, позволяющие выявлять и пресекать недобросовестные цифровые действия в ходе закупок, но они не охватывают всего спектра нарушений, наблюдаемых в сфере электронных торгов. Правовое регулирование сегмента электронных торгов и использования аукционных роботов в частности является слабой стороной отечественного законодательства. Проблема требует решения, необходимо дальнейшее изучение предложений со стороны юридического и научного сообществ.
Дополнительно акцентируем внимание на том, что внедрение аукционного робота повлекло за собой проблему наделения правами искусственного интеллекта в сфере конкурентных процедур.
Недобросовестные участники рынка предпринимают попытки переложить ответственность за свои действия на робота, который, "обладая искусственным интеллектом, нейросетями", "самостоятельно нарушил требования антимонопольного законодательства" <28>.
--------------------------------
<28> Петров Д.А. Указ. соч. С. 13.
Библиография
1. Андреева Л.В. Аукцион в электронной форме: новые правила и новые проблемы // Хозяйство и право. 2009. N 11(394). С. 26 - 34.
2. Ахматов Х.А., Егоров М.О., Давиденко А.В. Цифровое противодействие электронному картелированию в сфере государственных закупок // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2019. N 4. С. 92 - 97.
3. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 53 с.
4. Беляева О.А. Условия цифровой модернизации публичных закупок // Проблемы гармонизации экономических отношений и права в цифровой экономике: Монография / Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М., 2020. 280 с.
5. Беляева О.А. Электронные аукционы по размещению государственных заказов: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2011. N 7(175). С. 17 - 23.
6. Городов О.А., Егорова М.А. Нормативное регулирование на цифровых рынках как средство защиты национальных интересов // Право и цифровая экономика. 2019. N 1. С. 5 - 11.
7. Егоров М.О., Давиденко А.В., Ахматов Х.А. Проблемы электронной картелизации в сфере государственных закупок // Проблемы экономики, финансов и управления производством: Сборник научных трудов вузов России. 2019. N 45. С. 34 - 38.
8. Петров Д.А. "Роботизация" на торгах в эпоху цифровой экономики: бизнес-процесс или способ обхода закона? // Гражданское право. 2018. N 5. С. 12 - 15.
9. Поляков К.А. Методы оценки аппаратурной надежности и защиты коммерческой информации электронной торговой площадки в телекоммуникационных сетях: Дис. ... канд. техн. наук. М., 2014. 132 с.
10. Тенишев А.П., Тесленко А.В. Уголовно-правовая охрана конкуренции в условиях развития цифровых технологий // Закон. 2019. N 6. С. 124 - 131.
11. Чваненко Д.А. Неумышленные ошибки в сфере государственных и муниципальных закупок и способы борьбы с ними // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2022. N 3. С. 34 - 36.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.