Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О СМЕНЕ УЧРЕДИТЕЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИИ ДОСТОВЕРНОЙ И НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И.В. КОТОВ
Необходимость смены учредителей некоммерческих организаций возникает в ряде случаев, которые порой связаны не только и не столько с решением самих учредителей названных организаций отказаться от своих корпоративных прав в связи с отсутствием у них интереса к деятельности названной организации. Так, мотивом для принятия подобного решения может стать факт их взаимосвязи с государственной службой. Как известно, ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" <1> вводятся требования о несовместимости управленческой деятельности в коммерческой и некоммерческой организации со статусом государственного служащего (исключения из этого правила имеются, но, как правило, они связаны с возможностью участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией и получением разрешения соответствующего государственного органа в порядке, установленном нормативным правовым актом). И хотя в юридической литературе относительно приведенного законодательного требования высказывается отрицательная оценка, суть которой в том, что "такого рода исключения существенно деформируют правовой статус государственных и муниципальных должностных лиц" <2>, тем не менее в законодательстве данное правило остается неизменным на протяжении многих лет. При этом необходимость отказа от статуса учредителя некоммерческой организации связана порой с тем, что законодатель основывается применительно к отдельным организационно-правовым формам некоммерческих организаций на понятии учредителя как лица, которое управляет деятельностью некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации <3>, далее - ГК РФ).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О государственной гражданской службе" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Трофимова Г.А. Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 1(122). С. 41.
<3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Следует обратить внимание, что в целом управление деятельностью юридического лица отнюдь не всегда связано только со статусом учредителя и/или члена корпорации. Как справедливо отмечает В.Л. Слесарев, законодатель предусмотрел возможность участия в управлении корпорации третьих лиц: такая возможность предусмотрена в отношении хозяйственного партнерства, когда порядок корпоративного управления может быть определен соглашением об управлении партнерством лицами, не являющимися его участниками <4>.
--------------------------------
<4> Слесарев В.Л. Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, как предмет гражданско-правового регулирования (часть 2) // Legal Bulletin (юридический бюллетень). 2021. Т. 6. N 4. С. 47.
Так или иначе, сказанное свидетельствует о том, что на практике не исключены ситуации, когда требуется решить вопрос о смене учредителя некоммерческой организации и внести соответствующие сведения (изменения) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), обладающий признаком публичной достоверности.
Смена учредителя некоммерческой корпорации допускается действующим законодательством РФ на основании добровольного волеизъявления лица, входящего в состав учредителей, что следует, например, из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <5> (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в котором устанавливается правило о выходе из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Указанное правило порождает ряд проблемных вопросов.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС "КонсультантПлюс".
1. Насколько верно употреблять термин "учредитель" в данной норме? Дело в том, что традиционно в юридической науке проводят разграничение таких понятий, как учредитель, участник и член организации, и под учредителем понимают тех лиц, которые создали данную организацию и на этом их миссия закончена, в дальнейшем они становятся членами и участниками такой организации. С.Д. Могилевский применительно к автономным некоммерческим организациям справедливо отмечает, что "круг учредителей формируется при учреждении автономной некоммерческой организации и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен" <6>.
--------------------------------
<6> Могилевский С.Д. Автономная некоммерческая организация: правовые аспекты // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2006. N 10. С. 21.
Стоит обратить внимание, что суды до 2016 г. (до момента внесения изменений в законодательство РФ, связанных с возможностью смены учредителя некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций) четко стояли на позиции, что в унитарных организациях смена учредителя невозможна. Так, Президиум ВАС в своем Постановлении от 13 декабря 2011 г. N 11453/11 <7> указал, что из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен. Обратим внимание, что современный подход судей к пониманию учредителя автономной некоммерческой организации во многом формируется на основании указанного Постановления Президиума ВАС (см., например: решение Арбитражного суда Воронежской области от 18 февраля 2020 г. по делу N А14-15249/2019 <8>).
--------------------------------
<7> СПС "Гарант".
<8> URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/114ntYNzLwX/.
Согласно ст. 50.1 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <9> (далее - Закон о НКО) учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшее решение о ее создании. Кроме того, законодатель предпринял попытку разграничить понятия "учредитель", "член" и "участник" в ст. 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <10>: под учредителями понимаются лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы; под членами - лица, выразившие свое волеизъявление на вступление в члены объединения (организации) путем направления заявления или иных документов в общественное объединение; участники - лица, оказывающие поддержку целям данного объединения (организации). При этом суды при разграничении понятий члена и участника общественного объединения также подчеркивают, что, в отличие от члена общественного объединения, его участник - это нефиксированный член общественного объединения (Постановление ФАС Поволжского округа от 21 ноября 2007 г. по делу N А55-18001/06 <11>).
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О некоммерческих организациях" // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об общественных объединениях" // СПС "КонсультантПлюс".
<11> СПС "КонсультантПлюс".
Возможно, с целью исключить практические проблемы, которые могут возникнуть в связи с разноплановым подходом к понятию "учредитель", Минюст в свое время указал, что изменение состава учредителей невозможно, за исключением случаев, указанных в законе (письмо Минюста от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" <12>). Статья 15 Закона о НКО допускает смену учредителя в отношении некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Эти случаи, названные в законе, связаны отнюдь не со статусом создателя организации, а со статусом члена организации (когда речь идет о корпорациях) или участника, который управляет деятельностью данной организации, как, например, в автономной некоммерческой организации (по крайней мере только так можно объяснить указанный подход).
--------------------------------
<12> URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_550970155.
Применительно же к товариществу собственников жилья и религиозным организациям законодатель вообще не сформировал правил о выходе учредителей, понимая здесь только тех, кто являлся создателем этих организаций. Относительно же отражения состава членов в ЕГРЮЛ суды подчеркивают, что Федеральный закон N 129-ФЗ не устанавливает императивное предписание о необходимости внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведениях о ТСЖ в случае изменения персонального или количественного состава членов данного товарищества (см.: Постановление АС МО от 1 марта 2018 г. N Ф05-1283/2018 по делу N А40-235679/16 <13>).
--------------------------------
<13> URL: https://kad.arbitr.ru/.
2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
--------------------------------
<14> СПС "КонсультантПлюс".
<15> СПС "КонсультантПлюс".
<16> ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение). 2023. N 14.
На наш взгляд, такой подход налоговых органов к внесению данных об учредителях некоммерческих организаций не соответствует действующему законодательству РФ, прежде всего Федеральному закону N 129-ФЗ. Данные об учредителях необходимо отражать в ЕГРЮЛ, но при этом под ними, на наш взгляд, следует понимать исключительно создателей названных организаций, что означает невозможность их смены (при таком подходе нами предлагается отменить правило п. 2.2 ст. 17 вышеназванного Закона). Применительно же к автономным некоммерческим организациям следует пересмотреть понятие учредителя и сформировать верную терминологию в отношении тех лиц, которые управляют деятельностью названной организации. Относительно же выхода членов некоммерческих корпораций законодателю необходимо сформулировать общие правила порядка их исключения с правом их менять некоммерческой организацией в своем уставе. Предлагаем также в законе закрепить правило, согласно которому каждая некоммерческая корпорация должна вести реестр своих членов, который будет обладать публичной достоверностью.
3. Обратим внимание, что понятие "учредитель" применяется и к такой организационно-правовой форме, как учреждение, и здесь учредитель не только определяет основные направления деятельности данной организации, но и является собственником имущества учреждений (которые обладают лишь правом оперативного управления), и его смена также возможна (например, в случае продажи имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления). В этой связи возникает ряд вопросов: почему законодатель не указал в Федеральном законе N 129-ФЗ на возможность, например, смены учредителя частного учреждения путем подачи заявления в налоговые органы? В этой части также возникают вопросы, не имеющие однозначного подхода к их решению. Например, если возможна смена учредителя частного учреждения, то с какого момента лицо, ставшее собственником имущества, закрепленного за частным учреждением, становится учредителем - с момента внесения записи о переходе права собственности в единый реестр недвижимости (который теперь закрыт для публичного просмотра) или с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене учредителя собственника? А если учредитель частного учреждения умер, то имеют ли право его наследники стать учредителями таких учреждений и с какого момента? Эти вопросы, к сожалению, остаются нерешенными и не имеющими однозначного подхода. На наш взгляд, необходимо закрепить в ГК РФ правило, согласно которому учредителем учреждения физическое лицо становится только после внесения записи в ЕГРЮЛ. Также необходимо предусмотреть в действующем законодательстве РФ порядок вступления в наследственные права наследников учредителя частного учреждения, установить порядок введения доверительного управления в отношении имущества частного учреждения до момента получения свидетельства о наследстве.
4. Возникают вопросы и применительно к ассоциации, которая приобрела статус саморегулируемой организации (далее - СРО), - на фоне ведения реестра членов СРО каждой СРО, ответственной за достоверность указанных сведений, и на фоне публичной достоверности указанного реестра стоит ли здесь применять правила Федерального закона N 129-ФЗ в части подачи всех сведений об учредителях (членах) таких ассоциаций, о порядке выхода учредителя (члена) ассоциации, имеющей статус СРО? По сути, следует обратить внимание, что ассоциация, имеющая статус СРО, не предполагает членства только в ассоциации, без привязки к членству в СРО, до тех пор пока данная организация имеет такой статус. Но в то же время, если ассоциация теряет статус СРО, члены данной организации остаются членами ассоциации, при этом утрачивают статус члена СРО. Тогда возникает вопрос: если все-таки учредители (члены) некоммерческих корпораций должны учитываться в ЕГРЮЛ (несмотря на иную позицию налоговых органов), то как быть в отношении отражения учредителей ассоциации, имеющей статус СРО? А если это так и они учитываются всегда вне зависимости от статуса ассоциации как СРО, то тогда получается двойная регистрация учредителей (членов) такой организации? В этой связи представляется более верным вернуться к нашему высказанному выше предложению о формировании реестров членов некоммерческих корпораций самими некоммерческими корпорациями.
5. Насколько целесообразно отдавать в руки самого учредителя оформление своего выхода без участия некоммерческой организации в тех случаях, когда сам учредитель утратил интерес к деятельности организации, не принимает участие в ее деятельности, готов написать заявление о своем выходе, но не готов проходить требуемый порядок, установленный в Федеральном законе N 129-ФЗ? В этой связи показательно решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2022 г. по делу N А41-5654/21 <17>, в котором суд исключил иной порядок выхода из состава учредителей автономной некоммерческой образовательной организации "Ногинская гимназия" (посредством подачи заявления в саму организацию и рассмотрения его на общем собрании, на котором было принято решение об исключении из состава учредителей Ермаковой Н.В.).
--------------------------------
<17> URL: https://kad.arbitr.ru/.
6. Насколько оптимально достичь формирования признака публичной достоверности ЕГРЮЛ при подходе законодателя к формированию сведений об учредителях соответствующей организации при отсутствии норм и правил об исключении сведений об учредителях (членах) в случае их смерти и (или) утраты полной правоспособности (применительно к юридическим лицам, когда речь идет об их ликвидации). Попытка исключить указанный пробел была предпринята со стороны Минюста России, на официальном сайте которого указано, что исключение из ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческих организаций - юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и о физических лицах в связи с их смертью, может быть осуществлена на основании соответствующего судебного акта по заявлению заинтересованных лиц <18>. Однако судебная практика пестрит решениями об отказе судов в удовлетворении подобных заявленных требований. Например, Арбитражный суд Воронежской области в своем решении от 18 февраля 2020 г. по делу N А14-15249/2019 <19> отказал в удовлетворении требований о внесении изменений в ЕГРЮЛ об исключении из состава учредителей АНО НИЦ "КВАРЦ-С ЭНВО" Кондратова Ивана Ивановича в связи с его смертью и возложении на регистрирующий орган обязанности исключить сведения об учредителе Кондратове Иване Ивановиче из ЕГРЮЛ. В обосновании указанного решения суд основывался на том, что наличие сведений о Кондратове И.И. как об учредителе АНО НИЦ "КВАРЦ-С ЭНВО" не свидетельствует о невозможности осуществления деятельности названной организацией. Более того, суд при отсутствии необходимой законодательной базы сделал ссылки на рекомендательное письмо Минюста России от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" <20> в части указания Минюстом на возможность внесения сведений в ЕГРЮЛ о новом учредителе автономной некоммерческой организации.
--------------------------------
<18> Официальный сайт Министерства юстиции России. URL: https://minjust.gov.ru/ru/appeals/faq/475/ (дата обращения: 20.07.2023).
<19> URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/1l4ntYNzLwX/.
<20> URL: https://www.audar-info.ru/na/article/view/type_id/15/doc_id/64638/.
Все вышесказанное свидетельствует об отсутствии в российском законодательстве единого подхода к понятию "учредитель некоммерческой организации", в связи с чем на практике стали преобладать случаи отождествления учредителя, члена и участника юридического лица, что приводит к масштабным несоответствиям истинных данных ЕГРЮЛ и разным подходам к выстраиванию содержания информационной системы о деятельности юридических лиц.
Литература
1. Могилевский С.Д. Автономная некоммерческая организация: правовые аспекты / С.Д. Могилевский // Приложение к журналу "Хозяйство и право". 2006. N 10. 64 с.
2. Слесарев В.Л. Отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, как предмет гражданско-правового регулирования (часть 2) / В.Л. Слесарев // Legal Bulletin. 2021. Т. 6. N 4. С. 41 - 52.
3. Трофимова Г.А. Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности / Г.А. Трофимова // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 1(122). С. 41 - 55.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.