Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Т.В. СОЙФЕР
Правовая категория социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) получила законодательное закрепление в 2010 г. в целях обеспечения особой поддержки некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих наиболее значимую общественно полезную деятельность. Статус социально ориентированных признается за НКО, чья деятельность имеет направленность на решение социальных проблем, развитие гражданского общества, а также относится к одному из 18 видов, предусмотренных п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> (далее - Закон о НКО), среди которых социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; охрана окружающей среды и защита животных; деятельность в сфере патриотического воспитания, благотворительная деятельность и др. При этом допускается расширение установленного на федеральном уровне перечня свойственных СОНКО видов деятельности законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<2> См., например: Закон Московской области от 7 апреля 2017 г. N 45/2017-ОЗ "О видах деятельности некоммерческих организаций для признания их социально ориентированными в Московской области" // Ежедневные новости. Подмосковье. 2017. 18 апреля; Закон Республики Башкортостан от 11 июля 2010 г. N 565-з "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан". URL: https://docs.cntd.ru/document/935123638 (дата обращения: 08.07.2023).
Социальные проблемы российского общества обусловливают объективную необходимость обращения государства к потенциалу СОНКО, которые способны оперативно реализовывать поставленные задачи, используя актуальные практики, в том числе позволяющие увеличивать численность привлекаемых к их решению добровольцев. Традиционно признаются значительные возможности влияния сектора СОНКО на социально-экономическое развитие общества, в том числе создание условий для повышения качества жизни населения, приращения социального капитала, развития общественных институтов <3>.
--------------------------------
<3> См.: Самойлова А.Н. Оценка состояния и влияния некоммерческих организаций на развитие российской экономики // Juvenis Scientia. 2018. N 9. С. 20 - 24; Якимец В.Н. Некоммерческие организации России: динамика роста, проблемы развития, место и роль в реформе социальной сферы // Гражданское общество: первые шаги / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 1999. С. 223 - 237.
В целях стимулирования значимой социальной деятельности и создания условий для эффективного функционирования СОНКО предусматривается возможность оказания им различных форм поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, среди которых финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) СОНКО; осуществление у них закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; предоставление СОНКО и оказывающим им поддержку юридическим лицам льгот по уплате налогов и сборов (п. 3 ст. 31.1 Закона о НКО). Кроме того, субъекты РФ, федеральные территории и муниципальные образования наделены правом оказывать СОНКО поддержку и в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно региональных и местных бюджетов <4>.
--------------------------------
<4> См., например: Закон Ивановской области от 6 мая 2011 г. N 37-ОЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций". URL: https://docs.cntd.ru/document/895297422 (дата обращения: 08.07.2023); Закон Санкт-Петербурга от 11 апреля 2011 г. N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2013. N 25.
Ключевое значение института СОНКО для реализации стратегической социальной политики государства предполагает необходимость адекватной нормативной регламентации статуса соответствующих образований, в том числе обеспечивающей результативность их деятельности, направленной на максимальный учет общественных потребностей и интересов, а также целевое использование получаемой ими поддержки. Между тем анализ действующего законодательства и практики работы СОНКО свидетельствует о наличии в правовом регулировании значительных недостатков.
Согласно Закону о НКО для признания НКО социально ориентированной имеют значение два фактора: наличие у некоммерческого юридического лица определенной организационно-правовой формы и осуществление им деятельности в конкретных направлениях. Оба этих признака достаточной эффективностью не обладают.
Во-первых, из содержания п. 2.1 ст. 2 Закона о НКО следует, что статус СОНКО способны приобрести лишь НКО, созданные исключительно в предусмотренных данным Законом формах (кроме государственных корпораций и компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями). Поскольку Закон о НКО изначально имел ограниченную сферу применения, а потому предусматривал лишь некоторые возможные для некоммерческих юридических лиц формы, предполагалось, что отнюдь не любая НКО может рассматриваться как социально ориентированная и претендовать на получение особой экономической поддержки. Однако сегодня это правило неприменимо, так как в ходе совершенствования гражданского законодательства круг организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц был обновлен и исчерпывающим образом закреплен в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации <5> (далее - ГК РФ), а положения Закона о НКО в части форм НКО до сих пор в соответствие с ГК РФ не приведены. В таких условиях претендовать на признание социально ориентированной и на получение соответствующей поддержки со стороны публично-правовых образований в принципе способна НКО любой допускаемой ГК РФ формы.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Во-вторых, вызывает вопросы нормативный признак СОНКО, предусматривающий направленность их деятельности на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в связи с отсутствием легального определения понятия социальных проблем, а также единого понимания сущности гражданского общества. В литературе справедливо отмечается, что деятельность подобной направленности является весьма широкой и в принципе характерна для большинства НКО <6>. Как следствие, в доктрине указывается на реальную возможность отнесения к категории СОНКО юридических лиц, не только оказывающих реальную социальную помощь населению, но и тех организаций, которые фактически никаких общественно значимых проектов не реализуют <7>. Также отмечается, что подобная ситуация приводит к появлению коррупциогенных факторов <8>. В связи с этим выражаются сомнения в необходимости выделения самостоятельной категории СОНКО <9>.
--------------------------------
<6> См., например: Мандрыкина В.Ю. Проблемы толкования понятия социально ориентированных некоммерческих организаций и пути их решения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. N 1(144). С. 97 - 102; Долинская В.В. Социально ориентированные НКО: проблемы законодательного оформления и правоприменения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 5. С. 3 - 13.
<7> См.: Никитина Е.Е., Оболонкова Е.В. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 38 - 49.
<8> См.: Андриенко А.И. О соотношении понятий "общественные объединения", "некоммерческие организации" и "социально ориентированные некоммерческие организации" // Вестник СурГУ 2020. Вып. 3(29). С. 64 - 68.
<9> См.: Гранцева Т.Г. Некоммерческие организации в современных условиях правового и налогового регулирования // Экономика и управление: проблемы и решения. 2020. Т. 3. N 3. С. 11 - 15.
Об обоснованности этих суждений свидетельствуют данные Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций <10>. По состоянию на 8 июля 2023 г. в нем, помимо форм некоммерческих юридических лиц, сущность которых изначально предполагает общественно полезную направленность их деятельности (общественной организации, общественного движения, общественно полезного фонда и др.), присутствуют, к примеру, торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации, садоводческие некоммерческие товарищества, муниципальные учреждения, коллегии адвокатов и адвокатские бюро, Адвокатская палата Республики Северная Осетия - Алания и Адвокатская палата Костромской области, Нотариальная палата Республики Хакасии.
--------------------------------
<10> Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 08.07.2023).
Нормативно установленные цели деятельности указанных некоммерческих юридических лиц непосредственно не связаны ни с решением каких-либо социальных проблем, ни с развитием гражданского общества, что вызывает серьезные сомнения относительно принципиальной возможности и целесообразности признания их СОНКО и предоставления им соответствующей материальной поддержки. Так, торгово-промышленные палаты, имеющие форму ассоциации (союза), создаются в целях содействия развитию экономики РФ, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и т.п. <11> Саморегулируемые организации, объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, имеют целью разработку и установление ее стандартов и правил, а также осуществляют контроль за их соблюдением участниками организаций <12>. Подобная деятельность направлена на удовлетворение публичных потребностей, в связи с чем Конституционным Судом РФ подчеркивался публично-правовой статус саморегулируемых организаций <13>. Товарищества собственников недвижимости создаются для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом, в силу закона находящимся в общей собственности или в общем пользовании его участников (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ), соответственно, их цель состоит в реализации частных имущественных интересов своих участников.
--------------------------------
<11> См.: п. 1 ст. 3 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.
<12> См.: ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
<13> Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П "О проверке конституционности абз. 8 пункта 1 ст. 20 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева" // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 335.
Согласно п. 6 Положения о порядке ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1290 <14>, в реестр не может быть включена НКО, полномочия учредителя которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Тем не менее в реестре присутствуют получившие статус СОНКО муниципальные автономные учреждения. Хотя возможные цели и направления их деятельности <15> в принципе позволяют рассматривать их как СОНКО, создаются они публично-правовым образованием и обладают имуществом на праве оперативного управления. Учредитель финансирует созданное им для определенных целей учреждение и является собственником его имущества (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ), что вызывает естественные вопросы относительно правового режима финансовой и имущественной поддержки, получаемой автономным учреждением от государственных органов и органов местного самоуправления в качестве СОНКО.
--------------------------------
<14> Постановление Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1290 // СЗ РФ. 2021. N 32. Ст. 6023.
<15> См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Коллегии адвокатов и адвокатские бюро создаются в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности (ст. 123.16-2 ГК РФ), т.е. призваны обеспечивать условия, необходимые для их профессиональной деятельности <16>. Адвокатские палаты и нотариальные палаты, представляющие собой профессиональные образования, основанные на обязательном членстве, имеют нормативно установленные цели <17>, свидетельствующие о реализации ими публичных полномочий и властных функций. Конституционный Суд РФ неоднократно выражал мнение о публично-правовом предназначении адвокатских и нотариальных палат, по сути, выступающих особыми инструментами публичной власти и в определенном смысле органами опосредованного государственного управления <18>. Это вызывает сомнения относительно принципиальной возможности признания данных организаций СОНКО и целесообразности их материальной поддержки.
--------------------------------
<16> См.: ст. 23, 24 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
<17> См.: п. 4 ст. 29 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.
<18> Определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 782-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарева Николая Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 29 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Вестник Федеральной палаты адвокатов. 2010. N 3; Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491.
Наиболее значимой формой поддержки СОНКО с позиций решения поставленных перед ними задач является финансовая и имущественная поддержка, призванная служить необходимой материальной основой для деятельности организаций и обеспечивать ее общественно полезные результаты. Между тем анализ судебной практики свидетельствует о значительном количестве правонарушений, допускаемых СОНКО, получающими такую поддержку от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Достаточно распространенным является нецелевое использование бюджетных денежных средств в форме субсидий (грантов), получаемых СОНКО на безвозмездной и безвозвратной основе. Так, средства субсидии, предоставленные для реализации экологической программы, были израсходованы СОНКО на аренду офисного помещения, находящегося в жилом домовладении, где офисы отсутствуют, и аренду легкового автомобиля с экипажем, который использовался для поездок в населенные пункты, где никакие экологические мероприятия не проводились <19>. В другом случае средства гранта были направлены на оплату труда руководителя СОНКО; на оплату работ по договорам подряда, подрядчиками по которым выступили президент, член коллегиального органа управления, главный бухгалтер СОНКО-заказчика (при этом в договорах не определялись ни предмет, ни иные существенные условия); на реализацию различных мероприятий, документальные доказательства проведения которых отсутствовали <20>. Субсидия на проведение творческого фестиваля народной культуры была фактически использована СОНКО на создание и продвижение интернет-магазина <21>. Полученные из федерального бюджета средства на осуществление деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах были израсходованы СОНКО на оплату юридических услуг, лизинга, парковки, почтовых услуг, страховых полисов ОСАГО, транспортного налога и налога на имущество, покупку автомобилей, аренду теплохода с экипажем и питанием и т.п. <22> Кроме того, получающие финансовую поддержку СОНКО не всегда представляют отчетные документы, подтверждающих направления использования денежных средств, что фактически означает их нецелевое расходование <23>.
--------------------------------
<19> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2021 г. N 15АП-22564/2021 по делу N А32-24689/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
<20> Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2022 г. N Ф08-346/2022 по делу N А32-15215/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
<21> Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 8 июня 2022 г. по делу N А45-4097/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
<22> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2020 г. N Ф05-14195/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
<23> См., например: решение Арбитражного суда Амурской области от 26 апреля 2022 г. по делу N Ф04-826/2022. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/aXmf0o3RMUHt/; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 г. по делу N А53-8924/2021. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/e3o3UO90oGQx/; решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 июня 2021 г. по делу N А73-20429/2020. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/Q4ATVgvD0eJv/ (дата обращения: 08.07.2023).
Имущественная поддержка предполагает передачу во владение и (или) пользование СОНКО государственного или муниципального имущества безвозмездно или с предоставлением льгот по арендной плате. Порядок и условия ее оказания, в том числе без проведения торгов или на конкурентной основе, определяются публично-правовыми образованиями самостоятельно, что способно вступить в противоречие с общественными интересами. Так, судом был квалифицирован как нарушающий права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и признан недействительным договор о передаче в безвозмездное пользование СОНКО на 49 лет нескольких недвижимых объектов без создания конкурентной среды ввиду отсутствия у иных заинтересованных субъектов доступа к информации о возможности его приобретения. По мнению суда, СОНКО были предоставлены необоснованные преференции, обеспечивающие более выгодные условия деятельности по сравнению с другими лицами, в том числе другими СОНКО, заинтересованными в приобретении объектов государственного недвижимого имущества на безвозмездной основе <24>. Многочисленны случаи использования модели имущественной поддержки СОНКО исключительно для неправомерной передачи государственного и муниципального имущества в пользование коммерческих организаций или для извлечения НКО прибыли. Так, полученный СОНКО объект муниципального имущества фактически использовался обществом с ограниченной ответственностью в коммерческих целях на основании договора субаренды с СОНКО. Признавая сделку притворной, суд указал, что арендодатель не мог не знать о незаконном занятии помещения коммерческой организацией, а заключение сделки с СОНКО, по сути, было направлено на создание необоснованно благоприятных условий отдельному хозяйствующему субъекту, который приобрел право на пользование нежилым помещением в обход законодательства о конкуренции, без торгов, что нарушает публичные интересы <25>. В другом деле о признании недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым и движимым имуществом, заключенного без проведения торгов, было установлено, что НКО фактически занимается привлечением и размещением туристов на базе отдыха, находящейся в составе переданного ей по договору имущества. Суд отметил, что деятельность организации направлена на получение дохода и не предполагает решение социальных проблем или развитие гражданского общества, в связи с чем отсутствовали основания для оказания ей имущественной поддержки <26>. Нецелевое использование имущества является весьма распространенным правонарушением. К примеру, в арендуемом СОНКО, осуществляющей деятельность в сфере физкультуры и спорта, объекте муниципального нежилого фонда, полученном в качестве имущественной поддержки без проведения конкурсных процедур, фактически оказывались платные услуги прачечной <27>.
--------------------------------
<24> Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июня 2020 г. по делу N А78-2648/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
<25> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2021 г. N Ф06-5773/2021 по делу N А57-12205/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
<26> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 августа 2019 г. N Ф02-3262/2019 // СПС "КонсультантПлюс".
<27> Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 апреля 2021 г. по делу N А71-16677/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
Также в судебной практике можно найти подтверждение тезиса, что признание НКО социально ориентированными зачастую носит декларативный характер, поскольку многие из них соответствующую деятельность фактически не осуществляют и даже не обладают необходимыми для этого качествами и имуществом <28>.
--------------------------------
<28> См., например: решение Арбитражного суда Курганской области от 29 апреля 2022 г. по делу А34-2403/2022 // СПС "КонсультантПлюс".
Отмеченное свидетельствует о недостатках существующих законодательных решений в части оснований для выделения СОНКО в общей системе некоммерческих организаций, предоставляемых им экономических преимуществ, эффективности контроля за их деятельностью. Прежде всего, для отграничения СОНКО от иных некоммерческих организаций, придания четкости их правовому положению и, как следствие, обеспечения необходимой адресности при предоставлении им государственной и муниципальной поддержки представляется необходимым нормативное определение перечня допустимых для СОНКО организационно-правовых форм юридических лиц. Также целесообразен пересмотр системы контроля за деятельностью СОНКО со стороны публичных органов. Такой контроль должен обеспечивать возможность оперативного реагирования на допускаемые СОНКО правонарушения, в том числе при расходовании бюджетных средств и использовании публичного имущества. Кроме того, требуются продуманные решения в направлении частичного ограничения самостоятельности региональных и местных органов власти при оказании СОНКО имущественной поддержки с целью обеспечения общественных интересов, исключения злоупотреблений и коррупционных составляющих.
Литература
1. Андриенко А.И. О соотношении понятий "общественные объединения", "некоммерческие организации" и "социально ориентированные некоммерческие организации" / А.И. Андриенко // Вестник Сургутского государственного университета. 2020. N 3(29). С. 64 - 69.
2. Гранцева Т.Г. Некоммерческие организации в современных условиях правового и налогового регулирования / Т.Г. Гранцева // Экономика и управление: проблемы и решения. 2020. Т. 3. N 3. С. 11 - 15.
3. Долинская В.В. Социально ориентированные НКО: проблемы законодательного оформления и правоприменения / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. N 5. С. 3 - 13.
4. Мандрыкина В.Ю. Проблемы толкования понятия социально ориентированных некоммерческих организаций и пути их решения / В.Ю. Мандрыкина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. N 1(144). С. 97 - 102.
5. Никитина Е.Е. Реформа законодательства о некоммерческих организациях: проблемы и перспективы / Е.Е. Никитина, Е.В. Оболонкова // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 38 - 49.
6. Самойлова А.Н. Оценка состояния и влияния некоммерческих организаций на развитие российской экономики / А.Н. Самойлова // Juvenis Scientia. 2018. N 9. С. 20 - 24.
7. Якимец В.Н. Некоммерческие организации России: динамика роста, проблемы развития, место и роль в реформе социальной сферы / В.Н. Якимец // Гражданское общество: первые шаги / Под редакцией А.Ю. Сунгурова; принимал участие П.Е. Быстров. Санкт-Петербург: Норма, 1999. С. 223 - 237.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.