Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОРПОРАТИВНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И СУБОРДИНАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е.В. ШИРОКОВА
Эффективность правовых средств, направленных на спасение бизнеса и стимулирующих участников предпринимательских отношений к определенным уступкам, объединению усилий и выработке компромиссного решения для преодоления финансовых затруднений, является одной из самых многомерных и противоречивых проблем российской цивилистики.
Для целей настоящей статьи презюмируется, что создание гражданско-правового механизма <1> корпоративной реструктуризации (далее - механизм реструктуризации), интегрирующего системно-согласованные правовые средства, обеспечивающие достижение и успешную реализацию договоренностей между корпорацией, ее кредиторами и иными заинтересованными лицами, направленных на восстановление платежеспособности корпорации, способствует благоприятному правовому климату, при котором у бенефициаров, их партнеров, руководства организационно-правовых форм, контрагентов возникает стимул к сохранению бизнеса в контраст использованию процедур банкротства для избавления от долгов.
--------------------------------
<1> Об особенностях гражданско-правовых механизмов см.: Морозов С.Ю. Методология исследования гражданско-правовых механизмов // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2020. Т. 2. N 2. С. 250 - 266.
В отличие от иных механизмов, используемых в обычном цикле корпорации для повышения инвестиционной привлекательности, укрепления позиций на рынке, усиления конкурентоспособности и достижения других целей предпринимательской деятельности, предопределяющими условиями использования механизма реструктуризации являются: 1) возникшая потребность восстановления платежеспособности корпорации либо предвидение неизбежной неплатежеспособности; 2) обоснованная финансово-экономическим анализом возможность сохранения работоспособности корпорации в долгосрочной перспективе; 3) необходимость применения специальных мер, направленных на урегулирование конфликта интересов и защиту прав и законных интересов корпорации и кредиторов.
Важная роль в системе элементов механизма реструктуризации отводится правовым процедурам, объединяемым интегративной целью, но вместе с тем отличающимся правовой основой, условиями применения, комбинациями правовых средств, стадиями, временными рамками и степенью участия в них арбитражного суда. В зависимости от избранной корпорацией и ее кредиторами формы защиты права целесообразно выделение следующих процедур корпоративной реструктуризации: 1) внесудебная реструктуризация; 2) реструктуризация с участием арбитражного суда, без возбуждения производства по делу о банкротстве; 3) реструктуризация в рамках открытого арбитражным судом производства по делу о банкротстве.
Обращает на себя внимание тот факт, что процедуры реструктуризации вне рассматриваемого арбитражным судом дела о банкротстве не закреплены действующим законодательством. Вместе с тем доктринально обоснована необходимость "разработки Закона "О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц" <2>. Кроме того, в поисках наилучшего варианта решения данной проблемы в российской цивилистике непрерывно проводятся изыскания и прорабатываются концептуальные основы <3>.
--------------------------------
<2> Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 15 - 16.
<3> Шишмарева Т.В. Правовые средства обеспечения эффективности процедур несостоятельности в России и Германии: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022; Кораев К.Б. Мораторий и реструктуризация долга как правовые инструменты восстановления платежеспособности должника // Юрист. 2022. N 3. С. 12 - 16; Кораев К.Б. Неплатежеспособность: новый институт правового регулирования финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2019; Мастилович Л. Реструктуризация задолженности как мера предупреждения банкротства по российскому и европейскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2021.
Исследованию инструментария гражданско-правового механизма субординации требований кредиторов, представляющего собой систему "сбалансированных правовых средств, обеспечивающих формирование и реализацию наиболее справедливой модели ранжирования требований кредиторов" <4> (далее - механизм субординации), действующего в деле о банкротстве, в юридической науке уделяется достаточно внимания <5>. Однако функционал данного механизма за пределами дела о банкротстве остается недостаточно изученным. Вместе с тем такое свойство составляющих его структуру правовых средств, как "способность к формированию двух функционально взаимосвязанных систем, основанных на приоритете и подчинении, с одной стороны, и согласованной воле юридически равных участников правоотношений, с другой стороны" <6>, закладывает фундамент для успешного проникновения в правовую материю реабилитации корпорации, простирающейся в том числе за рамками дела о банкротстве.
--------------------------------
<4> Широкова Е.В. Гражданско-правовой механизм субординации требований кредиторов при банкротстве корпорации: дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2021. С. 47 - 48.
<5> См.: Родина Н.В. Механизм субординации требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: проблемы правовой регламентации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022; Шайдуллин А.И. Субординация обязательственных требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц в делах о банкротстве хозяйственных обществ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022.
<6> Там же. С. 75.
Взаимосвязь механизмов реструктуризации и субординации проявляет себя при реализации направленных на преодоление финансовых трудностей корпорации мероприятий, правовым последствием которых является изменение приоритетности денежных требований кредиторов.
В частности, одна из наиболее дискуссионных проблем соотношения механизмов реструктуризации и субординации возникает при предоставлении находящейся в затруднительном положении корпорации финансовой помощи независимыми кредиторами и контролирующими корпорацию лицами.
До принятия соответствующих изменений в законодательстве <7> частичному решению проблемы способствует выработанный в ходе судебной практики подход к несубординации требований действующих добросовестно контролирующих должника лиц <8>. В данном случае речь идет об условиях установления в деле о банкротстве требований контролирующих корпорацию лиц в одной очереди с денежными требованиями независимых кредиторов, что, безусловно, служит защите их прав и законных интересов, но не является стимулом предоставления финансирования для кредиторов, не связанных с корпорацией.
--------------------------------
<7> Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: http://www.sozd.duma.gov.ru; опубликованный Минэкономразвития России проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". URL: http://www.regulation.gov.ru.
<8> Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 января 2020 г., п. 2. URL: http://www.supcourt.ru.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации требования контролирующего должника лица не подлежат понижению, если вследствие предоставления финансирования "положение не участвовавших в принятии данного решения миноритарных кредиторов (п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации <9>) не ухудшилось по сравнению с тем, как если бы финансирование не предоставлялось, а имущество должника немедленно реализовалось бы в ликвидационной процедуре" <10>.
--------------------------------
<9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Обзор судебной практики разрешения споров... Пункт 10.
Представляется, что сформулированный Верховным Судом РФ критерий, имеющий определяющее значение при проведении реабилитационных мероприятий, непосредственно связан с механизмом субординации ввиду того, что правовое состояние кредитора в ликвидационной процедуре ставится в зависимость от позиции его требования в установленной законом иерархии требований. Правовую определенность при применении данного критерия обеспечивает такой специальный правовой принцип механизма субординации, как "принцип недопустимости необоснованного повышения в очередности требований кредиторов" <11>, означающий, что требование не может быть установлено в очереди выше той, которая в соответствии с законом соответствует основанию возникновения требования.
--------------------------------
<11> Широкова Е.В. Эффективность гражданско-правового механизма субординации требований кредиторов в деле о банкротстве корпорации // Юридическая наука. 2021. N 4. С. 88 - 94.
Инструментом "улучшения инвестиционного климата и частью реабилитационной концепции, основной идеей которой является спасение бизнеса, испытывающего финансовые трудности" <12>, служит добровольная субординация требований кредиторов.
--------------------------------
<12> Широкова Е.В. Субординация требований кредиторов в деле о банкротстве: зарубежный опыт и перспективы отечественного регулирования // Цивилисты о банкротстве: сб. науч.-практ. публикаций. М.: Ассоциация выпускников РШЧП, 2021. С. 242.
Несмотря на дискуссионность в цивилистической науке вопросов о понятии, признаках и видах субординационных соглашений, в то же время доказаны возможность и целесообразность заключения соглашений, устанавливающих очередность удовлетворения требований кредиторов <13>.
--------------------------------
<13> См., например: Ефимова Л.Г. Правовые особенности договора синдицированного кредита // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. N 10. С. 20 - 44; Кулаков В.В. Межкредиторское соглашение как новый вид гражданско-правового договора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 2. С. 45 - 50; Родина Н.В. Договорная субординация требований кредиторов в российской юрисдикции: специфика и особенности реализации // Предпринимательское право. 2021. N 3. С. 64 - 72; Широкова Е.В. Субординация требований кредиторов в деле о банкротстве: зарубежный опыт и перспективы отечественного регулирования. С. 232 - 242.
Примером симбиоза правовых средств реструктуризации и добровольной субординации является договор синдицированного кредита (займа) со встроенным в него межкредиторским соглашением. Сохранение в деле о банкротстве установленного соглашением порядка требований синдиката кредиторов при этом обеспечивается законодательно закрепленной конструкцией единого требования (п. 1 ст. 223.8 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <14>).
--------------------------------
<14> СПС "КонсультантПлюс".
Особый интерес вызывают характерные для процедуры внесудебной реструктуризации и процедуры реструктуризации с участием арбитражного суда без открытия производства по делу о банкротстве "соглашения о бездействии", в соответствии с условиями которых кредиторы обязуются воздержаться от совершения определенных действий, например от подачи заявления о признании корпорации банкротом, от обращения в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности, от предъявления исполнительных документов. В такого рода соглашениях представляется возможным задействовать один из способов добровольной субординации - воздержание от совершения действий, направленных на получение исполнения от должника одними кредиторами до удовлетворения требований других кредиторов.
В качестве еще одного примера взаимодействия механизмов реструктуризации и субординации можно привести изменение очередности удовлетворения требований кредиторов при конвертации долга в акции (доли в уставном капитале). Требования участников корпорации по обязательствам, вытекающим из такого участия, устанавливаются в пониженной по отношению к требованиям кредиторов по денежным обязательствам очереди вследствие преобразования правового статуса кредитора в правовой статус участника корпорации.
В целом следует отметить, что механизм субординации, простираясь посредством подозрительного периода до самого начального момента принятия руководством корпорации решения о целесообразности инициирования переговоров с кредиторами, затрагивает затем практически все мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности.
Характер связей между механизмами реструктуризации и субординации зависит от проводимой реабилитационной процедуры. В частности, при внесудебной реструктуризации в меньшей степени задействованными остаются средства обязательной субординации и, напротив, особое значение приобретают средства добровольной субординации. В то же время установленные законом правила ранжирования требований кредиторов в деле о банкротстве обеспечивают правовую определенность и всегда оказывают существенное влияние на выбор стратегии восстановления платежеспособности корпорации. Роль обязательной субординации возрастает в процедурах реструктуризации с участием арбитражного суда, так как задействуется специальный инструментарий, направленный на срочную стабилизацию финансового состояния корпорации, а также позволяющий распространить действие соглашений и планов реструктуризации на всех кредиторов корпорации.
Литература
1. Ефимова Л.Г. Правовые особенности договора синдицированного кредита / Л.Г. Ефимова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. N 10. С. 20 - 44.
2. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): диссертация доктора юридических наук / С.А. Карелина. Москва, 2008. 637 с.
3. Кораев К.Б. Мораторий и реструктуризация долга как правовые инструменты восстановления платежеспособности должника / К.Б. Кораев // Юрист. 2022. N 3. С. 12 - 16.
4. Кораев К.Б. Неплатежеспособность: новый институт правового регулирования финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства): диссертация доктора юридических наук / К.Б. Кораев. Санкт-Петербург, 2019. 574 с.
5. Кулаков В.В. Межкредиторское соглашение как новый вид гражданско-правового договора / В.В. Кулаков // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 2. С. 45 - 50.
6. Мастилович Л. Реструктуризация задолженности как мера предупреждения банкротства по российскому и европейскому праву: диссертация кандидата юридических наук / Л. Мастилович. Санкт-Петербург, 2021. 383 с.
7. Морозов С.Ю. Методология исследования гражданско-правовых механизмов / С.Ю. Морозов // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2020. Т. 2. N 2. С. 250 - 266.
8. Родина Н.В. Договорная субординация требований кредиторов в российской юрисдикции: специфика и особенности реализации / Н.В. Родина // Предпринимательское право. 2021. N 3. С. 64 - 72.
9. Родина Н.В. Механизм субординации требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: проблемы правовой регламентации: диссертация кандидата юридических наук / Н.В. Родина. Москва, 2022. 238 с.
10. Шайдуллин А.И. Субординация обязательственных требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц в делах о банкротстве хозяйственных обществ: диссертация кандидата юридических наук / А.И. Шайдуллин. Москва, 2022. 251 с.
11. Широкова Е.В. Гражданско-правовой механизм субординации требований кредиторов при банкротстве корпорации: диссертация кандидата юридических наук / Е.В. Широкова. Ульяновск, 2021. 206 с.
12. Широкова Е.В. Субординация требований кредиторов в деле о банкротстве: зарубежный опыт и перспективы отечественного регулирования / Е.В. Широкова // Цивилисты о банкротстве: сборник научно-практических публикаций. Москва: Ассоциация выпускников РШЧП, 2021. С. 232 - 242.
13. Широкова Е.В. Эффективность гражданско-правового механизма субординации требований кредиторов в деле о банкротстве корпорации / Е.В. Широкова // Юридическая наука. 2021. N 4. С. 88 - 94.
14. Шишмарева Т.В. Правовые средства обеспечения эффективности процедур несостоятельности в России и Германии: диссертация доктора юридических наук / Т.П. Шишмарева. Москва, 2022. 546 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.