Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Г.А. МИКРЮКОВА
Эффективность гражданско-правового регулирования общественных отношений обусловливается, прежде всего, достаточной определенностью правовых норм и их соответствием социально-экономическим потребностям участников гражданского оборота. Вместе с тем простое накопление нормативных правил без их обоснованного институционального объединения и систематизации на пандектных началах не способствует надлежащему решению задач правотворчества и правоприменения.
Огромный массив транспортного законодательства, в том числе в сфере пассажирских перевозок, нуждается в дополнительном структурировании, не сводимом к его основанности только на классификации договоров по видам транспорта.
Потребность в новых подходах к дифференциации указанных договоров во многом связана с внедрением цифровых технологий в процессы их заключения и исполнения, а также в преддоговорные контакты перевозчиков (их агентов) и граждан, нуждающихся в транспортных услугах. Возможность вступить в договорные отношения пассажирской перевозки транспортом общего пользования "в один клик", получить право на поездку, оплатив ее "лицом" или смартфоном, предполагающая предоставление необходимой информации и ознакомление с условиями перевозки вне вокзалов, станций, портов, остановок, все в том же гаджете, требует установления конкретных и понятных общих правил взаимодействия участников перевозочных отношений.
Неслучайно не так давно в целях усиления защиты прав граждан в сфере транспортного обслуживания Общественным движением социальных инициатив "За реальные дела!" была выдвинута идея создания Кодекса пассажира. Общественники изначально отвергали возможность предложить под видом такого кодекса брошюру с систематизированной подборкой извлечений из действующих транспортных уставов и кодексов и других актов транспортного законодательства с комментариями к ним. Они настаивали на разработке специального закона, содержащего краткий (насколько это возможно) и понятный перечень прав и обязанностей гражданина, пользующегося услугами пассажирского транспорта <1>.
--------------------------------
<1> URL: https://ria.m/2017ni7/1509049374.html. Дата обращения: 04.01.2023.
Такая задача может быть реализована только на основе "сквозных", не привязанных к отдельному виду транспорта классификациях договоров пассажирских перевозок, с главной опорой не на специальные транспортные нормативно-правовые акты, а на применение общегражданских законодательных правил, то есть ГК РФ (главы 40 "Перевозка", истолкованной с учетом глав 27 - 29 "Общие положения о договоре").
Прежде всего, следует отметить, что нормы главы 40 ГК РФ и специальных транспортных актов о пассажирских перевозках распространяются только на отношения, связанные с оказанием транспортных услуг по договорам с клиентурой, и не подлежат применению к перемещениям граждан и грузов для собственных нужд транспортировщика или в связи с осуществлением им публичной деятельности. Гражданин, следующий к месту работы и обратно или передвигающийся во время работы на транспорте работодателя, не признается пассажиром в юридическом смысле этого слова, равно как и граждане, которые оказываются в транспортном средстве скорой медицинской помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, полиции и т.п., поскольку они не являются субъектами гражданско-правового обязательства.
Эту группу общественных отношений, в которых транспортировка людей не принимает вид объекта гражданских прав, т.е. оказания услуги (ст. 128 ГК РФ), необходимо сразу вывести из сферы применения запрашиваемого общественниками специального нормативного акта о перевозках как о договорных отношениях между перевозчиком (фрахтовщиком, буксировщиком) и пассажиром (фрахтователем, владельцем буксируемого объекта).
Для квалификации перемещаемого гражданина как участника договорного перевозочного обязательства следует применить доктринальное деление договоров на линейные (в пользу стороны) и нелинейные (в пользу третьего лица), которое покажет, что статус пассажира гражданин приобретает либо как сторона договора перевозки (фрахтования, буксировки), либо как третье лицо, в пользу которого заключен такой договор (ст. 430 ГК РФ). Это обстоятельство должно быть особо оговорено, поскольку правовое положение пассажира в обоих случаях характеризуется принципиальным единством. Имеющиеся различия в правомочиях пассажиров зафрахтованного и обычного транспортного средства характерны для тех договоров фрахтования, в которых пассажир не выступает стороной, а принимает исполнение обязательства в статусе третьего лица. Такой пассажир не имеет права определять судьбу договора, но может по своему усмотрению осуществлять потребление транспортной услуги фрахтовщика. Претензии по недостаткам обслуживания пассажир зафрахтованного транспортного средства вправе обращать не только к фрахтовщику, но и к фрахтователю, с которым он состоит в гражданско-правовых отношениях или какой-либо иной правовой связи.
Необходимым классификационным шагом для построения понятной участникам перевозочного процесса системы правового регулирования пассажирских перевозок видится основанное на ст. 789 ГК РФ их деление на перевозки транспортом общего пользования и перевозки, не являющиеся таковыми. Важно понимать, что указанная статья ГК РФ определяет именно особую разновидность перевозки, а не характеристику отдельных видов транспорта как транспорта общего пользования.
Согласно ст. 789 ГК РФ квалифицирующим признаком особой разновидности перевозки (как перевозки транспортом общего пользования) является выступление на стороне перевозчика коммерческой организации, включенной в перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого, кто обратится за оказанием такой услуги. Договор на оказание перевозочной услуги транспортом общего пользования законодательно признан публичным. Включение перевозчика в соответствующий перечень означает, что для него оказание услуг по перевозке пассажиров является обязательным вне зависимости от его воли. Бездействие органа публичной власти, выразившееся в несвоевременном заключении контракта, предусматривающего возмещение понесенных транспортной организацией затрат на осуществление социально значимых перевозок граждан, обладающих льготами по оплате проезда, не может служить основанием для его неисполнения с начала осуществления этой организацией, включенной в список публичных перевозчиков, деятельности по оказанию перевозочных услуг по утвержденным регулярным маршрутам и установленным тарифам в отношении всех, кто пожелает воспользоваться правом на проезд <2>.
--------------------------------
<2> Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года по делу N А12-10997/2019.
Вместе с тем перевозчиком может выступать любое лицо, взявшее на себя по договору обязанность оказать пассажиру услугу по перевозке, а не только специализированная транспортная организация. Различие в правовом регулировании разовых несистематических договорных перевозок пассажиров и багажа и таких же перевозок, осуществляемых транспортными организациями на постоянной основе в качестве основного вида своей деятельности, заключаются в том, что к последним применяются правила ст. 426 ГК РФ о публичном договоре и ст. 428 ГК РФ о договоре присоединения. Такое разъяснение, из которого явно следует, что возможно заключение непубличных договоров перевозки пассажира и багажа с лицами, не специализирующимися на перевозочной деятельности и не делающими публичных оферт, дается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".
К числу непубличных договоров, кроме заключаемых с непрофессиональными перевозчиками, относятся договоры перевозки пассажира со специализированными транспортными организациями на нерегулярные (вне заранее утвержденных и объявленных расписаний) перемещения, а также договоры фрахтования и буксировки.
В исключение из этого общего правила договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа по действующему законодательству признается публичным (ст. 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ РФ)). Вместе с тем в юридической литературе отмечается тенденция утраты этим договором установленных законом признаков публичности в случае заключения его по направленному на агрегатор информации заказу фрахтователя <3>. Более того, владельцы агрегаторов информации развивают сервисы, позволяющие пассажирам предлагать или самостоятельно устанавливать цену поездки <4>.
--------------------------------
<3> Микрюкова Г.А. Развитие гражданского законодательства о фрахтовании автотранспорта для перевозки пассажиров // Юридическая наука. 2021. N 4. С. 28.
<4> Гайва Е. Клиенты рулят // Российская газета. 11 ноября. 2022. N 255 (8903). С. 1, 6.
Непубличные перевозочные договоры заключаются на основе принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ): обе стороны вступают в договорные отношения исключительно по собственной инициативе и по своему усмотрению реализуют предоставленные диспозитивными нормами возможности свободного выбора и согласования условий взаимодействия. Для этой группы договоров в дополнение к определению соответствующих транспортных понятий в главе 40 "Перевозка" ГК РФ вполне достаточно отсылки к общим положениям об обязательствах и договорах (раздел III ГК РФ). Совет при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства отверг облеченную в законопроект идею регулировать совместные автопоездки граждан, в частности, нормировать размер провозной платы, отметив, что эпизодическое извлечение прибыли нерегулярным перевозчиком не требует государственного вмешательства в обыденные договорные отношения между водителем и пассажирами, которые не могут быть приравнены к перевозкам транспортом общего пользования <5>.
--------------------------------
<5> Куликов В. Попутчику закон не писан // Российская газета. 25 сентября 2021. N 219С (8570С). С. 1, 2.
Подавляющее большинство договоров перевозки пассажира имеет вид публичного договора перевозки транспортом общего пользования, который по способу заключения представляет собой договор присоединения: гражданин, приобретая билет, принимает стандартные условия договора. Условия перевозки, разработанные на основании правовых актов, указываются на билете, публикуются в средствах массовой информации, вывешиваются в местах продажи билетов и не могут быть согласованы пассажиром иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Анализ правовых норм об этих публичных договорах пассажирских перевозок на различных видах транспорта, в настоящее время рассредоточенных в транспортных уставах, кодексах и иных законах и принятых в соответствии с ними правилах, позволяет сделать вывод об их принципиальном единообразии, дающем возможность их систематизации и унификации.
По особенностям содержания и исполнения договоры перевозки пассажира транспортом общего пользования можно разделить на два вида.
Первый вид составляют договоры перевозки на значительные расстояния (договоры дальних перевозок). Все их существенные условия, кроме закрепленных императивными нормами закона, отражены в билете, которым согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ удостоверяется заключение договора. Билеты, оформляющие такие договоры, могут иметь вид электронного документа и содержат, в частности, сведения о маршруте перевозки, номере рейса, дне и времени отправления и прибытия в пункт назначения, виде транспортного средства и предоставляемом в нем месте, стоимости поездки. К числу договоров первого вида относятся договоры автомобильной перевозки в междугородном сообщении, воздушной перевозки, железнодорожной перевозки в поездах дальнего следования, речной перевозки транзитными и туристскими маршрутами; морской перевозки. При этом билеты, подтверждающие заключение указанных договоров, являются (как в настоящее время законодательно установлено на воздушном и железнодорожном транспорте) или в целях безопасности должны являться именными, т.е. должны иметь дополнительные реквизиты - фамилию, имя и отчество пассажира, дату и место его рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность пассажира. Требование наличия билета, фиксирующего условия оказания транспортной услуги, обеспечивает абсолютно определенное установление обязанностей перевозчика перед конкретным пассажиром, что создает предпосылки для эффективной индивидуальной гражданско-правовой защиты корреспондирующих этим обязанностям прав пассажира.
Отличительной чертой договоров дальних пассажирских перевозок выступает обязанность перевозчика не только перевезти пассажира в пункт назначения, но и создать условия для перевозки принадлежащего пассажирам багажа, а при его сдаче обеспечить доставку и выдачу багажа уполномоченному на его получение лицу. Багажом признаются вещи пассажира, вверяемые перевозчику и перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном (грузовом) транспортном средстве. Для реализации права пассажира перевести багаж необходимо заключение отдельного договора перевозки багажа, носящего дополнительный, зависимый по отношению к договору перевозки пассажира характер <6>. Договор перевозки багажа считается заключенным с момента сдачи (вверения) багажа перевозчику, т.е. является реальным, и оформляется багажной квитанцией. В отличие от багажа, перемещаемого по соглашению, отдельному от договора перевозки пассажира, последний своим содержанием охватывает перевозку ручной клади - вещей, не превышающих определенного веса и размера и находящихся при пассажире, т.е. под его непосредственным наблюдением, а также если они размещены в багажных отсеках транспортного средства без сдачи перевозчику под его контроль.
--------------------------------
<6> Гражданское право: учебник для бакалавров. Т. 2 / отв. ред. В.Л. Слесарев. М.: Проспект, 2016. С. 297.
Именно применительно к договорам перевозки пассажиров на дальние расстояния постановка вопроса об унификации статуса пассажира имеет наибольшее практическое значение, в том числе для обеспечения единообразия разрешения судебных споров, связанных с нарушением прав граждан как потребителей транспортных услуг.
Второй вид договоров перевозки пассажиров транспортом общего пользования образуют договоры на осуществление городских, пригородных и внеуличных перемещений (договоры ближних перевозок). Билеты, удостоверяющие заключение таких договоров, не содержат каких-либо конкретных сведений о поездке пассажира и, как правило, являются билетами на предъявителя. Личность пассажира остается неизвестной для перевозчика вплоть до начала исполнения обязательства. Перевозчик обязан произвести исполнение по заключенному договору ближней перевозки пассажира предъявителю проездного документа. Для поездки по билету, выданному в льготном по оплате порядке, необходимо предъявление документа, подтверждающего право на льготу. В билетах на ближние перевозки наряду с обозначением вида транспорта могут быть указаны зона и сроки действия билета, количество возможных поездок или посадок в транспортное средство, стоимость билета. Данные билеты подтверждают заключение договоров, исполнение которых (в том числе неоднократное) определяется моментом востребования пассажиром транспортной услуги в пределах срока их действия, что позволяет делать вывод о применении конструкции абонентского договора (ст. 429.4 ГК РФ) <7>.
--------------------------------
<7> Малеина М.Н. Абонентский договор. Комментарий к статье 429.4 Гражданского кодекса РФ // Гражданское право. 2020. N 5. С. 3 - 7.
Второй вид договоров (ближних перевозок) включает и договоры перевозки граждан, совершивших посадку в транспортное средство, в котором после этого приобретен разовый билет, а также договоры, заключаемые без оформления билета, но с условием оплаты проезда с использованием электронных средств платежа при входе в транспортное средство.
Перевозчик по договорам ближних перевозок не принимает на себя обязанности предоставить пассажиру определенное место, обеспечить непосредственно в транспортном средстве дополнительные услуги и возможность заключения договоров обслуживания, сопутствующих перевозке. Пассажир не наделен правом сдавать к перевозке свои вещи в качестве багажа, т.е. вверять их под контроль и ответственность перевозчика, он может перевозить при себе только ручную кладь.
Следует обратить внимание на то, что нередко в нормативных актах, регулирующих ближние перевозки, ручная кладь, т.е. вещи, которые пассажир во время поездки держит при себе, не сдавая их перевозчику, именуются багажом <8>. Такому некорректному обращению с юридическими терминами, за каждым из которых стоит особый правовой режим перевозки вещей, не должно быть места в специальных источниках транспортных правил. Отмеченная терминологическая путаница объясняется распространенным обыденным различением ручной клади и багажа исключительно тем, что ручная кладь перевозится бесплатно, а за багаж необходимо платить. В действительности сущностным критерием разграничения перевозки вещей пассажира выступает их вверение перевозчику под его ответственность за несохранность (багаж) или отсутствие такового (ручная кладь). Что же касается признака безвозмездности перевозки ручной клади, то необходимо учитывать его условность: перевозка ручной клади, превышающей установленные вес и размеры, на всех видах транспорта и по всем видам договоров подлежит оплате. Так, многие авиаперевозчики уже располагают технологической возможностью принимать оплату за сверхнормативную ручную кладь непосредственно при посадке на рейс, чтобы не отказывать пассажиру в этот момент, когда он заведомо не успеет оформить перевозку вещей в обычном предпосадочном порядке и опоздает к вылету <9>. В то же время вещи, сданные перевозчику как багаж, могут быть доставлены в пункт назначения без взимания платы, дополнительной к оплате перевозки пассажира.
--------------------------------
<8> Постановление Правительства Москвы от 31 октября 2014 года N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в г. Москве".
<9> Гайва Е., Любовецкий А. Сделают укладку // Российская газета. 11 ноября 2022 г. N 255 (8903). С. 1, 4.
По договору ближней перевозки у пассажира нет права продлевать срок действия билета, он не может по общему правилу претендовать на возврат стоимости транспортных услуг в связи с неиспользованием или неполным использованием своего права на совершение поездки по разовому билету. Поскольку оформляющие городские, пригородные и внеуличные перевозки билеты не содержат данных о номере рейса и времени отправления и у пассажира имеется возможность в течение определенного срока выехать любым из нескольких рейсов, то для перевозчика не устанавливается ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание его прибытия в пункт назначения (ст. 795 ГК РФ). Какие-либо гражданско-правовые механизмы обеспечения соблюдения перевозчиком расписания (интервалов) движения транспортных средств на городских, пригородных и внеуличных маршрутах, доступные для граждан, отсутствуют. Изучение судебной практики позволило обнаружить лишь один случай, когда пассажир пригородного транспорта сумел добиться в суде компенсации морального вреда в связи с оказанием ему некачественной услуги по перевозке: он был вынужден ехать в вагоне электропоезда в условиях сильнейшей давки, не имея возможности пошевельнуться, выслушивая ругательства других пассажиров и тех, кто не смог попасть в вагон <10>.
--------------------------------
<10> Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 15 августа 2012 года по делу N 33-6897/2012.
Указанные особенности договоров городских, пригородных и внеуличных перевозок пассажиров предопределяют весьма слабые возможности индивидуального воздействия пассажира на перевозчика в целях позитивного и негативного стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания. В сфере деятельности местного транспорта общего пользования должны эффективнее применяться публично-правовые меры влияния на перевозчиков (лицензирование, антимонопольный контроль, государственная и общественная защита прав потребителей). Определенную роль могут сыграть гражданско-правовые соглашения, заключаемые региональными и муниципальными органами, организующими маршруты регулярных перевозок на соответствующих территориях и осуществляющие допуск перевозчиков на их обслуживание на договорной основе. На данный момент специальное правовое регулирование получили отношения по организации регулярных перевозок пассажиров только на автомобильном транспорте: ФЗ от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировал договорное взаимодействие транспортных организаций не только между собой, но и с владельцами объектов инфраструктуры, а также с публично-правовыми образованиями. Эти организующие договоры гражданско-правового характера в пользу неопределенного круга граждан способны существенно усилить обеспечение интересов и защиту прав пассажиров как слабой стороны в их отношениях с перевозчиками и владельцами транспортной инфраструктуры. Такие договоры, в частности, должны воспрепятствовать транспортным компаниям в одностороннем (уведомительном) порядке изменять согласованные условия перевозок. Произвольное прекращение пассажирского движения, увеличение его интервалов, сокращение количества транспортных средств на маршрутах, не обусловленное уменьшением пассажиропотока, при этом позволяющее недобросовестным перевозчикам увеличивать прибыль, сохранять за собой выделенное время использования остановок и фактически не допускать конкурентов, должно быть запрещено <11>. Аналогичные правила должны действовать и на других видах транспорта.
--------------------------------
<11> Замахина Т. Порядок в автобусе // Российская газета. 27 апреля 2022 г. N 91 (8739). С. 2.
В настоящее время возросло значение еще одного вида пассажирских перевозок и соответствующих им договоров - перевозок в прямом смешанном сообщении (комбинированных перевозок), предполагающих осуществление перемещений пассажиров и багажа различными видами транспорта по единому проездному документу. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день специального закона о таких перевозках, призванного согласно ст. 788 ГК РФ урегулировать порядок их организации и взаимоотношения задействованных в них перевозчиков, прямое смешанное сообщение в сфере пассажирского транспорта стремительно развивается, причем как на дальние, так и на ближние расстояния. Комбинированные (или, как еще их называют транспортники, мультимодальные) перевозки успешно внедрены по маршрутам следования на основные курорты страны и иные точки туристического притяжения (Сочи, Крым, Приэльбрусье, Домбай, Архыз, Шерегеш, Светлогорск, Морское, Янтарный и др.), а также в регионах с недостаточно развитой сетью общественного транспорта (Калмыкия, Вологодская область и др.) <12>. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении должен гарантировать пассажиру составление оптимального маршрута поездки, минимизировать время ожидания стыковки сообщений, обеспечить поддержку в посадке в транспортное средство и размещении багажа в местах пересадок. Для достижения этой цели договорам между перевозчиками об организации прямого смешанного сообщения надлежит быть тщательно продуманными не только для решения организационных и имущественных вопросов взаимодействия, но и с точки зрения распределения обязанностей по обслуживанию пассажиров и последствий их ненадлежащего исполнения. В свою очередь, в унифицированном законодательном акте о статусе пассажира должны найти отражение специальные правила о порядке и процедурах осуществления и защиты гражданами своих пассажирских прав.
--------------------------------
<12> Худякова Д. Езжу небом и землей // Российская газета. 26 мая 2022 г. N 112 (8760). С. 5; Суконкина Ю. Туда и обратно // Российская газета. 9 июня 2022 г. N 124 (8772). С. 8.
Комбинированные ближние перевозки также показывают весьма оптимистичные перспективы развития. Для решения транспортных проблем, присущих большинству мегаполисов, на цифровых платформах разрабатываются проекты интеграции различных видов городского общественного транспорта (автомобильного, наземного электрического и внеуличного) в мультимодальную систему с единым абонементом и удобным приложением, обеспечивающим более быструю и дешевую альтернативу поездке на личном автомобиле <13>. Эксперты прогнозируют, что тенденция распространения прямого смешанного сообщения в сфере пассажирских перевозок в ближайшее время дойдет и до небольших городов <14>. Подводя итоги рассуждениям о систематизации гражданско-правовых договоров в сфере пассажирских перевозок и соответствующем совершенствовании транспортного законодательства, можно предложить:
- генерализировать на уровне ГК РФ или специального закона правила о договорах на организацию пассажирских перевозок между перевозчиками и иными организаторами транспортного обслуживания граждан (как хозяйствующими субъектами, так и публично-правовыми образованиями);
- построить нормативный массив, регулирующий отношения по перевозке пассажиров, по видам договоров, а не видам транспорта, включать в транспортные уставы и кодексы только специфические правила, которые применимы к пассажирским перевозкам исключительно на соответствующем виде транспорта.
--------------------------------
<13> Павлова А. Электричка прописалась в городе // Российская газета. 28 октября 2021 г. N 247 (8598).
<14> Акиньшина Ю. Смена маршрута // Российская газета. 2 августа 2021 г. N 172 (8523).
Библиографический список
1. Акиньшина Ю. Смена маршрута // Российская газета. 2 августа 2021 г. N 172 (8523).
2. Гайва Е. Клиенты рулят // Российская газета. 11 ноября 2022 г. N 255 (8903).
3. Гайва Е., Любовецкий А. Сделают укладку // Российская газета. 11 ноября 2022 г. N 255 (8903).
4. Гражданское право: учебник для бакалавров. Т. 2 / отв. ред. В.Л. Слесарев. М.: Проспект, 2016.
5. Замахина Т. Порядок в автобусе // Российская газета. 27 апреля 2022 г. N 91 (8739).
6. Куликов В. Попутчику закон не писан // Российская газета. 25 сентября 2021 г. N 219С (8570С).
7. Малеина М.Н. Абонентский договор. Комментарий к статье 429.4 Гражданского кодекса РФ // Гражданское право. 2020. N 5.
8. Микрюкова Г.А. Развитие гражданского законодательства о фрахтовании автотранспорта для перевозки пассажиров // Юридическая наука. 2021. N 4.
9. Павлова А. Электричка прописалась в городе // Российская газета. 28 октября 2021 г. N 247 (8598).
10. Суконкина Ю. Туда и обратно // Российская газета. 9 июня 2022 г. N 124 (8772).
11. Худякова Д. Езжу небом и землей // Российская газета. 26 мая 2022 г. N 112 (8760).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.