Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУЩЕСТВЕННЫЕ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ) УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ НУЖД ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Р.Р. АБДУЛЛАЕВ
Компетенция органов внутренних дел (далее - ОВД) находится в поле публичного права. Вместе с тем для надлежащего выполнения возложенных на них полномочий требуются различные материальные ресурсы, в том числе включающие результаты подрядных работ (например, постройки или ремонта административных зданий полиции). С этой целью они заключают государственные контракты.
Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд по своей природе подпадает под предмет правового регулирования гражданского законодательства и рассматривается как гражданско-правовой договор.
Согласно цивилистической доктрине содержание любого гражданско-правового договора составляют его условия, иначе говоря, словами известного ученого-правоведа О.А. Красавчикова, "условия договора - это элементы соглашения, образующие в своей системе содержание договора" <1>.
--------------------------------
<1> Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: избранные труды. В 2 т. Т. 2 / О.А. Красавчиков. 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2023. С. 279.
В науке гражданского права условия договора дифференцируются на существенные, обычные и случайные. Данную концепцию не разделял О.А. Красавчиков и классифицировал их как парные категории: существенные и несущественные, обычные и случайные, материальные и формальные <2>.
--------------------------------
<2> Там же. С. 280.
Выделению видов условий гражданско-правового договора посвящена работа Ю.А. Серковой, которая анализирует научные мнения по данному вопросу <3>. Ряд ученых концентрируют свои исследования на специфике существенных условий государственного контракта в целом <4> или его отдельных разновидностей <5>.
--------------------------------
<3> Серкова Ю.А. Условия гражданско-правового договора: понятие, виды, значение / Ю.А. Серкова // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 3. С. 85 - 91.
<4> Гусева Т.А., Пашин А.Л., Фоминова Е.М., Чуряев А.В. Государственный контракт в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд: Монография / Т.А. Гусева, А.Л. Пашин, Е.М. Фоминова, А.В. Чуряев. Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2020. 123 с.
<5> Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд (на основе государственного контракта): Автореф. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / К.М. Жамойдик. М., 2011. 29 с.; Жамойдик К.М. Введение в гражданский оборот результатов НИОКР, выполненных по государственному заказу: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2016. 189 с.
К примеру, ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) породила множественность научных взглядов о каждом из перечисленных в ней существенных условий государственного контракта. М.В. Демиденко указывает, что "большое значение в определении эффективности закупки строительной продукции имеет оценка временных параметров проекта, так как нарушение сроков строительства, являющееся, к сожалению, больше нормой, чем исключением, влечет существенные издержки государственного заказчика в финансовом, политическом и репутационном планах" <6>. Другие авторы, исследуя начальную (максимальную) цену государственного контракта, определили ее существенным условием, влияющим на содержание иных условий контракта <7>.
--------------------------------
<6> Демиденко М.В. Развитие подрядных торгов на строительство объектов в системе государственных закупок: Дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / М.В. Демиденко. СПб., 2017. С. 117.
<7> Мирошник С.В. Начальная (максимальная) цена как существенное условие государственного (муниципального) контракта / С.В. Мирошник, А.А. Громенко // Пробелы в российском законодательстве. 2018. N 4. С. 160 - 163.
Несмотря на то что ГК РФ содержит существенные условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, их дальнейшая конкретизация осуществляется иными нормативными правовыми актами, что определяет особый характер этих условий. Данный контекст обоснован концепцией М.Ф. Казанцева, считающего, что нормативные и иные правовые акты воздействуют на содержание договора двумя способами: влияют на состав его условий и на конкретное содержание этих условий <8>.
--------------------------------
<8> Казанцев М.Ф. Классификация условий гражданско-правового договора по объему свободы сторон в их определении / М.Ф. Казанцев // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. N 10. С. 427 - 444.
В этой связи ГК РФ, Закон о контрактной системе <9> и иные нормативные правовые акты ограничивают юридическую свободу контрагентов в выборе условий государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД, а также их количественные и качественные характеристики.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. (в ред. от 28.04.2023) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Кроме того, рассматриваемый государственный контракт может быть исследован как юридический факт или как правоотношение. В этом ключе, например, М.И. Брагинский отмечал, что договор-сделка, являясь юридическим фактом, не имеет своего содержания. Им обладает только возникшее из договора-сделки договорное правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности контрагентов <10>. При этом В.В. Витрянский через призму теоретической конструкции "договор - правоотношение" рассматривал договорные условия как способ фиксации взаимных прав и обязанностей <11>.
--------------------------------
<10> Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 4-е изд. М.: Статут, 2020. С. 146.
<11> Там же. С. 296.
Однако анализ условий исследуемого государственного контракта необходимо производить в широком смысле и не ограничиваться лишь содержанием обязательственного правоотношения, поскольку содержание государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД включает в себя не только набор корреспондирующих прав и обязанностей государственного заказчика и подрядчика, но и иные положения, требования, критерии, имеющие значение для контрагентов.
К таким положениям можно отнести: наличие сметы, проектной документации (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе) или графика исполнения контракта, если он заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей (ч. 12 ст. 34 Закона о контрактной системе); условие о банковском сопровождении контракта, осуществляемом по правилам, установленным Правительством Российской Федерации <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" // СЗ РФ. 2014. N 39. Ст. 5259.
Содержание анализируемого государственного контракта составляют существенные условия (согласно ГК РФ) и обязательные условия (согласно Закону о контрактной системе). Указанные условия можно определить как синонимичные, поскольку они представляют собой юридически значимые положения, необходимые для заключения и исполнения государственного контракта независимо от усмотрения контрагентов. В свою очередь, государственный заказчик обязан руководствоваться такими условиями в силу закона, а подрядчик изначально самостоятельно определяет возможность принятия контрактных условий на себя. Но в большинстве случаев контрагенты не могут повлиять на состав и содержание существенных (обязательных) условий государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД в силу их императивности.
Законодатель, исходя из принципа целесообразности и перспектив дальнейшего развития договорного права, установил в ст. 432 ГК РФ метод определения существенных условий. Так, существенными признаются: условия о предмете договора; условия, которые обозначены в нормативных правовых актах как существенные или необходимые для договоров конкретного вида; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Кумулятивное толкование ст. 763 ГК РФ и ч. 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе определяет перечень работ, которые могут быть предметом государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, в том числе для ведомственных нужд. Данный перечень является открытым с учетом следующих ограничений: 1 - областью работ в сфере изыскания и проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации; 2 - видами объектов, на которых могут проводиться работы (производственного и непроизводственного характера, капитальные объекты).
Также нужно учитывать, что предмет государственного контракта фактически является объектом закупки и потому подлежит описанию по правилам, установленным в ст. 33 Закона о контрактной системе.
Так, по мнению И.В. Джабуа, "предмет государственного контракта должен точно устанавливать вид обязательств, возникающих между сторонами государственного контракта, существенные условия и соответствовать классификатору операций сектора государственного управления" <13>.
--------------------------------
<13> Джабуа И.В. Особенности подготовки государственных контрактов / И.В. Джабуа // Вестник экономической безопасности. 2017. N 4. С. 51 - 55.
Кроме того, технические требования к служебным помещениям, строениям, зданиям ОВД различного назначения содержатся в ведомственных нормативных актах ограниченного доступа, относятся к служебной тайне. Данные требования необходимо рассматривать как существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД, поскольку при соблюдении режима секретности будут использоваться для описания физических характеристик объектов закупки, выступающих предметом контракта.
Предмет исследуемого государственного контракта является объектом активной научной дискуссии: Ю.П. Лякутина считает, что предметом государственного контракта являются сами результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ <14>, а А.А. Масалова под предметом понимает определенные строительные и иные работы, а также связанные с ними (проектные, изыскательские и др.), по результатам которых возникает определенный объект <15>.
--------------------------------
<14> Лякутина Ю.П. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд / Ю.П. Лякутина // Евразийский союз ученых. 2015. N 2-2(11). С. 133 - 134.
<15> Масалова А.А. Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования отношений по выполнению подрядных работ для государственных и муниципальных нужд / А.А. Масалова // Вопросы российской юстиции. 2020. N 5. С. 138 - 145.
Анализ приведенных научных позиций позволяет заключить, что предметом государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД является непосредственно сама производимая работа, а также ее овеществленный результат, поскольку достижение последнего невозможно без определенных действий подрядчика, составляющих существо производимых подрядных работ, поэтому и сами подрядные работы, и их результат являются единым предметом указанного контракта.
Кроме существенных условий, закрепленных в ГК РФ, ст. 34 Закона о контрактной системе определяет перечень обязательных условий любого контракта, заключаемого по правилам указанного Закона. Такие условия отражаются в извещении об осуществлении закупки или приглашении, документации о закупке, заявке участника закупки, с которым заключается контракт.
В дополнение к вышеуказанному необходимо отметить мнение А.А. Селивановой о том, что "государственный контракт может содержать специальные условия, стимулирующие своевременность и качество выполнения работ. Обозначенные условия проявляются в виде налоговых льгот, особого правового режима заключения, производства и контроля за ходом исполнения и оплаты выполняемых строительных работ, целевых дотаций и субсидий, кредитов на льготных условиях" <16>.
--------------------------------
<16> Селиванова А.А. Специфика правового регулирования капитального строительства в системе МВД России / А.А. Селиванова // Труды Академии управления МВД России. 2015. N 2(34). С. 110 - 113.
Вместе с тем государственный заказчик в лице ОВД обязан применять типовые условия, установленные Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе), которое, в свою очередь, вправе для конкретной закупки определить еще и дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом (ст. 111 Закона о контрактной системе). Например, в случае привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций применяются отдельные типовые условия контрактов, утвержденные Правительством Российской Федерации <17>.
--------------------------------
<17> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. (в ред. от 31.10.2022) N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" // СЗ РФ. 2017. N 1 (ч. II). Ст. 196.
Ранее типовые контракты (типовые условия контрактов) разрабатывались различными федеральными органами власти и размещены в электронном виде на сайте Единой информационной системы в сфере закупок <18>.
--------------------------------
<18> Библиотека типовых контрактов, типовых условий контракта. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/btk/search/results.html (дата обращения: 30.04.2023).
При этом необходимо согласиться с М.В. Шмелевой в том, что "в законодательном порядке круг существенных условий контракта четко не определен" <19>.
--------------------------------
<19> Шмелева М.В. Концепция государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 5.1.3 / М.В. Шмелева. Саратов, 2022. С. 512.
Резюмируя вышеизложенное, на основании ст. 432 ГК РФ можно сделать вывод о том, что существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД содержатся в ГК РФ, в Законе о контрактной системе, в подзаконных нормативных правовых актах и в ведомственных нормативных актах.
В то же время типовые государственные контракты (типовые условия государственных контрактов) для нужд ОВД не разработаны, что, по нашему мнению, является правовым пробелом.
Разработка и внедрение в деятельность ОВД типовых государственных контрактов или типовых условий для них детерминируются спецификой их деятельности (соблюдение режима секретности, обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности собственных объектов и т.п.).
Содержание типовых государственных контрактов (типовых условий к ним) должно определяться функциональным (целевым) назначением инфраструктуры ОВД, представляющей комплекс административных, служебно-технических зданий и сооружений, посредством которых создаются необходимые условия, отвечающие требованиям российского законодательства: для подготовки личного состава в образовательных организациях и оказания медицинских услуг в медицинских организациях системы МВД России; для хранения специальных средств, оружия и боеприпасов к ним; для хранения вещественных доказательств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ; в дежурных частях; в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД; в кинологических подразделениях ОВД и т.п.
Применение типовых государственных контрактов (типовых условий к ним) будет способствовать эффективному выполнению возложенных на ОВД задач, обеспечит соблюдение прав граждан, создаст современные условия для прохождения службы, оптимизирует использование как временных, так и материально-финансовых ресурсов при закупке подрядных работ для нужд полицейского ведомства, обеспечит надлежащую сдачу и приемку подрядных работ, в целом повысит продуктивность ведомственного контроля.
Литература
1. Гусева Т.А. Государственный контракт в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд: Монография / Т.А. Гусева, А.Л. Пашин, Е.М. Фоминова, А.В. Чуряев. Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2020. 123 с.
2. Демиденко М.В. Развитие подрядных торгов на строительство объектов в системе государственных закупок: Диссертация кандидата экономических наук / М.В. Демиденко. Санкт-Петербург, 2017. 151 с.
3. Джабуа И.В. Особенности подготовки государственных контрактов / И.В. Джабуа // Вестник экономической безопасности. 2017. N 4. С. 51 - 55.
4. Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 4-е изд. Москва: Статут, 2020. 847 с.
5. Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд (на основе государственного контракта): Автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.В. Ерин. Москва, 2011. 29 с.
6. Жамойдик К.М. Введение в гражданский оборот результатов НИОКР, выполненных по государственному заказу: Диссертация кандидата юридических наук / К.М. Жамойдик. Москва, 2016. 189 с.
7. Казанцев М.Ф. Классификация условий гражданско-правового договора по объему свободы сторон в их определении / М.Ф. Казанцев // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. N 10. С. 427 - 444.
8. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права: избранные труды. В 2 томах. Т. 2 / О.А. Красавчиков. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Статут, 2023. 494 с.
9. Лякутина Ю.П. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд / Ю.П. Лякутина // Евразийский союз ученых. 2015. N 2-2(11). С. 133 - 134.
10. Масалова А.А. Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования отношений по выполнению подрядных работ для государственных и муниципальных нужд / А.А. Масалова // Вопросы российской юстиции. 2020. N 5. С. 138 - 145.
11. Мирошник С.В. Начальная (максимальная) цена как существенное условие государственного (муниципального) контракта / С.В. Мирошник, А.А. Громенко // Пробелы в российском законодательстве. 2018. N 4. С. 160 - 163.
12. Селиванова А.А. Специфика правового регулирования капитального строительства в системе МВД России / А.А. Селиванова // Труды Академии управления МВД России. 2015. N 2(34). С. 110 - 113.
13. Серкова Ю.А. Условия гражданско-правового договора: понятие, виды, значение / Ю.А. Серкова // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 3. С. 85 - 91.
14. Шмелева М.В. Концепция государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации: Диссертация доктора юридических наук / М.В. Шмелева. Саратов, 2022. 1134 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.