Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОГО ЗАКОНА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (LEX SOCIETATIS) В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.Е. КАНТОР
Территориальное и конституционное развитие Российской Федерации предопределяет интеграцию новых субъектов РФ (Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), Луганской Народной Республики (далее - ЛНР), Запорожской и Херсонской областей) в правовую систему страны. Следует учитывать, что часть территорий ДНР, ЛНР имеют определенный период существования в рамках самостоятельных правовых систем, в то время как Запорожская и Херсонская области до момента присоединения к Российской Федерации всецело подчинялись правовому регулированию Украины.
Способы изменения "национальности" юридического лица
Применительно к деятельности юридических лиц (далее - ЮЛ) ключевым действием является смена их юрисдикции (личного закона), которая согласно ст. 19.1 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> (ред. от 14.04.2023, далее - Закон N 52-ФЗ) осуществляется двумя способами.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.
В ходе реализации первого способа в срок до 31 декабря 2022 г. Федеральной налоговой службой (далее - ФНС) обеспечено автоматическое внесение в ЕГРЮЛ сведений о наименовании, адресе, руководителе юридического лица, т.е. основных идентификационных сведений, которые содержит ЕГРЮЛ в соответствии с подп. "а", "в", "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <2> (далее - Закон о регистрации ЮЛ).
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
Данное действие выполнено ФНС в отношении ЮЛ, которые имели место нахождения на новых территориях на день их принятия в Российскую Федерацию, на основании сведений государственных реестров, которые велись на соответствующей территории. В соответствии с данными, опубликованными на сайте ФНС <3> по состоянию на 1 февраля 2023 г., в ЕГРЮЛ внесены сведения о следующем количестве ЮЛ, зарегистрированных в юго-западных субъектах РФ:
Субъект РФ |
Зарегистрировано всего |
Из них учреждено (создано) |
Запорожская область |
2 503 |
182 |
ДНР |
17 794 |
148 |
ЛНР |
10 352 |
181 |
Херсонская область |
1 156 |
59 |
--------------------------------
<3> URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77//related_activities/statistics_and_analytics/forms/13134463/ (дата обращения: 02.06.2023).
Второй способ изменения "национальности" предусмотрен для ЮЛ, сведения о которых не содержались в соответствующих реестрах новых субъектов, - для продолжения осуществления деятельности на территории Российской Федерации такие юридические лица могут привести свои учредительные документы в соответствие, обратившись в регистрирующий орган с заявлением о внесении о них сведений в ЕГРЮЛ, или приобрести статус филиала (представительства) иностранного юридического лица.
По истечении сроков для приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации (до 30.06.2023 - для ДНР и ЛНР и до 31.12.2023 - для Запорожской и Херсонской областей) и в случае неприобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица деятельность таких ЮЛ на территории Российской Федерации не допускается.
Последствия смены lex societatis
Государственная регистрация ЮЛ в ЕГРЮЛ означает смену личного закона юридического лица, т.е. смену права, подлежащего применению к правовому положению субъекта. Согласно п. 2 ст. 1202 ГК РФ на основе личного закона юридического лица определяются, в частности: статус, организационно-правовая форма юридического лица; содержание правоспособности; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица; внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками; вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.
Изменение "национальности" юридического лица означает также распространение на него норм публичного права Российской Федерации (в частности, налогового, процессуального и пр.) с учетом особенностей, установленных в переходный период (до 01.01.2026) <4>.
--------------------------------
<4> Статья 36 Федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".
К примеру, при вынесении Постановления 2 февраля 2023 г. по результатам рассмотрения корпоративного спора суд апелляционной инстанции руководствовался нормами процессуального права Российской Федерации, но к спорным правоотношениям применил нормы материального (корпоративного) права ЛНР и осуществил проверку обжалуемого судебного акта на соответствие нормам процессуального права ЛНР, действовавшим на момент вынесения решения судом первой инстанции 9 сентября 2022 г. <5>
--------------------------------
<5> Постановление 21-го арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2023 г. по делу N А02-472/2022 (А87-472/2022).
Другой пример: как разъяснено в письме Минфина России <6>, положения Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" распространяются на ЮЛ, прошедших регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве ЮЛ, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, с даты такой регистрации.
--------------------------------
<6> Письмо Минфина России от 9 марта 2023 г. N 24-07-09/19371 "О применении Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области". URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=301569-pismo_minfina_rossii_ot_09.03.2023__24-07-0919371_o_primenenii_federalnogo_zakona_ot_18_iyulya_2011_g.__223-fz_o_zakupkakh_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_na_territoriyakh_donetskoi_narodnoi_respubliki_luganskoi_narodnoi_respubliki_zaporozhskoi_oblasti_khersonskoi_oblasti (дата обращения: 20.06.2023).
Редомициляция
Смена национальности юридическими лицами на новых территориях Российской Федерации имеет признаки редомициляции - нового правового института в отечественном правопорядке, появившегося в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" <7>.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2018. N 32 (ч. I). Ст. 5083. Как отмечает Канашевский В.А., правило Закона N 290-ФЗ о том, что личным законом международной компании с момента ее государственной регистрации в России становится российское право, необходимо толковать ограничительно - в отношении определенных вопросов, возникших до регистрации международной компании, к отношениям внутри и вне ее должен применяться иностранный личный закон (например, в случае субсидиарной ответственности участников по долгам иностранного юридического лица). См.: Канашевский В.А. Международная компания как особый вид юридического лица в России // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 6. С. 105.
В научной литературе редомициляция обозначается как смена места регистрации компании на другую юрисдикцию с продолжением функционирования в новой юрисдикции в аналогичной или схожей организационно-правовой форме, с прежним названием, банковскими счетами, переоформленными на новую компанию <8>; как процесс перерегистрации юридического лица, изначально учрежденного в юрисдикции одного государства, в юрисдикцию другого государства, сопровождающийся сменой его места нахождения <9>; изменение личного закона иностранной компании с иностранной регистрацией на российский, но только в специальных административных районах <10>.
--------------------------------
<8> Канашевский В.А. Указ. соч. С. 104.
<9> Раздьяконов Е.С., Тарасов И.Н. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (гл. 28.1) // Вестник гражданского процесса. 2020. N 5. С. 134 - 179.
<10> Ярков В.В. Конкуренция правовых систем: миф или реальность? // Вестник гражданского процесса. 2021. N 1. С. 13 - 29.
В литературе также отмечаются дополнительные особенности редомициляции: создание нового юридического лица со всеми правами, обязанностями и имуществом прежнего с последующей его ликвидацией в прежней юрисдикции <11>.
--------------------------------
<11> Ищенко И.Д. Сравнительно-правовой анализ редомициляции в России и за рубежом: насколько эффективна российская модель? // Вестник экономического правосудия. 2021. N 9. С. 100.
В судебной практике редомициляция трактуется как одна из форм реорганизации юридического лица, при которой меняется юрисдикция (страна регистрации) и юридический адрес компании <12>. Также имеется позиция о прекращении юридического лица в одной юрисдикции одновременно с его созданием в иной юрисдикции со всеми правами и обязанностями первого <13>.
--------------------------------
<12> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2023 г. по делу N А40-169721/22, Решение АС города Москвы от 5 декабря 2022 г. по делу N А40-169721/22-144-1236.
<13> Решение АС Архангельской области от 19 января 2023 г. по делу N А05-10291/2022.
Как представляется, редомициляция в общем значении этого термина означает изменение юридическим лицом личного закона (который обычно в международной практике определяется местом регистрации) с продолжением своей хозяйственной деятельности, сохранением прав на движимое или недвижимое имущество, исключительных прав, корпоративных прав в других организациях, прав и обязательств из заключенных договоров, иных обязательств. При этом такие термины, как "прекращение", "ликвидация", "реорганизация" и пр., неприменимы к данным правоотношениям, поскольку субъект (хотя и искусственный, существующий в силу факта его регистрации в определенном государстве) остается прежним.
Редомициляцию следует квалифицировать как самостоятельный юридический факт - основание для исключения юридического лица из государственного реестра одного правопорядка <14> с включением его в государственный реестр новой юрисдикции (такой подход принят в подп. "и" п. 1 и абз. 12 п. 4 ст. 5 Закона о регистрации ЮЛ).
--------------------------------
<14> В обычной международной практике "выпускающее" государство, допускающее переезд ЮЛ в другую юрисдикцию, исключает из реестра такого субъекта исходя из принципа взаимности.
Следует отметить, что редомициляция в рамках рассматриваемой темы обусловлена юридическим изменением принадлежности территории, на которой находятся юридические лица, что не совпадает с обычными целями редомициляции корпораций в международной практике: выбором благоприятного налогового режима, более гибкой организационной формы, позволяющей скрыть бенефициара, выпустить определенные виды акций, совершать особые корпоративные действия и пр.
Выбор юрисдикции и исключение юридического лица из реестра иностранного государства
Два процедурных способа изменения личного закона юридического лица, о которых говорилось выше, имеют кардинальное различие: в первом случае факт нахождения сведений о юридическом лице в реестре соответствующей территории предопределяет автоматическую смену "национальности" на российскую действиями ФНС, а волеизъявление субъекта необходимо только в отношении регистрации вносимых в учредительные документы изменений в целях их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации. При втором способе необходимо прямое волеизъявление субъекта относительно выбора юрисдикции (согласно ст. 19 Закона N 52-ФЗ данный способ был единственным способом обеспечения участия ЮЛ в отношениях гражданского оборота при вхождении Крыма в состав Российской Федерации).
В обоих случаях закон не предусматривает обязанности имплементированных в правовое поле Российской Федерации лиц обеспечить исключение соответствующей записи из реестра иностранного государства. Между тем это имеет большое значение для избежания неопределенности о принадлежности имущества, одновременной реализации прав компаниями-клонами.
К примеру, в одном из судебных дел сложилась следующая ситуация. В 2010 г. в Хозяйственном суде Автономной Республики Крым инициирован иск к ООО "Викадо" (Украина) об обращении взыскания на предмет ипотеки в счет погашения задолженности. В 2016 г. исковые требования удовлетворены, законность и обоснованность судебного акта проверены судами апелляционной и кассационной инстанций. При рассмотрении спора в деле участвовали представители ЮЛ - резидентов Украины: ООО "Викадо", ООО "Каперс", ООО "Каракурт", ООО "Лабиринт Полюс". В 2015 г. указанные лица (украинские резиденты) привели учредительные документы в соответствие с нормами российского законодательства и, соответственно, изменили свой личный закон, однако не прекратили своего существования в Украине, допустив одновременное существование одного и того же общества в правопорядках двух государств. Данное обстоятельство было использовано ими недобросовестно: в ноябре 2021 г. ООО "Каракурт" и ООО "Викадо" в качестве резидентов Украины подали апелляционные жалобы в порядке ст. 42 АПК РФ на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 марта 2016 г. Жалобы мотивированы тем, что предметом спора являлись обязательства украинских обществ (из кредитного договора, договоров поручительства), взыскание обращено на предмет залога, принадлежащий украинскому ООО "Каракурт", однако украинские общества к участию в деле не были привлечены. Также апеллянты полагали, что зарегистрированные в Российской Федерации и в Украине общества с одинаковыми названиями не являются тождественными лицами, и в целях восстановления процессуального срока на обжалование ссылались на получение в октябре 2021 г. информации о нарушении прав ООО "Лабиринт Полюс" (резидента Украины) возбуждением дела о банкротстве в отношении ООО "Лабиринт Полюс" (резидента Российской Федерации).
Прекращая производство по апелляционным жалобам, судебная инстанция указала, что общества, их директор и единственный учредитель Пацикивский С.Н. при выборе надлежащей юрисдикции не воспользовались правом на обеспечение ликвидации обществ в реестре Украины <15>.
--------------------------------
<15> Постановление АС Центрального округа от 12 апреля 2022 г. по делу N А83-6195/2010.
Данный спор наглядно демонстрирует неотносимость к редомициляции таких корпоративных механизмов, как ликвидация, реорганизация, создание (учреждение) нового юридического лица. Идентичность субъекта определяется совокупным наличием того же состава участников (учредителей), имущества, контрактных обязательств и проч., а потому смена юрисдикции без исключения из реестра иностранного государства не создает нового субъекта права, хотя и дает почву для злоупотреблений редомицилянтами, введения ими кредиторов в заблуждение относительно собственной правосубъектности, платежеспособности и проч.
Впрочем, несоблюдение процедуры выбора юрисдикции может негативно сказаться и на интересах самого редомицилянта. Так, ООО "Симферопольское", перерегистрировавшись в Российской Федерации, однако не осуществив исключения из реестра ЮЛ Украины, создало условия для возможного обращения ПАО АБ "Укргазбанк" с иском к обществу по месту нахождения на Украине, что было бы невозможно в случае добросовестного выбора юрисдикции <16>.
--------------------------------
<16> Постановление АС Центрального округа от 20 декабря 2021 г. по делу N А83-19950/2019.
В связи с этим актуален критерий классической редомициляции - согласие двух юрисдикций для переноса юридического лица в другое государство для избежания противоречий и конфликтов между юрисдикциями <17>, который подразумевает некую согласованность регистрационных действий двух государств. Данный критерий в исследуемых правоотношениях игнорируется законодателем по политическим причинам, что возлагает последствия недобросовестного использования редомициляции на соответствующих участников процедуры и подразумевает должный уровень осмотрительности их контрагентов.
--------------------------------
<17> Канашевский В.А. Указ. соч. С. 105; Ищенко И.Д. Указ. соч. С. 100.
Гражданско-правовые последствия изменения личного закона юридического лица
Применительно к корпоративным правоотношениям редомициляция сопровождается решением таких вопросов, как:
- признание за юридическим лицом, изменившим "национальность", правосубъектности с даты первоначальной инкорпорации в соответствии с правом страны учреждения;
- сохранение имеющегося распределения долей участников корпорации, состава учредителей, собственников унитарных ЮЛ;
- продолжение действия корпоративных договоров, возможности применения к ним норм иностранного права, регулировавшего деятельность юридического лица до смены им юрисдикции;
- применение материального права страны прежней регистрации к спорным корпоративным правоотношениям, возникшим до момента, когда применение законодательства государства - места новой регистрации стало обязательным.
Перечисленные вопросы имеют следующую правовую регламентацию.
Согласно п. 5, 8 ст. 19.1 Закона N 52-ФЗ смена личного закона юридическими лицами на новых территориях не предоставляет им возможности указывать в учредительных документах, что они основаны на членстве, если они на нем не основаны, и наоборот, а равно смены цели своей деятельности (коммерческой на некоммерческую и наоборот), и не выступает способом реорганизации или ликвидации юридического лица. Указанные правила важны в случае, когда перечни организационно-правовых форм в прежней юрисдикции и в новой не совпадают и необходимо найти надлежащий аналог. Вместе с этим неясна терминология законодателя относительно трактовки отношений участия как участия нескольких лиц. Статьей 65.1 ГК РФ предусмотрены корпоративные и унитарные юридические лица, также правопорядком допускаются корпорации одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ), а потому корректнее было бы говорить либо о недопустимости смены корпоративной формы, основанной на членстве, на унитарную (и наоборот), либо об изменении состава участников корпорации при ее редомициляции.
Таким образом, государственная регистрация в ЕГРЮЛ не влияет на действительность прав и обязанностей ЮЛ перед контрагентами, их правомочия в отношении имущества и иных объектов гражданских прав. Однако характер внутрикорпоративных отношений может измениться под влиянием принимаемой юридическим лицом организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Это связано, прежде всего, с различиями в способах защиты, применяемых в правопорядках, изменением объема прав участников, содержанием уставов и юридической силой корпоративных договоров.
Действительность корпоративных договоров, заключенных участниками в соответствии с действовавшим на территории их прежней инкорпорации законодательством
Как следует из ст. 21.1 Закона N 52-ФЗ, условия договоров (к коим необходимо относить и корпоративные договоры, несмотря на наличие существенного "корпоративного" элемента. - Прим. автора), заключенных на территориях новых субъектов до дня их принятия в Российскую Федерацию, по общему правилу сохраняют сил.
Исходя из нормы п. 1 ст. 1214 ГК РФ подчинение корпоративного договора редомицилированной компании праву Украины или иного государства допустимо, но не исключает действия императивных норм права Российской Федерации по вопросам, указанным в п. 2 ст. 1202 ГК РФ, с даты применения права Российской Федерации в качестве личного закона юридического лица.
С учетом изложенного следует прийти к следующим выводам:
1. К корпоративным правоотношениям, возникшим до внесения записи в ЕГРЮЛ (даты приобретения правового статуса юридического лица в соответствии с правом Российской Федерации) <18>, применяется право страны прежней регистрации.
2. Корпоративные договоры, заключенные в соответствии с ранее применимым законодательством, сохраняют свою действительность.
3. Положения корпоративных договоров, противоречащие императивным нормам российского законодательства (ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 Закона "Об акционерных обществах" и др.), не подлежат применению к корпоративным правоотношениям, возникшим после смены "национальности" юридического лица.
--------------------------------
<18> Такой позиции придерживались суды при разрешении корпоративных споров, возникших в отношении юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Крым. См., напр.: Постановление АС Центрального округа от 30 сентября 2015 г. по делу N А83-1529/2014. Вместе с тем в некоторых спорах отсчет начинался с даты вступления в силу ФКЗ от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь". См., напр.: решения Хозяйственного суда Республики Крым от 29 октября 2014 г. по делу N А83-1579/2014; от 30 октября 2014 г. по делу N А83-1534/2014; решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 марта 2015 г. по делу N А83-1529/2014.
О последствиях неприведения учредительных документов в соответствие законодательству Российской Федерации при первом способе смены lex societatis
Изменение личного закона ЮЛ первым способом (т.е. автоматически ФНС), в соответствии с п. 2, 9 ст. 19.1 Закона N 52-ФЗ, должно быть сопровождено приведением учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации при первом внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ: для ЛНР и ДНР - до 31 декабря 2023 г., а в случае нахождения на территориях Запорожской и Херсонской областей - до 30 июня 2024 г., под угрозой исключения из ЕГРЮЛ лиц, не совершивших требуемые действия. Данная санкция достаточно спорна.
По общему правилу, установленному п. 4.1 ст. 9 Закона о регистрации ЮЛ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия законодательству форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения (в частности, содержание устава). Также в судебной практике сложился подход к уставу как к сделке, что означает применимость к нему норм гражданского законодательства о сделках, в том числе об основаниях признания их недействительными <19> (в частности, ст. 180 ГК РФ относительно того, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей). В п. 7 ст. 19.1 Закона N 52-ФЗ содержится оговорка о том, что до приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации они действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
--------------------------------
<19> Определение ВС РФ от 11 июня 2020 г. N 306-ЭС19-24912 по делу N А65-3053/2019.
Ввиду вышеуказанного последствие в форме исключения юридического лица из ЕГРЮЛ представляется чрезмерным. При редомициляции основным юридически значимым действием является определение субъектом гражданского оборота своей "национальности". Такое действие (внесение в ЕГРЮЛ) совершено ФНС автоматически, а потому приведение учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации является производным. Более того, приведение учредительных документов в соответствие не исключает спорной ситуации с сохранением записи о юридическом лице в реестрах двух государств.
Выводы по итогам исследования
1. Регистрация в ЕГРЮЛ юридических лиц, зарегистрированных ранее в государственных реестрах ДНР, ЛНР, Запорожской, Харьковской областей, означает смену личного закона юридического лица и возникновение юридического факта редомициляции. Основанием редомициляции выступает изменение принадлежности территории, на которой находятся юридические лица.
2. Дата регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ влияет на правовое регулирование внутрикорпоративных отношений, применение права Российской Федерации к спорным материальным отношениям, возникшим после такой регистрации. В частности, датой регистрации в ЕГРЮЛ определяется начало действия императивных норм Российской Федерации относительно содержания корпоративных договоров, заключенных в соответствии с законодательством ДНР, ЛНР, Украины.
3. Редомициляция в общем значении представляет собой юридический факт - основание для исключения юридического лица из государственного реестра одного правопорядка с включением его в государственный реестр новой юрисдикции, с продолжением юридическим лицом хозяйственной деятельности и сохранением прав на имущество и иные объекты гражданских прав.
Литература
1. Ищенко И.Д. Сравнительно-правовой анализ редомициляции в России и за рубежом: насколько эффективна российская модель? / И.Д. Ищенко // Вестник экономического правосудия. 2021. N 9. С. 94 - 135.
2. Канашевский В.А. Международная компания как особый вид юридического лица в России / В.А. Канашевский // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 6. С. 104 - 108.
3. Раздьяконов Е.С. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (гл. 28.1) / Е.С. Раздьяконов, И.Н. Тарасов // Вестник гражданского процесса. 2020. N 5. С. 134 - 179.
4. Ярков В.В. Конкуренция правовых систем: миф или реальность? / В.В. Ярков // Вестник гражданского процесса. 2021. N 1. С. 13 - 29.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.