Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ
О.В. ГРАБКО
Генезис понятия правового контроля. Слово "контроль" происходит от французского (от - список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) и означает проверку чьих-либо действий, ведения книг и употребления сумм <1>. Именно в таком значении это слово определено и в традиционных словарях русского языка: проверка кого-л., чего-л., наблюдение за кем-л., чем-л. с целью проверки <2>; чего, за кем (чем), над кем (чем); проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора <3>.
--------------------------------
<1> См.: Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского; Типография С.Н. Худекова, 1894.
<2> См.: Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.
<3> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ООО "А ТЕМП", 2006.
В науке контроль как функция управления стал предметом пристального внимания прежде всего экономистов. В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" <4> прямо предусмотрено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Как пояснил Минфин России, внутренний контроль "должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности" <5>. Здесь контроль выполняет аналитическую функцию управления, позволяет выявить результат исполнения управленческих решений и допущенные отклонения от них, а также определить дальнейшую тактику и стратегию управления, пути устранения нарушений.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.
<5> Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" // СПС "КонсультантПлюс".
Впоследствии контроль как функция государственного управления именно в значении "проверки" стал исследоваться в науке публичного права, где получил детальное объяснение.
В административном праве указывается, что "управленческое значение контроля тройственно. Во-первых, контроль выступает в качестве информации о ходе процесса управления. Во-вторых, он является фактором оптимизации и корреляции других функций управления. В-третьих, контроль является источником принятия новых управленческих решений" <6>.
--------------------------------
<6> См.: Мамедов А.А. Административно-правовое регулирование контроля и надзора в государственном управлении // Административное право и процесс. 2018. N 1. С. 26 - 29.
Под финансовым контролем понимают осуществляемую "с помощью специальных организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и обеспечения сохранности государственной собственности" <7>.
--------------------------------
<7> См.: Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999. N 4. С. 43.
В финансовом контроле также видят средство для предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в финансовой сфере, а также привлечение виновных к ответственности <8>. По мнению Е.Ю. Грачевой, финансовый контроль - это "контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан" <9>.
--------------------------------
<8> См.: Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2016.
<9> Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 112.
В международно-правовых источниках целью финансового контроля значится "вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем" <10>.
--------------------------------
<10> См.: Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17 октября 1977 г. - 26 октября 1977 г. IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) (ст. 1) // СПС "КонсультантПлюс".
Под валютным контролем понимают деятельность государства, направленную на обеспечение соблюдения актов валютного законодательства при осуществлении валютных операций <11>.
--------------------------------
<11> См.: Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013.
Проблемы правового контроля активно обсуждаются и в науке таможенного права <12>. Согласно ТК ЕАЭС таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС). На основе этого общего нормативного понятия определяются отдельные виды таможенного контроля. Например, таможенный контроль после выпуска товаров - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в отношении товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национальным законодательством государств - членов ЕАЭС <13>.
--------------------------------
<12> См.: Гошин В.А. Актуальные вопросы таможенного контроля в решениях Суда Европейского союза // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 10. С. 226 - 231; Литвинова Ю.М. Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 3. С. 163 - 168; Малышенко Ю.В. Достоверность таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017. N 2. С. 123 - 131; Мильшина И.В. Таможенный контроль как стадия таможенного процесса // Административное право и процесс. 2016. N 12. С. 58 - 60; Романова Д.С. К вопросу о классификации таможенного контроля // Административное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 664 - 669; Трошкина Т.Н. Таможенный контроль: организация и правовое регулирование в Евразийском экономическом союзе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 67 - 73.
<13> См.: Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2015; Ловинюков А.С., Шашкина А.Н. Принципы правового института таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 3. С. 67 - 71.
В конкурентном праве анализируется антимонопольный контроль - контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контроль в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <14>. Основными объектами антимонопольного контроля являются: слияние, присоединение коммерческих организаций; создание дочерней коммерческой организации; сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций; заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<14> См.: Самолысов П.В. Государственный антимонопольный контроль в Российской Федерации: правовое регулирование // Актуальные вопросы современного конкурентного права: Сборник научных трудов / М.А. Акимова, А.В. Белицкая, В.С. Белых и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. Вып. 1; Самолысов П.В. Динамика антимонопольного контроля за хозяйствующими субъектами // Право и экономика. 2017. N 3. С. 44 - 51; Батрова Т.А. Защита прав предпринимателей при осуществлении антимонопольного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 7. С. 38 - 41; Башлаков-Николаев И.В. Антимонопольный контроль в отношении субъектов малого и среднего бизнеса // Конкурентное право. 2014. N 4. С. 12 - 16.
Публично-правовые истоки научного познания контроля отразились и на общетеоретическом представлении о нем. В частности, правовой контроль ограничивают исключительно государственным, муниципальным, производственным и общественным, которые осуществляются в публичных интересах <15>, видят в нем "особую форму государственной деятельности", "форму осуществления государственного руководства обществом" <16>. Нередко правовой контроль фактически отождествляют с государственным, административным контролем <17>.
--------------------------------
<15> См.: Макштарева С.Л. Отражение понятия "правовой контроль" в юридической науке // История государства и права. 2008. N 3. С. 2 - 3.
<16> См.: Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1987. С. 22 - 23, 31.
<17> См.: Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права. 2012. N 6. С. 18 - 28.
В нормативных правовых актах контроль дефинируется через родовые понятия деятельности, действий компетентных контролирующих субъектов по наблюдению, проверке, оценке поведения подконтрольного лица.
В частности, в п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" <18> под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
--------------------------------
<18> Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4213.
Согласно Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <19> государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
--------------------------------
<19> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст. 2) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
В проекте федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации" <20> мероприятия государственного и муниципального контроля (надзора) - действия должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля (надзора) и привлекаемых в случае необходимости в установленном федеральным законом порядке экспертов, экспертных организаций, специалистов по сбору информации, проведению осмотра и досмотра производственных объектов, опросу, получению объяснений (допросу), инвентаризации, экспертизе, отбору проб (образцов) продукции, истребованию документов (информации), изъятию (выемке) документов, иные действия при осуществлении ими государственного и муниципального контроля (надзора) в предусмотренных указанным проектом федерального закона формах.
--------------------------------
<20> Подготовлен Минэкономразвития России (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25 августа 2015 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
В стандартах, регламентирующих работу Счетной палаты РФ, определяются контрольные действия - осуществление участниками контрольного мероприятия своих полномочий, связанных с проверкой деятельности объекта контрольного мероприятия <21>.
--------------------------------
<21> СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 7 сентября 2017 г. N 9ПК) // http://audit.gov.ru (дата обращения: 01.04.2018).
Валютный контроль в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" <22> определяется через возможность осуществления следующих действий: 1) проведение проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) проведение проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
--------------------------------
<22> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
Специфические черты гражданско-правового контроля. Безусловно, правовой контроль в целом требует самостоятельного многопланового и разноаспектного исследования. Как мы видим, публично-правовой контроль понимается достаточно широко и неединообразно, в его содержание включают различные процессы, начиная от простого наблюдения за подконтрольным лицом и заканчивая привлечением к юридической ответственности за выявленные правонарушения. Из имеющейся информации о публично-правовом контроле мы можем сделать несколько важных выводов.
Во-первых, контроль осуществляется публично-властным субъектом в отношении невластного субъекта. Во-вторых, осуществление контроля является обязанностью контролирующего субъекта. В-третьих, главная цель контроля - обеспечение соблюдения обязательных требований и выявление нарушений. В-четвертых, контроль основывается на необходимости защиты прежде всего публичного интереса, хотя и с учетом его баланса с частными интересами <23>. В-пятых, если результатом контроля становится выявление нарушений и несоответствий, то к подконтрольному лицу применяются различного рода меры государственного принуждения. В-шестых, контроль стандартизирован, к его осуществлению, проведению и закреплению результатов имеются нормативные требования.
--------------------------------
<23> См., например: Хаоцай Л. Теория равновесия: теоретические основы современного административного права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2008. N 6. С. 64 - 78.
С учетом изложенных признаков публично-правового контроля его принципами являются гласность, оперативность, комплексность, квалифицированность и диапазон контроля <24>.
--------------------------------
<24> См.: Мамедов А.А. Административно-правовое регулирование контроля и надзора в государственном управлении // Административное право и процесс. 2018. N 1. С. 26 - 29.
Относительно обозначенных признаков публично-правового контроля, обнаруженных в научной литературе, хотелось бы сделать ряд принципиальных замечаний.
Для дефинирования правового контроля важно определиться прежде всего с родовым понятием контроля. С учетом этимологии слова "контроль" таким понятием должна быть "проверка" соответствия фактического (действия, товара, документа, проекта и др.) необходимому (закону, образцу, правилу, стандарту, эталону и др.). При проверке могут использоваться различные меры, способы, средства - наблюдение, опрос, осмотр, досмотр, анализ, взятие проб, проведение экспертизы, инвентаризации и др.
На наш взгляд, необоснованно включать в содержание контроля институт привлечения виновных в нарушениях к ответственности, поскольку механизмы контроля и применения ответственности различны как по содержательным, так и по процедурным признакам. Кроме того, контролирующий субъект и субъект, привлекающий к ответственности, как правило, не тождественны.
Думается, что общеправовая теория контроля должна развиваться с учетом этих обстоятельств.
Правовой контроль осуществляется и в гражданско-правовых отношениях, имея при этом важные отличия от контроля публично-правового.
Поскольку гражданско-правовой контроль с учетом методологического значения теории права является разновидностью общеправового контроля, то он также представляет собой проверку фактического положения дел необходимому (требуемому). Как верно отмечено в литературе, "контроль в целом не что иное, как осуществление функции, суть которой в известном смысле заключается в том, чтобы проверять, наблюдать, отслеживать то или иное явление" <25>.
--------------------------------
<25> См.: Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М.: КОНТИНЕНТ, 2008. С. 12.
С учетом метода и принципов гражданского права в гражданских отношениях участвуют невластные субъекты, находящиеся друг к другу в позиции координации, а не субординации. И, как следствие, гражданско-правовой контроль не является обязательным, он является правом, а не обязанностью контролирующего лица. В одном споре суд квалифицировал действия по осуществлению контроля в качестве права, а не обязанности и на этом основании отказал в иске о взыскании убытков, указав на то, что "довод подрядчика о том, что заказчик не вправе ссылаться на явные недостатки в работах, так как должен был их обнаружить при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ, не принят во внимание, поскольку осуществление контроля и надзора является правом, а не обязанностью заказчика" <26>.
--------------------------------
<26> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 марта 2007 г. N А56-38810/2005; Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2010 г. N А06-2296/2009 // СПС "КонсультантПлюс".
Однако, на наш взгляд, такой однозначный вывод не вполне обоснован. Контрольное гражданско-правовое полномочие обладает определенной спецификой по сравнению с общим субъективным гражданским правом. Действительно, к осуществлению права на контроль нельзя принудить, нельзя привлечь к ответственности за неосуществление контроля, но с учетом саморегулирующей природы частноправового контроля контролирующее лицо должно нести риски (неблагоприятные последствия) неосуществления такого контроля, иначе выделение особого права на контроль практически бессмысленно.
Наиболее взвешенный подход к последствиям неосуществления гражданско-правового контроля мы видим в п. 2 ст. 612 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой "арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду". Риск неосуществления контроля должно нести контролирующее лицо.
Если законом или договором устанавливается обязанность лица проводить проверку какого-либо соответствия, то необходимо вести речь не о гражданско-правовом контроле, а о другом явлении, связанном с выполнением законных или договорных обязанностей, к исполнению которых можно принудить, а за неисполнение привлечь к ответственности. Например, согласно п. 3 ст. 860.1 ГК РФ законом или договором номинального счета с участием бенефициара на банк может быть возложена обязанность контролировать использование владельцем счета денежных средств в интересах бенефициара в пределах и в порядке, которые предусмотрены законом или договором. Здесь контроль является не субъективным правом, а обязанностью банка, кроме того, он осуществляется не в интересах контролирующего лица.
Установление в гражданско-правовых договорах обязанности проводить проверки связаны с обеспечением публично-правовых интересов государства или интересов третьих лиц, а не частных интересов контролирующего лица. Так, в судебном акте суд поименовал контрольные действия заказчика как обязанность, отметив, что если работы выполняются подрядчиком-гражданином и в договоре подряда не предусмотрена обязанность заказчика контролировать их безопасное проведение, то ответственность за ущерб, причиненный выполнением работ, несет непосредственно подрядчик (ст. ст. 1064, 1068 ГК РФ) <27>. Контроль за безопасностью проведения работ - это контроль за соблюдением публично-правовых требований, предъявляемых к строительству (градостроительных, экологических, санитарных и др.).
--------------------------------
<27> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. по делу N А66-1409/2007 // СПС "КонсультантПлюс".
Гражданско-правовой контроль осуществляется в частных интересах, причем как контролирующего, так и подконтрольного лица. В этом также проявляется принцип баланса интересов участников гражданских правоотношений, а также саморегулирующая сущность частноправового контроля. Своевременный и качественный контроль способен предупредить правонарушения со стороны подконтрольного лица и, как следствие, возможное привлечение его к ответственности или иным санкциям. Кроме того, контроль нередко оберегает подконтрольное лицо от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Например, гражданско-правовой договорный контроль банков за использованием денежных средств клиента способен предупредить подозрительные операции со счетом клиента.
Следует также отметить, что гражданско-правовой контроль может быть направлен на выявление несоответствия фактического поведения подконтрольного лица как идеальному поведению, требуемому законом или договором, так и (или) интересам контролирующего лица. Например, при осуществлении гражданско-правового контроля в форме согласия на совершение сделки или иного юридически значимого действия, согласия на вмешательство в сферу нематериальных благ контролирующее лицо не столько проверяет соответствие такого действия требованиям закона, сколько соответствие своим собственным интересам.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в силу принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ) третье лицо, орган юридического лица, а также государственный орган или орган местного самоуправления, если такой орган действует с целью защиты интересов соответствующего публично-правового образования в гражданских правоотношениях (п. 1 ст. 124 ГК РФ), не обязаны давать согласие на совершение сделки <28>.
--------------------------------
<28> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п. 54) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 8.
При этом, например, отказ в согласии на совершение сделки со стороны антимонопольного органа может быть обжалован в суд (ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), поскольку здесь государственный орган выступает в публичных интересах.
Следует также отметить, что публично-правовой контроль при обнаружении нарушений (отклонений фактического поведения от требуемого) в большинстве случаев обусловливает применение мер государственного принуждения. Более того, выявление правонарушений называют в качестве основной цели и функции публично-правового контроля <29>, тогда как гражданско-правовой контроль нацелен преимущественно на коррекцию поведения подконтрольного лица, на приведение его в соответствие с требуемыми правилами либо на предупреждение поведения, не соответствующего интересу контролирующего лица. В этом проявляется саморегулирующая сущность гражданско-правового контроля, направленная на превенцию обращения к публично-правовому принуждению по отношению к подконтрольному лицу.
--------------------------------
<29> См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003. С. 242; Финансовое право: Учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2016; Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 38.
Следует также отметить, что гражданско-правовая проверка лишена обязательных требований к процедуре, стадиям и порядку ее проведения. Она осуществляется не в строго формализованном порядке; средства, приемы, способы, сроки ее проведения, а также закрепление ее результатов относятся к свободному выбору контролирующего лица.
Гражданско-правовой контроль и влияние на принятие решений. Подчеркнем, что с этимологических и общетеоретических позиций контроль - это проверка. Однако в последние годы в праве слово "контроль" стали использовать в ином значении - как возможность одного лица оказывать влияние на принятие решений другим лицом.
Категория "корпоративный контроль" прочно вошла в научный оборот после публикации ряда судебных актов, принятых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в которых впервые высшая судебная инстанция употребила термин "восстановление корпоративного контроля" <30>. Неудивительно, что вслед за указанными судебными актами последовал ряд публикаций, посвященных именно "восстановлению корпоративного контроля" <31>.
--------------------------------
<30> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июня 2008 г. N 1176/08 по делу N А14-14857/2004-571/21; Постановление Президиума ВАС РФ от 10 июня 2008 г. N 5539/08 по делу N А40-11837/06-138-91; Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2008 г. N 5022/08 по делу N А60-13426/2005-С4 // СПС "КонсультантПлюс".
<31> См., например: Алещев И. О концепции "восстановления корпоративного контроля" // ЭЖ-Юрист. 2008. N 36; Сарбаш С.В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. N 4. С. 70 - 79; Виноградов О., Носкова Р. Восстановление корпоративного контроля // ЭЖ-Юрист. 2013. N 39. С. 15; Назимов И.А. Восстановление корпоративного контроля // Российский юридический журнал. 2014. N 2. С. 111 - 119; Михальчук Ю. Восстановление корпоративного контроля при утрате доли // ЭЖ-Юрист. 2015. N 18 - 19. С. 12; Валеева А.А. К вопросу о корпоративном контроле и его восстановлении // Юрист. 2015. N 14. С. 39 - 46; Хохлов В.А. О восстановлении корпоративного контроля // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 4. С. 9 - 14.
Необходимо начать с того, что категория "корпоративный контроль" в самом общем виде концентрирует внимание исследователей корпоративного права преимущественно на понятии "влияние", подразумевая возможность предопределять решения, принимаемые корпорацией или отдельными ее органами <32>. Так, Д.И. Степанов предлагает понимать под корпоративным контролем "экономическую власть, которую получает то или иное лицо по отношению к конкретному корпоративному образованию и (или) его органам" <33>. По мнению С.В. Сарбаша, корпоративный контроль - это "определенные права по принятию управленческих решений, корпоративных актов по управлению юридическим лицом" <34>. С точки зрения А.С. Гутина, корпоративный контроль - это "объект корпоративных правоотношений, рассматривающийся как возможность субъектов корпоративных правоотношений непосредственно или опосредованно определять, формулировать, принимать или влиять на принятие решений, связанных с тактикой и стратегией деятельности акционерного общества" <35>. Похожее определение корпоративного контроля предлагает и М.В. Лавров: "Корпоративный контроль представляет собой вид корпоративных отношений, при котором участник корпорации способен оказывать определяющее воздействие на принятие стратегических и оперативных решений контролируемой корпорации" <36>.
--------------------------------
<32> См. об этом: Deborah A. DeMott. The Mechanism of Control, 13 Conn. J. Int'l L. 233, 234 (1999); Bayne, supra note 3, at 447.
<33> Степанов Д.И. Феномен корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2009. N 3. С. 146.
<34> Сарбаш С.В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. N 4. С. 70 - 79.
<35> Гутин А.С. Корпоративный контроль в акционерных обществах и его правовые формы: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2005. С. 50 - 51.
<36> Лавров М.В. Риск в сфере корпоративного контроля: гражданско-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 19.
В корпоративном и банкротном законодательстве появились термины "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо". Так, в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" <37> контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
--------------------------------
<37> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 45) // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <38>, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
--------------------------------
<38> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Налоговое право оперирует понятием "контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" и к последним относит: 1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов; 2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов (ст. 25.13 НК РФ).
Однако в указанных случаях контролирующее лицо не проверяет поведение подконтрольного лица на предмет соответствия его фактического поведения требуемому, а осуществляет экономическую власть над ним, влияя на принятие подконтрольным лицом решения.
Очевидно, что контроль-проверка и контроль-влияние - это разные правовые институты, имеющие самостоятельные механизмы реализации, а также цели, задачи, принципы и функции осуществления. С учетом избранного предмета и методологии исследования в настоящей работе гражданско-правовой контроль рассматривается в соответствии с общеправовым значением правового контроля, как проверка.
Выводы. Гражданско-правовой контроль - это представляющая собой часть децентрализованной гражданско-правовой системы саморегулирования и основанная на законе или договоре проверка соответствия фактического поведения подконтрольного лица обязательным требованиям и (или) интересу контролирующего лица, осуществляемая последним: а) по своему усмотрению; б) в сфере невластных, координационных отношений между ним и подконтрольным лицом; в) в частных интересах контролирующего и (или) подконтрольного лица; г) в нестандартизированном порядке; д) преимущественно для коррекции поведения подконтрольного лица, а не его наказания. Неосуществление контроля составляет риск контролирующего лица.
Библиографический список
1. Алещев И. О концепции "восстановления корпоративного контроля" // ЭЖ-Юрист. 2008. N 36.
2. Батрова Т.А. Защита прав предпринимателей при осуществлении антимонопольного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 7.
3. Башлаков-Николаев И.В. Антимонопольный контроль в отношении субъектов малого и среднего бизнеса // Конкурентное право. 2014. N 4.
4. Валеева А.А. К вопросу о корпоративном контроле и его восстановлении // Юрист. 2015. N 14.
5. Виноградов О., Носкова Р. Восстановление корпоративного контроля // ЭЖ-Юрист. 2013. N 39.
6. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1987.
7. Гошин В.А. Актуальные вопросы таможенного контроля в решениях Суда Европейского союза // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 10.
8. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000.
9. Гутин А.С. Корпоративный контроль в акционерных обществах и его правовые формы: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2005.
10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.
11. Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2016.
12. Лавров М.В. Риск в сфере корпоративного контроля: гражданско-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
13. Литвинова Ю.М. Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 3.
14. Ловинюков А.С., Шашкина А.Н. Принципы правового института таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2016. N 3.
15. Макштарева С.Л. Отражение понятия "правовой контроль" в юридической науке // История государства и права. 2008. N 3.
16. Малышенко Ю.В. Достоверность таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017. N 2.
17. Мамедов А.А. Административно-правовое регулирование контроля и надзора в государственном управлении // Административное право и процесс. 2018. N 1.
18. Мамедов А.А. Административно-правовое регулирование контроля и надзора в государственном управлении // Административное право и процесс. 2018. N 1.
19. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003.
20. Мильшина И.В. Таможенный контроль как стадия таможенного процесса // Административное право и процесс. 2016. N 12.
21. Михальчук Ю. Восстановление корпоративного контроля при утрате доли // ЭЖ-Юрист. 2015. N 18 - 19.
22. Назимов И.А. Восстановление корпоративного контроля // Российский юридический журнал. 2014. N 2.
23. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002.
24. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права. 2012. N 6.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ООО "А ТЕМП", 2006.
26. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013.
27. Романова Д.С. К вопросу о классификации таможенного контроля // Административное и муниципальное право. 2016. N 8.
28. Самолысов П.В. Государственный антимонопольный контроль в Российской Федерации: правовое регулирование // Актуальные вопросы современного конкурентного права: Сборник научных трудов / М.А. Акимова, А.В. Белицкая, В.С. Белых и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2017. Вып. 1.
29. Самолысов П.В. Динамика антимонопольного контроля за хозяйствующими субъектами // Право и экономика. 2017. N 3.
30. Сарбаш С.В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. N 4.
31. Сарбаш С.В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. N 4.
32. Степанов Д.И. Феномен корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2009. N 3.
33. Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М.: КОНТИНЕНТ, 2008.
34. Трошкина Т.Н. Таможенный контроль: организация и правовое регулирование в Евразийском экономическом союзе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6.
35. Финансовое право: Учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2016.
36. Хаоцай Л. Теория равновесия: теоретические основы современного административного права // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2008. N 6.
37. Хохлов В.А. О восстановлении корпоративного контроля // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 4.
38. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского; Типография С.Н. Худекова, 1894.
39. Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2015.
40. Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как институт финансового права // Юрист. 1999. N 4.
41. Deborah A. DeMott. The Mechanism of Control, 13 Conn. J. Int'l L. 233, 234 (1999); Bayne, supra note 3, at 447.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных