Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОССИЯ И ВЬЕТНАМ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА
Л.В. ЩЕННИКОВА
Чем жив, кто дружбы не познал святой?
Подобен он жемчужине пустой.
Алишер Навои <1>
--------------------------------
<1> Послания Алишера Навои потомкам & Алишер Навои. Афоризмы // https://greylib.align.ru/439/poslaniya-alishera-navoi-potomkam-alisher-navoi-aforizmy.html.
Российская наука нотариального права развивается очень динамично, свидетельством тому являются многочисленные изменения и дополнения, вносимые в Основы законодательства РФ о нотариате. Основной закон о нотариате нашей страны сегодня выглядит весьма солидно, в том числе благодаря нотариальной компаративистике, которая обеспечивает учет в отечественном законе всего лучшего, что было выработано законодателями многих стран мира <2>. На сегодняшний день новым исследовательским полем для науки становится нотариат Восточной и Юго-Восточной Азии. Ученые высказывают идеи об образовании особой "дальневосточной" правовой семьи и становлении модели "азиатского" латинского нотариата. В этом важном регионе планеты выстраивается свой вектор развития латинского нотариата как необходимого общественного института, который отличают самобытность, оригинальность и стремление к сохранению традиций.
--------------------------------
<2> См.: Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / пер. с фр. М.: Юристъ, 2001. С. 34; Мизинцев Е.Н. Организационно-правовые основы нотариата в Российской Федерации и зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 14; Щенникова Л.В. Заметки о французском нотариате: взгляд российского юриста (Французский опыт нотариального строительства, или Впечатления от поездки в г. Пуатье) // Нотариальный вестник. 2011. N 11. С. 41; Она же. "Уроки французского" как необходимое условие качества российского нотариального права // Нотариальный вестник. 2013. N 11. С. 10; Она же. О некоторых перспективных идеях законодательства о нотариате зарубежных стран // Нотариальный вестник. 2023. N 6. С. 6.
При этом особый интерес российских ученых сегодня вызывает законодательство о нотариате Социалистической Республики Вьетнам, что обусловливается в первую очередь характером отношений между нашими странами, установившихся в далекие 50-е гг. прошлого века, которые с полной уверенностью можно назвать дружественными. Отношения России и Вьетнама выдержали испытание временем и многочисленными трудностями, выпавшими на долю наших народов. И в советский период нашей истории, и в настоящее время нас объединяет многоплановое сотрудничество и, что особенно важно, доверие.
Констатация сложившихся отношений дружбы и партнерства наших стран содержится и в официальных международных документах, таких как Договор об основах дружественных отношений 1994 г. <3> и Декларация стратегического партнерства 2001 г. <4>. В последние годы значительно вырос товарооборот между Россией и Вьетнамом, составив в 2021 г. 7,13 млрд долл. И это совсем не случайно, поскольку экономика Вьетнама развивается очень высокими темпами. Так, средний рост ВВП здесь составляет 362 млрд долл. Подъем экономики Вьетнама в 2022 г. составил 8,02% в годовом выражении и стал максимальным с 1997 г., объем промышленного производства увеличился на 7,69%, а объем инвестиций на 11,2%, составив 3,22 квдрлн донгов <5>. Так страна с богатой многовековой историей сегодня стала мировым лидером по снижению бедности и темпам экономического роста.
--------------------------------
<3> Договор об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам (Москва, 16 июня 1994 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам от 1 марта 2001 г. // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Вершинина В. Россия и Вьетнам в поисках новых точек пересечения // https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-vetnam-v-poiskakh-novykh-tochek-peresecheniya/.
Кроме того, есть и формальный повод для сравнительно-правового анализа норм нотариального права наших стран - это сравнительно новый, принятый в 2014 г. Закон Вьетнама "О нотариальном заверении" N 53/2014/QH13 от 26 июня 2014 г., девизом которого были выбраны слова "независимость, свобода и счастье" <6>. Этот Закон пришел на смену Закону о нотариате 2006 г., давшему толчок развитию нотариата нового типа, предусмотрев возможность появления частнопрактикующих нотариусов. Таким образом, вектор развития институтов нотариата наших стран оказался очень близок. Совпадающей является и общая структура законов о нотариате России и Вьетнама, первая часть которых отражает общие вопросы его организации, включая основные понятия, принципы деятельности, условия и препятствия назначения на должность, контроль за деятельностью нотариуса, а вторая уже касается правил совершения нотариальных действий, как общих, так и специального характера, относящихся к их отдельным видам.
--------------------------------
<6> Law No. 53/2014/QH13 of 26 June 2014, On notarization // https://mplaw.vn/en/law-no-532014qh13-of-june-26-2014-on-notarization/.
Сравнительный анализ законодательства о нотариате России и Вьетнама представляется интересным провести по шести основополагающим критериям, которые отражают специфику организации национальных нотариатов.
Первый и, как представляется, наиважнейший критерий, характеризующий нотариальное законодательство, - это порядок назначения нотариусов на должность. В России он регламентирован ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате <7> (далее - Основы). Отечественный законодатель подчеркнул, что наделение нотариуса полномочиями производится в обязательном порядке на основании рекомендации Нотариальной палаты. Так обеспечивается руководящая роль профессиональных объединений нотариусов в нашей стране. Непосредственно назначение осуществляют по поручению Министерства юстиции его территориальные органы. Процедура проведения конкурса определяется также совместно Федеральным органом юстиции и Федеральной нотариальной палатой. Во Вьетнаме, впрочем, как и в других странах Восточной и Юго-Восточной Азии, назначение на должность нотариуса осуществляют исключительно органы юстиции. При этом законодательство не закрепляет за профессиональными объединениями нотариусов такое полномочие, как предложение кандидатуры для последующего назначения на должность. В ст. 2 Закона Вьетнама "О нотариальном заверении" в центральном определении профессионального нотариального права, определении нотариуса, содержатся две основополагающие характеристики: 1) соответствие лица установленным законом критериям; 2) назначение этого лица министром юстиции для ведения нотариальной практики. В последующих статьях Закона на министра юстиции возлагается еще достаточно большой перечень обязанностей, связанных с назначением нотариусов на должность. В частности, он определяет учебные заведения для обучения нотариусов, а также рамочную программу подготовки и признания эквивалентности для тех, кто прошел обучение за рубежом (п. 3 ст. 9 Закона). Министр юстиции определяет и курсы переподготовки для лиц, освобожденных от обучения. Это касается бывших судей, прокуроров, следователей, профессоров и доцентов в области права (со стажем не менее пяти лет). В соответствии со ст. 12 Закона Вьетнама "О нотариальном заверении" лица, полностью удовлетворяющие критериям для назначения на должность, обращаются к министру юстиции с просьбой назначить их нотариусами. При этом досье с просьбой первоначально направляется в Департамент юстиции провинциального уровня населенных пунктов, где заявители были зарегистрированы для прохождения испытательного срока в нотариальной практике. Содержание досье с просьбой к министру определяется подробно в п. 2 ст. 12 Закона. Департамент юстиции провинциального уровня направляет полное досье с просьбой о назначении нотариусом в течение 10 рабочих дней после его получения. Министр юстиции рассматривает документы и принимает решение о назначении заявителя на должность нотариуса в течение 30 дней. В случае отказа на него возложена обязанность направить письменный ответ с четким указанием причин отказа. Думается, что установленный во Вьетнаме порядок назначения на должность нотариуса вытекает из ст. 3 Закона, определившей социальные функции нотариата. В ней подчеркивается, что нотариусы оказывают государственные услуги и действуют по заданию государства. При этом целями этих услуг являются обеспечение правовой безопасности сторон сделок, предотвращение конфликтов и содействие защите законных прав и интересов как отдельных лиц, так и государства. Более того, деятельность нотариата законодатель Вьетнама связал с общей стратегической задачей государства по обеспечению социально-экономической стабильности общества и его динамичного развития. Как представляется, идея назначения на должность нотариусов министром юстиции является плодотворной, в том числе и для законодательства Российской Федерации.
--------------------------------
<7> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) // СПС "КонсультантПлюс".
Второй критерий, тесно связанный с первым, касается организации контроля за деятельностью нотариусов. Следует подчеркнуть, что правовое регулирование нотариальной деятельности в азиатских государствах отличается тем, что органы юстиции обладают широкими полномочиями по контролю за деятельностью нотариусов, в отличие от правил, установленных законодательством нашей страны. Как известно, в Российской Федерации ст. 34 Основ предусматривает, что контроль за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляют нотариальные палаты, при этом проверки организации работы нотариуса проводятся раз в четыре года. Во Вьетнаме органы нотариального самоуправления не обладают полномочиями в этой сфере. Здесь обязанности по контролю возложены на департаменты юстиции провинциального уровня, которые тщательно изучают и проверяют соответствие нотариусов требованиям профессиональной практики в своих населенных пунктах (п. 3 ст. 15 Закона). Таким образом, контроль за нотариальной практикой во Вьетнаме осуществляется не периодически, а перманентно, иначе говоря, постоянно и непрерывно. При наличии оснований полагать, что нотариус уже не соответствует предъявляемым законодательством требованиям, департамент юстиции провинциального уровня должен направить министру юстиции письменное предложение об освобождении от обязанностей нотариуса с приложением соответствующих подтверждающих документов. Свое решение министр юстиции должен принять по этим документам в течение 15 дней.
Следует отметить, что Вьетнамское государство уделяет очень большое внимание развитию института нотариата. Законодательно установлено, что единое государственное управление нотариальной деятельностью осуществляет Правительство. В свою очередь, Министерство юстиции несет ответственность перед Правительством за разработку политики развития нотариальной профессии, а также создание генеральных планов по развитию нотариальной практики, ежегодно отчитываясь перед Правительством о руководстве нотариальной деятельностью. Все названные компетенции предусматриваются законодательством о нотариате (ст. 69 Закона), что, как представляется, весьма интересно и может быть использовано при совершенствовании норм Основ законодательства РФ о нотариате.
Третий сравнительный критерий - это условия для назначения на должность нотариуса и препятствующие назначению обстоятельства. В России, как известно, законодатель установил четыре обязательных условия для назначения на должность нотариуса: высшее образование, полученное в аккредитованной государством образовательной организации высшего образования, стаж работы по специальности не менее пяти лет, возраст от 25 до 75 лет, а также сдача квалификационного экзамена. С законодательством Вьетнама совпадающими являются два условия: это наличие высшего образования, правда, с уточнением, что достаточным является уровень бакалавриата, и пятилетний стаж работы после получения степени бакалавра права. Возрастной критерий, а также сдача квалификационного экзамена законодательством этой страны не предусмотрены. Хотя есть дополнительные требования, которые являются, с нашей точки зрения, очень значимыми. Так, для назначения на должность нотариуса гражданин Вьетнама должен обладать "хорошими этическими качествами". И, кстати, это первейшее требование, которое предшествует всем последующим формулировкам условий для назначения на должность нотариуса в ст. 8 Закона. Таким образом, нравственная составляющая облика личности, по сути, является главенствующей над всеми иными, хотя тоже очень значимыми условиями для получения должности нотариуса. Кроме того, законодатель Вьетнама использовал еще одну очень емкую оценочную характеристику в качестве условия для назначения на должность нотариуса - это "физическая пригодность для нотариальной практики". В нашей стране законодатель упоминает лишь о психическом здоровье, включив его в перечень препятствий к назначению на должность. Иначе говоря, для российских условий лицу, претендующему на должность нотариуса, достаточно не лечиться от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Во Вьетнаме же требуется наличие физической пригодности для нотариальной практики, иначе говоря, общее состояние здоровья претендента должно позволять надлежащим образом осуществлять нотариальные функции. Кроме того, условием назначения на должность во Вьетнаме является прохождение курсов нотариальной подготовки (12 месяцев) или переподготовки (три месяца) в нотариальных учебных заведениях. Наконец, для назначения на должность нотариуса во Вьетнаме требуется пройти испытательный срок в организациях нотариальной практики. Срок испытаний составляет по общему правилу 12 месяцев или шесть месяцев для тех лиц, которые проходили курсы переподготовки. Обучением стажеров занимаются нотариусы-репетиторы, которые должны иметь опыт нотариальной практики не менее двух лет, при этом не привлекаться к дисциплинарной или административной ответственности. По истечении испытательного срока в департамент юстиции провинциального уровня представляется письменный отчет о результатах прохождения испытаний с письменным комментарием нотариуса, выступавшего в качестве наставника. Если стажер удовлетворяет требованиям, предъявляемым к результатам испытаний, ему выдается соответствующий сертификат. Результаты прохождения испытательного срока в обязательном порядке представляются министру юстиции, решающему вопрос о назначении на должность. Таким образом, в дополнение к установленным в России условиям, во Вьетнаме предусматриваются еще четыре, касающиеся как нравственного и физического здоровья претендента, так и прохождения дополнительных испытаний в формах специальных курсов и испытательного срока.
Интересно провести сравнение и перечней препятствий к назначению на должность нотариуса. В России законодателем установлено таких препятствий шесть. Среди них нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере; недееспособность или ограниченная дееспособность; осуждение к уголовному наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса; неснятая или непогашенная судимость; представление подложных документов при назначении на должность, а также освобождение от полномочий нотариуса на основании решения суда. Во Вьетнаме Закон устанавливает пять препятствий к назначению на должность (ст. 13). Они практически совпадают, хотя есть и некоторые отличия. Законодатель во Вьетнаме придает значение не только уголовному наказанию, к которому был в прошлом привлечен претендент, но также административному и дисциплинарному наказаниям. Не может быть назначен нотариусом во Вьетнаме тот, кто подвергался мерам административного воздействия в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Препятствием к назначению на должность является и привлечение к дисциплинарной ответственности, в частности в виде увольнения или отстранения от должности. Думается, что такого рода "межотраслевой" подход к претенденту на должность нотариуса вполне оправдан, когда препятствием к назначению является биография с "грифом" любой ответственности, а не только уголовно-правовой.
Четвертый критерий, на котором остановим внимание при сравнительно-правовом анализе, - это порядок лишения нотариусов полномочий. В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате принудительное лишение полномочий частнопрактикующего нотариуса возможно только по решению суда (ст. 12). Законодатель одновременно предусмотрел исчерпывающий перечень оснований для принятия судом такого рода решения. В их числе осуждение за умышленное преступление, ограничение дееспособности или признание нотариуса недееспособным или банкротом. Кроме того, возможно в судебном порядке лишить нотариуса полномочий по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства или в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья. В отличие от судебного порядка в России, законодатели в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам, предусмотрели административный порядок лишения нотариуса полномочий. Основания для освобождения нотариусов от обязанностей предусмотрены в ст. 15 Закона Вьетнама "О нотариальном заверении". В этот список включены такие совпадающие с российскими основания, как утрата или ограничение дееспособности, осуждение по вступившему в законную силу приговору суда, повторное дисциплинарное взыскание. Однако есть во вьетнамском перечне и дополнительные основания, неизвестные законодательству нашей страны. Так, нотариус должен быть освобожден от обязанностей, если одновременно выполняет другую обычную работу. При этом законодатель не раскрывает понятие обычной работы. По всей видимости, это касается любой трудовой деятельности без каких-либо исключений. Основанием для освобождения от должности является также отсутствие нотариальной практики в течение 12 месяцев подряд. Возможны неблагоприятные последствия во Вьетнаме и для тех нотариусов, которые дважды подвергались санкциям за административные правонарушения. Помимо перечисленных, в круг оснований для освобождения нотариуса от должности законодателем во Вьетнаме включена такая обобщающая формулировка, как "лицо больше не удовлетворяет критериям, установленным для нотариусов". В отличие от России, где инициатива возбуждения судебного дела принадлежит нотариальным палатам, во Вьетнаме инициатором является департамент юстиции провинциального уровня, который направляет министру юстиции письменное предложение об освобождении нотариуса от обязанностей, подтверждаемое соответствующими документами.
Административный порядок лишения нотариуса полномочий предусмотрен также в законодательстве Индонезии (ст. 12 Закона Республики Индонезия "О должности нотариуса" <8>), КНР (ст. 24 Закона КНР "О нотариальном удостоверении" <9>), а также Японии (ст. 15 Закона о нотариате Японии <10>). Думается, что вряд ли российскому законодателю стоит отказываться от судебного порядка освобождения нотариусов от полномочий. Однако круг оснований для судебного усмотрения при разрешении дел такого рода может быть расширен. Сегодня нотариальные палаты связаны формулировкой подп. 3 п. 5 ст. 12 Основ, предусматривающей необходимость системы дисциплинарных проступков или нарушения законодательства. Думается, что основание оценочного характера, содержащееся в ст. 15 Закона Вьетнама "О нотариальном заверении", может быть плодотворно использовано законодателем нашей страны. Действительно, всякий и каждый частнопрактикующий нотариус должен отвечать совокупности требований, предъявляемых к нему, причем не только законом, но и Кодексом профессиональной этики нотариусов в РФ. Вот почему за нотариальными палатами должно быть признано право возбуждать судебный порядок лишения нотариуса полномочий, если он не удовлетворяет всей совокупности высоких критериев, которые для него установлены.
--------------------------------
<8> Закон Республики Индонезия от 6 октября 2004 г. N 30 "О должности нотариуса" // https://peraturan.bpk.go.id/Home/Details/40758.
<9> Закон КНР "О нотариальном удостоверении" // http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/201709/b9213d3e3a3c44fbbba3d6bab16ee9af.shtml.
<10> Закон Японии от 14 апреля 1908 г. N 53 "О нотариате" // https://www.japaneselawtranslation.gojp/ja/laws/view/2619#je_ch2at6.
В качестве пятого критерия для отличий возьмем законодательно установленный перечень обязанностей нотариуса. В Российской Федерации обязанностям нотариуса посвящена ст. 16 Основ. В данную норму Федеральными законами от 28 декабря 2022 г. N 569-ФЗ и от 29 декабря 2022 г. N 588-ФЗ были внесены существенные дополнения, которые почти вдвое увеличили ее объем. На сегодняшний день можно говорить о девяти наиважнейших обязанностях российских нотариусов. Во-первых, они обязаны, работая с клиентами, содействовать осуществлению и защите их прав, разъяснять им права и обязанности, предупреждая о последствиях имеющих юридическое значение действий. Во-вторых, работая с документами, нотариусы обязаны проводить их анализ, при необходимости изготавливать их копии и скан-образцы, осуществлять техническое обеспечение их хранения. В-третьих, на нотариусов возложена обязанность обеспечить функционирование нотариальной конторы, создав надлежащие условия для приема граждан. В-четвертых, на нотариусов возложена обязанность по обеспечению сохранности нотариальных документов на бумажном носителе в соответствии с законодательно установленными сроками, а также по передаче их в нотариальный архив. В-пятых, обязательным является соблюдение стандартов вывесок и указателей, в том числе при оформлении сайта нотариуса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В-шестых, нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением нотариальной деятельности. В-седьмых, обязанностью является отказ в совершении нотариального действия при его несоответствии законодательству РФ или международным договорам. В-восьмых, нотариусы должны не реже одного раза в четыре года повышать свою квалификацию, причем в образовательной организации, образовательная программа которой аккредитована Федеральной нотариальной палатой. Наконец, важной обязанностью нотариуса является соблюдение графика приема населения, утвержденного нотариальной палатой соответствующего субъекта РФ. Приведенный перечень законодательно установленных обязанностей, его полнота говорят о значении, которое придает российский законодатель нотариальной деятельности в современных условиях, в том числе для защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота.
Что касается Вьетнама, то об обязанностях нотариусов говорит ст. 17 Закона "О нотариальном заверении", причем объединяя в рамках одной нормы и обязанности, и права нотариусов. Перечень законодательно установленных обязанностей здесь сопоставим с отечественным по количеству, однако значительно уступает по деталям регламентации. Есть среди обязанностей совпадающие группы, например соблюдение тайны нотариального действия, разъяснение клиентам их прав и обязанностей, посещение курсов переподготовки. Однако при общей схожести возможно обнаружить различия в деталях. Например, вьетнамский нотариус обязан повышать свою квалификацию каждый год. Исключения из правил о профессиональной нотариальной тайне во Вьетнаме связаны не только с возбуждением против нотариуса уголовного дела в связи с совершенным нотариальным действием, но и со случаем достижения с обратившимся за совершением нотариального действия лицом соглашения об обратном. Некоторые формулировки обязанностей нотариусов во Вьетнаме обращают на себя внимание, поскольку, как представляется, могут быть плодотворно использованы для дальнейшего совершенствования норм нотариального права в России. Так, интерес представляет общая обязанность по соблюдению принципов нотариальной практики. Эти принципы конкретизированы в ст. 4 Закона Вьетнама "О нотариальном заверении". Среди них законность, объективность, честность, соблюдение правил этики и принятие перед клиентами ответственности за результаты своих действий. Кстати, об обязанности нотариусов отвечать за свои действия законодатель специально упоминает еще раз и в общем перечне обязанностей нотариуса. Обращает на себя внимание формулировка закона, направленная непосредственно на клиентов. Здесь речь идет не только о защите прав и законных интересов лиц, а в первую очередь об их уважении со стороны нотариуса. Может показаться, что это всего лишь незначительная деталь. Однако на самом деле, как представляется, именно уважение к клиенту, выражающееся в признании его достоинств, чувство почтения к нему являются наиважнейшим атрибутом нотариальной деятельности, который в конечном итоге, с учетом действия нравственного принципа взаимности, обеспечивает так необходимое уважение самого нотариата со стороны гражданского общества.
Наконец, интересно провести сравнение в части возможных форм, в которых может быть организована деятельность нотариуса. В России законодатель не предусматривает для нотариусов такого рода специальных форм, в частности позволяющих осуществление нотариальной деятельности несколькими нотариусами в одной конторе. Однако для азиатских стран именная такая форма составляет важную качественную характеристику организации нотариальной деятельности. Так, во Вьетнаме Закон предусматривает возможность создания двух форм, в которых может быть организована деятельность нотариуса, - это нотариальные бюро (ст. 19 - 21) и нотариальные конторы (ст. 22 - 31). Нотариальные бюро учреждаются и реформируются по решению Народного комитета на уровне провинции. Бюро возглавляет один из нотариусов, оно имеет собственную печать и банковский счет. Название нотариального бюро включает в себя порядковый номер и название соответствующей провинции или города. Нотариальные конторы могут быть организованы не менее чем двумя нотариусами, которые являются партнерами. Нотариальная контора возглавляется одним из нотариусов, который имеет стаж нотариальной деятельности не менее двух лет. Нотариальные конторы действуют по принципу финансовой автономии на основе средств, переданных самими нотариусами, нотариальных тарифов и иных законных источников доходов. Учреждение нотариальной конторы требует одобрения Народного комитета на уровне провинции. Совместная работа нескольких нотариусов в одной конторе распространена также в Японии и на Тайване. Думается, что опыт осуществления практики нотариальной деятельности несколькими нотариусами в одной конторе может быть плодотворно использован и при совершенствовании нотариального законодательства в нашей стране.
Подводя некоторые итоги, можно заключить, что сравнительно-правовой анализ организации и устройства нотариата в нашей стране и странах Восточной и Юго-восточной Азии действительно интересен и плодотворен для совершенствования отечественного нотариального законодательства. При этом особого внимания заслуживает нотариальное законодательство Вьетнама - страны, имеющей многовековую историю, сумевшей институт французской колониальной администрации превратить в новый современный независимый институт нотариата, отличающийся самобытностью, оригинальностью и сохранением лучших национальных традиций. Не случаен и эпиграф в виде строчки стихов величайшего узбекского поэта XV в. Алишера Навои. Действительно, ничего нет лучше дружбы, в том числе между странами, которую на сегодняшний день демонстрируют друг к другу Российская Федерация и Социалистическая Республика Вьетнам.
Список использованной литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.