Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛЕВОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК НА ТРАНСПОРТЕ
О.В. СУДАКОВА
Транспорт как отрасль материального производства используется для перевозки грузов и людей. Транспортная отрасль является одной из главных составляющих экономики в условиях ее глобализации и расширения коммерческих связей между субъектами. В основе транспортных отношений находится общественное производство, последующее распределение и обмен объектами материального производства. Отношения в сфере перевозки грузов и пассажиров, их багажа регулируются договором. Договорно-правовое регулирование направлено на обозначение существенных условий, связанных с использованием транспорта. И без него представить себе эффективное развитие транспортной отрасли невозможно. Актуальность выбранной темы связана с существованием пробелов и неоднозначной трактовкой отдельных положений законов в сфере регулирования транспортных отношений, что препятствует динамичному развитию отрасли и в то же время приводит к формированию неоднозначной практики правоприменения норм, связанных с отношениями на транспорте.
Цель настоящей работы сводится к выявлению и анализу проблем в сфере договорных отношений на транспорте и представлению рекомендаций для совершенствования отечественного законодательства.
Задачи исследования: провести анализ договорных отношений на транспорте, исследовать проблемы в данной области, привести конкретные направления решения проблем.
Объект исследования - правоотношения в сфере грузоперевозок.
Предмет исследования - транспортное законодательство России.
Для достижения цели исследования в рамках работы были использованы следующие методы: изучение литературных источников в виде научных публикаций и статей, изучение положений нормативно-правовых актов, обзор сложившейся судебной практики, сравнительный анализ для установления общего и разного в отечественной практике правового регулирования отношений на транспорте и в зарубежной, обобщение для описания проблем регулирования отношений на транспорте и формулировки предложений для их решения.
На стадии согласования обязанностей по перевозке грузов действует правило о признании договора заключенным с того момента, когда груз был передан перевозчику. И чтобы перевозчик мог принять груз под свою ответственность, отправитель должен его передать, а в ряде случаев осуществить его погрузку <1>.
--------------------------------
<1> Рузиназаров Ш.Н., Ачилова Л.И. Электронные сделки и проблемы их применения в условиях цифрового гражданского оборота. Развитие общества и науки в условиях цифровой экономики. 2020. С. 4 - 25. Retrieved. URL: https://scholar.google.com/citations?user=uctYxeQAAAAJ&hl=ru.
Пункт 1 ст. 791 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, 1996) <2> закрепляет за перевозчиком обязательства по предоставлению транспортных средств под погрузку. До заключения договора перевозки между сторонами уже возникают правовые отношения, вытекающие из оформления и подачи заявки на организацию перевозки грузов. Есть несколько позиций в отношении заявки как документа для регулирования правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком. Отношения, вытекающие из заявки, можно рассматривать с позиции планирования перевозки, при этом предоставление заявки не ведет к принятию обязательств сторонами, связанными с перевозкой. Поэтому и отношения, возникающие на основе подачи заявки, следует рассматривать с позиции лишь организационных предпосылок к заключению договора перевозки. Заявка со стороны грузоотправителя включает в себя существенные условия обязательства, связанного с подачей транспортных средств, поэтому этот документ соответствует тем требованиям, которые установлены к оферте (ст. 435 ГК РФ) <3>.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (по состоянию на 11.06.2022).
<3> Ивакин В.И. Гражданское право. Особенная часть: Конспект лекций. М., 2015. С. 155 - 156.
И принятие такой заявки может рассматриваться в качестве акцепта оферты (заявки) по смыслу ст. 438 ГК РФ. Только после предоставления заявки возникает обязательство, связанное с подачей транспортных средств и предъявлением груза к перевозке. На практике транспортные компании разделяют эти два вида договорных отношений, поэтому после подачи заявки готовят договор на подачу, а после погрузки и предъявления груза к перевозке заключают непосредственно договор перевозки.
Основу договора, связанного с перевозкой грузов, образует его предмет. Существенными условиями договора являются права и обязанности его сторон. Сфера данных отношений, в соответствии с ГК РФ, может регулироваться за счет транспортных уставов и кодексов. Статья 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) <4> предусматривает, что заявку направляет грузоотправитель, указывает требования, вытекающие из правил перевозки грузов железнодорожным транспортом. В заявке требуется указать срок ее действия, а также предоставить ее как минимум за 10 дней до начала перевозки. Иными документами заявка заменена быть не может. В то же время предусматривается, что при подаче заявки не на специальном бланке и с нарушением сроков, но с указанием сведений, нужных для осуществления перевозки, если такая заявка была принята к исполнению, стороны несут ответственность, предусмотренную УЖТ РФ.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Для сферы автомобильного транспорта предусматривается возможность заключения договора перевозки посредством принятия к исполнению заказа. Если же имеется договор об организации перевозок, то его заключение происходит на основе заявки от грузоотправителя. В сфере морского транспорта грузы к перевозке могут предъявляться на основе погрузочного ордера. Он рассматривается как волеизъявление, связанное с заключением договора. Обязанностью грузоотправителя является его подготовка к перевозке. Главное требование - обеспечение безопасности и сохранности груза во время транспортировки. Маркировка на тару и упаковку с грузами должна быть нанесена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) <5>, ст. 68 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) <6> и т.д.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Федеральный закон от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
В ряде случаев, предусмотренных транспортными уставами и кодексами, груз может быть принят к перевозке, будучи погруженным в транспортные средства. Главная же обязанность перевозчика сводится к подаче транспортного средства, предназначенного под погрузку. При этом транспортное средство должно быть технически и коммерчески исправно. Отправитель может отказаться от поданных транспортных средств, если они непригодны для осуществления перевозки.
В случае утраты груза или его повреждения во время перевозки из-за погружения в коммерчески непригодный вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, по решению Арбитражного суда перевозчик может быть освобожден от несения ответственности <7>.
--------------------------------
<7> Решение Арбитражного суда города Москвы от 3 февраля 2016 г. по делу N А40-195991/15-31-1636. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/VOYSaCVdSDgu.
От своей ответственности грузоотправитель может быть освобожден только при такой ситуации, когда он сможет доказать вину перевозчика в утрате или повреждении груза. Здесь мы видим сразу две проблемы современного законодательства. Первая из них заключается в том, что отправителю груза нужно самостоятельно проверить техническую и коммерческую исправность транспорта. Если же этого не сделать, передать груз для перевозки, а впоследствии выяснится, что транспорт был коммерчески и технически непригоден для перевозки, даже если груз будет утрачен или испорчен, будет достаточно решения Арбитражного суда для снятия ответственности с перевозчика.
Вторая важная проблема заключается в возможности установления вины за порчу и утрату груза только при условии предъявления соответствующих доказательств со стороны отправителя. Получается, что для назначения компенсации за порчу и утрату груза его отправителю в любом случае нужно доказывать, что вина в этом лежит на перевозчике. А для этого нужно доказать, что транспорт был коммерчески и технически исправен, действия или же бездействие со стороны перевозчика привели к порче или утрате груза <8>.
--------------------------------
<8> Безик К.С. Условные обязательства в новой редакции Гражданского кодекса Франции // Сибирский юридический вестник. 2017. N 1(76). С. 64.
На уровне законодательства предусматривается ряд обстоятельств для освобождения перевозчика и отправителя от ответственности, связанной с неисполнением договора. Перечень таких обстоятельств приводится в п. 2 ст. 794 ГК РФ. Любопытно, что в перечне таких обстоятельств фигурируют и "иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами". Это своеобразная лазейка в законодательстве, которой пользуются перевозчики. В качестве примера необходимо привести вину отправителя в невыполнении заявки перевозчиком в соответствии со ст. 94 УЖТ РФ. Иные случаи - это неподача вагонов по тем причинам, которые не имеют зависимости от решений и действий отправителя. Грузоотправителю по иным обстоятельствам может быть не только отказано в предоставлении транспортных средств по уже принятой заявке перевозчиком, но и с него может быть взыскан штраф за то, что тот не использовал поданные вагоны.
Предлагается разрешить данное противоречие в законодательстве следующим образом: закрепить ответственность за предоставление коммерчески и технически исправного транспорта за грузоперевозчиком, а в части доказательства виновности использовать принцип равного положения сторон. Тогда ответственность с грузоперевозчика может быть снята при условии, что он сможет доказать наличие причинно-следственной связи между порчей или утратой груза и действиями (или же бездействием) со стороны грузоотправителя. А ответственность с грузоотправителя может быть снята при условии доказательства им причинно-следственной связи между действиями (или же бездействием) перевозчика и порчей или утратой груза. Без внесения таких изменений в действующее законодательство грузоотправители находятся в заведомо уязвимом положении, так как должны брать на себя риски, связанные с проверкой поданных транспортных средств на предмет технической и коммерческой исправности, а также при утрате и порче груза еще и доказывать вину грузоперевозчика для возможности получения компенсации <9>.
--------------------------------
<9> Anderluh A., Hemmelmayr V.C., Nolz P.C. Synchronizing vans and cargo bikes in a city distribution network // Central European Journal of Operations Research. 2017. Vol. 25(2). P. 345 - 376.
Что касается договора перевозки груза, то он является самостоятельным договором, в его основе находятся отношения, связанные с оказанием транспортных услуг. Определение договора перевозки груза приводится в ст. 785 ГК РФ. В соответствии с нормой закона договор перевозки ведет к обязательству перевозчика доставить переданный груз, а также выдать его уполномоченному на приемку груза лицу. Почти такое же определение договора перевозки груза приводится в транспортных кодексах и уставах. Статьи 426 и 789 ГК РФ позволяют установить на основе содержания, что договор перевозки груза является публичным всегда, когда для перевозки используется транспорт общественного назначения. Договор перевозки является взаимным и возмездным.
В качестве сторон договора фигурируют отправитель груза, перевозчик и получатель. Как раз в пользу грузополучателя и заключается договор перевозки. Несмотря на то что договор является двусторонним, его участником являются три стороны. Договор перевозки является срочным, так как срок, отведенный на исполнение обязательства, указывает на срок действия договора. Статьей 792 ГК РФ установлено, что перевозчик обязан доставить груз в сроки, установленные транспортным законодательством. При отсутствии таких сроков груз должен быть доставлен в разумный срок. Что такое разумный срок, как его установить и применить в конкретном случае, не указывается. Обычно при рассмотрении дел в суде за разумный срок принимается тот, в течение которого было теоретически возможно осуществить перевозку.
Более совершенным в плане своей юридической конструкции является договор морской перевозки грузов. В большинстве случаев он имеет характер консенсуального договора. Статья 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ <10> (далее - КТМ РФ) устанавливает, что по договору перевозчик обязуется доставить груз в порт назначения и передать его управомоченному лицу. Оплата услуг перевозки вносится отправителем или фрахтователем. Есть проблема, которая сводится к наличию существенной разницы в пакете документов для перевозки груза тем или иным транспортом. В области железнодорожного транспорта перевозочные документы представлены железнодорожной накладной, дорожной ведомостью, квитанцией о приемке груза, корешком дорожной ведомости.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
На воздушном транспорте перевозочные документы представлены в виде накладной отправителя и грузовой накладной. На внутреннем водном транспорте перевозочные документы представлены транспортной накладной и квитанцией о приемке груза, дорожной ведомостью. На морском транспорте комплект перевозочных документов зависит от типа морской перевозки и может быть представлен чартером и коносаментом, морской накладной. Пункт 1 ст. 142 КТМ РФ устанавливает, что после приемки груза перевозчик на основе требования отправителя обязан передать ему коносамент. Данный документ рассматривается как расписка, подтверждающая приемку груза к перевозке, как доказательство наличия договора о перевозке и в то же время как ценный документ.
Однако формой договора морской перевозки данный документ не является. Существуют разные виды этого документа, чаще всего в классификации выделяется бортовой и небортовой коносамент.
Договор перевозки груза для всех видов перевозки будет считаться надлежащим образом исполненным при условии, что перевозка осуществлена в сроки, установленные транспортным законодательством, при отсутствии указания на такие сроки - в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). В транспортных уставах и кодексах находятся только общие правила, касающиеся сроков доставки. Эти правила установлены ст. 152 КТМ РФ, ст. 76 КВВТ РФ и т.д. Исключением будет УЖТ РФ, в котором закреплен порядок исчисления таких сроков. Даже с учетом важности срок доставки не рассматривается в качестве существенного условия договора перевозки. И отсутствие правил исчисления сроков, в течение которых обязательства должны быть исполнены, законодатель попытался компенсировать за счет положений ст. 792 ГК РФ о разумном сроке. Данная норма в законодательстве четко не определена.
В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования сферы перевозок можно сделать эту норму более конкретной, привязав ее к сроку исковой давности, который обычно составляет 1 год. Это позволит однозначно судить о том, было ли нарушение сроков при исполнении договорных обязательств или нет.
Литература
1. Безик К.С. Условные обязательства в новой редакции Гражданского кодекса Франции / К.С. Безик // Сибирский юридический вестник. 2017. N 1(76). С. 63 - 70.
2. Ивакин В.И. Гражданское право. Особенная часть: Конспект лекций / В.И. Ивакин. Москва: Юрайт, 2015. 223 с.
3. Рузиназаров Ш.Н. Электронные сделки и проблемы их применения в условиях цифрового гражданского оборота / Ш.Н. Рузиназаров, Л.И. Ачилова // Развитие общества и науки в условиях цифровой экономики: Монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука", 2020. С. 4 - 25.
References
1. Anderluh A. Synchronizing vans and cargo bikes in a city distribution network / A. Anderluh, V.C. Hemmelmayr, P.C. Nolz // Central European Journal of Operations Research. 2017. Vol. 25(2). P. 345 - 376.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.