Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОГОВОР БУКСИРОВКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Е.М. ДАНИЛИН
В правовой литературе при анализе правоотношений, складывающихся при буксировке, отмечалась возможность буксировки не только объектов, обладающих способностью к перемещению по воде, но также возможность буксировки железнодорожным транспортом <1>. Обращалось внимание на имеющееся противоречие в законодательном регулировании перемещения грузового порожнего вагона, который не может быть признан грузом, поскольку не может быть перевезен как таковой в контейнерах или грузовых вагонах, но при этом грузоотправителем признается лицо, отправляющее такой вагон, а грузополучателем - лицо, получающее такой вагон <2>. К примеру, в силу Правил приемки грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374), порожний вагон предъявляется к перевозке, а перевозчик вправе его не принимать, если при приемке для перевозки выявлены неисправности вагона, т.е. неисправности транспортного средства, которое должно быть перемещено другим транспортным средством путем тяги, что характерно для буксировки, а не перевозки. Рассматривалась возможность иной договорной конструкции помимо договора буксировки или договора перевозки груза для перемещения грузовых порожних вагонов <3>.
--------------------------------
<1> Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4) / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М.: Статут, 2003. С. 293.
<2> Морозов С.Ю. О предмете и субъектном составе договора транспортной экспедиции // Гражданское право. 2017. N 6. С. 3 - 7.
<3> Ананьева А.А. Доставка порожних вагонов: выбор надлежащей юридической конструкции договора // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. Кн. 2. С. 467 - 468.
Также анализировались правоотношения, складывающиеся при буксировке автомобильным транспортом, выделялись сущностные черты буксировки автомобильным транспортом, в частности специфика объекта буксировки (способность к перемещению под воздействием буксирующего объекта), специфика способа перемещения (путем тяги либо путем толкания другого объекта), а также специфика отношений сторон, поскольку предполагается участие владельца буксируемого транспортного средства в процессе буксировки <4>.
--------------------------------
<4> Данилин Е.М. Договор буксировки автомобильным транспортом // Транспортное право. 2022. N 4. С. 64 - 67.
Но представляется, что исследование будет неполным без исследования правоотношений, складывающихся при буксировке воздушных судов, хотя таковую Воздушный кодекс РФ и не упоминает.
Учитывая специфику процесса буксировки, предмет договора буксировки, которым являются услуги, направленные на перемещение объекта путем тяги или толкания, присущую буксируемому объекту способность к перемещению под воздействием буксирующего объекта, необходимо определить, может ли в качестве буксируемого объекта выступать воздушное судно, может ли такая буксировка осуществляться только другим воздушным судном или транспортным средством, относящимся к наземным видам транспорта.
В ст. 32 Воздушного кодекса РФ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды <5>.
--------------------------------
<5> Воздушный кодекс Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
Указанное определение не является новым, аналогичное содержалось в ст. 11 Воздушного кодекса СССР 1983 г. <6>, а также данное определение воспроизводит определение, приведенное в стандартах приложения 7 к Конвенции о международной гражданской авиации <7>.
--------------------------------
<6> Ведомости ВС СССР. 1983. N 20. Ст. 303.
<7> Конвенции о международной гражданской авиации // СПС "КонсультантПлюс".
В том же приложении к Конвенции дается классификация воздушных судов легче и тяжелее воздуха. К воздушным судам тяжелее воздуха относятся: самолет, вертолет, автожир, винтокрыл, орнитоптер, планер, а к воздушным судам легче воздуха отнесены аэростат и дирижабль, отличия которых заключаются в наличии у последнего силовой установки.
В ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" также приведен перечень относящихся к летательным аппаратам объектов, в числе которых наряду с самолетами и другими летательными аппаратами указаны аэростаты и дирижабли <8>.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 226.
В Федеральных правилах использования воздушного пространства под аэростатом понимается летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах.
Определение аэростата также дается в Правилах вида спорта "Воздухоплавательный спорт", утвержденных Приказом Минспорта России от 5 марта 2018 г. N 200. Так, в п. 3.1.1 Правил под аэростатом понимается летательный аппарат легче воздуха. Свободный аэростат - аэростат, статично удерживаемый в воздухе без какого-либо источника тяги <9>.
--------------------------------
<9> URL: http://www.minsport.gov.ru.
Чтобы понять, на чем основан аэростатический и аэродинамический принципы создания подъемной силы, придется обратиться к физике. Итак, известны различные принципы создания подъемной силы, в числе которых аэростатический, аэродинамический, ракетодинамический, или реактивный, баллистический. При аэростатическом принципе подъемная сила равна силе тяжести воздуха, вытесненного корпусом летательного аппарата (Архимедова сила), а при аэродинамическом - воздействию на летательный аппарат набегающего потока воздуха <10>.
--------------------------------
<10> Ефимов В.В., Чернигин К.О. Конструкция и прочность самолета: Учебное пособие. Ч. I. М.: МГТУ ГА, 2016. С. 7.
Таким образом, аэростатические летательные аппараты используют для полета подъемную силу газов, более легких, чем воздух. Аэродинамический принцип используется летательными аппаратами, у которых подъемная сила создается несущими поверхностями (к примеру, крылом, винтом) при перемещении относительно воздуха в результате работы какой-либо силовой установки, если сила тяги, создаваемая такой, позволяет летательному аппарату преодолевать сопротивление воздуха.
О возможности буксировки воздушного судна свидетельствует и сформулированное в п. 144 Федеральных правил положение о необходимости для воздушного судна, приводимого в движение силовой установкой, уступать путь воздушным судам, буксирующим другие воздушные суда или какие-либо предметы <11>.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649.
Соответствующее правило сформулировано и в Имплементационном регламенте N 923/2012 Европейской комиссии <12>.
--------------------------------
<12> Имплементационный регламент N 923/2012 Европейской комиссии "Об установлении общих правил полетов и условий эксплуатации относительно аэронавигационных услуг и процедур, а также об изменении Имплементационного регламента (ЕС) 1035/2011 и Регламентов (ЕС) 1265/2007, (ЕС) 1794/2006, (ЕС) 730/2006, (ЕС) 1033/2006 и (ЕС) 255/2010" // СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время Минтрансом России разработан проект Приказа Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности пилотируемых свободных аэростатов. Часть 31" (подготовлен Минтрансом России, ID проекта 02/08/01-22/00124202) <13>.
--------------------------------
<13> Проект Приказа Минтранса России "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности пилотируемых свободных аэростатов. Часть 31" // СПС "КонсультантПлюс".
В проекте определена область их применения и указано на обязанность лица, претендующего на получение сертификата типа воздушного судна, разработать подразд. 4.2 "Выполнение полетов", если предусмотрена в числе прочего буксировка.
Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что возможна буксировка как воздушного судна тяжелее воздуха путем перемещения его по земле, так и воздушного судна легче воздуха, такого как аэростат, за счет подъемной силы, основанной на аэростатическом принципе, благодаря чему воздушное судно легче воздуха в полной мере обладает присущей объекту буксировки способностью к перемещению путем тяги, в данном случае удерживаясь в воздухе благодаря силе, равной силе тяжести воздуха, вытесненного корпусом летательного аппарата.
Изобретатели в соответствующей сфере применительно к аэростатам придумали различные способы буксировки: вертолетом (патент США N 3112900, кл. 244-3 от 1963 г.), гусеничным транспортом (патент ФРГ N 002828, кл. В64В 1/58 от 1981 г.). Отечественные изобретатели, отмечая недостатки указанных способов, в частности высокую стоимость первого и трудности с подъемом и спуском при буксировке по холмистой местности при втором способе, также внесли свой вклад и придумали метод, при котором "трос лебедки прикрепляют к аэростату с подвешенным шкиф-блоком, а второй трос к наземному транспортному средству и через шкиф-блок аэростата к контргрузу так, что при спуске транспортного средства по склону разматывают лебедку для нахождения аэростата на одной высоте" (патент RU 2 391 250 C2) <14>.
--------------------------------
<14> URL: https//patentscope.wipo.int.
По вопросу буксировки воздушных судов имеется многочисленная судебная практика, в связи с субъектным составом сторон и экономическим характером правоотношений, практика арбитражная.
К примеру, по делу N А73-12280/2010 авиакомпания обратилась в арбитражный суд с иском к аэропорту о возмещении ущерба, который был причинен в процессе буксировки самолета, совершившего благополучную посадку в аэропорту на место стоянки, поскольку при буксировке самолета (хвостом вперед) с помощью тягача и буксировочного водила произошло его опрокидывание на хвостовую часть фюзеляжа. Иск удовлетворен в части, суд установил, что опрокидывание самолета произошло ввиду его буксировки без снятия со стояночного тормоза. При этом, возлагая ответственность на аэропорт, суд применил положения ст. 15, 393, 1064 (п. 1), 1068 (п. 1) ГК РФ, а также положения ст. 69 Воздушного кодекса РФ (обеспечение полетов воздушных судов), т.е., по существу, квалифицировав отношения сторон как сторон по договору о возмездном оказании услуги. Одновременное применение и положений ст. 393 ГК РФ (о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства), и ст. 1064, 1068 ГК РФ, применяемых к деликтным правоотношениям, представляется сомнительным ввиду недопустимости (по общему правилу) конкуренции исков <15>.
--------------------------------
<15> Данилин Е.М. Конкуренция исков о возмещении ущерба, причиненного при осуществлении морской или портовой буксировки // Транспортное право. 2022. N 2. С. 30 - 32.
По делу N А45-16541/2019 авиакомпания также обратилась в суд с иском к аэропорту о возмещении ущерба, причиненного при буксировке воздушного судна с места стоянки на точку запуска, ввиду разрушения срезных болтов втулки буксировочного узла передней опоры шасси и последующего отсоединения воздушного судна от буксировочного водила. Судом по делу было установлено, что между сторонами также был заключен договор, предметом которого являлось оказание исполнителем заказчику комплекса услуг, в числе которых была и буксировка. При этом, разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении иска, суд применил нормы гл. 39 Гражданского кодекса РФ ("Возмездное оказание услуг"), а также с учетом положений ст. 783 Гражданского кодекса РФ о применении к договору возмездного оказания услуг положений о подряде суд применил положения гл. 37 ГК РФ ("Подряд") и, в частности, ст. 720, 723, 724 ГК РФ и пришел к выводам о причинении истцу убытков ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств в части качества выполняемой подрядчиком работы.
По делу N А75-10622/2015 аэропорт обратился с иском к авиакомпании о взыскании задолженности за услуги по буксировке воздушных судов, осуществляемой в рамках договора о наземном обслуживании. В рамках данного дела суд также руководствовался положениями гл. 39 Гражданского кодекса РФ ("Возмездное оказание услуг"), гл. 37 ГК РФ ("Подряд").
Аналогичной правовой позиции арбитражные суды придерживались и при рассмотрении других споров, квалифицируя отношения сторон, складывающиеся при буксировке, как отношения сторон договора возмездного оказания услуг. Вопрос о квалификации таких отношений как отношений сторон по договору буксировки не возникал, что обусловлено отсутствием в действующем законодательстве соответствующих правовых норм, за исключением Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и Кодекса торгового мореплавания РФ, которые в данном случае неприменимы по очевидным причинам.
Подводя итоги, можем прийти к выводам, что буксировка воздушных судов возможна, и, учитывая специфику, присущую как объекту буксировки, так и самому процессу перемещения, который возможен с использованием в качестве буксира как воздушного судна, так и средств наземного транспорта, а также возмездный и взаимный характер договора буксировки, предлагается следующая формулировка определения договора буксировки воздушного судна:
"По договору буксировки воздушного судна одна сторона (буксировщик) обязуется переместить посредством тяги или толкания представленное другой стороной воздушное судно на определенное расстояние, а другая сторона (владелец буксируемого объекта) обязуется предъявить воздушное судно для буксировки и оплатить буксировку".
Литература
1. Ананьева А.А. Доставка порожних вагонов: выбор надлежащей юридической конструкции договора / А.А. Ананьева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. Кн. 2. С. 467 - 468.
2. Данилин Е.М. Договор буксировки автомобильным транспортом / Е.М. Данилин // Транспортное право. 2022. N 4. С. 64 - 67.
3. Данилин Е.М. Конкуренция исков о возмещении ущерба, причиненного при осуществлении морской или портовой буксировки / Е.М. Данилин // Транспортное право. 2022. N 2. С. 30 - 32.
4. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4) / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2003. 485 с.
5. Егер С.М. Основы авиационной техники: Учебник / С.М. Егер, А.М. Матвеенко, И.А. Шаталов. Москва: Издательство МАИ, 1999. 576 с.
6. Ефимов В.В. Конструкция и прочность самолета: Учебное пособие. Часть I / В.В. Ефимов, К.О. Чернигин. Москва: МГТУ ГА, 2016. 56 с.
7. Морозов С.Ю. О предмете и субъектном составе договора транспортной экспедиции / С.Ю. Морозов// Гражданское право. 2017. N 6. С. 3 - 7.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.