Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАНИНА
К.Б. КОРАЕВ
Процедура реализации имущества гражданина является новой в процедуре банкротства, которая применяется исключительно в деле о банкротстве гражданина. Анализ правовых норм, регламентирующих указанную процедуру, показывает, что она "полностью подпадает под признаки конкурсного производства" <1>. В связи с этим следует согласиться с мнением, что "законодателю не следовало бы усложнять терминологию и обозначать конкурсное производство в деле о банкротстве гражданина термином "реализация имущества гражданина" <2>.
--------------------------------
<1> Витрянский В.В. Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями // Хозяйство и право. 2015. N 4. С. 16.
<2> Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 9. С. 8.
Согласно п. 3 ст. 213.1 Закона о банкротстве процедура реализации имущества гражданина применяется как в отношении гражданина-потребителя, так и в отношении индивидуального предпринимателя. Несмотря на это, ее применение к указанным лицам преследует разные правовые цели. Так, целью процедуры реализации имущества индивидуального предпринимателя является его устранение из сферы потребления предпринимательского кредита <3>. Это следует из содержания нормы п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве, согласно которой индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры. В отличие от этого, целью процедуры реализации имущества гражданина-потребителя является его освобождение от долга. Это следует из содержания нормы п. 1 ст. 213.30 Закона о банкротстве, которая не запрещает гражданину-потребителю после признания его банкротом участвовать в кредитных отношениях, а, напротив, позволяет это делать, но с условием указания на факт своего банкротства. Кроме того, это прямо следует из Пояснительной записки <4>, согласно которой мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института потребительского банкротства благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество. На это также указывается в юридической литературе <5>.
--------------------------------
<3> В настоящей статье автором под кредитом (общественным, потребительским или предпринимательским) понимается любое денежное обязательство, независимо от основания его возникновения.
<4> Пояснительная записка к проекту ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016. С. 281.
Как представляется, действующее регулирование и существующее мнение в науке являются спорными <6>. Субинститут конкурсного права за всю историю своего развития никогда не преследовал цель освободить должника от долга. Его возникновение и дальнейшее развитие не было обусловлено общественной потребностью в освобождении должников как участников кредитных отношений от долгов. Напротив, возникновение и развитие указанного института было обусловлено необходимостью освободить общественный кредит от должников, неспособных исполнять свои обязательства, путем устранения их из указанных отношений. В связи с этим думается, что правовое регулирование неплатежеспособности гражданина-потребителя, которое не устраняет неплатежеспособное лицо из системы кредитных отношений, а только освобождает его от долгов, представляет собой аномалию, которая будет иметь более негативные последствия для потребительского кредита, чем отсутствие правового регулирования потребительского банкротства.
--------------------------------
<6> Кораев К.Б. Основная идея законодательства о банкротстве гражданина // Российская юстиция. 2014. N 7; Кораев К.Б. Неплатежеспособность - новый институт современного права // Российская юстиция. 2016. N 9.
В связи с этим представляется правильным изменить существующий подход к потребительскому банкротству. В качестве цели процедуры реализации имущества должника-потребителя должно быть его устранение из сферы кредитных отношений, как это делает законодатель применительно к индивидуальным предпринимателям.
Следует особенно отметить, что указанное не означает, что признание гражданина банкротом не должно влечь освобождение должника от долгов. В данном случае не следует путать цель института неплатежеспособности и одно из правовых последствий завершения процедуры реализации имущества гражданина, в частности погашение неудовлетворенных требований кредиторов. Целью института неплатежеспособности должно быть устранение неплатежеспособных граждан-потребителей из сферы потребления потребительского кредита. Одно из правовых последствий такого устранения - погашение неудовлетворенных требований кредиторов.
Процедура реализации имущества гражданина может быть введена:
- по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом (п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве). В данном случае арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве;
- после введения процедуры реструктуризации долгов гражданина (абз. 1 - 4 п. 1 ст. 213.24 Закона о банкротстве). Введение реализации имущества гражданина в данном случае возможно, если: гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного Законом о банкротстве; собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве; арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;
- после возобновления производства по делу (абз. 5 п. 1 ст. 213.24 Закона о банкротстве). Процедура реализации имущества вводится, если производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях отмены определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина или в связи с нарушением условий мирового соглашения.
Согласно п. п. 5 и 7 ст. 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом:
- все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
- сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы;
- регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
- исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
- должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.
Из содержания приведенной нормы следует, что законодатель в целях правового обеспечения управления конкурсной массы использует конструкцию законного представителя. Такой подход представляется спорным. Неотъемлемым признаком законного представительства является то, что представитель должен действовать в интересах представляемого <7> (ст. 174 ГК РФ), в то время как согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать в интересах должника, кредиторов и общества. Как представляется, в данном случае при регулировании отношений по управлению конкурсной массой является правильным использовать теорию исполнительного производства, суть которой сводится к тому, что имущество, составляющее конкурсную массу, изымается у гражданина и передается финансовому управляющему, который должен действовать исключительно от своего имени, подобно тому, как это делает судебный пристав-исполнитель с изъятым имуществом должника <8>.
--------------------------------
<7> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. В трех томах. Т. 1 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011 // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Кораев К.Б. Устранение несостоятельного должника от распоряжения имуществом: проблемы теории и практики // Закон. 2013. N 9.
Осуществление прав финансовым управляющим от имени гражданина в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, обеспечивается нормой абз. 5 п. 6 ст. 213.25 Закона о банкротстве, согласно которой финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Здесь финансовый управляющий также выступает в качестве законного представителя гражданина. Однако следует учитывать, что в данном случае представительство носит не материальный, а процессуальный характер.
Процедуру реализации имущества гражданина условно можно поделить на три относительно самостоятельные стадии:
- формирование конкурсной массы;
- реализация имущества, составляющего конкурсную массу;
- удовлетворение требований кредиторов.
Формирование конкурсной массы. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством, семейным законодательством (п. 4 ст. 213.25 Закона о банкротстве).
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, не может превышать 10 000 рублей.
В качестве такого имущества могут выступать памятные ценные вещи, имущество, необходимое для обеспечения достойного уровня жизни самого должника и членов его семьи, и т.д. Так, например, Определением Арбитражного суда Алтайского края от 28.03.2016 из конкурсной массы исключено следующее имущество: диван 1990 г.в.; шкаф книжный; шкаф посудный; холодильник 1992 г.в.; набор кухонный мебели 1980 г.в.; плательный шкаф 1980 г.в.; постельное белье (б/у); посуда (б/у); всего стоимостью 1 500 рублей <9>.
--------------------------------
<9> Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 N 07АП-3791/2016(1) по делу N А03-19075/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
Реализация имущества, составляющего конкурсную массу. В ходе реализации имущества гражданина устанавливается специальное правило по оценке имущества, составляющего конкурсную массу. Так, согласно абз. 1 п. 2 ст. 213.26 Закона о банкротстве оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.
Согласно Пояснительной записке указанное правило направлено на минимизацию расходов должника. Между тем следует учитывать, что собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества гражданина, части этого имущества, включенных в конкурсную массу, с привлечением оценщика (абз. 2 п. 2 ст. 213.26 Закона о банкротстве). В таком случае расходы будут оплачиваться не должником, а лицами, голосовавшими за принятие соответствующего решения.
Порядок реализации имущества гражданина определяется Положением о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. В отличие от общего правила (ст. 139 Закона о банкротстве), в ходе реализации имущества гражданина указанное положение утверждается арбитражным судом, которому оно представляется финансовым управляющим в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина.
В ходе реализации имущества гражданина устанавливаются специальные правила по реализации имущества гражданина, принадлежащего ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом). Согласно п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве указанное имущество подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным ст. 213.26 Закона о банкротстве. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу).
Приведенное положение закона является спорным.
Во-первых, из содержания приведенных норм следует, что в ходе процедуры реализации имущества должника происходит реализация имущества, которое не составляет конкурсную массу. Как представляется, такое законодательное решение ограничивает права должника требовать исключения из конкурсной массы имущества гражданина на основании норм п. 2 ст. 213.25 Закона о банкротстве, так как указанное право может быть реализовано только в отношении имущества, включенного в конкурсную массу.
Во-вторых, как обоснованно указывается в литературе, приведенное правило нарушает основополагающие принципы регулирования отношений общей собственности, в том числе связанные с обращением взыскания на долю в общем имуществе <10>.
--------------------------------
<10> Витрянский В.В. Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями // Хозяйство и право. 2015. N 4. С. 23.
В-третьих, указанное правило нарушает основополагающий принцип имущественной ответственности гражданина, согласно которому гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах представляется правильным отказаться от указанного правила.
Признание гражданина банкротом имеет различные правовые последствия для гражданина-потребителя и индивидуального предпринимателя.
Как указывалось ранее, признание индивидуального предпринимателя банкротом влечет его устранение из сферы предпринимательского кредита. Это выражается в том, что в течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 4 ст. 216 Закона о банкротстве).
В отличие от этого, признание гражданина-потребителя банкротом не устраняет его из сферы потребления кредита, так как согласно п. 1 ст. 213.30 Закона о банкротстве в течение 5 лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа, но должен указывать на факт своего банкротства. Помимо этого признанный банкротом гражданин-потребитель вправе заниматься предпринимательской деятельностью, так как на них не распространяются запреты, установленные нормами ст. 216 Закона о банкротстве.
В отличие от гражданина-потребителя, признанный банкротом индивидуальный предприниматель не вправе занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение 5 лет с даты завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры (п. 4 ст. 216 Закона о банкротстве). Как представляется, в своей сущности указанное правовое последствие представляет собой административное наказание в виде дисквалификации, которая сводится в том числе к лишению физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП РФ).
Указанное правовое последствие представляется спорным. С одной стороны, отношения по управлению юридическим лицом не являются кредитными отношениями. Это исключает необходимость устранения индивидуального предпринимателя из сферы указанных отношений на определенный срок, так как целью института неплатежеспособности является устранение банкрота именно из сферы кредитных отношений. С другой стороны, применение дисквалификации как вида административного наказания обусловлено виновным противоправным поведением субъекта. Особенностью неплатежеспособности как экономического состояния должника (в отличие от преднамеренного или фиктивного банкротства как противоправных деяний) является то, что оно не наступает в результате противоправного поведения субъекта. Оно является таким же естественным экономическим состоянием лица (в особенности предпринимателя, чья деятельность основана на предпринимательском риске), как и экономическая платежеспособность. По указанной причине не представляется допустимым лишать индивидуального предпринимателя права занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом за собственное банкротство, так как его наступление не является результатом его противоправного деяния.
Список использованной литературы:
1. Банкротство хозяйствующих субъектов: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016. С. 281.
2. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. В трех томах. Т. 1 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.
3. Витрянский В.В. Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями // Хозяйство и право. 2015. N 4. С. 16.
4. Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 9. С. 8.
5. Кораев К.Б. Основная идея законодательства о банкротстве гражданина // Российская юстиция. 2014. N 7.
6. Кораев К.Б. Неплатежеспособность - новый институт современного права // Российская юстиция. 2016. N 9.
7. Кораев К.Б. Устранение несостоятельного должника от распоряжения имуществом: проблемы теории и практики // Закон. 2013. N 9.
8. Витрянский В.В. Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями // Хозяйство и право. 2015. N 4. С. 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных