Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДВЕ РОКОВЫЕ ОШИБКИ ПЕРЕВОЗЧИКА
С. СЛЕСАРЕВ
При перевозке грузов нередко возникают конфликты, виновниками которых становятся сами перевозчики. Рассказываем про две причины, которые позволяют отправителям (получателям) успешно взыскивать с перевозчиков понесенные убытки. Это переадресация доставки без согласования с клиентом и отсутствие должного контроля за погрузкой товара. Знать о них полезно любой стороне договора.
Приведенные нами примеры рассмотрения споров из арбитражной практики помогут на чужих ошибках научиться грамотным действиям. Также даем образец формулировки в договор о каналах связи для сторон на случай возникновения необходимости оперативного решения вопросов, связанных с доставкой/перевозкой груза.
Ошибка 1. Переадресация доставки без согласования с клиентом
Ошибка приводит к тому, что если товар не будет доставлен грузополучателю в согласованный срок, то с перевозчика могут взыскать убытки как за утраченный товар, даже если он в целости, и отказать в возмещении транспортных расходов.
Рассмотрим на примере дела, когда с перевозчика взыскали ущерб как за утраченный груз, хотя он сохранился и пребывал на складе временного хранения. Дело в том, что не обязательно физически потерять груз, чтобы он считался утраченным. В некоторых обстоятельствах, когда груз не был доставлен грузополучателю в установленный законом или договором срок, тоже можно выдвинуть требования о возмещении убытков как за утраченный груз. Тем более если интерес в получении груза "в натуре" пропал. Нередко перевозчик своими неверными действиями формирует для себя убытки.
Судебная практика. Общество обратилось в суд с иском к перевозчику о взыскании стоимости груза, расходов по грузоподъемным работам (грузчики и кран), процентов и штрафа по день фактического исполнения обязательства, расходов по оказанию юридических услуг. Перевозчик - со встречным исковым заявлением о взыскании транспортных расходов.
Истец пояснил, что в рамках договора транспортной экспедиции он по заявке на доставку передал груз перевозчику с обязательством доставить груз в указанную дату в г. Пенза. По прибытии ответчик уведомил о невозможности выгрузки груза из-за отсутствия грузчиков и крана. Стороны согласовали новый срок выгрузки - следующий день (до 14.00). В 10.40 следующего дня перевозчик уведомил получателя, что машина до сих пор остается невыгруженной, информации о точном времени и месте выгрузки нет, склада временного хранения в г. Пензе нет, поэтому груз отправляется на склад в Тульскую область и будет доставлен обратно в Пензу после оплаты транспортных расходов и услуг крана. Вместе с тем истец разъяснял, что выгрузит машину в течение суток с момента прихода в Пензу и готов оплатить простой по договору, но это сообщение было ответчиком проигнорировано.
Суд требования общества удовлетворил частично, во встречных - отказал. Согласно действовавшим на момент перевозки Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом <1>, в случае невозможности доставить грузополучателю груз по независящим от перевозчика обстоятельствам последний по указанию грузоотправителя может переадресовать доставку по новому адресу, а при неполучении указаний или невозможности доставки по переадресации - вернуть груз грузоотправителю. Следовательно, в рамках правомерного добросовестного поведения перевозчик мог вернуть груз обществу, но не имел права самостоятельно перегружать груз на временное хранение без согласования с грузоотправителем. Отправка груза на склад временного хранения за 600 км от места доставки по договору без согласования с грузоотправителем и дальнейшее удержание груза до полной оплаты транспортных услуг были неправомерны. Груз был перенаправлен до истечения нормативного срока выгрузки, несмотря на указание клиента о необходимости выгрузки груза и письменно выраженное согласие на оплату сверхнормативного простоя. Доказательств обратного, в т.ч. согласования доставки груза по новому адресу, ответчик не предоставил.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
При этом общество было вправе требовать возмещения убытков за утраченный груз. Ведь перевозчик несет ответственность за его сохранность до выдачи получателю и считается виновным в его утрате, если не докажет, что она произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Грузоотправитель (получатель) вправе считать груз утраченным, если он не будет выдан грузополучателю в течение 10 дней при городских и пригородных перевозках и 30 дней - при междугородних (ст. 796 ГК РФ; п. 2 ч. 3 ст. 14, ч. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <2>).
--------------------------------
<2> Утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
В таких обстоятельствах общество вправе было рассматривать груз как утраченный и требовать возмещения убытков. Интерес к возврату спорного груза у общества и заказавшего у него перевозку предприятия уже отсутствовал. Стоимость груза была подтверждена прилагаемым к нему пропуском, соглашением о взаимозачете и актом сверки между истцом и предприятием. Доказательств в опровержение этих обстоятельств приведено не было (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2021 N Ф10-1122/2021 по делу N А68-14004/2019, Определением Верховного Суда РФ от 05.04.2022 N 310-ЭС22-3455 отказано в передаче дела для пересмотра).
Как видим, точность, своевременность перевозки, а также синхронизация действий с грузоотправителем (получателем) - жизненная необходимость для перевозчика. В рассматриваемой же ситуации перевозчик изначально действовал неверно: мало того, что выбрал самостоятельно склад временного хранения на значительном удалении от места назначения, так еще и сделал это без согласования с клиентом, а потом "застопорился" на требовании возмещения расходов, что в итоге привело к увеличению его издержек. Более верно в такой ситуации было бы оперативно доставить груз по назначению со склада временного хранения, пусть даже себе в убыток. В любом случае он был бы меньше, чем стал по итогам рассмотрения дела.
Потому важно, чтобы сотрудники перевозчика знали основной алгоритм действий при подобных ситуациях. В целом сторонам рекомендуется согласовывать в договоре предельные сроки доставки груза; и особенно это важно для перевозчика, если груз доставляется на большие расстояния в проблемное время года, например начало ледохода.
Иногда на практике такие недоразумения с неверной переадресацией груза возникают не только из-за намеренной недобросовестности, но и ошибок коммуникации с клиентом, в т.ч. связи по несогласованным каналам с неуполномоченными лицами, которые могут дать отмашку на неверную доставку, даже не вникая в суть. Поэтому советуем в договоре, особенно при доставке дорогостоящих грузов, согласовывать способы связи для оперативного решения вопросов доставки. Приведем образец такой формулировки.
Пример. Условие в договоре перевозки груза о каналах связи для сторон
7.5. Все вопросы, связанные с перевозкой Груза, Стороны решают путем оперативного взаимодействия:
1) по электронной почте: перевозчика - почта@перевозчик.ру, грузоотправителя - почта@отправитель.ру;
2) телефону: перевозчика - 8 (495) 222-22-22, грузоотправителя - 8 (495) 33333-33.
Уполномоченными на оперативное решение вопросов, связанных с перевозкой Груза, являются следующие контактные лица Сторон: от перевозчика - старший водитель-экспедитор Ульянов Михаил Сергеевич, от грузоотправителя - начальник отдела доставки Сафронов Олег Антонович.
Каждая из Сторон обязуется обеспечивать полную доступность и надежность указанных выше каналов связи, проверять электронную почту не реже чем один раз в полчаса в рабочее время (с 09:00 до 18:00), а также не предпринимать действий, требующих согласования/подтверждения с другой Стороной в силу настоящего договора или в соответствии с действующим законодательством, без получения соответствующего сообщения/подтверждения от другой Стороны.
Ошибка 2. Отсутствие контроля за погрузкой товара
Отсутствие должного контроля за погрузкой-разгрузкой товара со стороны перевозчика часто приводит к тому, что суд отклоняет доводы о вине отправителя в порче груза.
Сохранность груза во многом зависит от правильности его погрузки-выгрузки и надежности упаковки, потому нередко в спорах перевозчики пытаются сослаться на ошибки, допущенные при погрузочно-разгрузочных работах, чтобы снять вину за порчу груза с себя. Но при этом суды обращают внимание на добросовестность и осмотрительность самого перевозчика, а также условия договора перевозки.
Судебная практика. Суд удовлетворил требования общества о взыскании убытков с перевозчика за бой груза, который пришлось утилизировать. Общество вынуждено было возместить получателю понесенные убытки.
Ответчик, заключая договор перевозки, был осведомлен о возможной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства и как субъект предпринимательской деятельности принял на себя все риски нарушения условий договора при его исполнении, в том числе связанные с удовлетворением истцом претензий клиента ввиду недостачи/повреждения груза, расчет ущерба вследствие повреждения которого определялся на основании объявленной ценности груза. Доводы ответчика о некачественной упаковке груза и неправильной погрузке суд отклонил, поскольку по условиям договора ответчик обязался обеспечить контроль погрузки. А отсутствие соответствующих отметок в товарно-транспортной накладной свидетельствует о надлежащим образом произведенной погрузке. Размер ущерба исчислен исходя из объявленной ценности груза, порча груза подтверждается отметкой о выявленном бое товара в накладной, актом об установлении расхождения, утилизация - актом забраковки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 N 09АП-25013/2022 по делу N А40-262055/2021).
В данной ситуации трудно сказать, чья вина была в порче груза. Точно лишь одно: если верны утверждения перевозчика, то он изначально действовал ошибочно. Надо было поставить соответствующие отметки о неверной погрузке в сопроводительных документах, а еще лучше - отказаться перевозить неправильно упакованный/загруженный товар, если из-за этого он с большой вероятностью повредится. Ведь суды будут смотреть на действия ответчика при погрузке - на его осмотрительность и добросовестность, исходить из того, что он профессиональный участник рынка перевозок.
Судебная практика. Взыскивая убытки за порчу товара при доставке, суд указал: из транспортных накладных следует, что груз принят перевозчиком без повреждений, сведений о повреждении груза при погрузке либо его неправильной погрузке в транспортных документах не содержится. Ссылка ответчика на то, что груз повредился по вине истца (грузоотправителя), не закрепившего как положено груз, не подтверждается.
Из материалов дела следует, что груз был загружен на соответствующих пирамидах, при этом в CMR-накладных отсутствуют оговорки перевозчика (ответчика), что груз и его упаковка были в неисправном состоянии в момент принятия им груза, а также что груз был неправильно распределен, ремни затянуты, и иные сведения. Таким образом, погрузка груза являлась надлежащей и исправной. При этом ответчик не отказался от приемки груза к перевозке, не известил о необходимости самостоятельного предоставления дополнительных крепежных материалов, не указал на неправильное распределение груза, тем самым принял на себя риск ответственности за закрепление перевозимого груза, самостоятельно закрепив груз (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2021 N Ф05-6301/2021 по делу N А41-42948/2020).
В то же время если перевозчик контролировал погрузку, указывал на ошибки, то соответствующие аргументы с доказательствами суд может принять во внимание, даже если он не отказался от перевозки неверно загруженного груза. По крайней мере, доводы перевозчика могут побудить направить дело на новое рассмотрение.
Судебная практика. Общество обратилось в суд с иском к перевозчику о взыскании задолженности по договору перевозки грузов - убытков, полученных истцом из-за порчи товара в результате некачественной доставки товаров. По договору ответчик обязался поставить яблоки, часть из которых была испорчена из-за замятия коробок в нижних рядах в палетах, обледенения задних и боковых сторон палет. Перевозчик ссылался на вину истца, проигнорировавшего указания о погрузке товара, недопустимости близкого расположения ящиков к стенкам, т.к. на улице были морозы.
Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили, но суд округа направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. Согласно распечатке бортового самописца температурный режим был соблюден, суды перепутали дату распечатки с датой записи показателей. Кроме того, из пояснений перевозчика следовало, что погрузка истцом товара велась с игнорированием указаний ответчика и с нарушением нормативов - близко к стенкам, что привело к отсутствию циркуляции воздуха в задней части машины, образованию конденсата и, как следствие, намоканию тары, ее замятию и последующему обледенению. В подтверждение имелись видеозаписи погрузки с указанием на неправильное расположение товара и объяснительная водителя. Суды этого не учли, не дали оценку этим обстоятельствам и доказательствам, что привело к принятию неправильных судебных актов (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2023 N Ф09-628/23 по делу N А60-31728/2022).
Такого рода дела - отличное предостережение и для отправителя, и для перевозчика: спешка и экономия при погрузке могут обернуться убытками, превосходящими выгоду от пренебрежения правилами и нормативами по расположению, укреплению, упаковке груза. Грузоотправителю не стоит расслабляться, ведь правильная сдача-приемка груза во многом предопределяет возможность взыскания убытков. Дело в том, что, ссылаясь на утрату (порчу) груза по вине перевозчика, истцы должны предоставить в суд доказательства утраты (порчи) товара именно во время перевозки, а не в иной момент. А в отсутствие правильно зафиксированной сдачи-приемки груза сделать это бывает затруднительно.
Судебная практика. Общество просило суд взыскать с перевозчика ущерб за частичную утрату груза - лома черных металлов: отгружали 61 300 кг, а после приемки выявили недостачу в 7 150 кг. Суд в иске отказал: осмотр вагона с грузом по прибытии производился приемосдатчиком ответчика совместно с приемосдатчиком грузополучателя. Памятка приемосдатчика подписана представителем грузополучателя без замечаний, какие-либо отметки о недостаче или признаках хищения отсутствовали. Груз поступил в исправном полувагоне и не имел признаков недостачи, утраты или повреждений, которые могли бы быть обнаружены грузополучателем; от грузополучателя информация о недостаче груза также не поступала. Погрузка и определение массы груза осуществлялись силами отправителя, в указанный период вагон во владении перевозчика не находился, при приемке масса груза, заявленная в накладной, не проверялась, обязанность по проверке указанной массы груза у перевозчика отсутствовала. В таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не было (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.03.2023 N Ф02-784/2023 по делу N А33-7304/2022).
Делаем выводы
Подведем итоги:
1) при перевозке грузов в договоре надо устанавливать предельные сроки их доставки, а также не действовать самостоятельно без получения согласования/подтверждения другой стороны (по надлежащим каналам связи), если это требуется, исходя из законодательства и/или условий заключенного договора. Последнее особенно касается перевозчика. Если какие-либо вопросы не урегулированы прямо договором, ориентироваться надо на положения закона, обычаев и, наконец, сложившиеся в арбитражной практике подходы;
2) важно верно организовать сдачу-приемку груза: и перевозчику, и отправителю необходимо отслеживать погрузку-выгрузку товара, соблюдение требований к упаковке, закреплению, размещению груза при погрузочно-разгрузочных работах. Можно фиксировать процесс на видео. При наличии замечаний к таким работам или самому грузу при приемке нельзя оставлять их на потом, нужно оперативно фиксировать все претензии документально, в т.ч. посредством отметок на сопроводительных документах (например, упаковка повреждена, с подтеками, недовес в 1 т, и т.д.).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.