Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТДЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ-МИГРАНТА
О.М. ДЬЯЧЕНКО
Физическое лицо для реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерацией права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности должно пройти процедуру получения статуса субъекта предпринимательской деятельности <1>, выбрав для себя наиболее оптимальную форму ее осуществления. За исключением случая, оговорка которого предусмотрена Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422 <2>.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022). URL: http://www.pravo.gov.ru.
<2> Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход". URL: http://pravo.gov.ru.
В качестве субъекта индивидуальной предпринимательской деятельности выступает гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Предоставление права иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли на территории Российской Федерации, должно соотноситься с созданием правовых и организационных условий ее осуществления.
Как верно определяет Г.С. Смидович, "именно работа является главной причиной миграции в Российской Федерации, и трудовые мигранты составляют основную ее часть. Очевидно, что основным и главным фактором успешной интеграции мигрантов является обеспечение доступа к рынку труда" <3>.
--------------------------------
<3> Смидович Г.С. О необходимости законодательного регулирования, локализации и индивидуального подхода к интеграции мигрантов // Миграционное право. 2020. N 4. С. 11 - 15.
Согласно информации, размещенной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по состоянию на 1 марта 2023 г. количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей составляет 3 754 018 граждан Российской Федерации, включая 62 147 иностранных граждан и 165 лиц без гражданства. Анализ сведений на 1 января 2022 г. показывает, что при общем количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (3 544 982) количество иностранных граждан, получивших статус предпринимателя, - 42 529 и 236 лиц без гражданства <4>.
--------------------------------
<4> URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/13134434/.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 гг. <5> отражен приоритет, в том числе предпринимателям, в части создания дополнительных условий, способствующих добровольному переселению в Российскую Федерацию, а также упрощенной процедуре получения статуса гражданина Российской Федерации. При получении гражданства мигрант встраивается в правовую систему, регламентирующую социальные гарантии и приоритеты, предоставляемые гражданам Российской Федерации, в том числе в части осуществления видов предпринимательской деятельности.
--------------------------------
<5> Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" // СЗ РФ. 2018. N 45. Ст. 691.
Иностранное лицо и лицо без гражданства, как правило, предполагают временное осуществление деятельности, направленное на извлечение прибыли, и, как правило, планируют эту прибыль использовать для удовлетворения потребностей семьи по месту своего гражданства. Целевая политика в отношении указанной категории лиц должна стимулировать рассмотрение экономической системы Российской Федерации как возможности постоянной деятельности с вовлечением получаемый прибыли в экономический оборот, а в последующем и приобретением статуса гражданина Российской Федерации.
Волеизъявление лица на получение статуса индивидуального предпринимателя свидетельствует о правовой позиции осуществлять деятельность открыто, с вытекающими отсюда обязанностями, в том числе в части налогообложения. Инициативность и профессионализм как личностные характеристики лица должны быть поддержаны государством.
Следует отметить, что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства основная политика направлена на осуществление контрольно-надзорных полномочий. Основным направлением является борьба с незаконной миграцией. Как показывает статистика, на 1 марта 2023 г. в связи с аннулированием документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации, прекращен статус индивидуального предпринимателя у 95 451 субъекта такой деятельности, на 1 декабря 2020 г. такой показатель составлял 82 906 предпринимателей <6>.
--------------------------------
<6> URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats.
За два года динамика не большая и в целом позволяет констатировать соблюдение лицами режима правового нахождения на территории Российской Федерации. Законность пребывания на территории необходима и для получения статуса индивидуального предпринимателя.
В перечень документов, определенных ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <7>, включен документ (копия), подтверждающий право временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя производится по месту его жительства (пребывания). Отсутствие места жительства (пребывания) является препятствием (запретом) в получении статуса индивидуального предпринимателя.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
Необходимо отметить точку зрения, в соответствии с которой определена необходимость устранения "существующих барьеров - анахроничного и обременительного института формальной (читай: фиктивной) регистрации, ограничительно-запретительного подхода к условиям пребывания" <8>.
--------------------------------
<8> Смидович Г.С. О необходимости законодательного регулирования, локализации и индивидуального подхода к интеграции мигрантов // Миграционное право. 2020. N 4. С. 13.
Безусловно, сама процедура регистрации, исходя из возникающих в ходе правоприменительной деятельности проблем, требует проработки и детализации, однако совершенствование механизма регистрации должно включать выбор такого способа и источника получения и внесения исходных данных, при котором указанные сведения являлись достоверными.
Институт регистрации важен, отказ от него в современных реалиях недопустим. В ходе осуществления регистрационных действий, помимо реализации контрольно-надзорных полномочий, осуществляется важная функция, связанная с получением юридически значимых сведений, знание которых необходимо, в том числе для правовых последствий деятельности лица. В частности, указанные сведения необходимы контрагентам физического лица - мигранта, проходящего данную процедуру.
Отдельные гражданско-правовые, гражданско-процессуальные отношения связаны законодательством с местом жительства. В частности, ст. 316 Гражданского кодекса Российской Федерации <9> определяет местом исполнения отдельных гражданско-правовых обязательств место жительства контрагента, указанное касается и подсудности. Следует также отметить, что совершение регистрационных действий переведено в услугу ведомства, в связи с чем рассматривать данное обстоятельство в качестве административного барьера весьма сомнительно.
--------------------------------
<9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022). URL: http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, рассматривая вопрос о месте жительства (пребывания) мигранта, с учетом его документального подтверждения, необходимо констатировать важность и необходимость регистрационной процедуры, но и вместе с тем отметить существующую проблему недостоверности представляемой информации, касающейся несовпадения данных о проживании с данными о фактическом проживании.
В связи с чем полагаем возможным внести изменения в п. 61 Приказа МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых в том числе многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг" <10>, дополнив его основанием для отказа в совершении регистрационного действия, а именно п. 61.6 следующего содержания: "...если правообладатель жилого помещения, предоставляемого в пользование, имеет не снятую и не погашенную судимость за совершение преступления, предусмотренного статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев обращения за предоставлением услуги по регистрационному учету членов его семьи".
--------------------------------
<10> Приказ МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856 (ред. от 16.11.2022) "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых в том числе многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 01.04.2023).
Указанная норма не может быть рассмотрена в качестве ограничения выбора места жительства (пребывания), а является правовым последствием судимости, неся в себе превентивное начало.
Место жительства (пребывания) также связано с местом осуществления предпринимательской деятельности.
Фактическое осуществление деятельности должно совпадать с адресом места жительства (пребывания) предпринимателя.
Регистрация в регионе, например, предусматривающем налоговые льготы, при осуществлении предпринимательской деятельности, при фактическом осуществлении такой деятельности в другом субъекте порождает правовые последствия, в том числе рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Также следует остановиться на вопросе о профессионализме лица, планирующего осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и иностранного гражданина и лица без гражданства. Понятие предпринимательской деятельности не содержит данный признак как квалифицирующий этот вид деятельности, однако указанный признак вытекает из ее существа. Планирование осуществления деятельности подразумевает наличие специальных познаний в той области, которая выбрана. Отдельные нормативные правовые акты определяют в качестве требования осуществления деятельности наличие специальных познаний, умений. Так, например, для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами необходим квалификационный аттестат, который выдается по результатам успешной сдачи квалификационного экзамена на предмет знаний правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Создание условий для вовлечения профессиональных участников предпринимательской деятельности особенно в те сферы, которые пострадали в связи с демографическим оттоком населения, должно сопровождаться проводимой политикой, связанной как с правовой регламентацией упрощения процедуры получения гражданства, так и с понятной и прозрачной процедурой получения статуса индивидуального предпринимателя. Дополнительным стимулирующим началом является предоставление отдельным категориям высокопрофессиональных кадров в части упрощения получения статуса индивидуального предпринимателя, исключения обязательности уплаты государственной пошлины, необходимой для рассмотрения вопроса о предоставлении статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, мигранты, имеющие намерение осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, являются положительным явлением для экономической и демографической ситуации в стране. При этом подтверждение законности проживания (пребывания) является первоочередным аспектом, не связанным с давлением и излишним администрированием указанной сферы; сформулированное в рамках статьи предложение направлено на минимизацию процессов, связанных с фиктивной регистрацией по месту жительства (пребывания) мигрантов, планирующих осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность. Сформулированные предложения в части совершенствования законодательства направлены на пресечение фактов фиктивной регистрации, а также стимулирование вовлечения высокопрофессиональных кадров в предпринимательские отношения.
Литература
1. Смидович Г.С. О необходимости законодательного регулирования локализации и индивидуального подхода к интеграции мигрантов / Г.С. Смидович // Миграционное право. 2020. N 4. С. 11 - 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.