Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ТРАНСПОРТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Д.Н. КАРХАЛЕВ
Защита нарушенных гражданских прав участников транспортных отношений имеет свои особенности. Это связано со спецификой транспортной деятельности, а также нарушений, возникающих в ходе ее осуществления.
Обязательным участником указанных отношений являются организации (или индивидуальные предприниматели), осуществляющие перевозку груза, багажа, пассажира (или оказывающие связанные с ними услуги) с использованием железнодорожных, воздушных, морских, автомобильных или речных транспортных средств. Некоторые из них относятся к естественным монополиям, в отношении которых осуществляется государственное регулирование (например, в отношении железнодорожных тарифов). Деятельность транспортных организаций направлена на получение прибыли. Это профессиональная деятельность, связанная с экономическими и техническими рисками.
В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату) <1>. Сторонами обязательства являются перевозчик и грузоотправитель, а грузополучатель - третье лицо, в пользу которого заключается договор.
--------------------------------
<1> Смирнов В.Т., Медведев Д.А. Транспортные обязательства // Гражданское право: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, В.Т. Смирнова. М., 2004. Т. 2. С. 433; См.: Витрянский В.В. Транспортные и экспедиционные обязательства / Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2006. Т. 4. С. 121 - 124; Витрянский В.В. Ответственность по договору перевозки груза // Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. М., 2003. С. 467 - 494.
Защита гражданских прав обычно определяется как система мер правового воздействия (мер охраны), которые применяются в случае нарушения права и направлены на его восстановление. Защита гражданских прав в литературе рассматривается как предусмотренная законом система мер, направленных на обеспечение неприкосновенности права, восстановление нарушенного права и пресечение действий, нарушающих право <2>.
--------------------------------
<2> Сулейменов М.К. Понятие и способы защиты гражданских прав // Защита гражданских прав / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2011. С. 17.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ или ГК), в других статьях ГК. Кроме того, участники транспортных отношений могут воспользоваться способами защиты, предусмотренными в Законе "О защите прав потребителей", а также транспортными уставами и кодексами. Это признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; возмещение убытков; самозащита права, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и другие.
Выбор способа защиты зависит от двух обстоятельств - это специфика защищаемого права и характер правонарушения. При нарушении прав участников транспортных отношений могут использоваться данные общие способы, а также специальные меры, предусмотренные в Особенной части ГК и других федеральных законах. Указанные способы выполняют компенсационную и штрафную функцию.
Защита нарушенных прав перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, иных участников транспортных отношений или привлечение их к ответственности осуществляется в рамках охранительных правоотношений <3>. Охранительное правоотношение призвано обеспечивать восстановление справедливости в отношениях с участием потребителей путем воздействия на имущественную сферу правонарушителя. Юридическая цель правоотношения состоит в обеспечении восстановления (защиты) нарушенного субъективного права потерпевшего лица или его интереса.
--------------------------------
<3> См. об этом: Кархалев Д.Н. Охранительное гражданское правоотношение. М.: Статут, 2009.
Восстановление нарушенного права в охранительном правоотношении достигается путем применения мер принуждения - это меры ответственности, меры защиты, меры самозащиты и меры оперативного воздействия. Все меры правового воздействия в гражданском праве реализуются только в рамках охранительных правоотношений. Данные меры могут использоваться участниками транспортных отношений для защиты нарушенных прав. В настоящей статье будут рассмотрены общие положения о защите гражданских прав при нарушении транспортных обязательств.
В области транспортных отношений ответственность строится на объективных началах. Транспортные организации несут безвиновную ответственность, так как они осуществляют предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК РФ). Согласно данной статье основанием освобождения от ответственности лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, является только непреодолимая сила. Случай не освобождает от ответственности. Вина в предпринимательских отношениях характеризуется в объективном смысле слова. В этом случае говорят об ответственности на объективных началах <4>.
--------------------------------
<4> См. об этом: Белых В.С. Понятие договорной ответственности по праву Англии и России / Юрист. 2013. N 19. С. 41 - 43; Синцов Г.В. К вопросу о значении вины при нарушении обязательств в гражданском праве / Юрист. 2015. N 22. С. 23 - 25; Кархалев Д.Н. Меры принуждения в гражданском праве. Уфа, 2007; и др.
Субъектами имущественного оборота в транспортной сфере являются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Их ответственность строится на началах риска. Они несут ответственность, если не докажут, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (ст. 401 ГК), как отмечалось. Но ГК содержит по некоторым договорным отношениям положения, являющиеся исключениями из этого правила, при возложении ответственности на лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (например, ст. 796 ГК РФ).
Таким образом, в транспортных отношениях при неисполнении или ненадлежащем исполнении устанавливается повышенная ответственность. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от вины. На началах риска строится ответственность перевозчиков. Они претерпевают дополнительные имущественные лишения при наличии вреда, противоправности и причинной связи.
Характерная особенность ответственности перевозчиков в транспортных отношениях также состоит в том, что она носит ограниченный характер, то есть возмещается только реальный ущерб (стоимость груза или багажа или его части) без упущенной выгоды в случае утраты, недостачи или повреждения перевозимого груза или багажа. Обычно это осуществляется в размере стоимости груза или багажа или его части. Таким образом, принцип полного возмещения убытков в транспортных отношениях имеет свои ограничения. Более того, не допускаются соглашения сторон транспортного обязательства об ограничении и устранении ответственности.
Особенности перевозки некоторых видов грузов заключаются в том, что их утрата может произойти вследствие естественных причин, возможна естественная убыль товара, что освобождает перевозчика от ответственности.
В транспортном праве используется обязательный претензионный порядок защиты нарушенных прав, направленный на досудебное урегулирование споров.
Среди мер ответственности наиболее часто применяемыми являются возмещение убытков и взыскание неустойки.
Под убытками по смыслу пункта 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые предприниматель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы <5>.
--------------------------------
<5> См.: Добровинская А.В. Убытки в гражданском праве // Юрист. 2015. N 12. С. 4 - 12; Ожегова Г.А. Правовое регулирование возмещения убытков // Юрист. 2015. N 12. С. 13 - 16; Чеговадзе Т.А. Требование о возмещении убытков как способ прекращения обязательств // Юрист. 2015. N 12. С. 17 - 22; и другие.
При определении причиненных убытков в соответствии с пунктом 3 статьи 393 ГК РФ следует исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование лица, на день вынесения решения, если законом или договором не предусмотрено иное.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <6> (далее - Постановление N 25) сказано, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности (п. 12).
--------------------------------
<6> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 7.
Применение анализируемого способа защиты имеет известные сложности процессуального характера, поскольку в условиях рыночной экономики доказать убыток непросто. Возмещение убытков как мера договорной ответственности характеризуется тем, что для ее применения необходимо четыре условия: убытки, вина, причинная связь и противоправность. Возложение на правонарушителя данных расходов характеризует элемент наказания правонарушителя и показывает не только направленность данной меры на восстановление правового положения, но и штрафное воздействие <7>.
--------------------------------
<7> Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве российской Федерации. М.: Статут, 2009.
Ответственность в виде возмещения убытков наступает за несохранность груза или багажа по ст. 796 ГК РФ в случае их утраты, недостачи, порчи в размере стоимости или в размере, на который понизилась стоимость перевозимого товара. Ответственность в форме возмещения имущественного вреда применяется в случае, когда он причинен жизни или здоровью пассажира по нормам главы 59 ГК РФ.
Согласно статье 330 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Под пеней понимается такая неустойка, которая устанавливается на случай просрочки исполнения и исчисляется за определенный отрезок времени (например, за каждый день просрочки). Неустойка и пеня обычно устанавливаются в виде процента к цене нарушенного обязательства. Штраф - неустойка, установленная в твердой сумме.
Взыскание неустойки представляет собой меру ответственности, которая по общему правилу применяется при наличии вины и противоправности. В транспортных отношениях данная санкция реализуется независимо от вины, поэтому единственным условием будет противоправное поведение.
Особенность неправомерного поведения в транспортных обязательствах состоит в том, что она может быть как в активной, так и в пассивной форме (неподача перевозчиком или неиспользование поданных транспортных средств грузоотправителем) <8>.
--------------------------------
<8> См. об этом: Абова Т.Е. Ответственность за неисполнение обязательства, возникающая из принятой железнодорожным перевозчиком заявки о предоставлении транспортных средств для перевозки грузов и неиспользование этих транспортных средств грузоотправителями // Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств / Отв. ред. Т.Е. Абова. М., 2004. С. 159 - 166.
Общее правило, определяющее соотношение неустойки и убытков, состоит в том, как уже отмечалось, что убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Однако данное положение изложено в виде диспозитивной нормы. Законом или договором может быть определено иное соотношение неустойки и убытков.
Во-первых, может допускаться взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка). В виде исключительной неустойки, например, применяется большинство штрафов, установленных транспортными уставами и кодексами (за задержку транспортных средств под погрузкой и выгрузкой, за просрочку доставки груза и др.).
Во-вторых, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (так называемая штрафная неустойка, о которой речь уже шла выше). Санкции в виде штрафной неустойки также предусмотрены за некоторые нарушения в транспортных уставах и кодексах.
В-третьих, когда по выбору могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).
Согласно ст. 333 ГК размер неустойки может быть уменьшен. В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 г. от N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" <9> снижение судом размера неустойки связывается только с заявлением ответчика. Кроме того, в п. 2 Постановления предусматривается, что снижение неустойки возможно при предоставлении ответчиком доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства (возможные убытки значительно ниже неустойки).
--------------------------------
<9> Вестник ВАС РФ. 2012. N 1.
После внесения изменений в ГК РФ закреплено правило об уменьшении неустойки только по заявлению должника, с чем можно согласиться. Кроме того, в ГК появились особые правила относительно договорной неустойки, снижение которой (в случае, если она подлежит уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность) допускается в исключительных случаях, когда будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды. Данное предложение следует поддержать. Разработчики изменений ГК РФ исходят в данном случае из принципа свободы договора. Кроме того, оно должно применяться только в предпринимательских отношениях.
В транспортных отношениях неустойка применяется за просрочку доставки груза, за неподачу транспортной организацией или неиспользование грузоотправителем поданных транспортных средств, за задержку отправления пассажира и другие. Конкретные размеры неустойки на различных видах транспорта указаны в соответствующих транспортных уставах и кодексах.
Грузополучатель может нести ответственность за неправильное указание груза в транспортном документе или его свойств, а грузополучатель - за неоплату оказанной транспортной услуги по статье 395 ГК в виде уплаты процентов, определяемых по ставке рефинансирования Центрального банка России.
В п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обращается внимание на то, что при несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ <10>.
--------------------------------
<10> Вестник ВАС РФ. 2005. N 11.
При злоупотреблении правом может применяться такая мера ответственности, как отказ в защите права. Так, в п. 38 указанного выше Постановления N 30 указано, что при обнаружении явного несоответствия объявленной грузоотправителем стоимости груза его действительной стоимости арбитражный суд может рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя по предъявлению перевозчику требования, основанного на объявленной стоимости груза, как злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ).
В транспортных отношениях используются меры оперативного воздействия, которые применяются самостоятельно без обращения в суд в случаях, предусмотренных законом. Так, может использоваться удержание груза или багажа. Данная мера воздействия применяется перевозчиком в случае, если грузоотправитель не оплатил оказанную транспортную услугу (п. 4 ст. 790 ГК РФ).
Также могут применяться меры оперативного воздействия отказного характера. Согласно статье 806 ГК любая из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от его исполнения, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.
Меры правового воздействия в области транспортных отношений способствуют стабильности и устойчивости имущественного оборота, а также соблюдению договорной дисциплины. Кроме того, они направлены на обеспечение наиболее полного восстановления нарушенных гражданских прав, восстановления того положения, которое существовало до нарушения.
С учетом сказанного перспективы развития гражданского законодательства, регулирующего транспортные отношения, в части защиты гражданских прав видятся в расширении способов восстановления прав, в ужесточении ответственности транспортных организаций в целях соблюдения договорной дисциплины.
Список литературы
1. Абова Т.Е. Ответственность за неисполнение обязательства, возникающая из принятой железнодорожным перевозчиком заявки о предоставлении транспортных средств для перевозки грузов и неиспользование этих транспортных средств грузоотправителями // Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств / Отв. ред. Т.Е. Абова. М., 2004.
2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. N 7.
3. Витрянский В.В. Ответственность по договору перевозки груза // Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. М., 2003.
4. Витрянский В.В. Транспортные и экспедиционные обязательства / Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2006. Т. 4.
5. Добровинская А.В. Убытки в гражданском праве // Юрист. 2015. N 12.
6. Кархалев Д.Н. Охранительное гражданское правоотношение. М.: Статут, 2009.
7. Ожегова Г.А. Правовое регулирование возмещения убытков // Юрист. 2015. N 12.
8. Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М.: Статут, 2009.
9. Смирнов В.Т., Медведев Д.А. Транспортные обязательства // Гражданское право: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, В.Т. Смирнова. М., 2004. Т. 2.
10. Сулейменов М.К. Понятие и способы защиты гражданских прав // Защита гражданских прав / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2011.
11. Чеговадзе Т.А. Требование о возмещении убытков как способ прекращения обязательств // Юрист. 2015. N 12.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.