Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ
Т.В. СОЙФЕР
В рамках совершенствования гражданского законодательства в ГК РФ закреплен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц. Одной из форм некоммерческих корпоративных организаций признана община коренных малочисленных народов РФ. Ранее возможность создания таких юридических лиц допускалась ст. 6.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Соответствующая норма была введена в 2007 году <1> в связи со значительными сложностями, которые испытывали малочисленные народы при правовом оформлении своих образований.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6061; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Изначально сохранение общины коренных малочисленных народов РФ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих юридических лиц не планировалось. В Концепции развития гражданского законодательства о юридических лицах <2> указывалось, что общины коренных малочисленных народов фактически являются потребительскими кооперативами (п. 1.2 подраздела 7). В Концепции развития гражданского законодательства РФ <3> также отмечалось отсутствие у них принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов (п. п. 5.1, 7.1.2 раздела III). Эта же мысль была заложена в законопроекте, предполагающем внесение изменений в ГК РФ. Однако в дальнейшем подход изменился, по всей видимости, вследствие различий в целевой направленности и содержательной стороне деятельности этих организаций.
--------------------------------
<2> Вестник гражданского права. 2009. N 2.
<3> Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.
Создание общин коренных малочисленных народов имеет конституционно-правовые основы. В Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ). При этом защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "м" ст. 72 Конституции РФ).
Для реализации конституционных положений, в целях установления правовых гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, был принят Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" <4>. Данный документ признал общины одной из возможных форм самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемых в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Оставив без внимания гражданско-правовой статус этих образований, Закон заложил основы для его регламентации, закрепив, что особенности организации и деятельности общин малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. ст. 1, 12).
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
В дальнейшем был принят специальный закон, установивший общие принципы организации и деятельности общин малочисленных народов, проживающих на определенных территориях, - Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" <5>. В этот акт были включены нормы, регулирующие отдельные аспекты статуса общины соответствующих народов как юридического лица, в частности определяющие порядок создания общины, требования к ее учредителям и членам, права и обязанности членов, структуру и компетенцию органов общины, источники формирования ее имущества, основания и последствия реорганизации и ликвидации общины.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
Законы, отражающие особенности организации, деятельности и внутреннего устройства общин, также были приняты субъектами РФ. В их числе Закон Республики Хакасия от 16 ноября 2009 г. N 125-ЗРХ "О коренных малочисленных народах Российской Федерации на территории Республики Хакасия", Закон Ненецкого автономного округа от 1 октября 2008 г. N 58-ОЗ "Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе", Закон Камчатского края от 18 сентября 2008 года N 126 "Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском Крае", Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-3 N 175-III "О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера", Закон Красноярского края от 1 июля 2003 г. N 7-1215 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края", Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 19 ноября 2001 г. N 73-оз "Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе", Закон Эвенкийского автономного округа от 16 октября 2000 г. N 178 "Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Эвенкийском автономном округе" и др.
Следует отметить, что коренные малочисленные народы обычно проживают в сложных природно-климатических условиях на отдаленных территориях, что предполагает возможность осуществления ими, как правило, только определенных, традиционных для соответствующих областей форм хозяйствования с использованием природных ресурсов (кочевое животноводство, собаководство, разведение зверей, рыболовство, промысловая охота, собирательство и т.п.) <6>. Создание общин для таких народов чаще всего продиктовано не столько потребностью в защите исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, промыслов и культуры, сколько необходимостью совместного хозяйствования. Такое хозяйствование для многих представителей коренных народов фактически служит основным, а зачастую и единственным способом получения средств к существованию. Именно поэтому член общины признается лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" <7>). В сложившейся ситуации адекватное правовое оформление общин коренных малочисленных народов как участников имущественного оборота, эффективная регламентация их гражданско-правового статуса и возникающих в них внутренних отношений имеет особую актуальность.
--------------------------------
<6> См.: Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
<7> Бюллетень ВС РФ. 2014. N 4.
Эта задача могла быть успешно решена в процессе обновления норм ГК РФ при условии индивидуального подхода к конструированию положений об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих юридических лиц, учитывающего цели их создания и принципы деятельности. Однако в основу совершенствования гражданского законодательства о юридических лицах была положена унификация правового регулирования. Как следствие, введено деление юридических лиц на корпоративные и унитарные; определены понятия корпоративных организаций и некоммерческих корпоративных организаций; установлены общие для всех корпораций положения, в том числе закрепляющие права и обязанности их участников и принципы управления в корпорации. При этом сущностные особенности отдельных форм юридических лиц, в том числе и общин коренных малочисленных народов, были оставлены законодателем без внимания.
Согласно п. 1 ст. 123.16 ГК РФ общинами коренных малочисленных народов РФ являются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Из легального определения следуют три присущих общине коренных малочисленных народов признака. Во-первых, ее основой является добровольное объединение граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ. К таковым относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Их конкретные виды определяются Правительством РФ <8>. Во-вторых, объединение осуществляется по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам. В-третьих, целью организации является защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. При этом категории мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов устанавливаются Правительством РФ <9>. Очевидно, что ни один из этих признаков не характеризует общину коренных малочисленных народов как самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческого корпоративного юридического лица, все они касаются особенностей, присущих ей как общественному формированию, преследующему специфические общественно полезные цели и имеющему ограниченный круг возможных участников, объединившихся на основе определенных принципов.
--------------------------------
<8> См.: Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 // СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 2). Ст. 1905.
<9> См.: Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
Регламентируя гражданско-правовой статус общин коренных малочисленных народов, законодатель ограничился закреплением в ст. 123.16 ГК РФ лишь трех положений: 1) члены общины наделены правом на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом; 2) допускается преобразование общины коренных малочисленных народов по решению ее членов в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию; 3) положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов РФ, если иное не установлено законом. Содержательное наполнение этих норм вызывает вопросы и способно лишь осложнить деятельность общин.
Так, наделяя членов общины коренных малочисленных народов правом на часть ее имущества или стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации, законодатель предусматривает получение членом соответствующих материальных благ в порядке, установленном законом. Однако в настоящее время нормативно регулируется только распределение имущества при ликвидации общин, созданных народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. Оно осуществляется в соответствии с долями членов, если иное не установлено уставом общины (п. 3 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленны народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Аналогичное положение включено в законы субъектов РФ). Порядок распределения имущества при ликвидации общины, созданной малочисленными народами иных регионов, а также получения членом материальных благ при выходе из общины в отсутствие прямых указаний закона определяется общиной самостоятельно и закрепляется в уставе. К примеру, член территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера "Илебц" при выходе получает действительную стоимость своей доли, определяемую на основании решения общего собрания членов общины в зависимости от вклада в образование и приращение имущества общины. С согласия члена ему может быть выдано имущество в натуре такой же стоимости. Выплата осуществляется в течение 6 месяцев с момента окончания финансового года, в котором подано заявление о выходе <10>. В свете новелл ГК РФ, предусматривающих установление порядка выдачи члену имущества только на уровне закона, легальность подобных локальных положений становится сомнительной.
--------------------------------
<10> См.: ст. 12 Устава территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера "Илебц". URL: http://www.sovet-naroda.ru/gruppa-po-razrabotke-kontseptsii-obshchinnykh-poselenij-i-organizatsii-ikh-sozdaniya/171-ustav-obshchiny-ilebts-prinyat-na-obshchem-sobranii-uchreditelej-8-oktyabrya-2001-goda.
Также следует отметить, что при отсутствии специальных нормативных предписаний размер выплат, причитающихся участнику при прекращении членства в общине или ее ликвидации, может определяться в зависимости от различных факторов, поскольку может разниться характер участия в хозяйственной деятельности общины: личным трудовым, финансовым (внесение обязательных или добровольных взносов и др.); материальным (предоставление материально-технических средств, иного имущества и др.); интеллектуальным (предоставление информации, результатов интеллектуальной деятельности и др.) и иным <11>. В связи с этим в целях обеспечения имущественных прав членов общины законодателю следовало не только констатировать в ГК РФ их наличие, но и закрепить какие-то ориентиры, позволяющие единообразно устанавливать размер выплат, причитающихся участнику при прекращении членства в общине или ее ликвидации.
--------------------------------
<11> См., например: раздел 7 Примерного устава Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера, разработанного Местной ассоциацией общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. URL: http://seversoyz.ru.
Особого внимания заслуживает правило, предусматривающее, что положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к общинам коренных малочисленных народов, если иное не установлено законом. Его смысловое наполнение остается неясным, поскольку число общих положений, посвященных исключительно некоммерческим организациям, в ГК РФ незначительно, при этом они обычно носят диспозитивный характер и допускают установление иных правил на законодательном уровне (п. 6 ст. 50, п. 8 ст. 63 и др.). Возможно, законодатель исходил из того, что общины малочисленных народов свободны в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности, а решения по вопросам их внутренней организации и взаимоотношений между членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов (п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленны народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"). И учесть соответствующие обстоятельства способны лишь специальные законы. Однако тогда следовало признавать приоритет этих законов, в том числе принимаемых субъектами РФ, над общими положениями ГК РФ, адресованными корпоративным юридических лицам. Хотя нормы ст. ст. 65.2 и 65.3 ГК РФ о правах и обязанностях участников корпорации и управлении в корпорации распространяются на некоммерческие корпоративные организации, рассматривать их как "положения ГК РФ о некоммерческих организациях" вряд ли возможно.
Соответственно, несмотря на провозглашенную свободу определения внутренней структуры и организации общин коренных малочисленных народов, а также наличие специальных правил для образований малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (в частности, ст. ст. 12 - 16 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" определяют права и обязанности членов общины, виды и компетенцию их органов управления), регламентация внутренних отношений в общинах в первую очередь должна осуществляться общими нормами ГК РФ о корпоративных юридических лицах. В частности, члены общин должны исполнять обязанности, предусмотренные п. 4 ст. 65.2 ГК РФ для участников любых корпораций, хотя это не всегда согласуется с принципами создания и функционирования общин коренных малочисленных народов как особых добровольных общественных формирований, способствующих сохранению их самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания.
Также недостаточно обоснованным представляется положение ГК РФ, допускающее преобразование общины коренных народов исключительно в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию. Сущностные признаки, цели и методы деятельности общин коренных малочисленных народов свидетельствуют об их двойственной природе. С одной стороны, они объединяют граждан, имеющих общие нематериальные потребности, состоящие в сохранении исконной среды обитания, развитии традиционных образа жизни, культуры и др., что является характерным для общественных организаций. Именно поэтому общины малочисленных народов нередко рассматриваются в доктрине не как самостоятельный тип некоммерческих корпораций, а как вид общественных организаций <12>. Из близости данных образований исходит и правоприменительная практика. В частности, судом было принято решение о ликвидации семейно-родовой общины коренных малочисленных народов в связи с допущенными ею правонарушениями, в том числе нарушениями требований Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <13>. С другой стороны, деятельность общины позволяет обеспечивать реализацию имущественных интересов членов посредством осуществления хозяйственной деятельности, результаты которой потребляются непосредственно членами общины. Только излишки продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов в порядке, предусмотренном уставом общины, а также произведенные ее членами продукты труда с их на то согласия могут быть реализованы посторонним лицам (п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"). При этом не исключается объединение членами общины имущественных взносов в целях создания материальной основы для подобной деятельности. Данные факторы свидетельствуют о сходстве общин с потребительскими кооперативам, что, как отмечалось, планировалось учесть при обновлении норм о юридических лицах. Определение приоритетного направления деятельности общины осуществляется ее членами исходя из конкретных обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необходимости трансформации созданного юридического лица в целях повышения эффективности его деятельности. В таких условиях исключение законодателем возможности преобразования общины в потребительский кооператив или в общественную организацию снижает уровень правовых гарантий, предоставленных коренным малочисленным народам, ограничивая их в выборе форм самоорганизации.
--------------------------------
<12> См.: Андреев В.К. Развитие понятия юридического лица // Гражданское право. 2014. N 4. С. 4.
<13> См.: Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай от 4 марта 2015 г. по делу N 33-190 // СПС "КонсультантПлюс".
Все иные аспекты создания и деятельности юридических лиц, имеющих форму общин малочисленных народов, оставлены законодателем без внимания. Между тем многие из них имеют особенности и требуют регламентации именно на уровне ГК РФ. К примеру, согласно специальным законам членство в общине может быть не только индивидуальным, но и коллективным (членство семей, родов). Однако вопрос о том, каким образом коллективные члены общин реализуют свои корпоративные права и обязанности, остался открытым. Что касается индивидуальных членов, то в общинах коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока таковыми могут быть лица, достигшие 16 лет. Но отсутствие соответствующих указаний в ГК РФ приводит к возникновению спорных ситуаций при определении объема прав несовершеннолетних участников общины и порядка их реализации <14>.
--------------------------------
<14> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2737-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова А.С., Туракина А.М. и других на нарушение их конституционных прав положениями ст. ст. 5, 11 и 22 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" и п. 2 ст. 61 ГК РФ"; Определение Верховного Суда РФ от 13 августа 2002 г. N 58-Г02-23 // СПС "КонсультантПлюс".
Отмеченное позволяет согласиться с мнением, что поверхностное внимание к особенностям правовой природы общин не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц <15>, и свидетельствует о необходимости более детальной регламентации статуса этих некоммерческих организаций на уровне ГК РФ. Сложившаяся ситуация, при которой однородные по содержанию, гражданско-правовые по природе и не имеющие существенной специфики отношения (возникающие при вступлении в организацию и при выходе из нее, связанные с реализацией членами своих прав и обязанностей и др.) в общинах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока регулируются специальным федеральным законом и законами субъектов РФ, а в иных общинах - нормами ГК РФ, рассчитанными на любые корпорации независимо от целей их создания, является недопустимой. В ГК РФ следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности. Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания, сохранению и развитию традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
--------------------------------
<15> Серова О.А. Новые виды некоммерческих организаций: публичные элементы в правовом статусе казачьих компаний и общин коренных малочисленных народов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 7. С. 44.
Список литературы
1. Андреев В.К. Развитие понятия юридического лица // Гражданское право. 2014. N 4.
2. Серова О.А. Новые виды некоммерческих организаций: публичные элементы в правовом статусе казачьих компаний и общин коренных малочисленных народов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 7.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.