Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
А.В. ВЫГОДЯНСКИЙ
Воздушное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью авиапредприятий, отношения между авиапредприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся воздушными перевозками, а также между самими авиапредприятиями.
Имеется также более краткое определение воздушного права, согласно которому "воздушное право является совокупностью правовых норм, регулирующих порядок использования воздушного пространства и воздушных передвижений" <1>.
--------------------------------
<1> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 237.
Воздушное право, по мнению большинства ученых-юристов, не является самостоятельной отраслью права, а носит комплексный характер, то есть включает в себя нормы, относящиеся к конституционному, административному, гражданскому, трудовому и земельному праву.
Основанием объединения их в рамках воздушного права служит с одной стороны специфика, а с другой - единство регулируемых общественных отношений, связанных с воздушными полетами. В 30-е годы XX века некоторыми учеными высказывалась мысль о необходимости признать воздушное право на современном этапе его развития самостоятельной отраслью права.
Однако считается, что появление новой отрасли права возможно лишь там, где можно создать общие положения, отражающие общие принципы и методы регулирования для всех норм. Если это невозможно, то нельзя утверждать о существовании самостоятельной отрасли права <2>.
--------------------------------
<2> Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007. С. 7 - 8.
Имущественные отношения, возникающие в связи с деятельностью авиапредприятий, подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейший раздел воздушного права - договор перевозки представляет собой институт гражданского права.
Воздушное право определяется предметами и методами, характерными в своем большинстве для других отраслей права: гражданского, административного, трудового права, которые не отражают единых особенностей, характерных только для воздушного права. В тех случаях, когда методы правового регулирования не трансформируются и не видоизменяются, еще нет условий для появления новой отрасли права <3>.
--------------------------------
<3> Там же. С. 8.
Таким образом, можно сделать вывод, что воздушное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль права.
Обычно под источником воздушного права понимается определенная юридическая форма, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Главенствующее положение по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам занимает Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. ФКЗ от 21.07.2014) <4> как Основной Закон нашей страны. Конституция является источником воздушного права, выступая также в качестве юридической основы для его развития. В то же время Конституция Российской Федерации содержит некоторые нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту (в том числе воздушному).
--------------------------------
<4> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: по состоянию на 21.07.2014 // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации относит управление федеральным транспортом к ведению Российской Федерации. Данное положение Конституции РФ является основополагающим для правового регулирования деятельности воздушного транспорта.
Это объясняет тот факт, что даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм.
Основополагающим источником гражданского права, которое определяет содержание некоторых норм воздушного права, является Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая, в ред. ФЗ от 29.06.2015) <5>, который сконцентрировал в отдельной главе (глава 40) правовые нормы, регулирующие основные положения, касающиеся перевозок: о договорах перевозки пассажиров и грузов, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика и грузоотправителя, претензиях, исках и так далее.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
Вместе с тем Гражданский кодекс не подменяет собой законодательные акты, регулирующие отношения на транспорте, поскольку п. 2 ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Основным законодательным актом, регулирующим перевозки пассажиров и грузов на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 апреля 1997 г. <6> (в ред. ФЗ от 13.07.2015). Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты.
--------------------------------
<6> Воздушный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
Ранее на территории СССР действовали Воздушные кодексы 1935, 1961, 1983 годов. В соответствии с нормами Воздушных кодексов 1961 г. и 1983 г. Министерством гражданской авиации СССР были приняты Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР соответственно в 1968 и 1985 годах.
Согласно ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российское Федерации состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
При детальном рассмотрении положений Воздушного кодекса Российской Федерации следует отметить значительные, по сравнению с Воздушным кодексом СССР 1983 года, изменения пропорции в сторону сокращения норм гражданско-правового характера и значительное увеличение объема административно-правового регулирования.
По мнению Н.Н. Остроумова, такая тенденция говорит не о расширении сферы государственного, административного вмешательства в регулирование деятельности авиации, а как раз об обратном, так как в Воздушный кодекс Российской Федерации, который является документом высшей юридической силы, включен целый ряд разделов и положений, которые значительно подробнее регулируют административные правоотношения в области авиации, ранее отдававшиеся на откуп ведомственному правотворчеству <7>.
--------------------------------
<7> Остроумов Н. Правовой режим воздушных перевозок // Закон. 1997. N 8. С. 28.
Об этом же, по его мнению, говорят и те изменения, которые произошли в отношении гражданско-правовой части Воздушного кодекса Российской Федерации. Прежде всего, из него исчезли императивные нормы, ограничивающие свободу хозяйственной деятельности авиапредприятий. Исключена была также и монополия государства на право собственности на воздушные суда <8>.
--------------------------------
<8> Там же.
Таким образом, действующий Воздушный кодекс Российской Федерации отражает реалии рыночной экономики России, в отличие от Воздушного кодекса СССР 1983 г., который создавался в эпоху плановой экономики, когда основным инструментом регулирования экономики было централизованное планирование.
Поэтому из текста нового Воздушного кодекса исчезли нормы, посвященные планированию воздушных перевозок и ответственности за невыполнение плана перевозок, содержащиеся в ранее действовавшем Кодексе.
Дальнейшее регулирование отношений по воздушной перевозке пассажиров, багажа и грузов осуществляется, помимо Воздушного кодекса РФ и других федеральных законов, нормативно-правовыми актами более низкого уровня - указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Эти акты не должны противоречить Воздушному кодексу РФ и другим федеральным законам и развивают те положения, которые либо не получили достаточно полного и четкого урегулирования в Воздушном кодексе РФ и других федеральных законах, либо вообще не должны регулироваться Воздушным кодексом и федеральными законами.
Источниками воздушного права являются также нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами бывшего СССР, регулирующие отношения, связанные с воздушным транспортом и действующие в настоящее время до принятия соответствующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Статья 136 Воздушного кодекса РФ установила, что "впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу".
Все вышеперечисленные нормативно-правовые акты действуют лишь в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
Разберем одну из разновидностей подзаконных нормативных правовых актов, призванных регулировать отношения по использованию воздушного пространства Российской Федерации и по осуществлению воздушных перевозок пассажиров и грузов. Речь здесь идет о Федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах, которые должны разрабатываться в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" <9> (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.11.2015) установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации согласовывают подготавливаемые ими проекты федеральных правил с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
--------------------------------
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.1998 N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1593.
В соответствии с данным Постановлением Федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством Российской Федерации, а Федеральные авиационные правила утверждаются и вводятся в действие:
Правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;
Министерством обороны Российской Федерации - в области государственной авиации;
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации - в области экспериментальной авиации, а также устанавливающие требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники;
Министерством транспорта Российской Федерации - в области гражданской авиации.
Необходимо заметить, что к настоящему времени утверждено и вступило в действие уже более 40 федеральных авиационных правил, регламентирующих различные виды авиационной деятельности <10>.
--------------------------------
<10> Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009. С. 19.
Так, в настоящее время приняты и действуют следующие Федеральные авиационные правила:
1. Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138, в ред. Приказа Минтранса России от 04.08.2015) <11>;
--------------------------------
<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649.
2. Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (утверждены Приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147, в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015) <12>;
--------------------------------
<12> Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 48.
3. Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утверждены Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142, в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015 N 275) <13>;
--------------------------------
<13> Приказ Минтранса России от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 4.
4. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки..." (утверждены Приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246) <14>;
--------------------------------
<14> Приказ Минтранса России от 13.08.2015 N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки..." // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 13.10.2015).
5. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов..." (утверждены Приказом Минтранса России от 25 сентября 2015 г. N 285) <15>;
--------------------------------
<15> Приказ Минтранса России от 25.09.2015 N 285 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских авиационных судов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 23.10.2015).
6. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (утверждены Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, в ред. Приказа Минтранса России от 15.06.2015 N 187) <16> и ряд других документов.
--------------------------------
<16> Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 43.
Среди принятых в последние годы Федеральных авиационных правил особой значимостью для регулирования вопросов пассажирских и грузовых воздушных перевозок обладают Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82, в ред. Приказа Минтранса России от 16.07.2014 N 187) <17>.
--------------------------------
<17> Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" // Российская газета. 2007. N 225.
Данные правила подробно определяют условия осуществления воздушных перевозок пассажиров, принадлежащих им вещей, включая багаж и находящуюся при пассажире ручную кладь.
Также ими определены условия осуществления воздушных перевозок грузов, принятых к перевозке на основании договора воздушной перевозки груза, права и обязанности перевозчика и других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
В заключение данной статьи хотелось бы отметить, что необходимо дальнейшее принятие новых федеральных авиационных правил, которые бы всецело соответствовали действующему гражданскому и воздушному законодательству и к тому же учитывали все реалии, с которыми сталкивается сегодня российская гражданская авиация.
Список использованной литературы
1. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007. С. 7 - 8.
2. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009. С. 19.
3. Остроумов Н. Правовой режим воздушных перевозок // Закон. 1997. N 8. С. 28.
4. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А. Гусев и др. 4-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 237.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.