Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Н.В. ХОРОШЕВА
При подготовке проекта части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) в научном сообществе шли дискуссии по вопросу о том, в какую главу включить договор энергоснабжения. Включение его в главу о договоре купли-продажи сочли компромиссом. Кроме споров о наличии (отсутствии) вещных признаков энергии и определении места энергии в системе объектов гражданского права, некоторые ученые сомневались, что к правоотношениям по энергоснабжению вообще применим договор.
В большинстве случаев обязательства возникают из договора. В случае с энергоснабжением воля энергоснабжающей организации или волевой критерий отсутствуют. Однако по смыслу ст. 426 ГК воля второго субъекта правоотношений презюмируется.
Оформлению правоотношений в сфере энергоснабжения свойственны специальные договорные конструкции: публичный договор и договор присоединения. По вопросу их соотношения в науке имеются разногласия.
Законоположения о специальной договорной конструкции имеют приоритет перед правилами, регулирующими конкретный вид договорного обязательства, в нашем случае - договора энергоснабжения.
В ГК договор энергоснабжения предусмотрен как самостоятельный вид договора купли-продажи. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 ("Энергоснабжение") применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 4 ст. 539 ГК).
Статья 539 ГК прямо не относит договор энергоснабжения к числу публичных, тем самым прямо не подчиняет его правилам ст. 426 ГК.
Вместе с тем, как отмечалось М.И. Брагинским и В.В. Витрянским, "публичным является любой договор, который удовлетворяет признакам, указанным в ст. 426 ГК. Сделанный вывод полностью относится к моделям соответствующих договоров, которые находятся за пределами Кодекса, в том числе и не названными ни в ГК, ни в ином правовом акте. Точно так же нет препятствий считать публичным урегулированный в самом ГК договор, который Кодекс прямо не именует таковым" <1>.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.: Статут, 2011. Кн. 1: Общие положения. С. 203.
Судебная практика признает договор энергоснабжения публичным: "Законом об электроэнергетике установлено, что любые договоры между гарантирующим поставщиком и потребителем, касающиеся обеспечения потребителя электрической энергией, в том числе включающие условие об оказании ему услуги по передаче электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, являются публичными" <2>.
--------------------------------
<2> Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 г. N АПЛ15-282 // СПС "КонсультантПлюс".
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах" при рассмотрении п. 1 ст. 544 ГК об оплате за фактически потребленную энергию сделан вывод о публичности интересов абонентов, защищающихся средствами государственного регулирования тарифов по договору энергоснабжения.
Суды делают выводы о том, что к договору снабжения электрической энергией (мощностью) применимы положения Кодекса о публичном договоре, ГК относит договор энергоснабжения к публичным договорам, прибегая к трактовке положений п. 1 ст. 426 ГК, и прямое указание на публичность в Законе об электроэнергетике.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК договор энергоснабжения является публичным, а потому лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, обязано заключить договор с каждым, кто к нему обратится.
В ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) предусмотрены аналогичные условия: указывая на обязанность гарантирующего поставщика электрической энергии заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, желающим приобрести электрическую энергию.
"Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" является публичным, его условия определяются государством" (п. 5 ст. 38).
Квалификация гражданско-правового договора в качестве публичного влечет правовые последствия, ограничивающие закрепленный в ст. 421 ГК принцип свободы договора.
В обычных условиях гражданского оборота стороны свободны при заключении договора, понуждение к его заключению по общему правилу не допускается, иное происходит при заключении публичного договора, когда закон предусматривает обязанность его заключения.
Публичность договора энергоснабжения означает, что энергоснабжающая организация в силу своей деятельности обязана подавать энергию через присоединенную сеть в отношении каждого абонента, который к ней обратится, а также не вправе оказывать предпочтение одному абоненту перед другим. Особенностью правового регулирования публичного договора энергоснабжения являются требования, изложенные в п. 2 ст. 539 ГК, которым должен соответствовать абонент, последний обязан располагать присоединенным к сетям энергопринимающим устройством, оборудованием и обеспечить учет потребления энергии.
Кроме того, положения ГК наделяют правом на обращение в суд за разрешением разногласий при заключении договора энергоснабжения, а также о понуждении заключить такой договор контрагента обязанной стороны независимо от того, какая из сторон инициатор заключения договора.
В п. 2 ст. 426 ГК существует правило, определяющее условие одинаковой цены публичного договора, а также установление одинаковых иных его условий.
В настоящее время данный пункт полностью изложен в новой редакции согласно Федеральному закону от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ, который реализовал основные положения, содержащиеся в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, в том числе по определению единой цены для одинаковой категории потребителей. Ранее условия публичного договора не могли определяться согласно каким-либо предпочтениям контрагента, кроме случаев, предусмотренных законом <3>.
--------------------------------
<3> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 121.
Таким образом, закон запрещает устанавливать в договорах публичного характера, включая договор энергоснабжения, дискриминационные условия, предпочтений в отношении отдельных потребителей в связи с этим быть не должно. Вместе с тем данное положение не означает, что условия публичного договора энергоснабжения обязаны быть одинаковыми или стандартными для всех.
М.И. Кулагин писал о сути и причинах появления публичного договора: "Законодатель вынужден был, наконец, признать, что общее договорное право не дает рядовому гражданину адекватных средств защиты против крупной компании или сервисного предприятия, производящих или реализующих товар или услуги на рынке. Настойчивая борьба прогрессивных сил привела к принятию практически во всех западных странах ряда законодательных актов, направленных на предоставление потребителям дополнительных материально-правовых и процессуальных гарантий охраны их интересов во взаимоотношениях с коммерсантами, а также к возложению на последних определенных обязанностей" <4>.
--------------------------------
<4> Кулагин М.И. Избранные труды. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Статут, 1997. 546 с.
Согласно ст. 428 ГК стандартными являются условия договора присоединения, определяемые только одной стороной в формулярах, стандартных формах.
Стандарты не могут быть оспорены второй стороной. Соответственно, по договору присоединения не может быть разногласий.
Возникновение договоров присоединения в основном связывают с рационализацией права <5>. Преимущество договоров присоединения состоит в оперативности их заключения: не требуется согласовывать условия договора с каждым контрагентом в отдельности, использовать особые условия иногда нецелесообразно.
--------------------------------
<5> Шапп Я. Основы гражданского права Германии. М., 1996. С. 235.
Упрощенный порядок заключения договора энергоснабжения установлен в ст. 540 ГК - когда абонентом является гражданин, использующий энергию в быту.
Для гражданина договор считается заключенным с момента его первого фактического подключения в установленном порядке к присоединенной сети. При этом граждане вправе заключить договор энергоснабжения в письменной форме в соответствии с требованиями ст. 434 ГК.
Договор энергоснабжения, заключаемый гражданами-абонентами в упрощенном порядке, является договором присоединения.
В силу п. 2 ст. 428 ГК, поскольку при подключении к сетям гражданин не принимает участия в определении условий такого договора, присоединившаяся сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора. В данном случае договор энергоснабжения может не противоречить закону и иным правовым актам, но лишать эту сторону прав, обычно предоставляемых по таким договорам. При этом принимается во внимание наличие явно обременительных для присоединившейся стороны условий, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Арбитражная практика признает заключенным договор энергоснабжения при совершении юридическим лицом - абонентом конклюдентных действий по использованию энергии (п. 3 ст. 438 ГК), несмотря на наличие между сторонами разногласий по условиям договора (п. 2 информационного письма ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров" <6>). В данном случае принимается во внимание фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
--------------------------------
<6> СПС "КонсультантПлюс".
По мнению А.Л. Маковского, стандартизация договоров необходима в целях предупреждения навязывания монополистами обременительных условий <7>.
--------------------------------
<7> Маковский А.Л. Новое договорное право России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М.: Международный центр частного права, 1998. С. 424.
Для существования и развития рыночной экономики в нашей стране необходимы благоприятные конкурентные условия. Энергетике присущ монополистический вид конкуренции, при котором силы многочисленных конкурентов уравновешены.
По мнению Н.И. Клейн, не следует заключать договор присоединения в тех экономических отраслях, где конкуренция отсутствует. В противном случае договаривающаяся сторона лишена возможности выбирать контрагента, а это означает навязывание ей условий договора <8>.
--------------------------------
<8> Клейн Н.И. Применение арбитражными судами антимонопольного законодательства при рассмотрении споров, возникающих в процессе заключения и исполнения договоров энергоснабжения // Комментарии судебно-арбитражной практики. Вып. 11 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юридическая литература, 2004. С. 148 - 156.
В коммерческих отношениях, чтобы ускорить процессы продвижения товаров, работ и услуг, договоры заключаются обычно в форме договоров присоединения.
В отличие от публичного договора контрагент по договору присоединения не вправе оспаривать его условия и влиять на их содержание. Однако в этом случае не нарушается принцип свободы договора, так как присоединяющаяся сторона на свое усмотрение принимает решение, присоединяться к договору или нет. Из этого вытекает, что одним из условий использования договора присоединения у присоединяющейся стороны обычно должна быть возможность выбора контрагента из числа тех, кто предлагает договор присоединения.
Публичный договор является гражданско-правовым договором, в нем стороны согласовывают разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств, если в законе имеются диспозитивные нормы.
Воспринимая положения закона об "одинаковых условиях", запрет распространяется только на установление заведомо разных условий, в том числе выгодных или невыгодных для отдельных участников сделки.
В научной литературе по-разному относятся к соотношению конструкций публичного договора и договора присоединения. Некоторые ученые при сравнении публичный договор противопоставляют договору присоединения.
М.И. Брагинский полагает, что договор присоединения менее всего ущемляет контрагента лица, чьи интересы обеспечивает и защищает законодатель, если гражданско-правовой договор подпадает под действие двух статей - 426 и 428 ГК, необходимо оставлять право выбора, какую из них применить потерпевшей стороне. Другие авторы считают, что нормы договора присоединения более справедливы, чем ст. 426 ГК, так как в ней заложен принцип защиты меньшинства.
Представляется, что, имея схожие черты, эти договоры различны, поскольку сфера применения договора присоединения шире, чем у публичного договора, в том числе по субъектному составу, предмету обязательства. Договор присоединения также не ограничивает в свободе его заключения и выборе его условий. Договор присоединения необходим в ситуациях, когда слабая сторона дискриминирована навязанными ей условиями, тогда как публичный запрещает дискриминацию сторон.
Положения слабой и сильной сторон договора присоединения могут быть уравновешены, когда слабая сторона потребует расторгнуть или изменить договор. В публичном договоре слабая сторона может понуждать заключить договор и требовать возмещения убытков.
Публичный договор и договор присоединения - самостоятельные правовые конструкции и могут применяться в гражданско-правовых отношениях отдельно либо в совокупности, друг друга дополняя.
М.И. Брагинский полагает, что о слабой стороне договора корректно говорить лишь в том случае, когда "различия в правах контрагентов достигают степени несопоставимости и один из участников договора не располагает возможностями оказывать какое-либо влияние на контрагента, а противоположная сторона располагает всеми реальными возможностями для диктата партнеру собственной договорной воли" <9>.
--------------------------------
<9> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. С. 642.
Обобщая изложенное выше, необходимо сделать следующие выводы:
- проблемы заключения договора энергоснабжения в связи с неоднозначной трактовкой положений о договоре присоединения в ГК имеют практический характер;
- в случае заключения договора путем присоединения к условиям стандартной формы принцип свободы договора существенно меняется, однако стандарт не ущемляет права присоединяющейся стороны;
- при злоупотреблении правом на преимущественно одностороннее определение его условий сильной стороной договора возникают нарушения права.
Актуальность изложенных проблем имеет место в условиях продолжающейся энергетической реформы, в том числе обусловленной развитием экономики и ростом рыночной конкуренции в России. В публичном договоре энергоснабжающая организация является монополистом, негативные явления рыночного хозяйствования заключаются в доминировании монополистического капитала в обороте, а также попытками монополистических организаций в сфере энергетики понудить потребителя против его воли заключить договор энергоснабжения на невыгодных для него условиях.
Автор полагает, что в случае заключения договора энергоснабжения путем присоединения принцип свободы договора, закрепленный в Гражданском кодексе Российской Федерации, меняется, однако стандартные условия не должны ущемлять права присоединяющейся стороны. При злоупотреблениях правом на определение условий публичного договора следует защитить интересы присоединяющегося контрагента с помощью императивных норм при регулировании договора присоединения.
В связи с этим перед законодателем стоит проблема защиты интересов более слабой стороны публичного договора - присоединяющегося контрагента.
Литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Публичные договор // Брагинский С.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.: Статут, 2011. Книга первая: Общие положения. 847 с.
2. Клейн Н.И. Применение арбитражными судами антимонопольного законодательства при рассмотрении споров, возникающих в процессе заключения и исполнения договоров энергоснабжения // Комментарии судебно-арбитражной практики. Вып. 11 / Под ред. Ф. Яковлева. М.: Юридическая литература, 2004. 148 - 156.
3. Кулагин М.И. Избранные труды. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Статут, 1997. 546 с.
4. Маковский А.Л. Новое договорное право России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр частного права, 1998. 480 с.
5. Шапп Я. Основы гражданского права Германии: Учебник / Пер. с нем. М.: БЕК, 1996. 304 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.