Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ
В.И. ЕЛИСЕЕВ, Р.М. ЯНКОВСКИЙ
Интерес к нашей истории и ее артефактам связан с законодательством об авторских правах. Сталинские проекты переустройства столицы и страны, письма и фотографии исторических лиц, свидетельства современников и архивные материалы переходят в общественное достояние и распространяются через Интернет и социальные сети. В этом отношении наша история, полная тайн, представляет большой интерес. Однако распространению советских произведений литературы, фотографий, других видов искусства препятствует избранный законодателем способ продления сроков действия авторских прав <1>.
--------------------------------
<1> Здесь и далее рассматриваются сроки действия имущественных авторских прав, в терминологии действующего законодательства - исключительного права.
Дело в том, что после Октябрьской революции 1917 г. в рамках реформы авторского права существенно сократили сроки действия авторских прав. Позже эти сроки неоднократно продлевались - в первую очередь в связи с присоединением к международным договорам. При этом в связи с длящимся характером авторских правоотношений при каждом продлении законодатель решал вопрос, на какие произведения и в каком порядке распространяются новые сроки, причем решения порой противоречили друг другу.
Раннее советское законодательство
Первым источником авторского права, принятым после революции, стали Основы авторского права 1925 г. <2> Общий срок действия авторских прав устанавливался в 25 лет с момента выпуска произведения в свет. Некоторые произведения охранялись не так долго: фотографии - 5 лет, а киносценарии, киноленты, хореографические произведения и периодические издания - 10. В любом случае срок действия авторского права не мог превышать 15 лет с момента смерти автора.
--------------------------------
<2> Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 30 января 1925 г. "Об основах авторского права" // СЗ СССР. 1925. N 7. Ст. 67.
Основы авторского права 1925 г. утратили силу в связи с принятием Основ авторского права 1928 г. <3> Теперь общий срок действия авторских прав был продлен до 15 лет с момента смерти автора (а не с момента выпуска в свет), при этом сохранились сокращенные сроки по отдельным видам произведений. Продленные сроки охраны распространялись с обратной силой на произведения, которые уже перешли в общественное достояние <4>: Основы допускали восстановление ранее прекратившихся авторских прав. Это восстановление прав на произведения - по сути возвращение из общественного достояния - стало первым и самым безболезненным из многих.
--------------------------------
<3> Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16 мая 1928 г. "Основы авторского права" // СЗ СССР. 1928. N 27. Ст. 246.
<4> Статья 2 Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 16 мая 1928 г. "О введении в действие основ авторского права в новой редакции" // СЗ СССР. 1928. N 27. Ст. 245.
Современник так охарактеризовал Основы: "Наметка старого закона ограничивала авторские права таким сроком, что престарелый писатель лишался права на свои произведения, и право на беспрепятственное издание переходило к издательствам... Сейчас же мы должны констатировать, что новый закон об авторском праве полностью защищает права автора" <5>.
--------------------------------
<5> Павлов Г. Основы нового закона об авторском праве // Сибирские огни: литературно-художественный и научно-общественный журнал: Книга четвертая. Новосибирск, 1928. С. 239 - 242.
Отказ от сокращенных сроков и ВКАП
Потребность в расширении пределов авторских прав во времени и по содержанию возникла лишь в 60-х годах. В первой редакции Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г. <6> общие сроки действия авторских прав не изменились, а вот сокращенные сроки передали республиканским законодателям <7>. Фактически это означало, что сокращенные сроки действия авторских прав на отдельные виды произведений утратили силу. При этом переходные положения в отношении ранее выпущенных в свет фотографий и других отдельных видов произведений приняты не были: формально, скажем, сделанные в 1955 году фотографии из общественного достояния не возвращались.
--------------------------------
<6> Закон СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525.
<7> См.: Ст. 105 Основ гражданского законодательства 1961 г.
Примечание. С 1925 по 1973 г. ряд объектов исключительных прав охранялся в течение 5 - 10 лет.
Конечно, отдельные республики воспользовались новыми полномочиями и установили сокращенные сроки. Так, в Азербайджанской ССР фотографии охранялись 10 лет после выпуска в свет, в Узбекской и Молдавской ССР - 15 лет <8>. Но в РСФСР <9> такие исключения не устанавливались и все произведения охранялись в общем порядке, в течение жизни автора и 15 лет после его смерти.
--------------------------------
<8> Гаврилов Э.П. Срок действия авторских прав по советскому законодательству // Правоведение. 1977. N 1. С. 34.
<9> Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве <10>, и возникла необходимость привести сроки охраны произведений в соответствие ей. Указом Президиума Верховного Совета <11> были отменены Основы авторского права 1928 г., а в Основах гражданского законодательства 1961 г. срок действия авторских прав был увеличен до 25 лет после смерти автора. Аналогичные изменения были внесены в законодательство республик, включая ГК РСФСР 1964 г. <12>
--------------------------------
<10> Всемирная конвенция об авторском праве: пересмотрена в Париже 24.07.1971 // Бюллетень международных договоров. 2014. N 1, январь.
<11> Указ Президиума ВС СССР от 21 февраля 1973 г. N 3959-VIII "О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" // Ведомости ВС СССР. 1973. N 9. Ст. 138.
<12> Указ Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР" // Ведомости ВС РСФСР. 1974. N 10. Ст. 286.
В результате были продлены сроки защиты произведений, не перешедших в общественное достояние до 1 января 1973 г. <13> Соответственно, произведения, уже перешедшие в общественное достояние по старым правилам, не защищались, даже если их авторы были живы.
--------------------------------
<13> Там же. Абз. 3 разд. II.
Законодательство девяностых годов
В 1991 году были утверждены <14> новые Основы гражданского законодательства СССР и республик, в соответствии с которыми срок действия авторских прав продлевался до 50 лет после смерти автора и, таким образом, сравнялся с дореволюционным. Переходные положения устанавливались различными актами <15> (в связи с распадом СССР) и снова не предусматривали возврата произведений из общественного достояния. Поэтому если автор умер в 1965 г., то 25-летний срок охраны истекал 31 декабря 1990 г., и, следовательно, продленные сроки действия авторских прав не должны были применяться: произведение оставалось в общественном достоянии. Если же автор был жив по состоянию на 1 января 1967 г., то срок действия авторских прав на его произведения продлевался до 50 лет.
--------------------------------
<14> Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик: утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.
<15> Постановление Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. N 2211-1 "О введении в действие Основ гражданского законодательства СССР и республик", Постановление Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. N 3301-1 "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" и Постановление Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации".
Несмотря на то что формально Основы гражданского законодательства 1991 г. утратили силу лишь в 2008 году в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ, в действительности авторское право они регулировали только с 3 августа 1992 г. по 3 августа 1993 г.: тогда вступил в силу Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Несмотря на то что Закон не изменил 50-летний срок действия авторских прав, было принято переходное положение <16>. Было установлено, что 50-летний срок охраны применяется "во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г.".
--------------------------------
<16> Пункт 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 1993. 3 августа.
Крутой поворот в применении сроков
В юридической литературе того времени развернулась дискуссия насчет правильного толкования переходного положения.
Согласно первой точке зрения, так как 50-летний срок был установлен Основами гражданского законодательства 1991 г., для применения Закона об авторском праве необходимо определить, охранялось ли произведение 1 января 1993 г. <17> в соответствии с Основами. Ведь, если произведение перешло в общественное достояние до 1991 года, по Основам срок охраны не продлевался, и на 1 января 1993 года произведение оставалось в общественном достоянии. В частности, Э.П. Гаврилов писал: "Следует признать, что п. 3 Постановления от 9 июля 1993 г. не предусматривает предоставления правовой охраны тем объектам, которые были созданы и опубликованы ранее этой даты, но уже не пользовались правовой охраной на территории России" <18>.
--------------------------------
<17> Хотя привязка идет не к моменту вступления в силу Закона об авторском праве, фактически это не имеет значения в связи с правилами исчисления срока действия авторских прав, которые игнорируют точную дату и учитывают лишь год смерти автора.
<18> Гаврилов Э.П. Обратная сила закона // Российская юстиция. 1995. N 2. С. 24.
Согласно противоположной точке зрения для применения Закона об авторском праве не требуется определять, охранялось ли произведение 1 января 1993 г. в соответствии с Основами 1991 г., а требуется лишь посчитать, прошло ли 50 лет после смерти автора. Соответственно, Закон об авторском праве должен распространяться на произведения всех авторов, которые оставались в живых 1 января 1943 г. Какие аргументы приводились в поддержку этой точки зрения?
1. Отмечались обстоятельства принятия Постановления Верховного Совета РФ от 09.07.1993 N 5352-1. М.А. Воронкова писала, что первоначальный проект прямо исключал восстановление авторских прав, но после открытого письма деятелей науки и искусств текст был изменен <19>.
--------------------------------
<19> Воронкова М.А. Срок действия авторского права // Российская юстиция. 1995. N 2. С. 26.
2. Приводились морально-этические аргументы: "При таком решении исключались из сферы охраны прав многие писатели, композиторы, ученые, имена которых составляют гордость русской культуры... не в полной мере использовали даже те, действовавшие ранее, короткие (пятнадцатилетний и двадцатилетний) сроки охраны их прав" <20>.
--------------------------------
<20> Там же. С. 26.
Примечание. Масса произведений внезапно вышли из общественного достояния в 90-х.
3. Отмечалось удобство такого подхода к толкованию - не требовалось учитывать эволюцию советского законодательства: "Подобное правило хотя и создавало иногда проблемы для отдельных пользователей, в целом способствовало определенности правоотношений, которую в противном случае было бы чрезвычайно трудно обеспечивать, поскольку за последние несколько десятилетий сроки действия авторских прав на территории нашей страны изменялись (продлевались) неоднократно" <21>.
--------------------------------
<21> Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. С. 106.
4. Утверждалось, что 50-летний срок охраны был введен именно Законом об авторском праве, поэтому в переходном положении является лишь математической величиной. Так, В.Ю. Бузанов считает, что "до 3 августа 1993 г. такого срока просто не существовало (произведения охранялись 15 или 25 лет с момента смерти автора). Вариант с 50-летним сроком, введенным Основами ГЗ 1991 г., не обсуждается... Непродолжительное действие этих Основ (по крайней мере в качестве источника авторского права) было скорее формальным, чем реальным" <22>. Следовательно, переходные положения Основ, не допускавшие возврата из общественного достояния, не должны применяться.
--------------------------------
<22> Бузанов В.Ю. Авторское право: сага о сроках // Проблемы современной цивилистики: сборник статей. М.: Статут, 2013. С. 290.
Ошибки в толковании
На наш взгляд, все аргументы в поддержку второй точки зрения выглядят малоубедительными.
1. Если целью законодателя было восстановить срок действия авторских прав на перешедшие в общественное достояние произведения, то переходное положение было бы сформулировано более явно: скажем, как в Основах авторского права 1928 г. Открытые письма и внесение отдельных правок в законопроект, очевидно, не являются источником его официального толкования.
2. Восстановление авторских прав ни в коей мере не способствует распространению произведений, авторы которых были вынуждены в советские времена "писать в стол". Наоборот, распространение ограничивается и ставится в зависимость от усмотрения наследников. Соответствует ли это воле авторов и способствует ли сохранению памяти о них - вопрос спорный.
Примечание. Перевод советских произведений из общественного достояния - большая ошибка.
3. Ясность и определенность правоотношений должна достигаться за счет высокой юридической техники и стабильности законодательства. Возвращение произведений из общественного достояния, в том числе произведений, которые находились в общественном достоянии почти полвека, не способствует стабильности оборота, а порождает споры.
4. Непродолжительное действие источника права - не основание признавать его вовсе не существовавшим (по крайней мере, такое основание не известно общей теории права). О действии Основ гражданского законодательства 1991 г. прекрасно знали разработчики Закона об авторском праве (в отличие от некоторых современных исследователей).
Таким образом, правильное толкование п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 требует распространить 50-летний срок охраны лишь на произведения, не перешедшие в общественное достояние по состоянию на 1 января 1993 г.
Позиция судов
Однако судебная практика заняла противоположную позицию. В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" <23> разъясняется, что срок действия авторского права применяется "во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права... не истек к 1 января 1993 г. ... в том числе и для произведений, на которые истек 25-летний срок охраны". Таким образом, ВС РФ однозначно высказался за восстановление авторских прав на произведения, перешедшие в общественное достояние до 1 января 1993 г. Обоснованная критика этой позиции приведена в ряде статей <24>.
--------------------------------
<23> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8.
<24> См., напр.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 26 марта 2009 года N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Хозяйство и право. 2009. N 9; Еременко В.И. О пределах и ограничениях исключительного права на произведения науки, литературы и искусства // Законодательство и экономика. 2011. N 1; Дашян М.С. Авторское право: абсурд и гениальность. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 248.
В 2004 г. поправками в Закон об авторском праве срок был увеличен еще на 20 лет, с 50 до 70 лет после смерти автора. Согласно соответствующему Закону <25> новый срок применяется, если 50-летний срок не истек на 26 июля 2004 г. Таким образом, новый 70-летний срок должен был применяться только к произведениям, авторы которых оставались в живых 1 января 1954 г. и после.
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 30. Ст. 3090.
Примечательно: хотя текстуально это положение практически дословно воспроизводит п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 09.07.1993 N 5352-1, Пленум ВС РФ истолковал его <26> прямо противоположным образом, как не предусматривающее восстановление авторского права на произведения, перешедшие в общественное достояние. Следовательно, идентичные нормы противоположно толковались одним решением Пленума.
--------------------------------
<26> Пункт 34 Постановления N 15 от 19.06.2006.
IV часть ГК и новые приключения произведений
Закон об авторском праве утратил силу 1 января 2008 г. в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ <27>. Статья 1281 Кодекса сохранила 70-летний срок охраны, лишь уточнив порядок его исчисления в отношении произведений, обнародованных после смерти автора. При этом переходных положений на этот счет закон не содержал.
--------------------------------
<27> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" // Российская газета. 2006. 22 декабря. N 289.
Однако законодатель установил важное переходное положение в той части, где регулирование не менялось. Отныне было явно указано, что 70-летний срок охраны применяется к тем произведениям, у которых 50-летний срок не истек к 1 января 1993 года. Таким образом, произведения, перешедшие в общественное достояние до 26 июля 2004 г., вернули обратно под правовую охрану. В дальнейшем п. 3 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда от 26 марта 2009 г. <28> подтвердил позицию законодателя.
--------------------------------
<28> N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 22 апреля. N 70.
Нерешенные проблемы новой системы
Хотя восстановление авторских прав отныне предусмотрено законом непосредственно и однозначно, а не посредством судебного толкования, восстановление срока действия авторских прав всегда влечет множество теоретических и практических проблем.
1. Восстановление охраны авторских прав за короткий промежуток времени произошло дважды - в 1993 и 2008 годах. Из-за этого некоторые произведения два и даже три раза переходили в общественное достояние и восстанавливались из него. Например, фотография, созданная и опубликованная в 1935 г., автор которой умер в 1949 г., в первый раз перешла в общественное достояние 1 января 1940 г. и могла свободно использоваться до 3 августа 1993 г. С 3 августа 1993 г. по 31 декабря 1999 г. авторские права на фотографию вновь действовали. С 1 января 2000 г. по 31 декабря 2007 г. фотография второй раз находилась в общественном достоянии. 1 января 2008 г. авторские права вновь были восстановлены и теперь должны прекращаться 31 декабря 2019 г. В результате за 85 лет с момента создания фотография охранялась 24 года, а 61 год находилась в общественном достоянии. Возникает вопрос: обоснованно ли было восстанавливать авторские права на все виды произведений без учета особенностей их охраны в прошлом?
Примечание. Многие произведения по два раза выходили из общественного достояния.
2. Как отмечалось, сторонники восстановления авторских прав полагают, что действующие нормы о применении сроков действия авторских прав вносят ясность и определенность: дата смерти автора однозначно подтверждает, находится ли произведение в общественном достоянии или нет. На самом деле возврат произведений из общественного достояния по истечении 30, 40, 50 лет ведет к умножению числа "сиротских произведений". Хотя такие произведения и охраняются авторским правом, личность их правообладателей невозможно установить.
"Сиротские произведения" нельзя использовать без разрешения правообладателя, но найти его фактически невозможно. Пользователи вынуждены либо отказаться от использования произведения, либо принять на себя риски привлечения к ответственности, если правопреемники автора дадут о себе знать. Итак, правовая определенность действующих норм о сроках действия авторских прав существует лишь в теории; применение ее к реальным общественным отношениям, напротив, влечет для субъектов значительные практические сложности.
Примечание. Не ясно, как быть с произведениями, авторов которых невозможно найти.
3. Правовой режим произведений по российскому и советскому праву существенно различается, что усложняет решение вопроса о правообладателях. Можно ли применять современные нормы о служебных произведениях к отношениям советского периода, когда авторское право чаще всего ограничивалось правом на вознаграждение и его переход к работодателю был лишен всякого смысла?
Более того: как соотнести конструкцию единого исключительного права, которое может быть отчуждено только в полном объеме, с авторскими правами как совокупностью прав, частичная уступка которых допускалась при сохранении за автором остальных имущественных прав? Кто при такой частичной уступке должен считаться правообладателем произведения в понимании действующей редакции ГК? Как в приведенном примере с фотографией определить круг наследников автора, ведь на момент смерти автора имущественные авторские права прекратились и, следовательно, не могли перейти по наследству?
4. Наконец, восстановление охраны авторских прав влечет проблему созданных на основе произведений составных произведений и производных объектов исключительных прав. Например, фотография включена в сборник, книгу; литературное произведение переведено или экранизировано; иллюстрация зарегистрирована в качестве товарного знака и так далее. Какова судьба таких объектов, если основное произведение было "возвращено" из общественного достояния? <29>
--------------------------------
<29> См. подробнее: Бузанов В.Ю. Указ. соч. С. 282 - 283.
Конечно, эти вопросы - предмет отдельного исследования. Но восстановление авторских прав усложняет противоречия между российским и советским авторским правом, обостряет существующие проблемы в этой сфере.
Зарубежный опыт
Продление срока действия авторских прав имело место не только в России. Какие переходные положения устанавливались за рубежом?
В Великобритании 1 января 1996 г. срок действия авторских прав был продлен с 50 до 70 лет после смерти автора на основании Регламента о сроке действия авторских прав и прав на исполнения 1995 г. <30> В отношении "восстановленных произведений" (revived copyright) был установлен ряд специальных положений.
--------------------------------
<30> The Duration of Copyright and Rights in Performances Regulations 1995: принят во исполнение Директивы ЕЭС 93/98/EEC от 29 октября 1993 г.
Так, если приготовления к использованию произведения (например, изготовление экземпляров) были проведены в период, когда оно находилось в общественном достоянии, такое использование может продолжаться и после 1 января 1996 года <31>. Аналогичное правило предусмотрено и для переработки произведения. Кроме того, не считается нарушением использование восстановленного произведения, если имя и адрес правообладателя не могли быть установлены разумными мерами.
--------------------------------
<31> Ст. 23 Регламента.
Похожие положения применялись и в США при продлении сроков действия авторских прав. При отсутствии специального заявления правообладателя, сделанного до истечения первоначального срока охраны, произведения, правомерно созданные до продления, могли использоваться в течение продленного срока без нарушения авторских прав на оригинал <32>.
--------------------------------
<32> 17 U.S. Code, § 304, (4)(a).
На наш взгляд, перечисленные факты - удачный пример достижения баланса интересов правообладателя и общества. К сожалению, российский законодатель к зарубежному опыту не обратился, хотя конкретно в этом случае нормы английского и американского права не выражают каких-либо национальных особенностей и не являются по своей природе чуждыми российскому праву.
Выводы
За последние 100 лет срок действия авторских прав был сначала существенно сокращен - до 25 лет с даты выпуска произведения в свет, а затем поэтапно продлевался: до 15, 25, 50 и, наконец, 70 лет с момента смерти автора. Вместе с увеличением сроков исчезало разделение режимов охраны в зависимости от видов произведений.
Стабильность гражданско-правовых отношений в большей степени обеспечивается, когда произведения не могут "вернуться" из общественного достояния. Это правило можно охарактеризовать как "правило частичной обратной силы". Восстановление авторских прав на произведения, перешедшие в общественное достояние, влечет целый ряд проблем, поэтому не должно применяться без веских причин и детального обсуждения возможных последствий. Однако отечественное законодательство трижды допускало такое восстановление за последние 100 лет. И если для 1928 г. обоснование этому можно найти в несовершенстве и ограниченном действии предшествующего законодательства, то в 1993 г. подобные причины отсутствовали.
Восстановление авторских прав в 1993 году стало результатом как неудачной и поспешной формулировки переходных положений законодателем, так и неверного судебного толкования, проведенного без формально-юридического анализа переходных положений, без изучения истории авторского права. При таких обстоятельствах, разумеется, не были решены ключевые вопросы, которые должны были решаться одновременно с восстановлением авторских прав.
Ту же ошибку законодатель допустил при принятии Вводного закона к 4-й части ГК РФ, повторно восстановив действие авторских прав на перешедшие в общественное достояние произведения. При этом сопутствующие вопросы вновь не были урегулированы, хотя восстановление 1993 г. создало судебную практику, а зарубежные правопорядки имели на такой счет готовые решения.
Рекомендации
Если же в будущем сроки действия авторских прав будут вновь продлеваться, возникнет ситуация восстановления исключительных прав на перешедшие в общественное достояние произведения, в переходных положениях целесообразно учесть следующее.
1. Необходимо определить судьбу производных объектов, созданных во время нахождения первоначального объекта в общественном достоянии. Правомерно созданные производные объекты должны оставаться независимыми от восстановленного исключительного права на оригинальное произведение.
2. Должны быть отдельно рассмотрены объекты авторских прав, для которых предшествующим законодательством были предусмотрены специальные сроки охраны или правила их исчисления:
- произведения, обнародованные после смерти автора;
- анонимные произведения;
- фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства и так далее.
В частности, права на некоторые виды произведений (например, анонимные) должны восстанавливаться не автоматически, а на основании заявления правообладателя.
3. Должна быть определена судьба лицензионных договоров, прекратившихся в связи с истечением первоначального срока охраны произведения. Часто срок в лицензионных договорах приравнивается ко всему сроку действия исключительного права. Полагаем, в этих случаях действие лицензионного договора должно автоматически восстанавливаться одновременно с восстановлением исключительного права с оговоркой о том, что лицензиар и лицензиат вправе требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
4. Следует установить правила определения правообладателя произведения, восстановленного из общественного достояния. Им может признаваться лицо, которое являлось последним правообладателем перед переходом произведения в общественное достояние, или его универсальные правопреемники. Если правопреемников, например наследников, было несколько, каждый из них должен признаваться соправообладателем. Если правопреемники отсутствуют или не могут быть установлены разумными мерами, произведение может свободно использоваться третьими лицами.
5. В любом случае должны учитываться особенности системы авторского права, существовавшей во время создания произведений, которые могут быть затронуты восстановлением авторских прав.
Литература
1. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. 2-е изд. М.: Проспект, 2015.
2. Бузанов В.Ю. Авторское право: сага о сроках // Проблемы современной цивилистики: сборник статей. М.: Статут, 2013.
3. Воронкова М.А. Срок действия авторского права // Российская юстиция. 1995. N 2.
4. Гаврилов Э.П. Срок действия авторских прав по советскому законодательству. М.: Правоведение, 1977.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.