Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО НА ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДОВАНИЯ
У.С. НОВОПАШИНА
Правовая регламентация выплаты компенсаций
В 2015 году продолжалась выплата компенсаций по денежным сбережениям, созданным гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады до 20 июня 1991 года в Сберегательном банке Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" <1> (далее по тексту - Закон) установлены обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. Государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 года.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 1995. N 91.
Денежные средства, помещенные на счета по вкладам в период до 20 июня 1991 года, признаны государственным внутренним долгом Российской Федерации. Компенсационные выплаты гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года, являющиеся гарантированными сбережениями в соответствии с вышеуказанным Законом, осуществляются на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Государство, в свою очередь, возложило на Сберегательный банк Российской Федерации обязанность осуществлять компенсационные выплаты на основании соглашения с Министерством финансов Российской Федерации. Выплата банком компенсаций по вкладам осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации.
На текущий момент объемы и порядок компенсационных выплат определены статьей 17 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" <2>. Федеральным законом определено, что на основании ФЗ от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" выплата компенсаций по сбережениям граждан также будет осуществляться.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". URL: http://www.pravo.gov.ru.
Во исполнение Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ Правительством РФ был принят ряд постановлений, во-первых, о порядке проведения предварительной компенсации вкладов (Постановления от 30 июня 1998 г. N 677 <3>, от 20 мая 1999 г. N 553 <4>, от 19 апреля 2000 г. N 352 <5>, от 19 марта 2001 г. N 222) <6> и, во-вторых, об утверждении правил выплаты компенсаций отдельным категориям граждан (Постановления от 13 марта 2002 г. N 152 <7>, от 19 февраля 2003 г. N 117 <8>, от 9 июля 2004 г. N 343 <9>, от 27 апреля 2005 г. N 258 <10>, от 3 апреля 2006 г. N 192 <11>, от 6 апреля 2007 г. N 201 <12>, от 29 декабря 2007 г. N 1002 <13>, от 2 марта 2009 г. N 188 <14>, от 25 декабря 2009 г. N 1092 <15>). Так, в 2010 - 2014 годах компенсационные выплаты осуществлялись гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1092 "О порядке осуществления в 2010 - 2014 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации".
--------------------------------
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 677 "О порядке проведения в 1998 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 1998. N 128.
<4> Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 553 "О порядке проведения в 1999 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 1999. N 99.
<5> Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2000 г. N 352 "О порядке проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2000. N 80.
<6> Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 222 "О порядке проведения в 2001 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2001. N 61.
<7> Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. N 152 "О выплате в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и некоторых страховых организациях (вместе с Правилами выплаты в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", Правилами выплаты в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам (взносам) в некоторых страховых организациях, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации")" // Российская газета. 2002. N 47.
<8> Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2003 г. N 117 "О выплате в 2003 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и некоторых страховых организациях" // Российская газета. 2003. N 36.
<9> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 343 "О выплате в 2004 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе "Российская государственная страховая компания" и обществах системы Росгосстраха)" // Российская газета. 2004. N 150.
<10> Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 258 "О выплате в 2005 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // Российская газета. 2005. N 92.
<11> Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 192 "О выплате в 2006 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // Российская газета. 2006. N 75.
<12> Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2007 г. N 201 "О выплате в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // Российская газета. 2007. N 77.
<13> Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1002 "О порядке осуществления в 2008 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // Российская газета. 2008. N 9.
<14> Постановление Правительства РФ от 2 марта 2009 г. N 188 "О порядке осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // Российская газета. 2009. N 40.
<15> Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1092 "О порядке осуществления в 2010 - 2014 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 103.
На основании указанного Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ в рамках перечисленных Постановлений Правительства РФ граждане-вкладчики наделены правом требовать выплаты им соответствующих денежных компенсаций. Кроме граждан-вкладчиков, так как права требования выплаты денежных средств по гарантированным сбережениям, размещенным на вкладах в Сбербанке <16> в период до 20 июня 1991 года, являются имущественными правами, не связанными тесно с личностью правообладателя, в случае смерти таких граждан-вкладчиков право требовать компенсации имеют и их наследники. Причем если наследников несколько, то в силу п. 2 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) они получают компенсацию в размере причитающегося им наследственного имущества (в размере их долей).
--------------------------------
<16> Эта организация претерпела многочисленные реорганизации и в разное время именовалась Государственными трудовыми сберегательными кассами СССР, Российским республиканским банком Сбербанка СССР, Сбербанком РСФСР, ОАО "Сбербанк России" (далее - Сберегательный банк).
Итак, объектом наследования является имущественное право на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям наследодателя, помещенным на вклад (вклады) в Сбербанк России до 20 июня 1991 года, основанного на Федеральном законе от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". А право на компенсацию у наследника возникает не как отдельное, самостоятельное право наследника, а как реализация права требования самого наследодателя как гражданина Российской Федерации, который на 20 июня 1991 г. имел вклад в Сберегательном банке Российской Федерации и этот вклад был признан государством гарантированным сбережением в соответствии с вышеуказанным Законом.
Компенсационные выплаты не являются отдельным объектом наследования, выплата компенсаций осуществляется в рамках реализации имущественного права на погашение государственного внутреннего долга, которое включается в состав наследства <17>.
--------------------------------
<17> Указанная позиция подтверждается мнением, высказанным Сберегательным банком Российской Федерации как исполнителем Федерального закона от 10.05.1993 N 73-ФЗ, - письмо Сберегательного банка Российской Федерации от 25.10.2010 N 34/364 "О подтверждении прав наследника на компенсации по вкладам". Документ не опубликован. Из переписки в ходе выполнения нотариальных действий.
Данный вывод находит свое подтверждение в судебной практике (решение Тверского районного суда г. Москвы от 7 июля 2008 г. по делу Ж. <18>, решение Тверского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2008 г. по делу Л. <19>, Определение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. по делу Л. <20>).
--------------------------------
<18> Дело N 2-1376/2008 Тверского районного суда г. Москвы. Документ опубликован не был.
<19> Дело N 2-3563/2008 Тверского районного суда г. Москвы. Документ опубликован не был.
<20> Дело N 33-9133 Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда. Документ опубликован не был.
Порядок оформления наследственных прав для получения компенсаций
В случае утраты правосубъектности гражданина в результате его смерти имущественное право, не связанное тесно с личностью, как правило, переходит наследникам в порядке наследственного правопреемства. В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (день смерти гражданина) вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для реализации права на наследственное имущество, включая вышеуказанное имущественное право на погашение государственного внутреннего долга, наследник должен принять наследство, оформить документально принятое наследство в установленном порядке, включая оценку наследства, в том числе оценку права лицензируемыми оценщиками в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) <21>.
--------------------------------
<21> Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Парламентская газета. 2000. N 151 - 152.
Для выдачи свидетельства о праве на наследство в соответствии со ст. 73 Основ законодательства РФ о нотариате <22> нотариус путем истребования соответствующих доказательств обязан проверить состав наследственного имущества. В подтверждение возникшего права наследник может получить свидетельство о праве на наследство, в том числе и на конкретное право требования гарантированных государством сбережений наследодателя.
--------------------------------
<22> Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 // Российская газета. 2014. N 6571.
Затем, реализуя унаследованное право, наследник вправе получить денежные компенсации как преемник права требования на погашение государственного внутреннего долга после смерти наследодателя.
Проиллюстрируем сказанное примерами.
1. Счет открыт вкладчиком до 20 июня 1991 года.
На 20 июня 1991 года на счете имелись денежные средства.
До дня смерти счет не был закрыт (действующий счет).
На дату смерти вкладчика на счете имелись денежные средства.
Наследник вправе оформить наследственные права на данное имущество, а именно на права по договору, к примеру, по договору банковского счета или по договору банковского вклада, включая право на денежные средства; он вправе оформить имущественное право на погашение государственного внутреннего долга, а также в предусмотренных действующими постановлениями случаях наследник может получить соответствующую компенсацию.
Если после получения указанного свидетельства о праве на наследство Правительство РФ принимает новое постановление, предусматривающее дополнительно выплату компенсации по счетам, открытым на 20 июня 1991 года, то такая компенсация также может быть получена путем обращения в Сбербанк с выданным ранее свидетельством в отношении имущественных прав, без получения какого-либо иного документа, поскольку соответствующее право требования уже оформлено должным образом, право возникло не на основании нового постановления, а основано на Федеральном законе от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", так как право это возникло при жизни вкладчика, который на 20 июня 1991 года имел вклад. Уже выданное свидетельство о праве на наследство является документом, подтверждающим, что указанное лицо является наследником умершего, имевшего на дату смерти право на погашение государственного внутреннего долга в силу закона.
2. Счет открыт вкладчиком до 20 июня 1991 года.
На 20 июня 1991 года на счете имелись денежные средства.
До дня смерти счет не был закрыт (действующий счет).
На дату смерти вкладчика на счете не имелись денежные средства.
Наследник вправе оформить наследственные права как на права по договору, так и на имущественное право на погашение государственного внутреннего долга, и в предусмотренных действующими постановлениями случаях наследник может получить компенсацию.
Если после получения указанного свидетельства о праве на наследство Правительство РФ принимает новое постановление, предусматривающее дополнительно выплату компенсации по счетам, открытым на 20 июня 1991 года, то такая компенсация также может быть получена путем обращения в Сбербанк с выданным ранее свидетельством в отношении имущественных прав, без получения какого-либо иного документа, поскольку соответствующее право требования уже оформлено должным образом, право возникло не на основании нового постановления, а основано на Федеральном законе от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", так как право это возникло при жизни вкладчика, который на 20 июня 1991 года имел вклад, уже выданное свидетельство о праве на наследство является документом, подтверждающим, что указанное лицо является наследником умершего, имевшего на дату смерти право на погашение государственного внутреннего долга в силу закона.
3. Счет открыт вкладчиком до 20 июня 1991 года.
На 20 июня 1991 года на счете имелись денежные средства.
При жизни, после 20 июня 1991 года, все денежные средства вкладчиком были сняты, счет был закрыт вкладчиком.
Наследник вправе оформить наследственные права только на имущественное право на погашение государственного внутреннего долга, которое возникло в силу Федерального закона о компенсациях, в предусмотренных действующими постановлениями случаях наследник может получить компенсацию.
Если после получения указанного свидетельства о праве на наследство Правительство РФ принимает новое постановление, предусматривающее дополнительно выплату компенсации по счетам, открытым на 20 июня 1991 года, то такая компенсация также может быть получена путем обращения в Сбербанк с выданным ранее свидетельством в отношении имущественных прав, без получения какого-либо иного документа, поскольку соответствующее право требования уже оформлено должным образом, право возникло не на основании нового постановления, а основано на Федеральном законе от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", так как право это возникло при жизни вкладчика, который на 20 июня 1991 года имел вклад.
Уже выданное свидетельство о праве на наследство является документом, подтверждающим, что указанное лицо является наследником умершего, имевшего на дату смерти право на погашение государственного внутреннего долга в силу закона.
Проблемы практики оформления свидетельств о праве на наследство в отношении прав на погашение государственного внутреннего долга
К сожалению, на практике возникают проблемы оформления и получения прав на погашение государственного внутреннего долга. Правопреемство нередко оформляется с нарушением положений об определении состава наследства (ст. 1112 ГК РФ), не производится оценка <23> наследственного имущества на дату смерти (ст. 333.25 НК РФ), не всегда соблюдаются и установленные формы документов - свидетельств о праве на наследство (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 99, формы N 3 - 14) <24>.
--------------------------------
<23> В соответствии с п. 10 ст. 333.25 НК РФ оценку такого имущественного права должен и может произвести специалист-оценщик (эксперт), получивший в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности.
<24> Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" // Российская газета. 2002. N 74.
Приходится сталкиваться и с такой нотариальной практикой, когда выдаваемые нотариусами свидетельства о праве на наследство зачастую не отражают действительный объект наследования. К примеру, в свидетельстве о праве на наследство в отношении прав по договору банковского счета нотариус указывает: "наследственное имущество состоит из... денежных средств, размещенных на счете... с причитающимися процентами и компенсациями". Объект наследования при этом вообще не определен, что не соответствует действующему законодательству <25>. Указание на "проценты и компенсации" производится "автоматически" - благодаря многолетней практике выдачи таких свидетельств.
--------------------------------
<25> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 // Российская газета. 1993. N 49.
Расчет тарифа, уплачиваемого исходя из стоимости объекта, при этом вообще невозможен. А на практике такой объект приравнивают к "вкладам в банках" или к "денежным средствам на банковских счетах физических лиц", что входит в перечень таких объектов наследования, по которым лицо (наследник) освобождается от взимания тарифа <26>.
--------------------------------
<26> В соответствии с подп. 5 ст. 333.38 НК РФ "Льготы при обращении за совершением нотариальных действий" от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц.
Подобная формулировка объекта приводит к освобождению наследника от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 5 ст. 333.38 НК РФ, в то время как за выдачу свидетельства о праве наследования имущественных прав взимается государственная пошлина (тариф). И если для наследника это благо, то с другой стороны - с точки зрения юридической сущности отношений - это нарушение порядка оформления наследственных прав, и, как следствие, недоплата налогов и иных платежей, в том числе недополучение тарифа и нотариусом тоже.
Отчасти можно понять нотариусов, которые хотят более оперативно помочь наследникам получить денежные средства. Сложно бывает объяснить наследникам необходимость оценки такого имущественного права, поэтому нотариусы выдают свидетельства в таком "упрощенном" порядке, без взимания положенных тарифов. Вспоминая историю возникновения такого объекта, как государственный долг перед вкладчиками, можно понять и желание нотариусов помочь быстрее реализовать это право. Действительно, это права на те денежные средства, получение которых было ограничено государством в сложной экономической ситуации <27>. Собственно, именно за это и причитается компенсация вкладчику и его наследникам.
--------------------------------
<27> Если в 1991 году автомашина "Жигули-ВАЗ 01" стоила около 5000 рублей, то за 5000 рублей на текущий момент можно купить лишь подержанные колеса // Советские купюры и что можно было купить на эти деньги. URL: http://newsland.com/news/detail/id/539716/.
Возможно, такая позиция нотариусов по оформлению свидетельств о праве на наследство с указанием права на компенсацию как объекта наследственного имущества как на "права на денежные средства, размещенные на счете с компенсацией" основана на ранее высказанной Федеральной нотариальной палатой позиции (письмо Федеральной нотариальной палаты от 26.10.2004 N 1474) <28>, что компенсационные выплаты по вкладам должны рассматриваться как часть самого вклада и следовать его судьбе как судьбе главной вещи (ст. 135 ГК РФ). Такая позиция имеет право на существование, но, на мой взгляд, ее нельзя принять безоговорочно.
--------------------------------
<28> Письмо Федеральной нотариальной палаты от 26.10.2004 N 1474. Документ не опубликован, так как был направлен в ответ на запрос автора.
К примеру, свидетельство о праве на наследство, подтверждающее имущественные права по договору, в том числе на денежные средства на счете, оформлено и выдано; после чего обнаружено, что есть еще и права требования выплаты государственного долга, и, как правило, возможность получения компенсации. В таком случае на практике иногда осуществляется "вписывание" слова "с компенсацией" в имеющееся свидетельство по "просьбе наследника", что противоречит действующему законодательству.
Указанный пример доказывает нелогичность данной позиции. Если ее развивать, можно зайти в тупик, придя к выводу о невозможности выдачи свидетельства о праве на наследство, к примеру, в случаях, если указанные компенсации начислены по закрытым счетам, по оконченным договорам.
Все это еще раз подтверждает, что имущественное право на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям наследодателя, помещенным на вклад (вклады) в Сбербанк России до 20 июня 1992 года, основанное на Федеральном законе от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" как объект наследования, несомненно, являясь производным от владения имущественным правом - правом на вклады, внесенные до 1991 года гражданами РФ в Сберегательный банк Российской Федерации, тем не менее является самостоятельным объектом, как отдельное имущественное право, а может быть, и единственным объектом наследования.
На мой взгляд, целесообразно внести изменения в законодательство, установив особый порядок оформления наследственных прав на такие имущественные права, предусмотрев освобождение от тарифов по таким имущественным правам.
На настоящий момент приходится констатировать нарушение буквы закона, чему способствуют:
1) слабая теоретическая проработка вопроса, отсутствие методических рекомендаций и инструкций, разъясняющих нотариусам правила оформления такого объекта наследования, как право на погашение государственного внутреннего долга;
2) желание упростить процедуру оформления наследства, исключив необходимость оценки вышеуказанного права, приравняв процедуру выдачи свидетельства о праве на наследство на данный объект к процедуре выдачи свидетельства о праве на наследство в отношении наличных денег.
Позиция Сберегательного банка РФ по выдаче компенсаций
Нередко объект наследования, указанный в свидетельстве о праве на наследство, не соответствует реальному объекту наследования. Вместо указания на объект наследования как на имущественное право на погашение государственного внутреннего долга в свидетельстве, как отмечалось выше, указывается такой объект, как "денежные средства, размещенные на счете... с процентами и компенсациями". На основании такого свидетельства Сберегательный банк России, как правило, выдает причитающиеся денежные компенсации как реализацию имущественного права на погашение государственного внутреннего долга.
Позицию по выдаче Сберегательным банком компенсаций на основании свидетельств о наследовании "денег на счете" можно принять как юридически возможную.
Ведь если обратиться к требованиям, установленным постановлениями Правительства РФ, в соответствии с которыми выплаты компенсации осуществляются в подразделениях Сберегательного банка РФ по месту нахождения вкладов вкладчикам (наследникам) или их представителям на основании доверенности, выданной в установленном порядке, при предъявлении паспорта и заявления, а "наследникам - также на основании документов, подтверждающих их право на наследство, и свидетельства о смерти владельца вклада" <29>, то можно констатировать, что все формальности со стороны Сбербанка соблюдены.
--------------------------------
<29> Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1092 "О порядке осуществления в 2010 - 2014 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 103.
В силу универсальности правопреемства при наследовании Сбербанк имеет право выдать компенсации наследникам, подтвердившим наследственные права как свидетельством о праве на наследство (в том числе в отношении права на компенсации), так и иным документом, дающим возможность бесспорно установить, что наследником умершего, имеющего право на эту компенсацию, является определенное лицо, даже без представления свидетельства о праве на наследство в отношении соответствующего права требования.
Тем более законодатель не ограничивает право получения компенсации предъявлением только свидетельства о праве на наследство. Из буквального прочтения постановлений Правительства РФ следует, что наследник может предъявить "документ, подтверждающий права наследника". Таким документом, к примеру, может быть и справка из наследственного дела с указанием состава наследников и их долей.
Однако Сберегательный банк, как правило, требует от наследников представить свидетельство о праве на наследство с указанием конкретного объекта наследования, в любой форме. Данная позиция основана на толковании указанного в постановлениях Правительства РФ термина "документ, подтверждающий права наследника" исключительно как свидетельства о праве на наследство. Документом, подтверждающим право на наследство, Сбербанк однозначно считает свидетельство о праве на наследство в силу ст. 1167 ГК РФ, однако данное толкование не является буквальным.
В постановлениях Правительства РФ не указано, что свидетельство о праве на наследство является единственным документом, подтверждающим право на получение компенсации. Требование Сбербанка об оформлении свидетельств о праве на наследство возлагает на граждан бремя дополнительных расходов, связанных с получением свидетельства вместо документа, подтверждающего статус гражданина как наследника, как это предусмотрено постановлениями Правительства РФ.
Правильным, законным и удобным в практическом отношении в текущий момент представляется, например, следующее решение вопроса.
Компенсация может выплачиваться на основании "документа, подтверждающего права наследника", в том числе, но не исключительно, свидетельства о праве на наследство. Вместо свидетельства может быть представлен иной документ, подтверждающий статус гражданина как бесспорного наследника. Так как форма такого документа действующим законодательством прямо не установлена, а статья 1162 ГК РФ определяет право, а не обязанность получения свидетельства о праве на наследство, и, в свою очередь, статья 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате позволяет нотариусу выдать справку о совершенном нотариальном действии, в частности, о том, что гражданин принял наследство и является наследником, то именно такая справка нотариуса, подтверждающая статус гражданина как наследника, свидетельство о смерти и заявление наследника в совокупности могут быть приняты Сбербанком как законное основание для получения компенсации в установленном законом порядке.
Считаю, что целесообразно внести ясность в этот вопрос. Необходимо либо заменить термин "документ, подтверждающий права наследника", указанный в постановлениях Правительства РФ, исключительно на "свидетельство о праве на наследство", либо предоставить наследнику возможность подтверждать свои права иным документом.
Если же Правительство уточнит необходимость предъявления исключительно свидетельства о праве на наследство в качестве единственного "документа, подтверждающего права наследника", то в этом случае такое свидетельство может быть принято банком к исполнению, только если оно оформлено в соответствии с действующим законодательством. В качестве объекта наследования в этом случае должен быть четко указан объект наследования - имущественное право на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям наследодателя, помещенным на вклад (вклады) в Сбербанк России до 20 июня 1992 года, основанного на Федеральном законе от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", как право требования выплаты денежных средств по гарантированным государством сбережениям наследодателя.
Особое мнение об особенностях объекта при наследовании
Объектом наследования является имущественное право на погашение государственного внутреннего долга, что следует из Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", порядок исполнения которого определяется постановлениями Правительства РФ.
Очевидно, что постановлениями можно определить порядок выплат, но нельзя изменить принцип универсальности правопреемства и одномоментности возникновения наследственных прав, отсутствия каких-либо разделений при наследовании на категории наследников, кроме предусмотренных законодательством очередей и выделения обязательных наследников при наследовании по завещанию.
Однако в практике погашение государственного внутреннего долга при возникновении наследственных отношений имеет свои особенности выплат, что ставит такой объект как минимум в особое положение. Ведь право на погашение такого долга может быть вообще не реализовано по не зависящим от наследников обстоятельствам (возрастная категория, установленная соответствующим постановлением Правительства РФ).
Проиллюстрируем сказанное примерами.
Право возникло на основании Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1092 "О порядке осуществления в 2010 году компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Правительство Российской Федерации постановило утвердить Правила осуществления в 2010 году компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".
В соответствии с Правилами осуществления в 2010 году компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г., являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" (далее - вклады), гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсаций) и дополнительной компенсации по вкладам; гражданам Российской Федерации 1946 - 1991 годов рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) осуществляется выплата компенсации в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г. (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер указанной компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсаций) и дополнительной компенсации по вкладам.
Причем размеры компенсаций определены в зависимости от срока хранения вкладов и определяются с применением определенных коэффициентов.
Постановлением определен порядок реализации законного права вкладчика на компенсацию в зависимости от достижения возраста вкладчика.
Определять условия выплат в отношении вкладчиков - это, безусловно, право государства. Но при этом наследник прав на погашение государственного внутреннего долга в ряде случае не может реализовать такое право и не получит компенсацию.
Еще один пример.
Умер гражданин-вкладчик - 1945 года рождения.
Вариант 1: наследники - граждане по 1945 год рождения включительно.
Вариант 2: наследники - граждане 1946 - 1991 годов рождения.
Вариант 3: наследники - граждане после 1991 года рождения.
В отношении права на компенсации, определенного Постановлением в отношении вкладчиков - граждан Российской Федерации по 1945 год рождения включительно, находящихся в живых, определена компенсация в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 г.
Если вкладчик умирает, то к его наследникам переходит имущественное право на государственный долг, которое, с точки зрения универсальности наследственного правопреемства, должно включать право на вышеуказанную компенсацию, т.е. в 3-кратном размере. Но выплаты производятся по-другому.
Правительство Постановлением определяет выплаты исходя из категорий граждан Российской Федерации следующим образом: данная денежная сумма будет выплачена наследникам как входящая в состав наследственного имущества, наряду с имущественным правом требования выплаты государственного долга, исключительно при особых условиях.
Вариант 1.
Если они (наследники), как и вкладчики, "относятся к указанной категории граждан", т.е. являются лицами, родившимися по 1945 год включительно - им будет осуществлена выплата компенсации в 3-кратном размере остатка вклада.
Вариант 2.
Если наследники являются лицами 1946 - 1991 годов рождения - им будет осуществлена выплата компенсации в 2-кратном размере остатка вклада.
Вариант 3.
Если наследники являются лицами после 1991 года рождения - они, даже являясь наследниками, не получат компенсацию вообще.
Следует заметить, что такое ограничение в переходе прав и обязанностей противоречит основам наследственного правопреемства. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что имущественное право на погашение государственного внутреннего долга, по-видимому, является особым объектом, правопреемство в отношении которого не является наследственным. Если же рассматривать данные отношения как наследование имущественного права, которое переходит к наследникам любых категорий одномоментно в порядке универсального правопреемства, то становится очевидным, что порядок реализации такого права, определенный дополнительными нормативно-правовыми актами, противоречит основам наследственного правопреемства и должен быть пересмотрен.
Кроме того, следует отметить, что характер рассмотренных компенсационных выплат и установленные законом категории физических лиц, имеющих право на их получение в случае смерти вкладчика, не соответствуют концептуальным основам и принципам наследственного права, в частности статье 1112 ГК РФ (в части права на получение компенсации по оплате ритуальных услуг при захоронении умершего вкладчика); статье 1116, главе 63 ГК РФ (в части гарантированного права наследования как физическими лицами, независимо от наличия гражданства РФ и возраста, так и юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами и международными организациями).
К сожалению, данный вопрос не был разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при том что выражение отношения практики к рассмотренной проблеме совершенно необходимо.
Предпринятая в настоящей статье попытка теоретического анализа и разрешения данного вопроса посредством формулирования позиции автора и предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной, в том числе нотариальной, практики имеет целью предотвратить возможную резко негативную реакцию по отношению к нотариату и, как следствие, социальную напряженность со стороны граждан, вызванные существующей правовой неопределенностью в решении столь важного вопроса, как выплата компенсаций.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.