Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.Ф. СУРОВ
Развитие гражданского общества неизбежно приводит к необходимости развития и совершенствования правовых институтов, обеспечивающих реализацию данной задачи. Одним из таких институтов является институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.
Необходимость создания и развития системы саморегулируемых организаций в области экономики была закреплена в качестве приоритетных направлений административной реформы в Российской Федерации еще в Указе Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.
Однако здесь важна и обратная связь, поскольку построение и развитие работающей системы саморегулирования невозможно без четкого определения вектора построения гражданского общества в России. Государство должно четко определить цели и задачи создания системы саморегулирования в той или иной отрасли экономической деятельности, пределы передачи саморегулируемым организациям и их объединениям публично-правовых функций, наделения их в отношении своих членов административными функциями.
Наличие эффективной системы саморегулирования должно позволить государству освободиться от ряда несвойственных ему регулятивных функций предпринимательской деятельности, передав их профессиональному сообществу.
Институт саморегулирования по общему признанию имеет ряд доказанных достоинств:
способность реагировать на быстрые изменения в соответствующей сфере экономической деятельности;
возможность рынка подыскивать и реализовывать подходящий способ регулирования;
обеспечение дополнительной финансовой ответственности перед потребителями услуг и работ;
эффективность в решении вопросов корпоративного поведения на рынках и т.д.
Содержанием саморегулирования является основанное на нормах федерального законодательства регулирование отношений в отдельных сферах экономической деятельности, осуществляемое на основе самоорганизации, т.е. без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство государства заменяется нормативным правовым регулированием и контролем за соблюдением норм законодательства создаваемыми саморегулируемыми организациями.
Базовым законом, давшим фактический старт развитию системы саморегулирования в Российской Федерации, стал Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <2>. Конкретизация отраслевых особенностей системы саморегулирования нашла отражение в ряде законов, таких как Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <3>, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <4>, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <5> и др.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2007. 6 дек.
<3> Российская газета. 1998. 6 авг.
<4> Российская газета. 2002. 2 ноябр.
<5> Российская газета. 2008. 31 дек.
С момента создания институт саморегулирования находится под пристальным вниманием как органов государственной власти <6>, так и ученых - юристов и экономистов <7>.
--------------------------------
<6> См.: Доклад Минэкономразвития России Правительству РФ "Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности", Концепция совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2776-р) и др.
<7> См.: Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ // Международная конфедерация обществ потребителей. М.: ТЕИС, 2005; Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. М.: ИЭПП, 2006; Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики. М., 2013 и др.
В настоящее время уже сложилась достаточно стабильная и разветвленная система саморегулирования во многих отраслях экономической деятельности. Так, по сведениям Минэкономразвития России, по состоянию на декабрь 2015 г. в Российской Федерации насчитывается 1154 саморегулируемые организации, из них 719 саморегулируемых организаций - в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в саморегулируемых организациях. За период с 2010 по 2015 г. общее количество саморегулируемых организаций увеличилось почти в 1,8 раза <8>.
--------------------------------
<8> См.: Концепция совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2776-р) // СЗ РФ. 2016. N 2 (ч. II). Ст. 458.
Следует отметить, что статус "саморегулируемая организация" первоначально приобретался некоммерческими организациями, созданными в организационно-правовой форме "некоммерческое партнерство".
Однако в рамках реформы гражданского законодательства некоммерческие партнерства, а также саморегулируемые организации были отнесены к виду юридического лица, образованного в организационно-правовой форме ассоциации (союза). Кроме того, была установлена императивная норма, обязывающая хозяйствующих субъектов привести учредительные документы, а также наименования юридических лиц в соответствие с нормами гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц <9>.
--------------------------------
<9> См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2304.
Ассоциации (союзы), согласно п. 1 ст. 123.8 Гражданского кодекса РФ, создаются для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Статус ассоциаций (союзов) можно охарактеризовать как рамочный, что обусловлено двумя факторами: 1) введением исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций; 2) "втискиванием" в рамки нескольких организационно-правовых форм всего многообразия существующих ныне организационно-правовых форм, видов и статусов некоммерческих организаций <10>.
--------------------------------
<10> См.: Лескова Ю.Г. Реформирование института юридического лица: вопросы применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации: сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 г., г. Москва) / под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; юридический факультет им. М.М. Сперанского; Юстицинформ, 2015.
Ассоциация (союз) является собственником своего имущества.
Вместе с тем вопросы реализации права собственности ассоциацией (союзом) Гражданским кодексом Российской Федерации в должной мере не урегулированы.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <11> (далее - Закон о некоммерческих организациях), определяющий особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, также не содержит норм, позволяющих четко регламентировать правовой режим имущества ассоциации (союза), не говоря уже об имуществе некоммерческой организации, получившей статус саморегулируемой организации.
--------------------------------
<11> Российская газета. 1996. 24 янв.
При этом следует отметить, что указанные отношения являются общими для некоммерческих организаций и должны регламентироваться именно законодательством о некоммерческих организациях либо содержать прямое указание на регулирование отношений собственности отдельными законами, регулирующими особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных видов и типов, например законодательством о саморегулировании. Нормы Закона о некоммерческих организациях в настоящее время только дублируют положения ГК РФ. Поэтому следует поддержать высказываемые предложения о необходимости признать Закон о некоммерческих организациях утратившим силу в связи с выполненной социальной миссией и приступить к совершенствованию существующего специального законодательства об отдельных видах некоммерческих организаций <12>.
--------------------------------
<12> См.: Абросимова Е.А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2016. N 1.
В результате ряд вопросов, регламентирующих правовые основы деятельности саморегулируемых организаций, прежде всего в части порядка формирования и использования имущества, их реорганизации, принятия решений органами управления, остаются недостаточно урегулированными с правовой точки зрения. Одним из важнейших таких вопросов является и вопрос правового положения компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Члены некоммерческой организации формируют имущество организации путем внесения денежных средств и иными не запрещенными законодательством способами. При этом часть имущества некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме ассоциации (союза), в размере, установленном законом, после получения статуса такой ассоциацией (союзом) "саморегулируемая организация" подлежит обособлению и особому учету в качестве средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
В соответствии с действующим законодательством наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда является одним из основных условий для получения ее статуса "саморегулируемая организация", а полная или частичная утрата компенсационного фонда и невосполнение его до размеров, установленных законодательством, является безусловным основанием для исключения некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Обязанность по формированию компенсационного фонда членами саморегулируемой организации, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве ограничения конституционно гарантированной свободы осуществления экономической деятельности <13>.
--------------------------------
<13> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 461-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мисовца Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 24.6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 5.
Законодательство накладывает ограничения на полномочия собственника в отношении средств, являющихся средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации.
При этом в научной литературе справедливо отмечается, что "проблемы есть буквально на каждом этапе работы с компенсационным фондом: и при формировании, и при размещении, и при управлении средствами фонда" <14>. Вышесказанное подтверждается и судебной практикой, в соответствии с которой, несмотря на то что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации имеют при их создании особый правовой статус (особый порядок оборота), заключающийся в установлении законом ограничений в их использовании, четкой регламентации способов их хранения, установлении исчерпывающего (закрытого) перечня случаев выплат из компенсационного фонда, в момент, когда они попадают на счет кредитной организации, их особый правовой статус (особый порядок оборота) утрачивается, на них начинает распространяться общий правовой режим <15>. В итоге суды начинают рассматривать их в составе единого (необособленного) имущества некоммерческой организации, что создает предпосылки утраты компенсационного фонда, по обстоятельствам, не зависящим от саморегулируемой организации.
--------------------------------
<14> См.: Найденко К.А. Правовой режим компенсационного фонда саморегулируемой организации // Конкурентное право. 2013. N 1.
<15> См.: Определение Арбитражного суда Тульской области от 30 июня 2014 г. по делу N А68-10784/13; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2010 г. N 09АП-7262/2010-ГК по делу N А40-12656/09-44-29Б.
Это обусловливает тот факт, что в научной литературе подходы к определению правовой сущности компенсационного фонда существенно разнятся. В частности, компенсационный фонд саморегулируемой организации рассматривается как "фонд взаимного страхования" <16>, способ исполнения корпоративного обязательства <17>, способ обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации <18> и др. Кроме того, имеет место смешивание понятий "средства компенсационного фонда" и "вступительные и членские взносы" <19>.
--------------------------------
<16> См.: Лысенко Д. Саморегулируемые организации аудиторов в разрезе // Аудит и налогообложение. 2011. N 4.
<17> См.: Кружкова С.В. Компенсационный фонд саморегулируемых организаций: правовые основы формирования и распоряжения средствами // Журнал российского права. 2013. N 1.
<18> См.: Петров Д.А. Правовой режим компенсационного фонда саморегулируемой организации // Арбитражные споры. 2014. N 3.
<19> См.: Найденко К.А. Правовой режим компенсационного фонда саморегулируемой организации // Конкурентное право. 2013. N 1.
При этом важно отметить, что, по мнению федеральных органов государственной власти, "размер взносов в компенсационные фонды зачастую не имеет прямой регулятивной роли и реального экономического обоснования, выполняет скорее роль барьера для входа на рынок для субъектов хозяйственной и профессиональной деятельности, нежели является средством обеспечения исполнения обязательств, связанных с нарушением требований стандартов деятельности члена саморегулируемой организации" <20>.
--------------------------------
<20> См.: Концепция совершенствования механизмов саморегулирования.
Как следует из общих норм гражданского права, компенсационный фонд находится в частной собственности саморегулируемой организации. Право собственности - наиболее полное имущественное право, предусматриваемое гражданским законодательством. Оно основано на действии принципа дозволения совершать любые действия, не запрещенные законом <21>.
--------------------------------
<21> См.: Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С. 29.
При этом Конституцией РФ гарантированы признание и защита равным образом всех форм собственности (ст. 8), охрана частной собственности законом (ст. 5). Более того, ст. 35 Конституции РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом вопросы осуществления мер по обеспечению законности, охране собственности возложены ст. 114 Конституции РФ на Правительство РФ.
Однако законодательство в сфере саморегулирования и законодательство о градостроительной деятельности несколько иначе подошли к регулированию реализации собственниками - некоммерческими организациями, имеющими статус саморегулируемых организаций, вопросов пользования, владения и распоряжения в отношении средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций. Это выражается в том, что законодательство допускает внесудебный порядок изъятия имущества, находящегося в частной собственности, возможность распоряжения таким имуществом федеральными органами государственной власти. В частности, в случае ликвидации некоммерческой организации компенсационный фонд не распределяется, в отличие от иного имущества, между ее участниками, член саморегулируемой организации, прекративший свое членство, лишается права возврата своего взноса в компенсационный фонд, а в случае повторного вступления в члены этой же саморегулируемой организации обязан вновь уплатить взнос в компенсационный фонд, прибыль, полученная от инвестирования средств компенсационного фонда, может быть направлена исключительно на пополнение компенсационного фонда, при прекращении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации компенсационный фонд должен быть передан в полном объеме в соответствующее национальное объединение саморегулируемых организаций (в случаях, установленных законом, - на депозитный счет нотариуса).
Кроме того, вызывает сомнение правомерность принятия решения о возможности направления средств компенсационного фонда на приобретение саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства облигаций открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и облигаций с залоговым обеспечением, выпущенных в целях финансирования приобретения построенных в рамках программы объектов инженерно-технического обеспечения <22>.
--------------------------------
<22> См.: Постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 19. Ст. 2438.
Нельзя не отметить необоснованные предложения Минстроя России о частичном распространении правового режима компенсационного фонда в части возмещения вреда и на иное имущество саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций <23>.
--------------------------------
<23> См.: Проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" // http://regulation.gov.ru/project/26778.html.
Не в полной мере соответствует общим принципам гражданского законодательства и норма ч. 8 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающая возможность перечисления зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда по заявлению индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия их в члены другой саморегулируемой организации, поскольку прав на данные средства они не имеют.
Указанная норма позволяет отдельным органам государственной власти делать неправомерные выводы, что средства, уплаченные хозяйствующим субъектом в компенсационный фонд саморегулируемой организации, остаются в собственности такого хозяйствующего субъекта, саморегулируемая организация не становится собственником данных средств и, как следствие из этого, при добровольном выходе денежные средства должны быть возвращены <24>. Признавая недостаточную урегулированность данного вопроса, тем не менее судебный пристав-исполнитель накладывает арест на денежные средства саморегулируемой организации, тем самым фактически блокируя ее работу, имеют место списания средств с расчетных счетов вместо средств компенсационного фонда, размещенных на депозите. Результатом таких неправомерных действий становятся длительные разбирательства в суде, а государство несет дополнительные расходы.
--------------------------------
<24> Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста и обращении взыскания на денежные средства от 20 октября 2015 г. N 15189/15/77004СД.
Более того, отдельные кредитные организации обращаются в Правительство Российской Федерации с предложениями об определении управляющей компании в отношении средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, забывая, что данные средства - частная собственность некоммерческих организаций <25>.
--------------------------------
<25> См.: Предложения ПАО "Банк Уралсиб".
Таким образом, правовое положение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации до настоящего времени должной правовой регламентации не получило. Средства компенсационного фонда, юридически являясь частной собственностью некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, фактически такой собственностью не являются. Сведения о размере и составе компенсационного фонда для многих потребителей работ и услуг членов саморегулируемых организаций, несмотря на предпринятые меры об информационной открытости саморегулируемых организаций, не стали доступными.
Предлагаемые профессиональным сообществом меры по сохранению средств компенсационного фонда в результате утраты их вследствие прекращения деятельности кредитных организаций органами государственной власти не учитываются. Возможность возврата денежных средств, внесенных членами саморегулируемой организации в компенсационный фонд саморегулируемой организации после прекращения ее деятельности и истечения сроков гарантийных обязательств на выполненные работы и услуги, до настоящего времени не урегулирована.
Законодательное регулирование порядка использования средств компенсационных фондов саморегулируемой организации, находящихся в частной собственности, уполномоченными органами исполнительной власти не соответствует основополагающим принципам Конституции РФ, направленным на охрану частной собственности в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Абросимова Е.А. Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2016. N 1.
2. Кружкова С.В. Компенсационный фонд саморегулируемых организаций: правовые основы формирования и распоряжения средствами // Журнал российского права. 2013. N 1.
3. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ // Международная конфедерация обществ потребителей. М.: ТЕИС, 2005.
4. Лескова Ю.Г. Реформирование института юридического лица: вопросы применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации: сборник научно-практических статей II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (22 апреля 2015 года, г. Москва) // под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; юридический факультет им. М.М. Сперанского; Юстицинформ, 2015.
5. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как правовой способ организации предпринимательских отношений: проблемы теории и практики. М., 2013.
6. Лысенко Д. Саморегулируемые организации аудиторов в разрезе // Аудит и налогообложение. 2011. N 4.
7. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
8. Найденко К.А. Правовой режим компенсационного фонда саморегулируемой организации // Конкурентное право. 2013. N 1.
9. Петров Д.А. Правовой режим компенсационного фонда саморегулируемой организации // Арбитражные споры. 2014. N 3.
10. Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. М.: ИЭПП, 2006.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.