Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Р.Р. САДРИЕВА
Российская Федерация, как постоянно действующая в интересах всего населения политическая и юридическая организация общества, является субъектом гражданского права. На сегодняшний день среди конституционалистов и цивилистов ведется полемика по поводу целесообразности введения в российское гражданское законодательство в отношении государства зарубежного института юридического лица публичного права. От теоретического установления гражданско-правовой сущности Российской Федерации будут зависеть объем гражданских прав, обязанностей и гражданской ответственности.
В настоящей статье исследовано большинство основных концепций сущности государства и выражено авторское мнение по данному вопросу.
Правовая основа участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях содержится в положениях Конституции РФ <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1993. 25 декабря; URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.07.2014).
Правовой статус государства регулируется главой 5 ГК РФ, которая имеет название "Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством" и содержит четыре статьи - 124 - 127. Исходя из такой формулировки можно сделать вывод, что законодатель обособляет государство от юридических лиц в отдельную группу субъектов. С другой стороны, можно констатировать, что законодатель, тем не менее, определяет, что участие государства в гражданских правоотношениях регулируется теми же нормами, что и участие юридических лиц.
Позиция законодателя в этом вопросе с момента принятия части первой ГК РФ от 30 ноября 1994 года и по сегодняшний день остается неизменной, несмотря на масштабную реформу гражданского законодательства, которая началась в 2013 году.
Концепции советских и российских ученых о сущности государства как субъекта гражданского права можно разделить на две большие группы.
Такие ученые, как Б.Б. Черепахин, А.В. Венедиктов, Р.В. Шенгелия, А.П. Сергеев, В.Г. Голубцов, В.А. Болдырев, Е.Б. Крылова, Б.Б. Инжиева, О.Г. Барткова, придерживаются позиции, что РФ, в связи с наличием у нее властных полномочий, является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Другая группа ученых, которую представляют С.Н. Братусь, О.Е. Кутафин, В.Е. Чиркин, А.В. Винницкий, А.В. Костин, М.В. Смородинов, Д.В. Пятков, обосновывают концепцию, что государство является "юридическим лицом публичного права" по аналогии с зарубежными правопорядками, в которых исторически возникли и действуют юридические лица публичного права. Существует также третья группа ученых, которые занимают промежуточную позицию, констатируя, что государство имеет признаки юридического лица, одновременно обладая властной сущностью. Группа этих ученых представлена именами С.С. Алексеева, М.И. Брагинского, А.С. Левчук, А.А. Кузина.
Рассмотрим позиции ученых, которые являются приверженцами первой группы.
Советское государство выделялось в качестве самостоятельного субъекта гражданского права, обладающего привилегиями и не тождественного юридическим лицам, в связи с тем, что оно обладало правом социалистической собственности на основные фонды и средства производства. Таким примером исключения из общего правила была норма о применении исковой давности, которая была закреплена в статье 90 ГК РСФСР: исковая давность не распространяется на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения колхозов и иных кооперативных и других общественных организаций или граждан <2>.
--------------------------------
<2> Свод законов РСФСР. 1988. Т. 2. С. 7.
Эта мысль прослеживается в научных трудах Б.Б. Черепахина, который в обоснование существования в советском гражданском законодательстве этой нормы писал, что решающие производственные фонды находятся в составе государственной собственности, поэтому необходимо обеспечить этой форме социалистической собственности наиболее эффективную защиту <3>.
--------------------------------
<3> См.: Черепахин Б.Б. Спорные вопросы понятия и действия исковой давности // Советское государство и право. 1957. N 7. С. 62 - 70. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/22/page_30.html#34 (дата обращения: 17.03.2015).
С.М. Корнеев в своих работах по гражданскому праву относительно сущности государства писал, что оно не может рассматриваться как юридическое лицо, т.к. оно выступает в одно и то же время и как носитель политической власти (суверен), и как собственник и осуществляет право собственности в неразрывной связи с политической властью <4>.
--------------------------------
<4> См.: Корнеев С.М. Избранное / Сост. и науч. ред. П.В. Крашенинников. М., 2012; СПС "КонсультантПлюс".
Идеологические основы данной концепции можно проследить у П. Виткявичюса, указывающего на то, что деятельность государства как субъекта гражданского права нельзя сравнивать с деятельностью юридического лица, т.к. оно не может вступать в гражданские отношения с созданными им же субъектами - государственными органами, учреждениями и предприятиями <5>.
--------------------------------
<5> См.: Виткявичюс П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс, 1978. С. 64.
А.П. Сергеев и В.Г. Голубцов, Е.Б. Крылова, Б.Б. Инжиева, О.Г. Барткова придерживаются того, что РФ занимает особое место среди иных субъектов гражданского права, в связи с тем, что она является публично-властным образованием, наделенным суверенитетом, и остается таковым в любых правовых отношениях вне зависимости от их вида.
В целом из анализа вышеуказанных концепций, которые обосновывают правовой статус РФ как особого субъекта гражданского права, можно сделать вывод, что при установлении гражданско-правовой сущности государства происходит смешение государственных функций административного управления и прав и обязанностей хозяйствующего субъекта. Такой подход является неверным, так как участие даже такого субъекта как государство в гражданских отношениях, не может изменить существо самих отношений, основанных на юридическом равенстве, правовой автономии, диспозитивности.
Основные концепции сущности государства, суть которых заключается в том, что государство является самостоятельным видом субъекта гражданского права, были разработаны в большинстве своем в советское время, при отсутствии рыночных отношений в условиях плановой экономики, когда гражданское право практически отсутствовало. В части участия государства в гражданском обороте оно было подчинено административному праву.
Рассмотрим позиции ученых, которые относят государство к "юридическому лицу публичного права".
Исторически сложилось так, что система юридических лиц в зарубежных странах строилась на началах деления всего права на публичное и частное <6>. Соответственно, существовало деление на юридические лица публичного и частного права. Однако до сих пор не установлено единых признаков этого деления. Были установлены лишь общие правила: юридические лица публичного права - это те юридические лица, которые создаются или непосредственно законом, или административным актом для исполнения публичных задач.
--------------------------------
<6> См.: Муталиева А.А. Сочетание частного и публичного интересов в правовом регулировании туристской деятельности // Евразийский юридический журнал. 2011. N 11(42). С. 85.
В этой связи в Германском гражданском уложении 1896 года в параграфе 89 к юридическим лицам публичного права были отнесены казна, публично-правовые корпорации, учреждения и органы <7>. Известный исследователь германского гражданского права Л. Эннекцерус отмечал, что "...традиционно к юридическим лицам публичного права относилось не только государство, юридическими лицами публичного права являлись разнородные субъекты гражданского права" <8>.
--------------------------------
<7> Gesetzbuch (BGB). § 89 Haftung Organe; Insolvenz // URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bgb/89.html (дата обращения: 04.07.2015).
<8> См.: Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Введение и общая часть / Под ред. Д.М. Генкина, И.Б. Новицкого. М., 1949. Том 1. Полутом 1. С. 423 - 424.
Также можно обратиться к словам М.И. Кулагина, который относительно сущности юридических лиц публичного права указывал, что обычно публичными признаются юридические лица, которые обладают государственно-властными полномочиями, а частные юридические лица лишены этого качества, однако это деление лишено какого-нибудь практического значения <9>.
--------------------------------
<9> См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1987. С. 30 - 31.
Особенности государства как субъекта гражданского права С.Н. Братусь сводил к наличию законодательной функции у государства и невозможности применить нормы о создании и прекращении государства как юридического лица <10>. Современный цивилист М.В. Смородинов также рассматривал государство как юридическое лицо публичного права.
--------------------------------
<10> См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). М., 1947. С. 62 - 63.
Интересной, однако, без сомнения спорной, является точка зрения Д.В. Пяткова о том, что в гражданских правоотношениях участвуют не Российская Федерация и субъекты Российской Федерации как публично-властные организации, а в таких отношениях участвуют одноименные лица, являющиеся юридическими лицами <11>.
--------------------------------
<11> См.: Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб., 2003. С. 58 - 59.
О.Е. Кутафин <12>, В.Е. Чиркин <13> предлагают ввести понятие "юридического лица публичного права" в отношении государства как участника отношений, регулируемых гражданским законодательством.
--------------------------------
<12> См.: Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. N 1; СПС "КонсультантПлюс".
<13> См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007. 352 с.; СПС "КонсультантПлюс".
А.В. Винницкий <14>, В.И. Лафитский <15>, В.П. Мозолин <16> стоят на той позиции, что понятие "юридического лица публичного права" необходимо ввести в российское гражданское законодательство в отношении юридических лиц, имеющих государственное участие и выполняющих особые публичные функции.
--------------------------------
<14> См.: Винницкий А.В. О необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2011. N 5; СПС "КонсультантПлюс".
<15> См.: Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2011. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
<16> См.: Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2011. 184 с.
Среди цивилистов на сегодняшний день ведется полемика по поводу введения в отношении государства как субъекта гражданского права новой для российского права конструкции "юридического лица публичного права". Также довольно часто поднимается вопрос о соотношении правовых статусов РФ и субъектов РФ <17>. Однако, в сущности, такая конструкция, как "юридическое лицо публичного права", - это констатация факта участия государства в гражданских правоотношениях как юридического лица.
--------------------------------
<17> См.: Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. N 10. С. 5 - 12; Маклашова Е.Г. Государственная власть Якутии в условиях трансформации российской государственности. Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2008. 158 с.
Следующие концепции, требующие анализа, - это промежуточные позиции, в соответствии с которыми государство обладает признаками юридического лица, одновременно обладая особенностями, обусловленными его властной сущностью.
Одним из первых об этом писал Д.И. Мейер, который относил государство к юридическим лицам, отмечая его особенности: во-первых, государство обладает разнообразным имуществом; во-вторых, особенным организационным устройством: казна, как и другие юридические лица, действует через представителя <18>.
--------------------------------
<18> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2003. Часть 1. С. 107.
М.И. Брагинский отмечал, что государство и юридическое лицо обладают общими признаками: организационным единством, обособленностью имущества, самостоятельностью имущественной ответственности, поэтому содержание гражданской правоспособности государства в значительной степени совпадает с содержанием гражданской правоспособности юридических лиц, за исключением некоторых гражданских прав <19>.
--------------------------------
<19> См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С. 134.
По мнению С.С. Алексеева <20>, а также таких ученых, как А.С. Левчук, А.А. Кузин, государство обладает такими признаками юридического лица, как имущественная обособленность и самостоятельная имущественная ответственность. Промежуточные позиции подтверждают то, что государство является юридическим лицом, обладая его признаками.
--------------------------------
<20> См.: Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. Гражданское право: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. С. 87.
Концепции, признающие особую природу государства как субъекта гражданского права, возникли в социально-экономических условиях советского времени, что было обусловлено отсутствием рыночных отношений, плановой экономикой, командно-административной системой управления. Такая правовая форма участия государства в гражданских правоотношениях не соответствует признакам метода гражданско-правового регулирования и нарушает основополагающий принцип равноправия субъектов гражданских правоотношений. Эта правовая позиция перешла в действующий ГК РФ, что не соответствует традиционным российским дореволюционным цивилистическим традициям и зарубежным представлениям о государстве как юридическом лице.
Использование в зарубежных правопорядках конструкции "юридическое лицо публичного права" - это по существу констатация правовых особенностей устройства и деятельности искусственных (юридических) лиц, преследующих публичные интересы, что еще раз подчеркивает отношение к таким организациям, в том числе и к государству (казне) в частных отношениях, как к юридическим лицам.
Государство как субъект гражданского права в полной мере обладает признаками юридического лица, поэтому существующая в ГК РФ конструкция юридического лица может быть успешно использована обществом для участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях. Признание государства юридическим лицом отражает традиции дореволюционного российского гражданского права и современного законодательства большинства зарубежных стран континентального и англосаксонского права. Этот классический цивилистический подход позволяет обществу использовать конструкцию юридического лица для участия государства в гражданских правоотношениях без создания какого-либо дополнительного правового понятия.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.07.2014).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.07.2015).
3. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2011. 184 с.
4. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М.: Юридическая литература, 1981. 192 с.
5. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). М., 1947. С. 62 - 63.
6. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. 839 с.
7. Винницкий А.В. О необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2011. N 5; СПС "КонсультантПлюс".
8. Виткявичюс П.П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс: Минтис, 1978. 208 с.
9. Инжиева Б.Б. Участие государства в современном гражданском обороте: Монография. М., 2014; СПС "КонсультантПлюс".
10. Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М.: УДН, 1987. 176 с.
11. Кутафин О.Т. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. N 1; СПС "КонсультантПлюс".
12. Корнеев С.М. Избранное. М., 2012; СПС "КонсультантПлюс".
13. Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2011. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
14. Маклашова Е.Т. Государственная власть Якутии в условиях трансформации российской государственности. Якутск: ИГИ AH РС (Я), 2008. 158 с.
15. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2003. Часть 1. 246 с.
16. Муталиева А.А. Сочетание частного и публичного интересов в правовом регулировании туристской деятельности // Евразийский юридический журнал. 2011. N 11(42). С. 85 - 88.
17. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб., 2003. 329 с.
18. Черепахин Б.Б. Спорные вопросы понятия и действия исковой давности // Советское государство и право. 1957. N С. 62 - 70. URL: http://civil.consultant.ru/elib/books/22/page_30.html#34.
19. Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. N 10. С. 5 - 12.
20. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007. 352 с.; СПС "КонсультантПлюс".
21. Шенгелия Р.В. Советское государство как субъект гражданского права. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1984. 72 с.
22. Эннекцерус Л. Курс германского гражданского права. Введение и общая часть. М.: Издательство иностранной литературы, 1949. Том 1. Полутом 1. 429 с.
23. Голубцов В.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 54 с.
24. Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 236 с.
25. Кузин А.А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых договорных отношениях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 204 с.
26. Левчук А.С. Гражданская правосубъектность Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 30 с.
27. Смородинов М.В. Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. 230 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.