Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОГОВОР ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ
Л.В. ОСИПОВА
В настоящее время в правоприменительной практике все чаще можно встретить исковые заявления прокуроров в арбитражные суды с требованием о признании договоров об организации питания обучающихся (заключаемых образовательными организациями) недействительными сделками по мотиву их мнимости (часть 2 ст. 170 Гражданского кодекса РФ) <1>.
--------------------------------
<1> См. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2013 г. по делу N А56-21532/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2012 г. по делу N А56-21531/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
В целях определения квалификации договора об организации питания обучающихся необходимо обратиться к части 2 ст. 170 ГК РФ, согласно которой притворной признается сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, и является ничтожной. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дал разъяснение: "...согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно" (п. 87).
Таким образом, договор об организации питания обучающихся (сделка) может быть признан недействительным только в случае совокупности следующих обстоятельств: договор направлен на достижение других правовых последствий; прикрывает иную волю всех участников сделки. При этом намерения одного участника совершить притворную сделку для применения пункта 2 ст. 170 ГК РФ недостаточно. В связи с этим лицу, заявляющему о недействительности сделки (договора об организации питания обучающихся), необходимо доказать, что договор имеет целью не организацию питания обучающихся (и такие правовые последствия вообще отсутствуют), а направлен на иные правовые последствия, которые также необходимо установить.
Для выяснения правовой сущности рассматриваемого договора (и его правовых последствий) необходимо обратиться к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с подпунктом 15 п. 3 и пунктом 6 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в числе прочего создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организация питания обучающихся. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся (ст. 41 Закона N 273-ФЗ). При этом согласно пункту 1 ст. 41 охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся.
Прямой нормой статьи 37 Закона N 273-ФЗ определено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Следует заметить, что организация питания обучающихся является не просто обязанностью образовательного учреждения, а лицензионным требованием, соблюдение которого лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В силу пункта 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно пункту 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 37 (организация питания обучающихся) и статьей 41 (охрана здоровья обучающихся) Закона N 273-ФЗ.
Таким образом, выяснив, что образовательная организация обязана обеспечить организацию питания обучающихся (являющегося лицензионным требованием), необходимо установить, через какой правовой механизм осуществляется реализация организации питания обучающихся.
Закон N 273-ФЗ содержит всего лишь термин "организация питания обучающихся", но не определяет ни содержание этого понятия, ни механизм реализации данного действия. Не дает ответ на поставленный вопрос и анализ подзаконных актов Министерства образования РФ. В связи с этим следует проанализировать Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Так, согласно статье 9.2 этого Закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Пункт 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ определяет, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и вправе осуществлять только виды деятельности, определенные в учредительных документах. Если бюджетное учреждение в качестве цели (не основной) ставит извлечение прибыли, такая цель должна быть отражена в Уставе.
Что касается имущества, закрепленного за учреждением, то согласно статье 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.
Таким образом, законодателем установлен предел владения и пользования имуществом, переданным учреждению:
- цель деятельности учреждения;
- назначение имущества (переданного в оперативное управление учреждению).
Буквальное толкование вышеприведенных норм позволяет прийти к выводу: имущество, закрепленное на праве оперативного управления за учреждением, может быть использовано учреждением в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности. То есть, если извлечение прибыли не является основной целью деятельности учреждения (не установлена в Уставе), то имущество, закрепленное за учреждением, не может быть использовано в целях предпринимательской деятельности. И наоборот: если извлечение прибыли наличествует в Уставе учреждения в качестве основной цели деятельности, оно вправе использовать закрепленное имущество в предпринимательских целях (при соблюдении назначения имущества).
Для выяснения правового механизма, через который осуществляется реализация образовательным учреждением обязанности по организации питания обучающихся, необходимо обратиться к письму Рособрнадзора от 23 декабря 2011 г. N 05-4806 "О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности". Так, в разделе IV (правовые аспекты соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности) указанного письма определено, что при проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий "необходимо также учитывать наличие условий для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием. Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 32 Закона "Об образовании" 1992 г. создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения отнесено к компетенции образовательного учреждения.
При этом у лицензиата должны быть оборудованные для этих целей соответствующие помещения, договор (или иной локальный акт образовательного учреждения) об организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. При наличии в штате образовательного учреждения медицинского работника наличие лицензии на медицинскую деятельность обязательно".
Таким образом, бюджетное учреждение (обладая специальной правоспособностью), исполняя лицензионное требование по организации питания обучающихся, должно соблюсти правовые аспекты соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а также учесть цель деятельности учреждения, назначение имущества, переданного в оперативное управление учреждению.
Системное толкование обозначенных выше норм права позволяет сделать вывод, что лицензионное требование по организации питания обучающихся должно быть реализовано через договор об организации питания. При этом следует заметить: договор об организации питания достаточно многогранен, он может исполняться по месторасположению, выбранному заказчиком, может быть в форме выездного обслуживания, розничной продажи продукции общественного питания и т.д.
В частности, ГОСТ Р 55051-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу" устанавливает общие требования к организации кейтеринга. Предприятие по оказанию услуг кейтеринга (кейтеринговая компания, организация) - предприятие общественного питания (индустрии питания), оказывающее услуги по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и физическими лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания.
ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" также дает понятие кейтеринга, под которым понимается деятельность предприятия общественного питания (индустрии питания), заключающаяся в оказании услуг по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и частными лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания с привлечением всех предприятий и служб, оказывающих подрядные услуги по организации питания.
При этом часть 2 ГОСТ 31985-2013 устанавливает, что кейтеринг различают по месту, способу оказания услуг и их стоимости: событийный кейтеринг, питание на транспорте (в том числе бортовое питание), социальное питание (в образовательных и медицинских учреждениях, корпоративное питание, питание в исправительных заведениях, армии и т.д.).
Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:
- организация питания обучающихся является обязанностью образовательной организации (лицензионное требование при осуществлении образовательной деятельности) и должна быть реализована через договор об организации питания (письмо Рособрнадзора от 23 декабря 2011 г. N 05-4806);
- кейтеринг (договор об организации питания обучающихся), квалифицируемый по способу оказания услуг, является социальным питанием (осуществляемым образовательными учреждениями) (ГОСТ 31985-2013, ГОСТ Р 55051-2012).
Следующий вопрос, требующий выяснения, заключается в определении статуса имущества, с возможным использованием которого осуществляется кейтеринг. Для этого необходимо обратиться к ГОСТам, которые регулируют отношения по кейтерингу. Так, ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" устанавливает, что общественное питание (индустрия питания) - самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
ГОСТ 31985-2013 определяет кейтеринг как деятельность предприятия общественного питания, заключающуюся в оказании услуг по организации питания по месторасположению, выбранному сторонними организациями и частными лицами, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания с привлечением всех предприятий и служб, оказывающих подрядные услуги по организации питания.
Таким образом, услуги по организации питания (кейтеринг) могут быть осуществлены вне места нахождения предприятия общественного питания. Месторасположение оказания таких услуг определяется сторонами, т.е. стороны могут определить, что местом оказания услуг могут быть, например, помещения, принадлежащие заказчику (что не означает их передачу во временное владение и (или) пользование).
В данном контексте необходимо напомнить норму статьи 296 ГК РФ, согласно которой учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением указанного имущества.
В результате услуга по организации питания (кейтеринг) может осуществляться без передачи помещений исполнителю. Однако возможна и передача имущества исполнителю в целях оказания услуг по организации питания. В данном случае возникает вопрос, на каком праве возможна передача имущества: на праве аренды (ст. 606 ГК РФ) или безвозмездного пользования (ст. 689 ГК РФ)?
Установив обязанность образовательного учреждения обеспечить организацию питания, законодатель устранился от регулирования правоотношений, позволяющих определить, на каком праве может быть передано имущество исполнителю. Учитывая, что специальное правовое регулирование по рассматриваемому вопросу отсутствует, представляется, что решение данного вопроса возможно только с учетом специальной правоспособности образовательного учреждения.
В ходе исследования выяснен предел владения и пользования имуществом, переданным учреждению в оперативное управление:
- цель деятельности учреждения;
- назначение имущества.
Если бюджетное учреждение своей целью в учредительных документах не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности (и отсутствует прямое указание законодателя на передачу имущества в аренду в целях организации питания обучающихся), то заключение договора аренды будет осуществлено в противоречие с целями деятельности образовательного учреждения, обладающего специальной правоспособностью.
Что касается передачи образовательной организацией в безвозмездное пользование имущества (ст. 689 ГК РФ) в целях организации питания исполнителю услуги, то данное "оформление отношений" не противоречит специальной правоспособности образовательной организации (даже является соблюдением правоспособности), не нарушает специальный запрет, которого не существует в правовом регулировании рассматриваемых отношений.
Таким образом, договор об организации питания обучающихся детерминирован образовательной деятельностью образовательной организации; специальное и надлежащее правовое регулирование отношений по определению объема и характера прав по передаче и (или) не передаче учреждением имущества в целях исполнения договора об организации питания в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
Библиография
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.