Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ И ГАЗА ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ
К.В. КОРЕПАНОВ
Различные аспекты договорного регулирования в сфере энергетики являются предметом многих правовых исследований <1>.
--------------------------------
<1> См. подр.: Энергетическое право: общая часть: особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2015. С. 116 - 171; Актуальные проблемы энергетического права: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2015. С. 49 - 165; Храпова О.К. Практика разрешения споров, связанных с оплатой дополнительных работ при исполнении нефтесервисных контрактов // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 33 - 38; Корепанов К.В. Условия договоров транспортировки нефти и газа и судебная практика // Правовой энергетический форум. 2014. N 2. С. 40 - 42.
В настоящей статье уделяется внимание особенностям, характерным для порядка заключения договоров об оказании услуг по транспортировке нефти и газа по магистральным трубопроводам с учетом судебной практики.
Остановимся сначала на особенностях заключения договора об оказании услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации <2> установлен специальный порядок для заключения договора по сравнению с общим порядком заключения договоров в ГК РФ.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1943.
Для заключения договора с трубопроводной организацией лицо до 15 августа года, предшествующего году транспортировки, представляет трубопроводной организации в письменной форме заявку на получение услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, содержащую inter alia планируемые сроки начала и окончания поставок нефти (нефтепродуктов); предполагаемые пункты отправления; предполагаемые пункты назначения или перевалки на другие виды транспорта; количество поставляемой нефти (нефтепродуктов).
К заявке должны быть приложены inter alia документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на нефть (нефтепродукты), в том числе возникающее в будущем; документы, подтверждающие участие заявителя в биржевой торговле при покупке или продаже нефти (нефтепродуктов) на товарной бирже, на количество нефти (нефтепродуктов), в отношении которого подается заявка; нотариально заверенные копии лицензий на право пользования недрами, кроме заявителей - участников биржевой торговли; паспорт качества нефти; документы, подтверждающие соответствие нефтепродуктов установленным требованиям в области технического регулирования; выписка из реестра учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации или выписка из реестра субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, кроме заявителей - участников биржевой торговли.
В случае несоблюдения требований о содержании заявки и прилагаемых к ней документов трубопроводная организация в течение пяти дней возвращает поступившие документы без рассмотрения. Запрещено требовать предоставление сведений и документов, не предусмотренных Правилами. Отказ в приеме заявки к рассмотрению при представлении надлежаще оформленных и достаточных сведений и документов не допускается.
Трубопроводная организация рассматривает поступившие заявки, принимает решение в отношении заявок и направляет заявителям извещение о принятом решении до 20 ноября года, предшествующего году транспортировки.
По результатам рассмотрения заявок оператор принимает решение о полном или частичном удовлетворении заявки и заключении договора до 1-го числа календарного года транспортировки либо отказе в удовлетворении заявки.
При принятии решения о полном или частичном удовлетворении заявки к извещению о принятом трубопроводной организацией решении прилагается подписанный ею проект договора (в двух экземплярах). Потребитель, получивший подписанный оператором проект договора, в течение 10 дней со дня его получения должен его рассмотреть и в случае отсутствия замечаний и предложений направить один экземпляр подписанного договора трубопроводной организации. Договор считается заключенным со дня подписания его потребителем.
В случае отсутствия возможности удовлетворения заявки в полном объеме вследствие недостаточной пропускной способности магистрального трубопровода, позволяющей осуществить транспортировку заявленного количества нефти (нефтепродуктов) через заявленные пункты отправления и пункты назначения, трубопроводная организация принимает решение о частичном удовлетворении заявки в установленной Правилами очередности пропорционально заявленному количеству транспортировки нефти (нефтепродуктов).
Данные Правила обеспечения недискриминационного доступа распространяются на все субъекты естественной монополии, оказывающие услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, к которым, помимо ОАО "АК Транснефть" <3> и ее дочерних организаций, относятся ОАО "Саханефтегазсбыт" <4>, ООО "Нефтетранспортная компания" <5>, ЗАО "ТНП Брянск" <6>.
--------------------------------
<3> На данный момент указанные компании не внесли изменения в отношении организационно-правовой формы в соответствии с изменениями корпоративного законодательства в отношении акционерных обществ.
<4> Включено в реестр субъектов естественных монополий на основании Приказа ФСТ России от 08.07.2010 N 318-э // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. 2010. N 25.
<5> Включено в реестр субъектов естественных монополий на основании Приказа ФСТ России от 12.11.2008 N 396-э // Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. 2008. N 42.
<6> Включено в реестр субъектов естественных монополий на основании Приказа ФСТ России от 30.04.2004 N 32-э/14. Документ опубликован не был. URL: http://fstrf.ru.
При заключении договора с ОАО "АК Транснефть", помимо соблюдения порядка заключения договора на год, необходимо предоставлять в установленные сроки квартальные и месячные заявки, а для транспортировки конкретной партии нефти - заказ на транспортировку, в соответствии с которым ОАО "Транснефть" оформляет маршрутное поручение, на основании которого уже производится транспортировка конкретной партии нефти <7>.
--------------------------------
<7> Раздел 6.1 Договора об оказании услуг по транспортировке нефти на 2016 год ОАО "АК "Транснефть". URL: http://www.transneft.ru/u/section_file/19552/2_tipovaya_forma_dogovora_2.doc.pdf.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В заключаемом на год договоре об оказании услуг по транспортировке отсутствуют существенные условия, необходимые для транспортировки конкретной партии нефти: какое именно количество нефти должно быть транспортировано из конкретного места приема в другое конкретное место сдачи и в какой конкретно период времени. Договор об оказании услуг по транспортировке на год содержит только общие условия, оформляющие отношения сторон, и соответственно, в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ данный договор не может являться основанием для транспортировки конкретной партии нефти в отсутствие согласованных основных условий. Такая система договоров mutatis mutandis аналогична системе договоров перевозки груза и организации перевозок (ст. 798 ГК РФ и ст. 118 КТМ РФ).
На основании всего вышеизложенного можно резюмировать, что направлением месячной заявки (оферты) и маршрутного поручения (акцепта) стороны заключают договор об оказании услуг по транспортировке конкретной партии нефти (ст. 433 ГК РФ), на основании которого возникает обязательство исполнителя осуществить транспортировку конкретной партии нефти. При этом, помимо правоотношений, возникающих из транспортировки конкретной партии нефти, между сторонами существуют правоотношения организационного характера из договора об оказании услуг по транспортировке на год, направленные на систематизацию долгосрочных отношений по транспортировке между ними. Договор, оформляющий организационные отношения по транспортировке на год, имеет правовую природу рамочного договора (ст. 429.1 ГК РФ).
Далее хотелось бы остановиться на особенностях, характерных для заключения договора об оказании услуг по транспортировке газа по магистральным трубопроводам.
Порядок заключения договора об оказании услуг по транспортировке газа по газотранспортной системе ОАО "Газпром" урегулирован Положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" <8> и Правилами поставки газа в РФ <9> и также является специальным по сравнению с общим порядком заключения договора Гражданского кодекса РФ.
--------------------------------
<8> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3525.
<9> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 770.
Так, для заключения договора необходимо наличие следующих условий:
- наличие свободных мощностей в газотранспортной системе на соответствующем участке в предлагаемый период поставки газа;
- соответствие качества и параметров поставляемого газа действующим стандартам, техническим условиям и другим нормативно-техническим документам;
- наличие к предлагаемому началу поставки газа подводящих газопроводов у поставщиков и газопроводов-отводов к покупателям с пунктами учета и контроля качества газа.
Независимые организации для получения доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" представляют в ОАО "Газпром" заявку, которая inter alia должна содержать следующие сведения:
- источники газа и их характеристики; качественные характеристики и параметры поставляемого газа, документы, подтверждающие право собственности на газ или подтверждающие договорные отношения по покупке (продаже) газа;
- сроки начала и окончания поставок газа; объемы поставок газа (для среднесрочных и долгосрочных контрактов по годам на весь срок поставок и по кварталам на первый год поставок, для краткосрочных контрактов - по месяцам на весь срок поставок);
- условия поставок газа (прерываемые или непрерываемые);
- места подключения к газотранспортной системе ОАО "Газпром" подводящего газопровода и сдачи газа покупателю;
- подтверждение газораспределительной организации и потребителя о готовности к приему заявленного газа в период поставки газа.
Срок подачи заявок в Положении установлен следующим образом:
- для заключения договоров сроком действия не более одного года (краткосрочных контрактов) - не позднее чем за месяц и не ранее чем за три месяца до указанной в заявке даты начала поставок;
- для заключения договоров сроком действия более одного года, но менее пяти лет (среднесрочных контрактов) - не позднее чем за три месяца и не ранее чем за один год до начала года, в котором будут осуществляться поставки;
- для заключения договоров сроком действия более пяти лет (долгосрочных) - не позднее чем за шесть месяцев и не ранее чем за три года до начала года, в котором будут осуществляться поставки.
При отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности газотранспортной системы установлен соответствующий порядок удовлетворения заявок по приоритетности: в первую очередь, поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения, для транспортировки отбензиненного сухого газа, получаемого в результате переработки нефтяного (попутного) газа; во вторую очередь, организациям, которые реализуют и приобретают природный газ на организованных торгах; в третью очередь, поставщикам газа, предусматривающим поставки газа в течение более длительного срока по сравнению с другими заявителями.
Заявки остальных независимых организаций удовлетворяются с учетом требований антимонопольного законодательства либо пропорционально заявленным объемам транспортировки газа, либо на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положением установлены сроки для рассмотрения заявок на заключение договоров. В результате рассмотрения заявки ОАО "Газпром" принимает одно из следующих решений: о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой или с частичным удовлетворением заявки; либо о мотивированном отказе от заключения договора.
В срок не позднее для краткосрочных контрактов одного месяца, для среднесрочных контрактов - двух месяцев и для долгосрочных контрактов - трех месяцев со дня принятия решения о полном или частичном доступе к газотранспортной системе заключаются договоры на транспортировку газа по форме, разработанной ОАО "Газпром" в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением. В указанных договорах в соответствии с условиями предоставления доступа определяются объемы, маршруты, тарифы и другие условия транспортировки газа согласно Положению.
Пунктом 1 Правил поставки газа установлено, что они обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети, а в абз. 5 п. 3 Правил под газотранспортной организацией понимается организация, обеспечивающая транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях.
В соответствии с п. 10 Правил предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной организации одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством РФ порядком. Данный порядок для транспортировки газа по магистральным трубопроводам независимых организаций не был разработан и принят по настоящее время.
Согласие на заключение договора об оказании услуг по транспортировке газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.
При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий - обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.04.2005 N 11857/04 <10> не отнес договор транспортировки газа трубопроводами к категории публичных договоров, поскольку, по мнению судебной инстанции, ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем, а согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" <11> под потребителем газа понимается юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива и сырья, истцом же по делу была газоснабжающая организация, поставщик газа.
--------------------------------
<10> Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.
<11> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.
Необходимо обратить внимание, что понятие "потребитель газа" применимо к понятию потребитель в рамках договора поставки газа, в случае договора транспортировки газа потребителем будет потребитель услуг по транспортировке. Оказание услуг по транспортировке газа регулируется Законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <12> (абз. 3 п. 1 ст. 4 данного Закона). Согласно ст. 3 данного Закона под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии, в данном случае услуги по транспортировке газа по трубопроводу. При этом п. 1 ст. 8 Закона установлено правило, согласно которому субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) товары.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
Иными словами, Закон о естественных монополиях предусматривает, что потребителю (в значении Закона о естественных монополиях) не может быть отказано в заключении договора об оказании услуг по транспортировке газа трубопроводами при наличии физической возможности их оказать, в то время как ВАС РФ указал, что в заключении договора об оказании услуг по транспортировке газа трубопроводами не может быть отказано только потребителю газа в смысле Закона о газоснабжении в РФ.
В отношении надлежащих способов доказывания технологической возможности заключения договора на транспортировку трубопроводом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 01.07.2014 N 2449/14 <13> указал, что данное обстоятельство должно доказываться технической документацией, официальными заключениями компетентных организаций относительно пропускной способности трубопровода и соблюдения правил безопасности при его эксплуатации, также решение данного вопроса требует специальных познаний и привлечения экспертов.
--------------------------------
<13> Вестник ВАС РФ. 2014. N 10.
Литература
1. Актуальные проблемы энергетического права: Учебник / Под ред В.В. Романовой. М.: Юрист, 2015. С. 49 - 165.
2. Корепанов К.В. Условия договоров транспортировки нефти и газа и судебная практика // Правовой энергетический форум. 2014. N 2. С. 40 - 42.
3. Храпова О.К. Практика разрешения споров, связанных с оплатой дополнительных работ при исполнении нефтесервисных контрактов // Правовой энергетический форум. 2015. N 3. С. 33 - 38.
4. Энергетическое право: общая часть: особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2015. С. 116 - 171.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.