Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАЛО ЛИ КРЕДИТОРАМ ЛЕГЧЕ ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА?
А. УЛЕЗКО
Каждый год Федеральный закон РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) претерпевает существенные изменения. По большей части они направлены на пресечение злоупотреблений со стороны должников и ужесточение ответственности арбитражных управляющих. Изначально российское законодательство о банкротстве являлось продолжниковым, но так ли это сейчас - с учетом всех реформ, воплощенных в жизнь применительно к законодательству о банкротстве?
Возможности инициирования процедуры банкротства по долгам по заработной плате. С 29.09.2015 работникам и бывшим работникам должника предоставлено право с даты вступления в силу решения суда о взыскании денежных средств с должника обращаться в суд с заявлением о банкротстве последнего <1>. С этой целью требования работников могут быть объединены (ст. 11 и п. 5 ст. 39 Закона о банкротстве). В силу прямого указания абз. 3 п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве работники и бывшие работники, в отличие от кредиторов и уполномоченного органа, освобождены от обязанности погашать судебные расходы по делу о банкротстве при недостаточности имущества должника. Кроме того, арбитражный управляющий теперь обязан проводить собрание работников для избрания представителя работников, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника (ст. 12.1 Закона о банкротстве).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Есть еще ряд небольших изменений, которыми урегулированы права работников в деле о банкротстве. В частности, уточнена очередность погашения текущей задолженности перед работниками должника, которые осуществляли (или продолжают осуществлять) трудовую деятельность на момент принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 134 Закона о банкротстве). Представителю работников, работнику и бывшему работнику должника предоставлено право в определенных случаях подавать заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности (п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве).
Такие изменения направлены на предоставление работникам больших возможностей по реализации их прав в деле о банкротстве.
Однако есть в нововведениях и подводные камни. Так, собрание работников по решению арбитражного управляющего может быть проведено в форме заочного голосования, и решение при этом принимается большинством от общего числа работников. При таких обстоятельствах достигнуть единства в выборе представителя работникам может быть довольно трудно. Да и само по себе собрание работников обладает довольно узкими полномочиями. Представитель работников вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса (п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве), значит, работники не смогут объединиться и повлиять на принятие решения собранием кредиторов, в частности, о следующей процедуре банкротства или об избрании арбитражного управляющего.
Возможно, целесообразно было бы предоставить работникам такие же права на собрании кредиторов, как конкурсным кредиторам и уполномоченным органам. Более того, отсутствие обязанности работников компенсировать расходы на процедуру банкротства скорее может сыграть негативную роль в возможности представления суду кандидатуры арбитражного управляющего. Последний, вероятно, не даст своего согласия на назначение, поскольку при недостаточности имущества должника расходы по делу о банкротстве лягут на него самого.
Следовательно, пока остается нерешенным вопрос о том, как новые нормы о правах работников в делах о банкротстве будут работать на практике. Не исключено, что прокредиторские по своей сути изменения, описанные выше, приведут к тому, что решение о взыскании в пользу "дружественного менеджмента" станет одним из способов обхода других нововведений, заключающихся в лишении должника, подавшего заявление о банкротстве, права указывать саморегулируемую организацию, из числа членов которой судом утверждается арбитражный управляющий (п. 4 ст. 37 Закона о банкротстве).
Указанные изменения, также введенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений...", можно отнести к прокредиторским. Они направлены на пресечение ситуации, когда должник инициирует свое банкротство в целях утверждения судом "дружественного" арбитражного управляющего в деле о банкротстве, в том числе при банкротстве ликвидируемого должника, предусматривающем лишь одну процедуру - конкурсное производство (абз. 2 п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве). В этом случае предприимчивые должники для защиты своего бизнеса от "недружественного" банкротства зачастую заранее имеют на руках вступившее в силу решение суда о взыскании в пользу аффилированной (фактически или формально) структуры.
Порядок реализации права кредитных организаций на инициирование процедуры банкротства. Теперь право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора - кредитной организации с даты возникновения у должника признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве).
Решение суда для этого не требуется.
Пожалуй, для кредитных организаций это действительно плюс, поскольку позволяет более оперативно подавать заявление о банкротстве должника в тех случаях, когда невозможность исполнения обязательств со стороны должника становится очевидной.
Ограничивает право кредитной организации лишь необходимость предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСФ) (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве).
Здесь возникает уже описанный принцип противодействия должника: как только в ЕФРСФ появляется публикация о намерении кредитной организации обратиться в суд, "дружественный" кредитор, который уже имеет вступившее в силу решение суда, подает заявление о банкротстве.
К сожалению, пока механизм борьбы с такой формой "защиты бизнеса" Закон о банкротстве не предусматривает, не выработала его и судебная практика.
Ключевые изменения, связанные с правами кредиторов и уполномоченных органов в деле о банкротстве. С 26.12.2014 действует норма п. 2 ст. 61.9 Закона о банкротстве, согласно которой заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд не только внешним или конкурсным управляющим, но также и кредитором или уполномоченным органом. Размер кредиторской задолженности перед таким кредитором или уполномоченным органом, включенной в реестр требований кредиторов, должен составлять более 10% общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его аффилированных лиц <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Безусловно, внесение в законодательство права кредиторов самостоятельно оспаривать сделки должника было необходимым нововведением. С момента исключения в 2009 году из Закона о банкротстве ст. 103, предусматривающей права кредиторов оспаривать определенные категории сделок <3>, кредиторы пользовались механизмом обращения к арбитражному управляющему, который является довольно сложным и неповоротливым. Этот механизм остался и сейчас действующим для кредиторов, требования которых не превышают порог, указанный в п. 2 ст. 61.9 Закона о банкротстве.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63 отдельный кредитор или уполномоченный орган вправе обращаться к арбитражному управляющему с предложением об оспаривании управляющим сделки на основании ст. ст. 61.2 или 61.3 Закона о банкротстве. В случае отказа или бездействия управляющего этот кредитор или уполномоченный орган также вправе в порядке ст. 60 Закона о банкротстве обратиться в суд с жалобой на отказ или бездействие арбитражного управляющего. В случае признания обоснованной жалобы на бездействие (отказ) арбитражного управляющего оспорить сделку суд вправе также указать в судебном акте на предоставление подавшему жалобу лицу права самому подать заявление о ее оспаривании. Если соответствующий кредитор одновременно с жалобой на бездействие управляющего подал заявление об оспаривании сделки (например, для целей подачи такого заявления в течение срока исковой давности), то рассмотрение такого заявления приостанавливается судом до рассмотрения упомянутой жалобы.
Приведенная норма, с одной стороны, направлена на защиту интересов кредиторов, с другой стороны, не позволяет затягивать процедуру банкротства миноритарными кредиторами путем подачи многочисленных исков об оспаривании сделок и таким образом пытающихся добиться выкупа кредиторской задолженности лицами, заинтересованными в скорейшем завершении процедуры банкротства. Совсем недавно перед судами стоял вопрос о том, могут ли кредиторы, обладающие в совокупности менее чем 10% от суммы реестра требований кредиторов, объединить свои требования и подать заявление об оспаривании сделки.
На наш взгляд, из буквального толкования нормы п. 2 ст. 61.9 Закона о банкротстве не следует такое право. Тем не менее, исходя из смысла законодательства о банкротстве и в целях защиты прав кредиторов от злоупотреблений со стороны арбитражного управляющего, судебная практика пошла по прокредиторскому пути. Определением ВС РФ от 10.03.2016 N 304-эс15-17156 по делу N А27-2836/2013 судебные акты по делу, где затрагивался указанный вопрос, были переданы для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Последняя в Определении от 10.05.2016 N 304-ЭС15-17156 указала, что "установленный законом десятипроцентный порог служит лишь ограничением для чрезмерного и несогласованного оспаривания сделок по заявлениям миноритарных кредиторов, что может нарушить баланс интересов участвующих в деле о банкротстве лиц, привести к затягиванию процедуры банкротства и увеличению текущих расходов. Возможность соединения требований нескольких кредиторов для достижения общих целей (признания незаконной сделки должника недействительной, пополнения конкурсной массы, максимального пропорционального погашения требований всех кредиторов) отвечает целям конкурсного производства и способствует эффективному восстановлению их нарушенных прав".
Ряд позитивных изменений связан с реализацией своих прав залоговыми кредиторами <4>. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, теперь имеют право голоса по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий, об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего и о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ.
Данные изменения следует признать позитивными, поскольку ранее права залоговых кредиторов на участие в первом собрании кредиторов и голосование по всем вопросам повестки дня могли быть нарушены в ситуации, когда первое собрание кредиторов не состоялось, например по причине отсутствия кворума, и была введена следующая процедура. Залоговые кредиторы в этом случае зачастую не могли голосовать, например, по вопросу о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации <5>. Впрочем, данная позиция была довольно противоречива и в судебной практике не всегда поддерживалась <6>. В любом случае теперь все определено на законодательном уровне.
--------------------------------
<5> Постановление ФАС ЗСО от 17.12.2009 по делу N А27-18254/2008, Определение ВАС РФ от 27.12.2011 N ВАС-13392/11 по делу N А33-2805/2009 и др.
<6> Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 по делу N А21-5026/2010, Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 по делу N А43-27498/2010 и др.
Выше приведены лишь основные изменения, внесенные в последнее время в законодательство о банкротстве. Указанные изменения и практика их применения свидетельствуют о том, что законодатель стремится ограничить возможности должников по злоупотреблению своими правами в делах о банкротстве. При этом не всегда возможно пресечь новые схемы, которые используют должники в целях сокрытия активов и уклонения от выплаты кредиторской задолженности. В любом случае попытки законодательно ограничить влияние должника на процедуру можно только приветствовать. Несмотря на наиболее частую ликвидацию должника как итог дела о банкротстве, продолжниковый подход к процедуре банкротства может привести к цепной реакции, когда недобросовестные должники будут тянуть за собой в финансовую яму других участников гражданского оборота.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.