Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ю.А. КРЫЛОВА
В современном законодательстве России нормы о реорганизации юридических лиц включены не только в Гражданский кодекс РФ, но и в другие специальные законы, предусматривающие регламентацию отдельных организационно-правовых форм. В результате такого многообразия актов возникли трудности в определении понятия реорганизации, ее формах, процедуре и правовых последствиях.
Будучи одним из важнейших способов оптимизации корпоративной структуры юридических лиц, реорганизация может вызывать у ее участников серьезные проблемы. Основными предпосылками их возникновения являются имеющиеся в настоящее время пробелы и противоречия в законодательном регулировании как общих аспектов реорганизации, так и отдельных ее форм. Такие препятствия способны сделать реорганизацию экономически невыгодной, а подчас и вовсе юридически неосуществимой.
Учитывая это, необходимо рассмотреть особенности реорганизации некоммерческих организаций (далее - НКО). Обусловленность такого исследования объясняется прежде всего спецификой правового положения НКО в гражданском обороте. Появление этого института объясняется теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На данном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Поэтому необходимо определиться в особенностях правового положения НКО.
Гражданское законодательство в зависимости от целей создания и деятельности делит все многообразие юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" <1> некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками. Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Следовательно, законодатель, устанавливая запрет на распределение прибыли, полученной от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, в то же время допускает ее наличие, делая акцент на то, что доходы НКО не могут распределяться между ее участниками. Но где гарантия того, что часть прибыли, полученной НКО в результате занятия последней предпринимательской деятельностью, фактически не перейдет к ее участникам?
Пункт 2 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях" закрепляет право НКО выступать в качестве учредителя хозяйственного общества. Безусловно, не вызывает сомнения участие, например, общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем протезы для инвалидов. А если деятельность этого общества не связана с уставными задачами некоммерческой организации? Эта НКО приобретает субъективное право осуществления предпринимательской деятельности с выходом за пределы установленной для нее специальной правоспособности. Получается следующая ситуация, что под вывеской некоммерческой организации с использованием льготного режима правового регулирования осуществляется разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели далеко не общественно полезные цели. Поэтому, как только НКО начинает вести коммерческую деятельность, она становится де-юре (в части такой деятельности) субъектом рынка с совершенно такими же правами и обязанностями, что и коммерческая организация.
Установленный в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" запрет на распределение прибыли некоммерческих организаций распространяется лишь на их участников (членов). Вопрос же о праве учредителей на получение части прибыли остается не разрешенным. Урегулирование этой ситуации в нормах "специального" законодательства неоднозначно: согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <2>, прибыль, полученная благотворительной организацией, не подлежит распределению между ее учредителями. Между тем в отношении учредителей (собственников) благотворительных учреждений установлено иное правило. В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ учредитель (собственник) учреждения имеет право собственности на доход, полученный от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, и, разумеется, может изъять этот доход по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 296 ГК РФ.
--------------------------------
<2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.
Содержащийся в Гражданском кодексе РФ подход к выделению из числа других юридических лиц некоммерческих организаций вызывает заслуженную критику специалистов в области предпринимательского права. Так, по мнению В.И. Андреева, "при таком подходе оказывается, что деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации не имеет практического значения. Нередко некоммерческие организации осуществляют целиком предпринимательскую деятельность, не отвечая по правилам п. 3 ст. 401 ГК". И далее: "Гражданский закон не позволяет создание иных организационно-правовых форм юридического лица как коммерческой организации, хотя и разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, ставя тем самым под сомнение и в теоретическом плане само деление на коммерческие и некоммерческие организации" <3>.
--------------------------------
<3> Андреев В.И. Роль государства в развитии малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 72.
Устанавливая правило деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, российский законодатель в известной степени учитывает зарубежный опыт правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Действительно, в нормах зарубежного законодательства большую роль играет степень связи предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, в частности благотворительных обществ, с реализуемыми ими общеполезными целями. Не связанная с указанными целями предпринимательская деятельность некоммерческих организаций характеризуется менее льготным режимом, чем та, которая находится в тесной связи с вышеуказанными целями. Так, в Великобритании бизнес благотворительного общества, не связанный с реализуемыми данным обществом общеполезными целями, не может занимать более 10% всего объема деятельности благотворительного общества. Кроме того, благотворительное общество не вправе заниматься таким бизнесом непосредственно: закон требует, чтобы для этих целей оно учредило предпринимательскую корпорацию <4>.
--------------------------------
<4> См.: Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В. Меньшикова. М., 1994. С. 95.
Д.И. Степанов, предлагая в потенциальном развитии законодательства о некоммерческих организациях не отказываться от требования недопустимости распределения прибыли среди участников некоммерческой организации, считает не нужным развивать каким-либо специальным образом указанное ограничение и не распространять его на прочих лиц, связанных с такой организацией <5>. Наряду с этим нельзя согласиться с его же точкой зрения о необходимости ослабления целевого подхода с последующим переходом к экономическому подходу ограничения некоммерческих организаций от коммерческих <6>. Законодатель, на наш взгляд, будет, напротив, стремиться восстановить некий "статус-кво" переходного периода экономического развития и создаст как максимальную детализацию самого целевого критерия, так и его функциональные признаки: соотношение допустимой прибыли с расходами по счетам, фиксацию не прибыли, а дохода (выручки) и последующий жесткий налоговый, организационный и финансовый контроль. Однако описанное ужесточение на одном полюсе целевого критерия и оставление на другом реально достижимого либерального экономического критерия приведет к необходимости выбора оптимальной формы и возможного перехода в иную организационно-правовую форму. В этом смысле, как нам представляется, возрастает значение такого методически важного средства трансформации юридического лица, каким выступает реорганизация.
--------------------------------
<5> См.: Степанов Д.И. В поисках разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 49.
<6> См.: Там же. С. 46.
Правовой институт реорганизации имеет большое значение для всех юридических лиц в целом и для НКО в частности. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность хозяйственных связей, отпадает необходимость увеличивать налоговое бремя, сокращаются временные издержки и т.д.
Как уже было отмечено, отечественное законодательство не содержит четкой дефиниции реорганизации юридического лица. ФЗ "О некоммерческих организациях" лишь перечисляет допустимые формы реорганизации, не указывая, чем же, по сути, она является. Кроме того, норма п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона носит отсылочный характер, так как содержит правило, согласно которому реорганизация НКО может осуществляться в порядке, предусмотренном ГК РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Следовательно, в законодательстве о НКО установлена система иерархической соподчиненности общих норм гражданского законодательства со специальными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В связи с этим возникает необходимость принятия единого нормативно-правового акта, в котором следует дать законодательное определение реорганизации, сформулировать понятие правового института, содержащего общие нормы, устанавливающие порядок реорганизации юридических лиц. Одновременно с этим требуется урегулировать процесс реорганизации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, таким образом устранив законодательные пробелы посредством консолидации норм в едином нормативно-правовом акте. При подготовке указанного акта, возможно, потребуется обращение к опыту зарубежного законодателя, например к немецкому законодательству о реорганизации, в котором используется понятие ("субъект права"), более широкое, чем "хозяйственная организация" или "предприятие".
Сравнительно недавно законодателю предлагалось урегулировать отношения, связанные с реорганизацией коммерческих юридических лиц (проект ФЗ "О реорганизации коммерческих организаций", внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ в мае 2007 г.). А как же быть с НКО? Осуществлять их реорганизацию по аналогии с коммерческими организациями и руководствоваться общими нормами, содержащимися в ГК РФ, или вносить новые поправки в отдельные действующие положения о реорганизации некоммерческих организаций? Но тогда это может повлечь за собой возникновение новых проблем и противоречий, так как, несомненно, возрастет риск, что останутся неучтенными какие-либо нормы, а это обязательно создаст новые трудности участникам гражданского оборота. Но даже указанный законопроект пока, к сожалению, так и остается проектом.
Считаем, что именно на современном этапе дальнейшей консолидации предприятий принятие единого федерального закона позволит унифицировать схожие по своему характеру отношения при реорганизации организаций различных организационно-правовых форм, устранив пробелы и противоречия между общими и специальными законодательными актами.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.