Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КАК ВИД НАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Д.Л. КОМЯГИН
Понятие и особенности секуляризации. Секуляризация в настоящей работе рассматривается как разновидность национализации (муниципализации), под которой понимается переход к государству (муниципальному образованию) имущества, находящегося в частной собственности <1>. При секуляризации в государственную (муниципальную) собственность переходит церковное имущество <2>, которое отличается от частного имущества.
--------------------------------
<1> Козырин А.Н. Приватизация и национализация / Казна и бюджет // Под. ред. Д.Л. Комягина. М., 2014. С. 93.
<2> Муниципализация церковного имущества не встречается на практике и не описана в исторической литературе, в связи с чем далее используется только понятие "секуляризация".
В настоящее время вопрос о секуляризации церковного имущества в Российской Федерации не стоит на повестке дня <3>. Еще не завершен процесс реституции того, что было незаконно изъято у религиозных организаций в советский период российской истории. Однако вопросы секуляризации, как показывает исторический опыт, остаются всегда актуальными. На сегодняшний день роль Русской Православной Церкви во многих областях социальной жизни стала заметна, что порождает различные претензии к ней. Такие претензии часто сосредоточены на излишне благополучном имущественном состоянии Русской Православной Церкви (по оценкам критикующих) <4>. Мерка, которую берут для оценки хозяйственной деятельности Церкви, часто является крайне неопределенной, в то время как подобная дискуссия может и должна существовать только на почве права.
--------------------------------
<3> Недавно стало известно о попытках национализации имущества Почаевской Лавры, иных храмов Московского Патриархата, расположенных на территории Украины.
<4> См. подробнее; прот. Владимир Вигилянский. Что это было. Весеннее антихристианское обострение. М., 2013.
В отличие от Российской Федерации современная Греческая Республика переживает уже не первую волну секуляризации. Последние налоговые льготы в пользу всех без исключения религиозных организаций в Греции были отменены 23 апреля 2010 года Законом N 3842/2010. Юридические лица, представляющие церкви в Греции, обязаны выплачивать налог на недвижимость; налог на арендную плату по ставке 20%; дополнительный налог на доходы от зданий и арендуемых земель в размере 3%; налог на наследование и пожертвования в размере 0,5% от их стоимости; сбор 2,4% на каждый денежный вклад верующих православным храмам за совершение богослужебных действий; иные налоги, связанные с совершением сделок <5>.
--------------------------------
<5> Послание Архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима властям Греции и Европейского союза по вопросам налогообложения Православной Церкви Греции и заработной платы ее клира. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ecclesia.gr/epikairotita/default.asp (дата обращения: 21.09.2014); http://www.aksioprepeiakantoxh.com/thematikes/ekklisia-kratos/289-i-forologisi-tis-ekklisias (дата обращения: 05.06.2014).
В настоящее время идет дискуссия о сокращении заработной платы духовенству, которая выплачивается греческим правительством в соответствии с договором 1833 года, когда две трети недвижимого имущества Церкви было передано государству. Из оставшейся собственности 96% также уже перешло в разные годы к государству <6>. В прессе имеются сообщения о том, что, согласно принятой программе приватизации, Греция должна передать в частную собственность более 80000 объектов, в число которых попали православные храмы. Широко известен процесс, связанный с уголовным делом о продаже имущества афонским монастырем Ватопед. Отмечается, что сокращение доходов и имущества, к сожалению, отражается на благотворительной и просветительской деятельности, которую ведет Элладская православная церковь <7>.
--------------------------------
<6> Известна передача церковных сельскохозяйственных угодий государству в 1922 году для помощи беженцам из Малой Азии при обмене населением, известном как "малоазийская катастрофа", а также безземельным земледельцам после 1945 года. Правовые акты о секуляризации недвижимости Элладской архиепископии принимались регулярно: в 1920, 1931, 1952 и 1987 годах.
<7> Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/63843.htm; http://www.agionoros.ru/docs/751.html; http://www.pravoslavie.ru/jurnal/66332.htm; http://www.pravoslavie.ru/smi/54674.htm (дата обращения: 03.05.2014).
Вышеуказанные обстоятельства, а также то, что церковное имущество не единожды в истории являлось предметом фискального интереса, позволяет утверждать, что лучшим способом уничтожения повода для вражды и споров является установление такой процедуры отчуждения церковного имущества, которая учитывает все его особенности. Это может быть востребовано в рамках работы над законодательством, регулирующим вопросы национализации в Российской Федерации.
Таким образом, секуляризацию следует рассматривать не только как повторяющееся в истории явление, но и как особенный вид национализации. Секуляризация является юридической процедурой, поэтому она должна быть регламентирована, исходя из принципов возмездности и сохранения объема социальной помощи и просветительской деятельности. Последнее означает, что государство, в случае изъятия церковного имущества, должно взять на себя расходы, которые за счет данного имущества осуществлялись, а часть церковного имущества, в особенности предназначенная непосредственно для исполнения церковных таинств (богослужения), должна обладать иммунитетом от отчуждения <8>.
--------------------------------
<8> Такое имущество именовалось священным в соответствии с законодательством Российской империи (например, Полное собрание законов Российской империи. Т. 42. С. 775), сегодня на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание в соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125 "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Предмет исследования лежит в области права, но тема такова, что диктует широкое использование историко-сравнительного метода исследования, не может быть рассмотрена вне истории христианской Церкви.
Поскольку работа сосредоточена на юридических аспектах секуляризации, то второй особенностью, вытекающей из предмета исследования, является необходимость принимать во внимание не только правовые нормы, установленные публичной властью, но также и внутренние правила Церкви по отношению к принадлежащему ей имуществу, которые выражены в нормах канонического права главным образом для того, чтобы понять предназначение церковного имущества <9>.
--------------------------------
<9> В данном исследовании не делается различия между каноническим и церковным правом.
Следует заметить, что каноническое право является частью правовой системы в большинстве государств, в том числе и в Российской Федерации. В настоящее время оно выполняет функцию корпоративного (локального) правового регулирования <10>, что и определяет его юридическую силу. В то же время корпус актов канонического права в основном сформировался много веков назад. История его применения превышает время существования любого из современных государств, а пространство действия не имеет границ, действуя там, где существует христианская община, принадлежащая к той или иной Церкви. Следствием такого положения вещей является существование в каноническом праве значительного количества архаических норм, которые были выработаны для уже ушедших отношений.
--------------------------------
<10> См. Гаранова Е.П., Кискин Е.В. Правовой режим церковного имущества: межсистемные коллизии канонического и светского права (1917 - 1929 годы) // История государства и права. 2007. N 20.
В исторической ретроспективе были длительные периоды, когда Церковь не была отделена от государства "де-юре". Тем не менее, в такие периоды вопросы церковной собственности, как вопросы для Церкви внешние, регулировались исключительно государственными законами <11>. В некоторых случаях существование утративших силу норм этих законов продолжилось уже в каноническом праве <12>. В целом, каноническое право имеет ту особенность, что не знает процедуры упразднения норм. Таким образом, каноническое право может служить ценным источником по истории правового регулирования рассматриваемых здесь отношений.
--------------------------------
<11> Исключение составляет практика Римско-католической церкви со времени существования "папского государства", когда в одном лице главы Церкви соединились церковная и светская власть. Следует, однако, отметить сомнительное происхождение этого права, которое возникло в 754 году после обмена "подарками" между франкским королем Пипином и римским понтификом Стефаном II, когда франкский король пожаловал в вечную собственность представителю св. апостола Петра Равенну и прилегающие к ней области, а папа наградил короля франков титулом римского патриция и венчал на царство. По меткому замечанию А.М. Величко, эта сделка являлась ничтожной с правовой точки зрения, т.к. каждый подарил другому то, что ему не принадлежало, а являлось достоянием императора Восточной Римской империи (Величко А.М. История византийских императоров. Т. 2. С. 72).
<12> Например, принципы, касающиеся содержания духовенства, впервые закрепленные законодательством Юстиниана, который вообще придал постановлениям первых пяти Вселенских соборов и иным церковным канонам силу закона.
Следует согласиться с суждением прот. Владислава Цыпина о том, что "юридический характер отношения Церкви к имуществу, которым она пользуется, зависит от статуса Церкви в государстве, определяется его правовым режимом", из чего следует и то, что "церковная собственность может быть ограждена лишь государственным законодательством" <13>. С другой стороны, при рассмотрении вопросов секуляризации как правового явления следует помнить, что "большая наивность, при которой религия, как вечное содержание человека, смешивается с историческими организационными формами, выросшими в определенной культурно-исторической эпохе и разрушающимися вместе с нею" <14>.
--------------------------------
<13> Прот. Владислав Цыпин. Каноническое право. М., 2012. С. 71 - 73.
<14> Свящ. Павел Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. М., 2009. С. 11.
Можно предположить, что секуляризация как явление появилась одновременно с узаконением имущества христианской Церкви, то есть уже с IV в. н.э., но термин "секуляризация" начал использоваться для отчуждения имущества (первоначально - земельных владений) у Римско-католической церкви только с XVII в., а позже распространился на аналогичные явления в отношении имущества многочисленных протестантских конфессий и православных церквей <15>. Изредка термин "секуляризация" применялся и в отношении отчуждения мусульманских вакуфов <16>. Вакуфы, как способ выведения имущества из гражданского оборота и из-под налогообложения, были предметом заботы властей Российской империи <17>, позже были полностью национализированы советской властью, в разные времена отчуждались в пользу государства в Алжире, Турции и иных странах <18>.
--------------------------------
<15> Слово "церковь" является многозначным и имеет смысловой диапазон от сакрального до обозначении зданий и строений, необходимых для совершения церковных таинств. В данной статье слово "церковь" употребляется в значении корпорации публичного права, выступающей от своего имени в имущественном обороте. Можно сказать, что это форма, которую по необходимости принимает Церковь, вступая в имущественные отношения. В современном российском законодательстве в этом же значении используется термин "религиозная организация". В действительности под Церковью понимается собрание верующих во Христа, "в которое им самим призывается войти каждый" (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви на официальном сайте Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 20.09.2014)), учреждение вечное и надмирное, т.к. учреждена и возглавляется самим Господом Иисусом Христом. Церковь обращена к внутреннему человеку, его совести. В этом понимании любой христианин, в том числе не имеющий церковного сана, также является членом Церкви. В таком смысле сложно именовать Церковью упоминаемые здесь многочисленные протестантские конфессии, которые отрицают как саму Церковь, так и церковные таинства и не имеют ясно определенного вероучения.
<16> Вакуф (вакф, араб. - удержание) в мусульманском праве представляет собой имущество, переданное или завещанное на богоугодные и религиозные нужды, но в некоторых случаях (обычный вакуф) остающееся в пользовании передающего лица, которое приобретало обязанность заботы об этом имуществе. См.: Большая российская энциклопедия. М., 2006. Т. 4. С. 522; Энциклопедический словарь. СПб., 1891. Т. V. С. 390 - 392; Большая советская энциклопедия. М., 1951. Т. 6. С. 550.
<17> См., например, протоколы заседаний Комиссии, учрежденной Приказом по Туркестанскому краю от 5 июня 1904 года N 147 по рассмотрению вопросов, касающихся вакуфного дела в Туркестанском крае - Туркестанская казенная палата, 1904 (фонд Государственной публичной исторической библиотеки России). Нужно заметить, что имплементация норм шариата в российское законодательство никогда не производилась, вакуфное имущество просто сохранялось в существующем состоянии.
<18> Мухаметзарипов И.А. Особенности правового оформления вакуфных отношений в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в конце XVIII - начале XX века // История государства и права. 2012. N 24.
Относительно недавно появились такие словосочетания, как секуляризация сознания, секуляризация культуры, секуляризация образования и т.д. <19>. Обозначенные явления - продукт XIX века, термин "секуляризация" здесь, с одной стороны, используется для обозначения уменьшения влияния Церкви в различных областях общественной жизни и, с другой стороны, для описания движения человеческой души, субъективного, внутреннего ощущения, что ближе всего к сфере философии, социологии и культурологии. Указанные рассуждения затрагивают сферы, недоступные для научного анализа, где не действуют физические законы и не существует общественных отношений.
--------------------------------
<19> См., например, Гарас Л.Н. Основные направления изучения процесса секуляризации в современном мире // Вестник Севастопольского государственного университета. Вып. 103. С. 128 - 131; Придворов Н.А. Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007.
Предмет настоящей статьи лежит в области права, где понятие секуляризации имеет объективное значение и используется для обозначения процедуры, связанной с переходом церковного имущества в собственность государства. Следует подчеркнуть, что понятие секуляризации возникло для обозначения законного перехода права собственности в соответствии с принятыми публичной властью правовыми нормами.
Первое употребление самого термина (saecularis - мирской) произошло на переговорах, предшествующих заключению знаменитого Вестфальского мира в 1648 году, который ознаменовал окончание тридцатилетней войны в Западной Европе. Общепринято мнение, что Вестфальский трактат определил основные контуры системы международных отношений в Европе на полтора столетия, он знаменует начало возникновения и развития международного права <20>. В литературе упоминается, что слово "секуляризация" было использовано впервые в 1646 году французским посланником Лонгвилем и означало возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских земельных владений <21>. Вестфальские соглашения узаконили фактический захват церковных земель по состоянию на 1624 год.
--------------------------------
<20> Международное право. Общая часть: Учебник. М., 2011; Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<21> Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995.
Таким образом, первое значение понятия "секуляризация" означает отчуждение в пользу светских (государственных) властей земельных владений.
Достаточно основательное объяснение происхождения термина "секуляризация" дано Николаем Семеновичем Суворовым, который раскрывает его через изложение истории возникновения имущества христианской Церкви. По его словам, начиная с правления св. императора Константина Великого (с IV века) и последующих императорах-христианах имущество Церкви существенно приумножилось. "Церкви предоставлено было право принимать дарения и легаты, а также право наследования по завещанию и без завещания (последнее после епископов и других духовных лиц). <...> Таким образом, для Церкви открылся обильный источник богатства" <22>. Но принятое в странах Западной Европы правило о неотчуждаемости церковного имущества привело к тому, что "на Западе масса церковного имущества <...> разрослась до такой степени, что епископы, аббаты и проч. сделались крупными баронами - землевладельцами, феодалами, владетельными князьями" <23>. Реакцией на образование непрерывно растущего и неотчуждаемого массива церковного имущества стало издание во многих странах так называемых "амортизационных законов или законов о мертвой руке" <24>, ограничивающих церковные приобретения. Такие законы противопоставлялись актам о передаче имущества Церкви или об умерщвлении (amortisando) имущества. Примерно этому же времени соответствует высказывание Петра Великого о церковном имуществе как "тунегиблемом" <25>, которое было подхвачено советскими государственными деятелями <26>.
--------------------------------
<22> Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004. С. 381.
<23> Там же. С. 382.
<24> Там же.
<25> Иначе говоря, пропадающем без пользы для государства.
<26> Луначарский А. Кому принадлежит церковное имущество? М., 1922. С. 12.
Со времени реформации стали издаваться секуляризационные законы, направленные на изъятие имущества из церковной собственности. Сначала секуляризации подвергалось имущество Римско-католической церкви в тех странах, где произошло отпадение от власти римского папы, затем настала очередь Австрии и Франции <27>. В XIX веке секуляризация вновь прошла в Германии. В России заметная секуляризация происходила в правление императора Петра Первого (1682 - 1725 гг.) и императрицы Екатерины Второй (1762 - 1796 гг.), но беспрецедентной по масштабам и форме являлась секуляризация в период после 1917 года и до конца советской эпохи, которая имела характер не правовой процедуры, а всесторонних гонений, и прерывалась краткой "оттепелью" с 1942 до 1953 года, вновь сменившейся "хрущевскими гонениями" <28>.
--------------------------------
<27> Там же.
<28> См., например, Исаев М.А. История Российского государства и права: Учебник. М., 2012; Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1977; Смолич И.К. История Русской церкви. М., 1996; Комиссаренко А.И. Хозяйство монастырских вотчин и секуляризационная реформа в России 20 - 60 гг. XVIII в. М., 1985 и др. Обзор литературы по истории секуляризационных актов в России может быть очень обширным.
Возникновение и приобретение церковного имущества. Отношения по приобретению, использованию и отчуждению (секуляризации) церковного имущества возникли задолго до XVII века, еще в древнем мире, и могут быть прослежены по сохранившимся источникам, например, в греческих полисах, древнем Египте и доимператорском Риме. Впрочем, в те времена эти отношения не были урегулированы правом, в лучшем случае, могло существовать обычное право.
По замечанию Павла Петровича Гензеля, в древнем мире мало различали казну государства и казну храма. Первоначально в греческих государствах общественные средства представляли собой складчину свободных граждан для решения конкретных (например, военных) задач <29>. Излишки этих средств возвращались гражданам, но постепенно появилось осознание того, что запасы необходимы. Такие запасы начали передавать на сохранение в храмы, и использовать их на общественные нужды можно было при соблюдении некоторых формальностей. В результате возник двусторонний процесс, когда, с одной стороны, излишки собранных на общественные цели средств помещали в храм на хранение (можно это было понимать и как жертву языческим богам), а с другой стороны, в случае нужды, средства из храма изымались. В древнем дореспубликанском Риме в период правления этрусской царской династии <30> появилось понятие aerarium Saturni (священная казна, принадлежащая верховному божеству римского пантеона).
--------------------------------
<29> Гензель П.П. Очерки по истории финансов. М., 1913. Приведено по: Гензель П.П. Очерки по истории финансов // Реформы и право. 2014. N 2. С. 53.
<30> Прот. Владислав (Цыпин). История Европы дохристианской и христианской. Том III. Рим в эпоху царей и республики. М., 2011. С. 609.
Ветхий Завет, имея богооткровенное происхождение, знаменателен во всех своих частях. Уникальным являются и установления книг Ветхого Завета в отношении права собственности на недвижимое имущество. В первую очередь замечательна та его часть, которая называется законом Моисея и устанавливает "теократический принцип", согласно которому полновластным собственником всей земли является только Иегова, но она отдана Им во владение Израилю и в этом смысле составляет общее владение всех членов народа Израилева <31>.
--------------------------------
<31> Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005. С. 114.
Имущество храма, особенно содержание сокровенных частей скинии, ковчег Завета, обладало максимальной степенью святости, было выведено из какого-либо хозяйственного оборота. Однако о том, что имущество, пожертвованное в иерусалимский храм, могло быть использовано на общественные нужды в случае крайней необходимости, свидетельствует и Ветхий и Новый Завет, когда речь идет о хлебах предложения в храме, которые употребил в пищу пророк Давид и бывшие с ним (Мф. 12:4; Мк. 2:26; Лк. 6:4).
Ярким выражением теократического принципа в законодательстве Моисея является установление о продаже земли в юбилейный год: "В юбилейный год возвратится каждый во владение свое" (Лев. 25:13). И еще: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у меня" (Лев. 25:23). То есть собственник остается таковым только в пределах пятидесятилетнего срока.
Правило юбилейного года, однако, еще не связано с темой церковного имущества, т.к. земля, хотя и собственность Бога, но еще не имущество Церкви. Нельзя сказать этого и о собственности левитов в Древнем Израиле, которая представляет собой следующую степень удаленности от имущества храма. Текст Ветхого Завета (Числ. 35: 1 - 8; Лев. 25) толкуется таким образом, что земля, находящаяся в общей собственности левитов и прилегающая к их городам, является неотчуждаемой, а на дома левитов распространяется (в отличие от других израильтян) правило юбилейного года <32>.
--------------------------------
<32> Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005. С. 110.
Наконец, в Древнем Израиле могла существовать недвижимость, которая была посвящена Богу в качестве благодарственной жертвы. В отношении такого имущества действовало и правило юбилейного года, и правило о выкупе, но стоимость выкупа устанавливалась повышенной.
Законодательство Моисея остается единственным в своем роде, особенным, не получившим развития в римском праве или иной правовой системе <33>.
--------------------------------
<33> Оговоримся, что теократический принцип лег в основу теории "двух мечей", которая развилась из идей знаменитого трактата блаженного Августина Аврелия "О граде Божием" (Блаженный Августин. Творения. Том третий. О граде Божием (книги 1 - 13). СПб. - Киев, 1998). Этот принцип превосходства власти римского епископа, который вручает соответствующий меч светским властителям, до настоящего времени определяет самоощущение в международных отношениях Святого Престола.
Во времена Нового Завета первоначальное "христианское общение" имуществ в первых общинах, когда участники общины полностью отказывались от своего имущества в пользу общины, за счет которой содержались ее неимущие члены, "держалось весьма недолго" <34>. Имущество первых общин, "составлявшееся из приношений христиан и находившееся в управлении епископа и его помощников-дьяконов, не было имуществом юридического лица, т.к. сама Церковь еще не пользовалась государственным признанием, но и была преследуема государством" <35>.
--------------------------------
<34> Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004. С. 380.
<35> Суворов Н.С. Указ. соч.
Вообще, имущественное состояние первых христианских общин иногда именуется коммунизмом или первохристианским коммунизмом, что не является верным. Экономический или правовой анализ деяний св. Апостолов по устройству первой общины, описанных в книгах Нового завета (Деян 2: 42 - 47, 5: 1 - 11), несостоятелен, т.к. "это не институт права и хозяйства, не было ни коммунизма, ни социализма, ни индивидуального, а было выражение взаимной любви" <36>. Иначе говоря, общность имущества первохристианских общин можно назвать следствием того высокого состояния, которое описывается св. апостолом и евангелистом Лукой следующим образом: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее" (Лк. 4, 32).
--------------------------------
<36> Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М., 2007. С. 129.
Об имуществе христианской Церкви, как имуществе корпорации, можно говорить только после знаменитого Миланского эдикта 313 года о веротерпимости св. императора Константина Великого. Правовое регулирование церковного имущества (как имущества корпорации) получило значительное развитие в греко-римском праве, прежде всего по известному законодательству св. императора Юстиниана (годы царствования 527 - 565 гг.) <37>. После законодательства Юстиниана и на его основе в Восточной Римской империи (Византии) появлялись иные официальные компендиумы права, в частности Эклога, Прохирон, Эпанагога, Царские книги (Василики), относящиеся ко времени правления исаврийской и македонской династий.
--------------------------------
<37> Нормы, касающиеся устройства Церкви, главным образом содержатся в Кодексе Юстиниана, который предшествовал носящим его же имя дигестам, институциям и новеллам.
Значение этих памятников права вышло далеко за пределы существования Византии. Законодательство Юстиниана непосредственно лежит в фундаменте европейского частного права. Московская Русь ознакомилась с идеями вышеуказанных византийских законодательных сборников через фрагменты, включенные в синтагму Матфея Властаря и в Jus Greco - Romanum Леунклавия, или, возможно, из перевода самих сборников, положила их в основание своего государственного права <38>, что видно из содержания Русской Правды и русских кормчих книг, и даже из Свода законов Российской империи <39>. Еще раньше византийское право составило основу сербского законника Стефана Душана. Без сомнения, при рецепции византийского права произошло его сочетание с национальным обычным правом, в результате чего сложилась оригинальная конструкция идей и воззрений.
--------------------------------
<38> Сокольский Вл. О характере и значении Эпанагоги / Византийский временник. СПб., 1894. Т. I. Вып. I. С 53 - 54; Тяжелов Александр. Законы греческих императоров в отношении к Церкви после Юстиниана. М., 1877. С. 3 - 4; Августин Энгельгард. Об ученой обработке греко-римского права обозрением новейшей его литературы. СПб., 1857. С. 2 - 3. См. также многочисленные упоминания об этом современных авторов, например: Ефимовских В.Л. Священство и царство: к вопросу о модели государственно-церковных отношений в московский период // Вестник Пермского университета. 2013. N 1; История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1. М., 2004; Собина И.Ю. Влияние византийского права на развитие отечественного семейного права: историография вопроса // Общество и право. 2009. N 4 и др.
<39> Достаточно ознакомиться с положениями Свода законов Российской империи (гл. 5 разд. 1, гл. 62 - 66), касающимися коронования императора (им вслух произносится символ православной кафолической веры, как было принято и в Византии), и разд. 7 о статусе православной кафолической веры восточного исповедания.
Римское и греко-римское законодательство не содержало термина, который бы обозначал отчуждение в пользу государства церковного имущества. Дело в том, что через прочтение греко-римского права мы узнаем о множестве форм разрешенного приобретения церковного имущества, обратной стороной которых являются формы и способы его отчуждения. Восточная Римская империя чаще выступала как даритель и охранитель церковного имущества, но были случаи его изъятия на публичные нужды (то есть секуляризации). В любом случае, изъятие происходило на правовой основе.
Представляется полезным разобрать способы приобретения имущества по греко-римскому праву, набор которых принципиально не изменился за прошедшие столетия. Для этого, прежде всего, имеет смысл обратиться к трудам Василия Васильевича Болотова, как всегда, глубоко и точно описавшего привилегии (права) Церкви в христианском государстве, часть которых составляли имущественные права <40>.
--------------------------------
<40> Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. Лекции по истории древней Церкви. М., 2002. С. 110 - 144.
Первым из имущественных прав Церкви является право приобретения имущества посредством покупки, что стало возможно только после того, как Церковь получила официальный статус корпорации (corpus christianorum).
Право получения подарков (donatio) вытекает из права покупки, но было дано специальным эдиктом императора в 321 году. Для получения прав на подарок требовалось занесение сведений в специальные акты начальника провинции, для чего были необходимы два свидетеля. В последующем эта процедура для церковного имущества была максимально упрощена <41>.
--------------------------------
<41> Болотов В.В. Указ. соч. С. 111.
Как указано выше, получение имущества по завещанию представляло собой (вместе с дарами) существенный для Церкви источник доходов. Право Церкви на наследование за своими членами столкнулось с нормами римского права об обязательном определении наследника. По мнению Ульпиана (приводится В.В. Болотовым) <42>, нельзя было назначать наследниками ни всех вообще, ни богов. Право наследования Церкви как корпорации по завещанию было также дано законом св. имп. Константина в 321 году.
--------------------------------
<42> Там же.
Право наследовать имущество за монахами и членами клира, не оставившими наследников, было дано церковной общине в 434 году.
Еще один источник доходов представляли собой дары из казны, которые давались императорами, как правило, при значительных событиях (вступление на престол), но также и в связи с началом боевых действий, иногда и в силу личных обстоятельств. Такие дары, будучи по временам щедрыми, способствовали развитию церковной благотворительности.
Иммунитет от уплаты податей, а также свобода клира от муниципальных повинностей (которые фактически уже несли общественное служение) нельзя исключать из числа источников церковного благосостояния, т.к. это право сберегало значительные средства. Это право, как и право наследования, досталось христианской Церкви "по умолчанию" от языческих храмов.
В то же время от уплаты имущественных налогов, которые являлись главной доходной базой государственных финансов Византии, церкви были освобождены только частично в отношении мест богослужений. Имелись и иные ограничения, например, относительно предельного штата клира того или иного храма, избрания в клир граждан с небольшими доходами (чтобы сохранить крупных налогоплательщиков).
В целом правовое регулирование всех аспектов деятельности Церкви в христианской Византии было подробным и представляло собой систему прав и ограничений, необходимых для обеспечения интересов как государства, так и самой Церкви.
Для более полной картины рассмотрим источники имущества Русской Православной Церкви. Такие сведения можно найти даже в таком своеобразном источнике, как атеистическая литература, издававшаяся после утверждения советской власти.
Называются следующие способы приобретения церковного имущества: пожалование от правительства; приобретение по завещанию (духовная); дар; покупка, а также коммерческая деятельность, связанная с передачей земель в аренду или приобретение по закладным <43>. Как можно увидеть, каких-либо новых способов здесь не указано.
--------------------------------
<43> Грекулов Е. Секуляризация церковных имений в России. М., 1930. С. 8.
Ко всем указанным способам, однако, следует добавить небольшой комментарий. Утверждается, что "Церковь из татарского ига вышла значительно укрепленной экономически" <44>, что является верным. Происхождение основного массива имущества Русской Церкви в период монгольского порабощения связано с тем, что для церковных имений были получены охранные пайцзы (удостоверения) от ордынских властителей, которые освобождали его от дани (налогов). Существовало у Церкви и право принятия наследства по завещанию, а пожертвовать имущество храму для русского человека того времени было способом защитить его, т.к. частное имущество иммунитетом не обладало.
--------------------------------
<44> Грекулов Е. Указ. соч. С. 8; Исаев М.А. История Российского государства и права. Учебник. М., 2012.
Можно заметить, что привилегии Церкви на Руси в период татаро-монгольского владычества связаны с известным чудом исцеления ослепшей ханши Тайдулы в Орде, совершенным по молитвам свят. Алексия, митрополита Московского в 1357 году, засвидетельствованным Никоновской летописью и Степенной книгой. В знак благодарности была пожалована и территория в Кремле, которую занимали ханские конюшни, и на которой свят. Алексием был основан Чудов монастырь. При всем скептическом отношении части историков к этим давним событиям, что остается вопросом веры <45>, дарованные льготы и последующее экономическое благополучие Русской Церкви являются хорошей иллюстрацией непостижимых путей приобретения церковного имущества, которые чаще всего связаны с доброй волей дарителя.
--------------------------------
<45> Кривцов Д.Ю. Рассказ о поездке митрополита Алексия в Золотую Орду в литературных источниках и историографии // Мир истории. 2002. N 5. По этому поводу следует заметить, что русские летописи являются единственным источником информации о событиях того времени, из-за чего даже аргументированный критический анализ летописей может привести к полной неопределенности знаний о событиях того времени.
Действующая редакция Устава Русской Православной Церкви говорит о том, что ее средства образуются из: пожертвований при совершении богослужений; добровольных пожертвований; пожертвований при распространении предметов православного религиозного назначения и литературы, а также от их реализации; доходов от деятельности церковных учреждений и предприятий; отчислений синодальных учреждений, епархий, епархиальных учреждений, миссий, подворий, представительств, а также приходов, монастырей, братств, сестричеств, их учреждений, организаций и др.; иных не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах. Русская Православная Церковь может иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного, религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности.
В любом случае, стяжание имущества не является целью церковного служения, а в целом долгая история приобретения того или иного церковного имущества отличается значительным разнообразием и может быть результатом как высокого акта самоотречения, так и излишнего рвения отдельных личностей, а также и прямо промыслительным (по-другому не объяснить) действием.
Предназначение церковного имущества
Предназначение церковного имущества, как упомянуто выше, должно быть связано с внутренними установлениями Церкви. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Русская Православная Церковь, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси, а также Устава. Если так можно выразиться, все перечисленные источники определяют направления уставной деятельности Русской Православной Церкви. Устав, в свою очередь, принят в соответствии с законодательством Российской Федерации <46>. Согласно российскому законодательству в уставе религиозной организации должны быть указаны источники образования денежных средств и иного имущества религиозной организации, порядок распоряжения этим имуществом <47>.
--------------------------------
<46> Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (дата обращения: 22.09.2014).
<47> Ст. 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Систематического свода правил об управлении церковным имуществом в постановлениях Вселенских Соборов, в канонах, в творениях святых отцов не имеется. Церковные соборы время от времени, как второстепенные, разбирали отдельные вопросы в связи с насущной необходимостью, конкретной проблемой <48>. Тем более, каноническое право не содержит ответа на вопросы, например, о статусе церковного имущества, о том, кто является собственником церковного имущества <49>, о категориях церковного имущества или о допустимых сделках в отношении такого имущества. В любом случае статус церковного имущества регулируется правом государства, на территории которого расположено такое имущество <50>.
--------------------------------
<48> Например, 42 правило Карфагенского собора (397 г.) гласит, "чтобы пресвитеры, без соизволения своих епископов, не продавали вещей церкви, в которой посвящены. Равно и епископам не позволительно продавали церковные земли, без ведома собора или своих пресвитеров. Того ради, кроме нужды, и епископу не позволительно расточати вещи, находящиеся в церковной описи".
<49> Прот. Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 709.
<50> Обратный порядок закончился Реформацией, в значительной степени вызванной противостоянием светской власти и Римско-католической церкви по поводу власти и имущества.
Некоторые указания о вознаграждении священника имеются у св. апостола Павла, который вслед за Спасителем (Лк. 10:7) повторяет: "Не заграждай рта у вола молотящего и трудящийся достоин награды" (1 Тим. 5:18). И еще: "Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест его? Кто, пася стадо, не есть молока со стада? <...> Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?" (1 Кор. 9:7,13) Однако, заботясь об успехе проповеди и личном спасении, апостол подал пример иной жизни, зарабатывая на пропитание собственный трудом: "Но я не пользовался ничем таковым (1 Кор. 9:15)" <51>. То есть запретов на владение и использование имущества не ставится, но возникающие отношения получают сотериологическое освещение <52>.
--------------------------------
<51> Св. апостол Павел владел ремеслом изготовления палаток (Деян. 18:3).
<52> Сотериология (от греч. [сотириа] - спасение) - учение об искуплении и спасении человека после смерти. Цель христианского спасения людей является главным смыслом деятельности Церкви.
Имущество Церкви необходимо для совершения богослужения (церковные здания, убранство храмов, священные предметы и облачения), содержания клира и общественного служения, которое заключается в просветительской и благотворительной деятельности. Существуют и иные активы, в том числе коммерческие предприятия, доход которых направляется на вышеуказанные цели.
Титульным собственником такового имущества по римскому праву, как указано выше, являлась Церковь как корпорация. Позже появились иные теории о собственнике церковного имущества <53>. В частности, собственником имущества назывался сам Бог (к которому неприменимы человеческие понятия). Вслед появились: формула о церковном имуществе как о достоянии нищих <54>; западная теория общецерковной собственности (здесь титульным собственником выступал римский понтифик); теория целевого имущества, согласно которой имущество принадлежит цели, а не субъекту; протестантская доктрина о принадлежности церковного имущества государству; церковно-общинная теория (собственник - община) и гибкая институтная (институционная, институциональная) теория, которая называет субъектом церковной собственности разные религиозные институты, в числе которых могут быть общины, патриархаты и иные субъекты.
--------------------------------
<53> Суворов Н.С. Указ. соч. С. 390 - 416; прот. Владислав Цыпин. Указ. соч. С. 708 - 712; Хлыстов М.В. Субъекты права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви // Нотариус. 2010. N 6.
<54> Видимо, отражением этой точки зрения является изречение св. папы Григория Великого о себе как слуге слуг Божиих (лат. servus servorum Dei), которое сегодня выступает как один из титулов римского понтифика.
Иногда можно встретить такой подход, что воззрения на церковное имущество являются отражением более общих теорий, связанных с соотношением в государстве светской и духовной власти <55>. Такие теории сводятся к разному соотношению "священства и царства": превосходство светской власти (цезаре-папизм); превосходство духовной власти (папо-цезаризм; теория двух мечей), сотрудничество властей (симфония властей) <56>.
--------------------------------
<55> См. Сергеевич В.И. Древности русского права. М., 2007. Т. 2. С. 458 - 581.
<56> Сотрудничество, симфония властей, без сомнения, являются высоким достижением в сравнении с иными вариантами, но не отрицает возможность отчуждения церковного имущества. Выражение симфонии - добровольная помощь государству в кризисный период. Например, добровольными были сборы в разоренных Великой Смутой XVII века храмах для вновь избранного царя Михаила Романова; добровольно, в ответ на "Воззвание Патриарха Московского и всея России Тихона о помощи голодающим" летом 1921 года собирались средства страдающим от чудовищного голода в Поволжье; воззвание Патриарха Тихона 19 (6) февраля 1922 года, в котором предлагалось собрать необходимые для голодающих средства "в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления"; по призыву Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) верующими были собраны средства на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского; на памяти недавние примеры добровольных сборов пострадавшим от пожаров в конце лета 2010 года и от наводнения в Крымске летом 2012 года, за счет которых обеспечивались даже спасатели МЧС России.
В любом случае перечисленные теоретические построения не закреплены положениями канонического права и служат материалом для политических и научных дискуссий при обосновании той или иной позиции.
Как упомянуто выше, запретов на владение тем или иным имуществом (в пределах закона и в рамках христианской морали <57>) для Церкви не существует. Более важным является объем и предназначение такого имущества. Здесь весьма показательна полемика, состоявшаяся во время Поместного собора Русской Православной Церкви 1551 года в правление царя Иоанна IV Васильевича (Грозного) (1547 - 1584 гг.) и получившего наименование Стоглавого собора (итоги собора были сведены в сто глав Соборного уложения). Стоглавый собор известен также по дискуссии, вошедшей в учебники по истории правовых учений как спор "иосифлян и нестяжателей" <58>. Данная дискуссия состоялась уже после Собора и в действительности не имеет отношения к выступлениям преп. Нила Сорского и преп. Иосифа Волоцкого, но все возникающие в этой сфере внутрицерковные воззрения действительно сводятся к синтезу их точек зрения на приобретение и использование церковного имущества <59>.
--------------------------------
<57> Например, взносы за поставление (назначение) во священство или епископство (симония) были осуждены на Соборе 1503 года.
<58> Скрынников Р.Г. Нестяжатели и иосифляне на Соборе 1503 г. / Средневековое православие: от прихода до патриархата. Сборник научных статей. Волгоград, 1997. С. 127.
<59> Противоречия между теми, кто называл себя последователями преп. Иосифа Волоцкого и преп. Нила Сорского ("иосифлянами и нестяжателями"), являются мнимыми, и вызваны скорее политическими амбициями, чем существом дела, т.к. точки зрения преподобных отцов органически сочетаются друг с другом, показывая два пути к единой цели христианской жизни.
Согласно легенде, на соборе преп. Нил Сорский поставил вопрос, могут ли монастыри владеть вотчинами: "не достоин чернец сел имети" <60>. Он почитал скит идеальной формой иноческого жития, считая для цели монашеской жизни более полезным обеспечивать себя своим трудом: "чтобы жили черньцы в пустынем, а кормилися бы рукоделием" <61> потому, что "излишше не подобает нам иметь" <62>. Очевидно, что не было речи об отчуждении вотчин в пользу государства, была попытка убедить собравшихся принять более высокий идеал жизни, что и получило название принципа нестяжательства. Подобно преп. Нилу, преп. Иосиф (Санин) отстаивал принцип нестяжательства, отрицая у монахов личную собственность, но отстаивая собственность монастырей по двум причинам: не все способны сразу принять тот образ, который требует скитское житие; необходимы средства, чтобы помогать страждущим <63>. То есть речь опять шла о лучшем пути к спасению.
--------------------------------
<60> Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и устав его о жительстве скитском. Изд. второе. Кириллов, 1902. С. 17.
<61> Там же.
<62> Там же. С. 6
<63> Как известно, возглавляемый преп. Иосифом Волоцким монастырь кормил в случае неурожая всех окрестных крестьян, не оставляя порой ничего на собственное пропитание. Упоминается, что некоторые насельники скита преп. Нила первоначально проходили обучение в Волоцком монастыре.
В целом указанная дискуссия соответствует выработанному на Афонской горе опыту о трех путях спасения: общежитийном, который подходит и спасителен вообще для всех иноков, отшельническом, высоком пути и среднем между ними, скитском. В последующих спорах вопрос об иноческой жизни, относящейся к сфере духовной, был некорректно интерпретирован в вопрос о статусе монастырских земель. Пример спора "иосифлян и нестяжателей" полезен для понимания внутренней позиции Церкви по отношению к принадлежащему ей имуществу.
Вопрос о церковном имуществе сегодня относится к числу вопросов соприкосновения "мiра" и Церкви и ему почти не уделяется внимания в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (далее - Основы), где лишь указано, что имущество религиозных организаций представляет собой особую форму собственности, а на пожертвование не должны распространяться нормы о налогообложении.
Смысл существования имущества Церкви можно уяснить из других разделов вышеуказанного документа. Например, из положений о том, что, "исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира", из чего следует одно из целевых назначений имущества, которым располагает Церковь. Согласно Основам, "под собственностью следует понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам", а также о том, что "Церковь помнит и о потребности в "хлебе насущном" (Мф. 6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования, <...> и предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами <...>. В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как к высшей цели и ценности бытия". И, наконец, по учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, которому и "принадлежит абсолютное право владения ими".
****
Если резюмировать кратко, то имущество, полученное Церковью от Бога, в основном, через пожертвования, по закону христианской любви, следует употребить на служение Богу и людям, что выражается в священнодействии, проповеди и благотворительности. Особым видом имущества, ограниченным в гражданском обороте, является такое, которое необходимо для совершения богослужения (священные сосуды, облачение, убранство алтаря и храма, само здание храма). В содержании нуждаются также священство и церковный клир, а также монашествующие.
Отсюда следует основной вывод данной статьи: имущество христианских церквей, в силу внутренних установлений Церкви, имеет общественное предназначение <64>. Это требует выделения секуляризации в отдельный вид национализации, особенности которого выводятся из анализа исторического опыта и понимания особенной роли церковного имущества <65>. Процедура секуляризации должна предусматривать сохранение объема социального служения и денежные выплаты за изымаемое имущество. То есть секуляризация сопровождается бременем, возникновением расходного обязательства бюджета.
--------------------------------
<64> Первая масштабная секуляризация в России, проведенная в правление Екатерины Второй (Великой) в 1764 году привела к тому, что были закрыты многие школы и приюты, которые пришлось вновь создавать уже за счет государственного бюджета.
<65> Подтверждением данному выводу является сам факт реституции церковного имущества после принятия Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Обычно национализация сопровождается расходным обязательством в виде единовременной выплаты за изымаемое имущество, которая устанавливается законом. В случае секуляризации мы имеем дело с другой ситуацией. Изымается имущество, которое служит источником средств для содержания церковного клира, просветительской и благотворительной деятельности. Значит, выплата не может быть единовременной, необходим периодический платеж, то есть появляется бессрочное расходное обязательство, размер которого корректируется в зависимости от стоимости соответствующих социальных услуг.
Библиографический список
1. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Лекции по истории древней Церкви. М., 2002.
2. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М., 2007.
3. Прот. Владислав Цыпин. Каноническое право. М., 2012.
4. Козырин А.Н. Приватизация и национализация / Казна и бюджет // Под. ред. Д.Л. Комягина. М., 2014.
5. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 2004.
6. Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005.
7. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1977.
8. Смолич И.К. История Русской Церкви. М., 1996.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.