Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ИМУЩЕСТВО ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
Г.Ф. РУЧКИНА
Вопросы защиты имущественных прав российских граждан и российских юридических лиц за рубежом от санкций, налагаемых иностранными государствами, находятся в центре внимания правоведов. При всем нежелании вступать в конфронтацию со странами Евросоюза и США России необходимо принимать ответные (зеркальные) меры с целью недопущения дальнейших дискриминационных действий в отношении прав и интересов отечественных граждан и организаций за рубежом. Однако, несмотря на сложности, все вопросы, связанные с ограничением имущественных прав иностранных лиц (замораживание, наложение ареста <1>), решаются только в рамках дискреции государственных органов.
--------------------------------
<1> "Замораживание" или "наложение ареста" означает временное запрещение перевода, конверсии, размещения или перемещения собственности или временный арест или взятие под контроль собственности на основании постановления, выносимого судом или компетентным органом (п. l ст. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988)) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.
Россия была и остается правовым государством, и любые действия, особенно связанные с какими-либо ограничениями применительно к иностранным юридическим или физическим лицам, осуществляет в рамках общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются частью российской правовой системы и внутреннего правопорядка.
Основания наложения ограничений на имущество иностранных лиц и непосредственно процесс, заключающийся в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, а в некоторых случаях владеть и пользоваться этим имуществом, имеют свою регламентацию и закреплены в нормах гражданского права и международного частного права.
Имущественные ограничения, связанные с деятельностью иностранных лиц на территории России, имеют корреляцию с такими же действиями государства в отношении российских юридических и физических лиц. В таких отношениях национальный режим, установленный гражданским законодательством для иностранных субъектов, исключает в отношениях, осложненных иностранным элементом, какие-либо привилегии или дискриминацию. Так, ст. 2 ГК РФ закрепляет положение о распространении общих правил, установленных гражданским законодательством, на отношения с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Коллизионные нормы международного частного права также распространяют положения российского правопорядка на вещные права на движимое и недвижимое имущество иностранных лиц, закрепляя универсальное правило - закон места нахождения вещи (lex rei sitae), которого придерживаются многие государства мира (ст. 1205 ГК РФ).
То же можно сказать и о процессуальных нормах. Часть 2 ст. 398 ГПК РФ и ч. 1 ст. 254 АПК РФ устанавливают равенство прав и обязанностей в гражданском и арбитражном процессах иностранных лиц с российскими.
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <2> в ст. 10 устанавливает право без каких-либо ограничений распространять свои положения на отношения с участием иностранных граждан и иностранных организаций при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц <3>.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
<3> Постановление ФАС Московского округа от 29 октября 2009 г. N КА-А40/11057-09 по делу N А40-87948/08-72-655 // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, отношения, связанные с установлением ограничений права собственности иностранных лиц на имущество, находящееся на территории России, по основаниям, связанным с деятельностью этих лиц, достаточно регламентированы и не вызывают процедурных вопросов. Данный правовой институт применяется в основном как превентивная мера, обеспечивающая реализацию юрисдикционного акта как в гражданском, арбитражном и уголовном процессах, так и в исполнительном производстве.
Правовые проблемы могут возникнуть при необходимости ввода ограничений в отношении имущественных прав иностранных лиц, как ответных мер на недружественные действия в отношении России. В этом случае ограничения будут направлены на иностранных субъектов, чьи страны участвуют в применении санкций по отношению к российским физическим и юридическим лицам.
Российское законодательство предусматривает возможность для Правительства Российской Федерации установления тождественных или аналогичных ответных ограничений (реторсии) в отношении имущественных прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц (ст. 1194 ГК РФ). Законодатель в данной норме закрепил использовавшуюся еще в Средние века максиму - Quam legem exteri nobis posuere, eandem illisponemus (Какие бы законы иностранцы ни установили для нас, мы установим для них такие же).
Таким образом, Правительство Российской Федерации, пользуясь конституционным полномочием, предоставленным ему п. "ж" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, обладает легитимной возможностью ограничить имущественные права иностранных лиц, в частности, посредством наложения ареста на имущество последних, с целью побуждения иностранного государства к прекращению дискриминационных действий в отношении российских граждан и российских юридических лиц.
Однако сформулированное в ст. 1194 ГК РФ правило содержит неопределенность и неясность в отношении конкретных процессов введения ограничений, что влечет практическую невозможность их реализации, когда речь идет об индивидуально-определенных лицах, в отношении которых требуются действия ограничительного характера.
Исходя из смысла нормы о реторсии, она имеет нормативный характер и не может санкционировать дискриминационные действия в отношении отдельных лиц. Сфера применения данной нормы ограничивается исключительно принадлежностью к определенному государству, осуществляющему недружественные по отношению к России действия. В этом случае в рамках реторсии ответные действия на точечные санкции применительно к конкретным российским гражданам и организациям осуществить достаточно сложно.
Проблема могла бы разрешиться с принятием положения, в котором применение ответных мер не было бы связано с принадлежностью иностранных граждан и организаций к определенному государству. Ограничения могли бы применяться дифференцированно, к конкретным иностранным лицам, причастным к действиям иностранных государств по введению специальных ограничений в отношении российских граждан и организаций.
В этом случае ст. 1194 ГК РФ следует дополнить частью 2 следующего содержания: "Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц, причастных к введению в иностранных государствах специальных ограничений имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и российских юридических лиц".
Наличие такой нормы позволит оказывать влияние не только на граждан и организации стран, проводящих в отношении России недружественную политику, но и на лиц, не являющихся гражданами или юридическими лицами указанных государств, но каким-либо образом содействующих в этом последним. Тем не менее, в настоящее время точечные санкции в рамках реторсии проводить юридически не корректно, соответственно для ответа на вызовы со стороны отдельных иностранных государств требуется дополнительное правовое регулирование.
Так, МИД России опубликовал Список официальных лиц и членов Конгресса США, которым закрывается въезд в Российскую Федерацию на основе взаимности в связи с американскими санкциями по Украине и Крыму <4>. Помимо запрета на въезд в Российскую Федерацию, предусмотрено замораживание имеющихся у указанных лиц активов на территории России. Документ, по сути, носит декларативный характер, не регламентирующий конкретные действия, связанные с имущественными ограничениями конкретных иностранных граждан.
--------------------------------
<4> URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/177739554DA10C8B44257CA100551FFE.
В настоящее время в Совете Федерации сенаторы приступили к разработке законопроекта, наделяющего Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации правом конфискации имущества иностранных лиц, попавших под действие ответных санкций. Вызывает сомнение продуктивность такого конструирования законодательства, когда в каждом конкретном случае единоличного или коллективного недружественного действия иностранных государств по отношению к российским гражданам и организациям для применения ответных мер следует издавать федеральный закон.
Два года назад был принят Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <5>, который, исходя из его названия и содержания, является актом, содержащим ответные меры к американским гражданам, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека. Несмотря на то что ч. 2 ст. 1 данного Закона содержит интересующее нас положение об аресте на территории Российской Федерации финансовых и иных активов и запрете на любые сделки с собственностью и инвестициями, рассматривать его как универсальный акт, способный регулировать отношения, связанные с ограничением имущественных прав иностранных лиц, не следует.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7597.
Во-первых, его действие распространяется исключительно на граждан США. Во-вторых, данный Федеральный закон носит рамочный характер и направлен на регулирование семейных отношений, связанных с усыновлением российских детей иностранными гражданами. Что касается наложения ареста на финансовые и иные активы, то по действующему российскому законодательству данная процедура не ограничивается ее законодательным установлением, а представляет собой комплекс действий, связанных с ограничением распоряжения конкретным имуществом. Соответственно, если данный Закон планируется применять при ограничении имущественных прав иностранных лиц, он должен содержать регламентацию всех действий государственных органов, в компетенцию которых будет входить осуществление подобного ограничения. В нынешнем виде Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" закрепляет исключительно порядок ведения Министерством иностранных дел Российской Федерации Списка граждан США, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена.
Еще одним нормативным правовым актом, регулирующим исследуемые отношения, является Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" <6>, который при совокупности обстоятельств, единолично либо параллельно с другими актами, устанавливает экономические меры воздействия на иностранные государства. Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Закона поводом для принятия таких мер может служить либо международно-противоправное деяние, либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 44.
При этом интересы российских организаций данный Закон не защищает. В настоящее время любое негативное воздействие на российское юридическое лицо может опосредованно затрагивать интересы граждан и государства в целом. Соответственно следует расширить субъектный состав, указанный в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О специальных экономических мерах", закрепив в нем и российские юридические лица.
Кроме этого, Закон не дает возможности использовать весь спектр имущественных ограничений для иностранных лиц. Нормы Закона регламентируют исключительно наложение запрета на финансовые операции или установление ограничения на их осуществление. Так, на основании решения Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации принятием постановления вправе арестовать (заморозить) активы граждан недружественного иностранного государства.
Следует обратить внимание на некоторую коллизию норм банковского законодательства и законодательства об исполнительном производстве, регулирующих наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитной организации.
Так, согласно ст. 27 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. Федеральных законов от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ, от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ) "О банках и банковской деятельности" <7>, на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения. В то же время ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" устанавливает другое правило, а именно - банк или иная кредитная организация незамедлительно исполняет постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
В случае если исполнять постановления Правительства Российской Федерации об аресте счетов иностранных лиц в кредитных организациях будет Федеральная служба судебных приставов, было бы целесообразнее закрепить данное правомочие судебных приставов-исполнителей, в том числе и в ст. 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Думается, что современный уровень законодательной техники вряд ли способен, пусть даже на уровне федерального закона, детально регламентировать процесс ограничения имущественных прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц, так как слишком многообразны основания таких ограничений, неоднороден субъектный состав, разнообразны виды имущества, режим которого подлежит ограничению. В этой связи целесообразно принятие федерального закона, содержащего порядок дифференцирования оснований и процедур негативного воздействия на имущественные права иностранных лиц, в зависимости от субъекта, вида имущества, тяжести причиненного вреда и длительности его воздействия на государство, его граждан и организации. Непосредственно процесс ограничений прав иностранных лиц может быть урегулирован подзаконными актами в зависимости от компетенции соответствующих органов государственной власти.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" // СЗ РФ. 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 44.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7597.
5. Постановление ФАС Московского округа от 29 октября 2009 г. N КА-А40/11057-09 по делу N А40-87948/08-72-655 // СПС "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.