Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА ОСВЕЩЕНИЕ
В.С. КАМЕНКОВ
Начнем с того, что мы говорим о конституционном праве человека. Основной закон нашего государства провозгласил в статье 34, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. То есть мы с вами, как и все граждане, имеем право получать интересующую нас информацию о спорте в удобной форме. А те организации, которые владеют такой информацией, обязаны ее доводить до нас. Известный правовой принцип - праву одного соответствует обязанность другого, и наоборот.
А закон еще и уточняет, что эта информация должна быть "... полной, достоверной и своевременной" <1>.
--------------------------------
<1> Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З "О средствах массовой информации" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.08.2008, N 196, 2/1524.
Насколько актуальна тема настоящего материала (освещение спортивного мероприятия, его трансляция), можно судить по следующим обстоятельствам.
Именно так названа одна из форм сотрудничества между государствами в Стратегии развития физической культуры и спорта стран СНГ: "... освещение в печатных и электронных средствах массовой информации спортивных мероприятий СНГ и положительного опыта государств-участников СНГ в реализации государственной политики в области физической культуры и спорта" <2>.
--------------------------------
<2> Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств "Решение о Стратегии развития физической культуры и спорта государств-участников Содружества Независимых Государств до 2020 года" (принято в г. Ашхабаде 30.05.2012). Сведения о договаривающихся сторонах: Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина. Дата подписания - 30.05.2012. Документ опубликован не был.
Во Франции, например, министр по делам спорта вправе прекратить полномочия спортивной федерации после уведомления Французского национального олимпийского и спортивного комитета по такой причине, как несоблюдение уполномоченной спортивной федерацией положений спортивного кодекса, устанавливающих порядок освещения спортивных мероприятий <3>.
--------------------------------
<3> Соловьев А.А. Некоторые особенности правового статуса спортивных федераций во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 1. С. 29 - 33.
Отсюда вытекает значимость освещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) спортивных мероприятий для развития самого спорта.
К сожалению, при высокой степени актуальности и значимости для спорта тема освещения спортивных мероприятий пока не нашла активного отражения в публикациях белорусских авторов, исследующих спортивную тематику.
Попытаемся расшифровать смысл этой важности освещения в СМИ спортивных мероприятий.
Во-первых, популяризация всего спорта и конкретных его видов как в стране, так и за рубежом, и в целом олимпийского движения.
Во-вторых, соревновательная зрелищность спортивных мероприятий обеспечивает зрительскую привлекательность к ним, к самому спорту. Поэтому болельщики и зрители всегда готовы непосредственно видеть соревнование по любимому виду спорта. Но когда это не получается в силу объективных и субъективных причин: занятости, ограниченной вместимости спортивных залов, цен на билеты, отдаленности места проведения спортивного соревнования, погодных условий, тогда они прибегают к спортивным трансляциям по телевидению, по радио, в Интернете. И количество охватываемых спортивными трансляциями зрителей растет с определенной математической прогрессией.
"Спортивные трансляции уже давно стали частью нашей жизни; для болельщика важно увидеть матч любимой команды или выступление любимого спортсмена, его, как правило, не заботят ни механизмы реализации прав на трансляции, ни суммы, заплаченные телекомпаниями за право транслировать этот матч, ни бюджеты рекламодателей... Спортивные трансляции развиваются с каждым годом, применяются все новые и новые технологии, колоссальными темпами растет зрительская аудитория спортивных трансляций. Летние Олимпийские игры 1936 г., проходившие в Берлине, впервые транслировались по телевидению, однако трансляции имели незначительный охват, общая продолжительность трансляций составила примерно 138 часов, а зрительская аудитория - приблизительно 162 000 телезрителей из Берлина и его пригородов. Для сравнения: зрительская аудитория трансляций недавно завершившихся Зимних Олимпийских игр в Ванкувере составила около 3,5 миллиарда человек" <4>.
--------------------------------
<4> Зайцев Ю.В. Право на освещение спортивных мероприятий в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 4. С. 17 - 18.
Трудно не согласиться, что без зрительской поддержки спорт утратил бы свою не только зрелищность, привлекательность, но и соревновательность, а также коммерческую составляющую.
Поэтому законодательство отдельных государств максимально защищает права спортивных зрителей и в этой сфере.
"Кодекс содержит также целый блок норм, посвященный правилам освещения и трансляции спортивных мероприятий (статьи L333-1 - L333-9).
Соответствующее правовое регулирование построено на принципах сочетания интересов организаций-правообладателей и спортивных болельщиков с учетом свободы распространения информации. В частности, интерес представляет норма, устанавливающая, что уступка права на освещение спортивного мероприятия или соревнования электронному средству массовой информации не препятствует частичной или полной трансляции этого мероприятия или соревнования другим электронным средством массовой информации, если средство массовой информации, обладающее правом на освещение спортивного мероприятия или соревнования, не гарантирует прямую трансляцию его значимых отрывков (статья L333-8)" <5>.
--------------------------------
<5> Соловьев А.А. Опыт принятия и реализации Спортивного кодекса Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 3. С. 20 - 26.
В-третьих, освещение в СМИ спортивных мероприятий придает соответствующему виду спорта, конкретным спортсменам и тренерам определенный авторитет, имидж и интригу, которые являются составляющими спортивной коллективной и индивидуальной привлекательности. Не без учета спортивных трансляций составляются спортивные рейтинги, спортивные контракты.
В-четвертых, на основе спортивных трансляций составляется представление о потенциальном противнике, его сильных и слабых сторонах.
В-пятых, освещение в СМИ спортивных соревнований официально рассматриваются как одно из средств развития спонсорства, одно из основных источников финансирования спорта.
"Источниками финансирования национальных видов спорта являются государственный бюджет, местные бюджеты, вклады средств учреждений, организаций, предприятий и их объединений, в том числе физкультурно-спортивных общественных объединений, а также средства от продажи прав на рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, от проведения физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, спортивных лотерей, благотворительные пожертвования организаций и граждан и другие не запрещенные национальным законодательством поступления" <6>.
--------------------------------
<6> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств N 19-8 "О Модельном законе "О национальных видах спорта" (принято в г. Санкт-Петербурге 26.03.2002) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2002. N 29.
Кроме того, в спорте в качестве источника финансирования нужно рассматривать право интеллектуальной собственности. "... в сфере спорта право интеллектуальной собственности можно рассматривать в отношении прав на товарные знаки, спортивную и олимпийскую символику, авторские и смежные права, включая права на радио-, теле- и иные способы трансляции спортивных мероприятий; а также передачи прав на использование наименования спортивного мероприятия, образованных на его основе словосочетаний и символики, прав на освещение спортивного мероприятия" <7>.
--------------------------------
<7> Каменкова В.Ю. Вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности в области спорта в Республике Беларусь // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 26 - 28.
"Отличным примером может служит роль интеллектуальной собственности в современном спорте. С начала 80-х годов использование интеллектуальной собственности для финансирования спортивных мероприятий значительно возросло как в развитых, так и в развивающихся странах, что принесло этим странам экономическую выгоду. Главные спортивные события, такие как Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, региональные игры, Кубок Америки, а также теннисные турниры и турниры по гольфу, приносят большую прибыль. Последние 25 лет показали, что интеллектуальная собственность в спорте - это фундаментальный элемент экономического развития, используемый всеми странами вне зависимости от уровня их развития. Вопросы интеллектуальной собственности, возникающие в связи с маркетингом, стимулированием спроса, лицензированием и франчайзингом в сфере спорта, включают вопросы товарных знаков, знаков обслуживания, промышленных образцов, авторского права, доменных имен, защиты изображений, контрафакции и пиратства, а также скрытого маркетинга <8>".
--------------------------------
<8> Актуальные вопросы интеллектуальной собственности для предпринимателей: Рекомендации для предпринимателей и органов власти. Десятое издание // Документ является официальной публикацией Международной торговой палаты - Всемирной организации бизнеса (ICC) и впервые был опубликован на официальной интернет-странице Комиссии ICC по интеллектуальной собственности в апреле 2010 года. // Международная торговая палата. 2010.
Нужно констатировать тоже, к сожалению, что белорусское спортивное законодательство предусматривает не совсем совершенное правовое регулирование об освещении спортивных мероприятий и вытекающих из них последствий.
"Все права на теле-, радио-, иные способы трансляции спортивных соревнований принадлежат лицам, проводящим соревнования, если иное не установлено договором между лицами, проводящими соревнования, и участниками (организациями, представляющими от своего имени спортсмена (команды спортсменов), или спортсменом при отсутствии такой организации) или положением о проведении (регламентом проведения) спортивного соревнования" (ст. 27).
Правда, если обратиться к иным законодательным актам <9>, то можно вывести по аналогии такое же комплексное правило об исключительном праве организаторов спортивных мероприятий. Ведь "... по своей правовой природе права организаций эфирного или кабельного вещания в отношении выпускаемых ими в эфир или по кабелю сообщений по своей природе наиболее близки к правам организаторов на освещение спортивных мероприятий" <10>.
--------------------------------
<9> Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З "Об авторском праве и смежных правах" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 30.05.2011. N 60. 2/1813.
<10> Зайцев Ю.В. Право на освещение спортивных мероприятий в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 4. С. 17 - 18.
В Российской Федерации, наоборот, прямо в Законе о спорте <11> установлены более категоричные нормы о праве третьих лиц даже использовать наименования спортивных мероприятий, осуществлять их освещение на основании соглашений, заключаемых в письменной форме с организаторами спортивных мероприятий. Организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат исключительные права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Российская газета. N 301. 28.12.2012.
Права на освещение физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий или соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий (ст. 20).
Модельное законодательство также предусматривает похожие условия. "Трансляция спортивных соревнований и других спортивных мероприятий по каналам теле- и радиовещания, съемка и фотографирование спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, производство записи их изображения и их звуковая запись осуществляются на основе договоров с обладателями прав на организацию спортивных соревнований или других спортивных мероприятий, в которых могут определяться условия размещения рекламы товаров, изделий и услуг во время трансляции спортивных соревнований или других спортивных мероприятий. Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения спортивных соревнований или других спортивных мероприятий допускается с разрешения организаторов спортивных соревнований или других спортивных мероприятий" <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств N 33-23 "О новой редакции Модельного закона "О физической культуре и спорте" (принято в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009). // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. N 46. 2010.
"Организаторам спортивных мероприятий в области паралимпийского спорта принадлежат все исключительные права на их освещение в любой форме и любым способом.
Права на освещение (трансляцию) спортивных мероприятий в области паралимпийского спорта могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов этих спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении прав у таких организаторов" <13>.
--------------------------------
<13> Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств N 31-13 "О Модельном законе "О паралимпийском спорте" (принято в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. N 43. 2009.
Можно согласиться, что российский закон о спорте "... фактически... устанавливает новую разновидность охраняемого законом исключительного права, которая со временем должна найти свое отражение в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" <14>.
--------------------------------
<14> Зайцев Ю.В. Право на освещение спортивных мероприятий в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 4. С. 17 - 18.
При этом "... объектами передачи выступают:
а) исключительные права на использование наименования спортивного мероприятия, образованных на его основе словосочетаний и его символики;
б) исключительные права на освещение спортивного мероприятия посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий.
Субъектами (сторонами обязательства как сделки) являются:
а) организаторы спортивных мероприятий как законные правообладатели или последующие "договорные правообладатели";
б) организации, осуществляющие первичную трансляцию изображения и (или) звука, а также запись указанных трансляций и (или) фотосъемки мероприятий, как правило, выступающие пользователями прав;
в) организации, передающие сигнал;
г) участники соревнований как заинтересованные третьи лица, но не участвующие в обязательстве в качестве сторон;
д) радио- и телекомпании, иные организации, желающие осуществить трансляции мероприятий по своим каналам, а также приобрести права на использование радио- и телевизионной записи мероприятий в производстве программ, выпусках записей соревнований на аудиокассетах, видеокассетах, DVD и т.д." <15>.
--------------------------------
<15> Сараев В.В. Отдельные вопросы правового регулирования коммерческой деятельности в профессиональном спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 4. С. 11 - 16.
Можно говорить, что почти аналогичное предусмотрено в разделе V, в том числе в ст. 980, 992, 993, 995 ГК Беларуси <16>. Однако лучше прямо предусмотреть схожие нормы в проекте спортивного кодекса Беларуси.
--------------------------------
<16> Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от 13.07.2012, с изм. от 28.08.2012) Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2013) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 14.07.2012. 2/1941.
Кроме того, целесообразно разработать формы соответствующих договоров по реализации права на освещение спортивных соревнований и иных спортивных мероприятий.
Предложения о форме и содержании подобных договоров уже появляются. "Рассмотрим подробнее договор о передаче прав на освещение спортивного мероприятия, заключаемый организатором спортивного мероприятия с организацией эфирного или кабельного вещания. Такой договор по аналогии с лицензионным договором может быть двух видов:
1) договор о предоставлении права на освещение спортивного мероприятия с сохранением за организатором права передачи такого права другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) договор о предоставлении права на освещение спортивного мероприятия без сохранения за организатором права передачи такого права другим лицам (исключительная лицензия).
Представляется, что договор о передаче прав на освещение спортивного мероприятия должен содержать следующие условия:
1. Предмет договора, которым является право на освещение спортивного мероприятия посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий определенными способами и (или) с помощью определенных технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции. В договоре должны быть определены мероприятия, на которые передаются права, а также способы трансляции (например, посредством наземного, кабельного или спутникового телевидения, сети Интернет и т.д.).
2. Стороны договора - организатор спортивного мероприятия или иное лицо, которому организатором переданы коммерческие права в отношении спортивного мероприятия (лицензиар), и лицо, приобретающее права на освещение спортивного мероприятия (лицензиат).
3. Исключительность или неисключительность лицензии.
4. Территория, на которой допускается трансляция спортивного мероприятия.
5. Срок, на который заключается договор.
6. Размер вознаграждения за предоставленные права на освещение спортивного мероприятия" <17>.
--------------------------------
<17> Зайцев Ю.В. Право на освещение спортивных мероприятий в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 4. С. 17 - 18.
Разумеется, это только общие рекомендации. Каждый конкретный договор может наполняться и дополняться и иным содержанием.
В частности, в договоре могут быть указаны технические условия трансляции (частоты, объем, порядок и др.), время и дата трансляции, права и обязанности сторон, ответственность и условия освобождения от ответственности, разрешение споров и т.д.
С учетом невысокой степени изученности настоящая тема требует дальнейшего исследования и дискуссий.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.