Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.И. ТАРАСОВА, И.С. СМИРНОВ
Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц административных органов, в том числе начальники исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России (УИС).
Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а также различными инструкциями, утвержденными Министерством юстиции РФ.
Помимо норм, установленных законодательством Российской Федерации, в части, касающейся нотариальной деятельности руководителей исправительных учреждений УИС, в некоторых населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляют должностные лица местного органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.
Нотариальные действия осуществляются в публично-правовой сфере от имени государства (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Их преимуществом является правовое регулирование на федеральном уровне. Так как вся нотариальная деятельность является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте и осуществляется в рамках нотариального производства, то эти взаимоотношения проводятся на публично-правовой основе <1>.
--------------------------------
<1> Интервью В.В. Яркова, вице-президента Федеральной нотариальной палаты России от 15.09.2012. URL: http://www.notariat.ru/ddata/mce__files/smi/201308/yarkov_interviuy.pdf.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", а также с учетом требований Федерального закона РФ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Приказа Министерства юстиции РФ от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" в исправительных учреждениях ФСИН России при совершении различного рода сделок в местах содержания под стражей начальниками исправительных учреждений осуществляется удостоверение надписей на заявлениях осужденных лиц. Согласно законодательным актам Российской Федерации (ст. ст. 185, 1127, 1153, 1159 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), ст. ст. 26, 33, 50 Федерального закона РФ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния") заверению подлежат заявления о заключении или расторжении брака, об установлении отцовства, о получении повторных документов об актах гражданского состояния из архива и др. В таких случаях применяются общие требования, как и при совершении нотариальных действий нотариусами.
Помимо установленных норм, особо важны для граждан России, находящихся в местах лишения свободы и не имеющих возможности воспользоваться услугами нотариуса, нотариальные действия, позволяющие осужденным к лишению свободы не терять социальные связи с гражданским обществом. К ним относится заверение документов, имеющих важное значение для социально-трудовых отношений, не только в "местах не столь отдаленных", но и после освобождения (документы об образовании, трудовые книжки, доверенности), с помощью которых родственники осужденных граждан могут осуществлять законные действия от их имени и по поручению.
Например, в случае осуждения лица к лишению свободы его паспорт подлежит временному изъятию на срок отбывания наказания и приобщается к его личному делу. При освобождении из мест лишения свободы паспорт возвращается гражданину. На основании того, что основной документ, подтверждающий личность гражданина Российской Федерации, находится вне возможности проведения нотариальных действий нотариусом, в отношении лица применяются особые формы их ведения в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ", Указу Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ" паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.
Для совершения какого-либо нотариального действия, предусмотренного Федеральным законом РФ от 11.02.1993 N 4462-1 "Основы законодательства о нотариате", осужденному либо его защитнику необходимо обратиться к начальнику исправительного учреждения. Для удостоверения доверенности требуется установить личность осужденного. Таким документом, как правило, является паспорт. При отсутствии паспорта в личном деле администрация исправительного учреждения принимает меры для оформления нового паспорта. В противном случае ни нотариус, ни начальник исправительного учреждения не имеют юридических оснований для совершения каких-либо нотариальных действий с осужденным ввиду отсутствия в его личном деле документа, удостоверяющего его личность.
Порядок оказания нотариальных услуг и приравненных к ним действий в местах лишения свободы регламентируется разделом XII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", а также п. п. 103, 104, 107 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205.
Так как нотариальная деятельность осуществляется с документами и лицами, обратившимися для совершения той или иной сделки, где важным моментом является выяснение истинной воли сторон, разъяснение последствий совершаемых юридических действий, определение дееспособности и понимания своих действий, то целью организации субъектов деятельности является защита экономически и юридически слабой стороны гражданского оборота.
На сегодняшний день в правовой системе Российской Федерации и системе гражданского права нет другого правового института, который бы выполнял различные функции органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции, кроме нотариуса.
Значительная часть действий органов гражданской юрисдикции осуществляется нотариатом в части удостоверения, а также выполняет правореализационные и регистрационные полномочия в рамках органов юстиции и других федеральных органов исполнительной власти. Формы и порядок такой организации зависят от целого ряда различных обстоятельств, конкретных политико-правовых решений, способов регистрационно-удостоверительной деятельности.
Рассмотренные нормы законодательства Российской Федерации не содержат категорических требований, в соответствии с которыми начальник места лишения свободы удостоверял бы документы в обязательном порядке, а п. 3 ст. 185 ГК РФ предполагает принятие нескольких вариантов решений по оказанию нотариальных услуг, т.е. осужденный имеет право выбора и может удостоверить доверенность как у начальника исправительного учреждения, так и в нотариате по месту нахождения исправительного учреждения. Данное обстоятельство может выступать причиной ряда проблем. Таким образом, использование осужденным права привлечения нотариуса для совершения нотариальных действий повлечет дополнительную нагрузку на сотрудников исправительного учреждения. Несмотря на то, что в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством осужденные имеют право пользоваться дополнительными услугами, в том числе нотариальными, за счет собственных средств, данные услуги предоставляются по их заявлению на имя начальника исправительного учреждения. Кроме того, для предоставления осужденному нотариальных услуг администрацией в колонию приглашается нотариус, для оплаты работы которого сотрудники исправительного учреждения вынуждены контролировать процесс и принимать участие в осуществлении почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес соответствующего специалиста, их оказавшего, в сумме, указанной в заявлении осужденного лица.
В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным на федеральном уровне внести изменения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205. Во-первых, в части, касающейся предоставления дополнительных услуг, проводимого по инициативе осужденных лиц, необходимо предусмотреть конкретный порядок оказания нотариальных услуг с указанием действий администрации и сотрудников исправительного учреждения. Во-вторых, справедливости ради стоит отметить дополнительную нагрузку на должностных лиц исправительного учреждения, напрямую связанную с желанием осужденных воспользоваться правом предоставления им нотариальных услуг. В данном контексте администрация и сотрудники учреждения не имеют ни социального, ни материального стимула для сопровождения процессуальных моментов, нотариуса и осужденного до места оказания нотариальных услуг и прочих аспектов предоставления осужденным законных прав. Таким образом, данная ситуация может повлечь за собой риск возникновения благоприятных условий для коррупционной составляющей в стенах учреждения УИС. В-третьих, в рамках совершенствования уголовно-исполнительного права необходимо провести анализ нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, позволяющий выявить положения, не соответствующие законодательству Российской Федерации, и нормы, создающие условия для проявления коррупции. Лишь благодаря комплексному, системному исследованию деятельности исправительных учреждений УИС возможно создание благоприятных условий для выявления и устранения пробелов в нормативно-правовой сфере таких учреждений. В свою очередь, переработка действующих нормативных правовых актов позволит учесть неоднократные изменения, вносившиеся в них, судебную практику в разрешении вопросов оказания осужденным нотариальных услуг, а также обеспечит оптимизацию или исключение отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства, создающих условия для проявления коррупции.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ.
4. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11.02.1993 N 4462-1.
5. Федеральный закон РФ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
6. Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ".
7. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ".
8. Приказ Министерства юстиции РФ от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах".
9. Приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
10. Приказ Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
11. Интервью В.В. Яркова, вице-президента Федеральной нотариальной палаты России от 15.09.2012. URL: http://www.notariat.ru/ddata/mce__files/smi/201308/yarkov_interviuy.pdf.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.