Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ КЛАДА: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
И.Э. МАРТЫНЕНКО
К первоначальным способам приобретения права собственности относится приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право. Таковым бесхозяйным имуществом является клад. На такое имущество правовое основание (титул) отсутствует как у частных, так и публичных собственников. Право собственности на него появляется у фактических владельцев по традиционному правилу res nullius primo occupanti cedit ("бесхозяйные вещи переходят к первому, кто захватил их") в силу указанных в законе обстоятельств, т.е. первоначальным способом [1; с. 24].
Принадлежность клада к бесхозяйному имуществу роднит его с находкой и археологическим предметом. Однако между ними имеется и принципиальная разница.
Находка - это найденная вещь, выбывшая из обладания собственника или иного законного владельца.
Археологический предмет представляет собой артефакт, т.е. вещный остаток, извлеченный при научных раскопках и прошедший первичную атрибуцию и идентификацию относительно иных однородных предметов. Отнесение объекта к археологическому наследию не связывается с содержательной стороной объекта. Памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности, предметы религиозного культа и др., т.е. все артефакты культуры, могут рассматриваться как археологическое наследие только по факту своего нахождения в земле или под водой. Именно поэтому можно утверждать об определенной условности (искусственности) выделения археологической группы наследия или памятников.
Кладом признаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право.
Примерно такое же определение содержится в гражданских кодексах всех стран СНГ. На эту особенность автор обращал внимание читателя при анализе других правовых институтов государств - участников СНГ [2].
Клад подразумевает намерение неизвестного лица - собственника специально скрыть ценное имущество. Отнесение имущества к разряду клада предполагает его закапывание в земле или сокрытие "иным способом". Следовательно, наличие денег или ценных предметов на поверхности земли будет означать их квалификацию в качестве находки [3; с. 123].
В отличие от археологических предметов, извлекаемых в результате плановых раскопок и разведок, превращение клада в юридически значимую находку, как правило, - результат совпадения целого ряда случайных обстоятельств. Например, случайно то, что клад был спрятан именно в этом, а не в другом месте. Зачастую случайно и то, что именно в месте сокрытия клада началось производство, например, земляных или строительных работ, которые привели к обнаружению клада.
Всем памятен случай, когда 27 марта 2012 г. при проведении реставрационных работ в особняке Нарышкиных на улице Чайковского в Санкт-Петербурге рабочие обнаружили ранее неизвестное помещение между вторым и третьим этажами здания, где находилось множество старинных серебряных предметов, в основном кухонной утвари; уникальная находка из двух тысяч предметов заняла почти 40 коробок, ящиков и кофров.
В 2012 г. предложены новые правила определения правовых последствий обнаружения клада. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 Модельного закона "О праве собственности и его защите", который принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 17 мая 2012 г. N 37-9, в случае обнаружения клада, относящегося к памятникам истории или культуры, он поступает в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях.
Рассмотрим, какие последствия установлены в случае обнаружения клада в новом гражданском законодательстве государств - участников СНГ, какие изменения произошли в регулировании этого института, как согласованы между собой гражданское и специальное законодательство об охране культурного наследия.
Азербайджанская Республика. Согласно ст. 187 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, имеющим научную ценность, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
Республика Армения. Согласно ст. 186 Гражданского кодекса Республики Армения клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
В случае обнаружения клада, содержащего имущество, относящееся к памятникам истории или культуры, оно подлежит передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
Таким образом, регулирование правовых последствий обнаружения клада остается в Азербайджане и Армении традиционным.
Республика Беларусь. Согласно ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь кладом признаются зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу акта законодательства утратил на них право.
В соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь" юридическое или другое лицо, обнаружившее клад, состоящий из вещей, которые могут представлять историко-культурную ценность, обязано принять меры по его сохранению и в срок до пяти дней сообщить о факте находки в местный исполнительный и распорядительный орган или в местный орган внутренних дел, или в Министерство культуры. Названные органы обязаны принять находку под расписку и организовать выезд уполномоченных лиц на место ее обнаружения.
Согласно ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь в редакции Закона от 7 мая 2007 г. в случае обнаружения клада, содержащего материальные объекты, обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующие одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, такие объекты подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
Законом от 28 декабря 2009 г. N 97-З в Гражданский кодекс Республики Беларусь введена новая норма - ст. 234-1 "Приобретение права собственности на бесхозяйные антикварное, историческое оружие и боеприпасы, иное вооружение или военную технику". Согласно указанной статье в случае обнаружения бесхозяйных антикварного, исторического оружия и боеприпасов, иного вооружения или военной техники при проведении поисковых работ, раскопок либо иным образом указанные вещи подлежат передаче в государственную собственность. Тем самым создан дополнительный инструмент в борьбе с нелегальным кладоискательством и нелегальным оборотом оружия.
Эта норма может быть позаимствована законодателем других стран. Правда, практики ее применения пока в Беларуси не сложилось.
Республика Казахстан. Согласно ст. 247 Гражданского кодекса в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в собственность Республики Казахстан. При этом пользователь земельного участка или собственник недвижимости, в которой был обнаружен такой клад, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости этого клада.
Единственным субъектом, имеющим право приобретения права собственности на клад, согласно Гражданскому кодексу 1964 г. (ст. 140) признавалось государство в отличие от Гражданского кодекса Республики Казахстан, который дает возможность приобретения права собственности, во-первых, пользователю земельного участка или собственнику недвижимости, во-вторых, лицу, нашедшему скрытое имущество.
Ранее вознаграждение определялось в размере двадцати пяти процентов от стоимости клада, в настоящее время весь клад приобретается двумя вышеуказанными лицами. Но в случае, когда клад признается памятником истории и культуры, он передается в собственность государства с выплатой вознаграждения, которое также делится между указанными лицами.
Кыргызская Республика. Согласно требованиям ст. 261 Гражданского кодекса Кыргызской Республики обнаруженный клад поступает в собственность лица, которому принадлежит земельный участок, строение и т.п., на территории которых клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.
В случае обнаружения клада, относящегося к памятникам истории или культуры, он подлежит передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, в пределах или составе которого был обнаружен клад, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада [4; с. 135].
Республика Молдова. В случае нахождения клада/сокровища он передается в собственность государства в течение не более 72 часов с момента его обнаружения. Собственник земельного участка, на котором был найден клад/сокровище, а также лицо, нашедшее клад/сокровище, имеют право получить вознаграждение в соответствии с положениями Гражданского кодекса Республики Молдова.
Так, согласно ст. 327 Гражданского кодекса Республики Молдова в случае обнаружения клада, содержащего вещь (вещи), относящуюся к памятникам истории или культуры, она подлежит передаче в собственность государства. Собственник недвижимой вещи, в которой обнаружен клад, а также обнаружившее ее лицо имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
Россия. Исходный принцип в регулировании данного института следующий. Клад поступает в собственность лица, которому принадлежит земельный участок, иное имущество, где клад был обнаружен. Этот же принцип применяется к лицам, производящим раскопки без согласия владельца или собственника (так называемым "копателям", "черным археологам"): клад должен быть передан владельцу или собственнику земельного участка либо иного имущества, где клад был обнаружен [5; с. 125].
Согласно п. 2 ст. 233 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность.
При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
Таким образом, в российском законодательстве продолжает существовать гражданско-правовая норма (п. 2 ст. 233 Гражданского кодекса РФ), в соответствии с которой предполагается существование памятников истории и культуры в сокрытом виде.
Данное положение противоречит основному принципу памятникоохранной деятельности: памятником (объектом культурного наследия) признается только выявленный и поставленный в связи с его значимостью (ценностью) на государственный учет объект.
Республика Таджикистан. Согласно ст. 257 Гражданского кодекса Республики Таджикистан в случае обнаружения клада либо обнаружения памятников истории и культуры пользователь земельного участка, собственник строения и т.п., в которых был сокрыт клад, а также иные лица, обнаружившие клад или памятники истории и культуры, обязаны передать их государству. В то же время пользователь земельного участка или собственник другого имущества, в которых был сокрыт клад, и лицо, обнаружившее его, имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
В данной норме и сегодня используется термин "памятник истории и культуры", хотя специальный закон оперирует понятием "объекты историко-культурного наследия". В данном случае, как представляется, эти понятия совпадают.
В Гражданском кодексе Республики Таджикистан, в отличие от аналогичных кодексов других стран СНГ, нет положения, направленного на предотвращение нелегального кладоискательства, т.е. не указывается, что правила ст. 257 ГК не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиск, направленные на обнаружение клада.
Данная гражданско-правовая норма не имеет точного соответствия с положениями специального законодательства. Так, согласно ст. 24 Закона Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" лицо, обнаружившее ценный предмет, имеет право на получение от уполномоченного государственного органа вознаграждения в размере до двадцати процентов от стоимости этой находки.
Туркменистан. В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Туркменистана [6] если вещь, которая настолько долго оставалась скрытой, что установление ее собственника невозможно (клад), будет обнаружена и лицо, обнаружившее ее, вступит во владение вещью, то право собственности на эту вещь приобретается в равных долях лицом, нашедшим вещь, и собственником того имущества, в котором был сокрыт клад.
С принятием в Туркменистане нового Закона "Об охране объектов национального историко-культурного наследия" от 19 октября 2012 г. потребуется согласование не только понятийного аппарата, его уточнение с учетом новой классификации памятников истории и культуры, но и согласование между собой норм Гражданского кодекса и действующего в стране Закона "О собственности", регулирующих сходные институты.
Республика Узбекистан. В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Республики Узбекистан в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, вместе имеют право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада.
Данная статья также не имеет точного соответствия нормам специального законодательства: Закон "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" памятниками называет отдельные постройки, здания и сооружения, включенные в Государственный кадастр объектов культурного наследия Республики Узбекистан, т.е. они потенциально не могут быть сокрытыми в земле.
Украина. Согласно ст. 343 Гражданского кодекса Украины в редакции Закона от 9 сентября 2009 г. лицо, обнаружившее клад, имеет право на получение от государства вознаграждения в размере до двадцати процентов от его стоимости на момент обнаружения, если оно немедленно сообщило в милицию либо орган местного самоуправления о нахождении клада и передало его соответствующему государственному органу либо органу местного самоуправления.
Если клад, составляющий культурную ценность, был обнаружен в имуществе, принадлежащем другому лицу, это лицо, а также лицо, обнаружившее клад, имеют право на вознаграждение в размере до десяти процентов от стоимости клада [7; с. 117].
В некоторых государствах (Беларусь, Украина) установлена уголовная ответственность за хищение клада. Так, в соответствии со ст. 193 УК Украины ответственность наступает в случае присвоения лицом найденного или случайно оказавшегося у него чужого имущества, которое имеет особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, а также клада. В отличие от хищения, в случае присвоения клада виновный не совершает действий по изъятию имущества у собственника или иного законного владельца. В данном случае имущество уже находится в безнадзорном состоянии.
Однако так бывает не всегда. Практике известны случаи хищения уже обнаруженного и, по сути, сданного государству клада. Более чем курьезный случай произошел с хищением клада в одном из районов Витебской области. Местный житель сдал в милицию найденный им клад, состоящий из 320 монет Средневековья. Впоследствии из служебного помещения начальника уголовного розыска РОВД этот клад был похищен [8].
В заключение выскажем некоторые предложения по совершенствованию законодательства.
Общественно-политические потрясения (революции, войны, интервенции, междоусобицы, народные восстания и стихийные бедствия) вынуждали людей скрывать свои сокровища и деньги в тайниках - закапывать в земле, замуровывать в стенах, скрывать иным образом. Именно так и происходило формирование кладов.
По нашему мнению, в состав клада не могут входить вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, как это записано в гражданских кодексах фактически всех государств - участников СНГ. Все памятники (объекты культурного наследия) уже учтены и включены в государственные реестры. То, что имеет в виду законодатель в соответствующей гражданско-правовой норме (например, в п. 2 ст. 233 Гражданского кодекса РФ), корректнее именовать как материальные объекты, обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующие одному из критериев отбора для присвоения им статуса объекта культурного наследия (памятника истории и культуры; памятника; историко-культурной ценности).
В случаях их обнаружения в составе клада они (собственно, как и весь клад) должны поступать в государственную собственность. При этом собственнику земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицу, обнаружившему клад, целесообразно предоставить право на получение вознаграждения в размере стоимости клада.
Тем самым будет не только устранено противоречие между специальным законодательством об охране культурного наследия и гражданским кодексом, но будет создан определенный стимул по передаче клада государству, а не в присвоении его, что в большинстве случаев и происходит на практике.
Литература
1. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 496 с.
2. Мартыненко И.Э. Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия государств - участников СНГ: учебное пособие / И.Э. Мартыненко. М.: ИКД "Зерцало-М", 2012. 943 с.
3. Анисимов А.П. Клад как основание приобретения права собственности / А.П. Анисимов // Вестник Саратовской государственной академии права. 2004. N 4 (ч. 1). С. 122 - 124.
4. Гражданское право Кыргызской Республики. Общая часть: учебное пособие в схемах и определениях. Бишкек: Алтын Принт, 2010. 245 с.
5. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник / С.С. Алексеев [и др.]; под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург; Институт частного права, 2009. 536 с.
6. Гражданский кодекс Туркменистана // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1998. N 2. Ст. 39; 2003. N 4. Ст. 36; 2007. N 1. Ст. 40; 2010. N 3. Ст. 63; 2012. N 1. Ст. 7.
7. Самойленко В.М. Гражданское право Украины: учебник: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. проф. А.А. Пушкина, доц. В.М. Самойленко. Харьков: Основа, 1996. 342 с.
8. Куда исчез клад? // Советская Белоруссия. 27.12.2003.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.