Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯЕТ ЛИ НА УПЛАТУ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА УСТАНОВЛЕНИЕ СЕРВИТУТА?
ШЕЛЕСТОВА Н.Л.
Что такое сервитут? Какие виды сервитутов существуют? Являются ли объектом налогообложения по земельному налогу части земельного участка, по которым имеются ограничения (обременения) права в виде сервитута? Признается ли плательщиком земельного налога обладатель сервитута? Об этом читайте в нашей статье.
Что такое сервитут?
Сервитут является одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 Закона N 122-ФЗ <1>).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Законом N 122-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки <2>.
--------------------------------
<2> Утверждены Приказом Минюста России от 26.07.2004 N 132.
Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 27 Закона N 122-ФЗ).
Статьей 23 ЗК РФ закреплены два вида сервитутов: частный и публичный.
Порядок установления частных сервитутов регулируется гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 ЗК РФ).
Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком - сервитута (п. 1 ст. 274 ГК РФ).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Аналогичная норма также содержится в п. 6 ст. 23 ЗК РФ.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).
Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитут, как частный, так и публичный, может быть срочным (на определенный срок) или постоянным (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Земельный налог
Главой 31 НК РФ не определены особенности налогообложения земельных участков, часть которых обременена сервитутом. По мнению Минфина, собственник такого земельного участка признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка, в том числе такого, часть которого обременена сервитутом (Письмо от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).
Мнение Минфина согласуется с выводами судей, что лица, пользующиеся земельным участком на праве сервитута, в силу ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога не являются (см. Постановления ФАС УО от 03.12.2007 N Ф09-9866/07-С3 <3>, ФАС ПО от 07.08.2007 N А12-20512/06-С29-26).
--------------------------------
<3> Определением ВАС РФ от 28.03.2008 N 3824/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного Постановления.
Таким образом, собственник земельного участка, на который установлено ограничение в виде сервитута, исчисляет и уплачивает земельный налог в общем порядке.
Вместе с тем нельзя не отметить, что у собственника земельного участка, обремененного сервитутом, есть возможность снизить налоговое бремя по земельному налогу - установить платный сервитут и тем самым покрыть убытки, которые причинены ему в связи с ограничением прав в результате создания сервитута, в том числе в части уплаты земельного налога (см., например, Определение ВАС РФ от 27.03.2013 N ВАС-3154/13).
Порядок расчета размера такой платы в настоящий момент не установлен. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут <4> не были зарегистрированы Минюстом и опубликованы в установленном порядке и в связи с этим не подлежат обязательному применению (Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607).
--------------------------------
<4> Утверждены Росземкадастром 17.03.2004.
* * *
Итак, с учетом сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Сервитут - право ограниченного пользования земельным участком.
2. В зависимости от целей установления сервитуты подразделяются на два вида: частные и публичные.
3. Отличие публичного сервитута от частного состоит в причинах возникновения. Кроме того, установление публичного сервитута определяется не интересами отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения. Публичный сервитут устанавливается в пользу неопределенного числа лиц, а частный - в пользу отдельных лиц или конкретной группы лиц.
4. Обладатели сервитута, как публичного, так и частного, не являются плательщиками земельного налога.
5. Установление сервитута не влияет на порядок уплаты земельного налога.
6. Собственник земельного участка, в отношении которого установлен земельный сервитут, производит исчисление и уплату земельного налога в общем порядке.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.