Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
Государственное регулирование нефтедобычи в Российской Федерации
О.В. Комарова
Ключевым звеном топливно-энергетического комплекса - сложной системы, охватывающей несколько самостоятельных отраслей российской экономики, - является нефтяной комплекс. Нефтяная отрасль поставляет в бюджет России почти 40% доходов. Поэтому государственное регулирование отношений в нефтяной сфере, в том числе в сфере нефтедобычи, играет в жизни страны очень важную роль. Его главная задача - всемерно способствовать развитию отрасли.
В условиях рыночной экономики неизменно актуальными остаются вопросы о роли государства в обществе, о необходимости его воздействия на разные отрасли экономики, об основаниях и пределах приемлемого государственного вмешательства. Обобщая различные исследования в области государственного регулирования, можно выделить ряд факторов, от которых зависят ответы на перечисленные вопросы. В числе прочего масштабы государственно-правового регулирования определяются:
1) характером экономической системы (господствующими формами собственности, стратегическими целями экономики и всего общества, степенью социальной ориентированности общественной системы и т.п.);
2) уровнем развития экономики, экономическим потенциалом страны (чем слабее экономика, тем больше ключевых сфер народного хозяйства в государственной собственности, жестче регулирование негосударственного сектора экономики);
3) общественно-политической зрелостью общества (демократическая общественная система - безусловный признак либеральной экономики, развивающейся на основе саморегулирования);
4) зрелостью рыночных отношений;
5) задачами, решаемыми государством на том или ином этапе (например, реформы, защита страны, военная опасность - обстоятельства, способствующие большему влиянию государства на экономику);
6) взаимоотношениями между центральной властью и регионами, межнациональными отношениями в стране;
7) необходимостью защиты интересов страны на мировой арене, в том числе на мировом рынке, т.е. местом страны в мировом хозяйстве.
Иными словами, государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательства государственных органов в производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, кроме случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена правовыми актами.
Безусловно, существуют сферы общественной жизни, в которых прямое вмешательство государства имеет приоритетное значение. В частности, нельзя оставить без определяющего государственного контроля вопросы обороны, национальной безопасности, атомной энергетики. Также на любом этапе развития страны без государственного, и прежде всего административного, воздействия невозможно решать вопросы недропользования, в частности добычи нефти и нефтепродуктов. Как показывает практика, лишь государство в лице его компетентных органов способно наилучшим образом организовать и проконтролировать деятельность, направленную на добычу нефти и нефтепродуктов, учитывая при этом задачи улучшения благосостояния населения России и оптимального использования минеральных ресурсов.
Основные задачи государственного регулирования недропользования в нашей стране, составляющим элементом которого является добыча нефти, таковы: воспроизводство минерально-сырьевой базы, ее рациональное использование и охрана. Исходя из сказанного, масштабы и направления геологоразведочных работ должны обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы по мере исчерпания запасов важнейших полезных ископаемых.
Правовыми средствами практической реализации принципа воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны являются: нормативно-правовое закрепление системы государственного управления в сфере использования и охраны недр, лицензирование, учет, контроль.
В целях дальнейшего развития теоретической базы и совершенствования законодательства в исследуемой области необходимо провести всестороннее исследование общественных отношений в сфере добычи нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации (включающее классификацию методов регулирования, выработку концептуальных положений, выводов и рекомендаций), а также сравнительно-правовой анализ законодательства, регулирующего эти отношения.
На сегодняшний день правовую базу отношений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составляют положения общих для всех отраслей экономики законодательных актов, а также отдельных нормативных правовых актов, регулирующих конкретные аспекты правоотношений в нефтяной сфере. В числе указанных документов:
- Гражданский, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы РФ;
- Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон о разделе продукции);
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах);
- Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе";
- постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту";
- постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов";
- постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- другие правовые акты, в том числе ведомственного характера.
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет охарактеризовать государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в минерально-сырьевом комплексе как несистемное, фрагментарное, противоречивое и не всегда в полной мере учитывающее специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности.
Так, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем интересующую нас сферу экономики, отсутствует единый понятийный аппарат, что создает проблемы в правоприменительной практике. Кроме того, недостаточно конкретизированы права и обязанности субъектов правовых отношений.
Полномочия, касающиеся выработки и реализации государственной политики в нефтедобывающей промышленности, распределены между различными федеральными органами исполнительной власти.
Установленные Законом о недрах условия разработки месторождений не позволяют хозяйствующим субъектам своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка углеводородного сырья.
Нерешенной проблемой является отсутствие правового режима нефти как добытого полезного ископаемого.
Известно, что нефтедобывающая промышленность - важная составляющая хозяйственной системы нашей страны, поэтому вопросы правового обеспечения ее функционирования в условиях правовой реформы представляются весьма актуальными.
Под правовым режимом имущества понимается установленный в нормативных правовых актах порядок, содержащий систему требований (прав, обязанностей, правил, предписаний и т.п.) к правоотношениям, объектом которых выступают принадлежащие субъектам этих правоотношений материальные средства, а также связанные с ними и (или) производные от них права, обязанности, информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) и другие явления и процессы окружающего мира, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т.е. способностью стоить.
Нефть относится к естественным природным углеводородным минерально-сырьевым ресурсам, расположенным в недрах. Находясь в недрах, нефть, как и любое другое полезное ископаемое, является частью недр и принадлежит государству. Но как только нефть становится добытым полезным ископаемым, ее правовой режим меняется.
Отметим, что в законодательстве Российской Федерации нет дефиниции понятия "добытое полезное ископаемое". Исключение составляет только налоговое законодательство, в соответствии с которым добытыми полезными ископаемыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ).
Нефть как добытое полезное ископаемое является объектом многих правоотношений. При этом в законодательстве единое определение понятия "нефть" отсутствует, что привело к его использованию в федеральных нормативных правовых актах в разных значениях.
Полагаем, что для целей правового регулирования следует упорядочить отношения в сфере добычи природных ресурсов, закрепив на законодательном уровне такие понятия, как "углеводородное сырье", "добытые полезные ископаемые", "нефть".
Правовой режим нефти как добытого полезного ископаемого определяется несколькими важными факторами:
- во-первых, нефть как объект гражданских прав относится к группе движимого имущества;
- во-вторых, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться "в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности" (ч. 3 ст. 1.2 Закона о недрах);
- в-третьих, добытые полезные ископаемые становятся продукцией.
Право собственности на добытые полезные ископаемые определяется в лицензии недропользователя - хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность (далее - хозяйствующий субъект нефтедобывающего комплекса).
В настоящее время существуют два режима возникновения у хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса права собственности на нефть как на добытое полезное ископаемое.
В условиях лицензионного соглашения, регулируемого Законом о недрах, добытая продукция переходит к хозяйствующим субъектам нефтедобывающего комплекса в момент ее извлечения. Однако на законодательном уровне не урегулирован вопрос о том, с какого момента полезные ископаемые могут считаться добытыми.
На практике считается, что, как только недропользователь, владеющий лицензией на право добычи полезных ископаемых, применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное место, он становится собственником добытых полезных ископаемых (для нефти это момент ее доставки к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустройства промысла).
В условиях соглашения о разделе продукции вся добытая продукция до ее раздела между государством и хозяйствующим субъектом - инвестором является государственной собственностью. Право собственности к хозяйствующим субъектам на часть добытого полезного ископаемого переходит в пункте раздела (его называют также точкой раздела), которым признается место коммерческого учета продукции.
Местом коммерческого учета добытой нефти в случае ее транспортировки трубопроводным транспортом в соответствии со ст. 346.34 НК РФ считается место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, отличным от трубопроводного, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества. Таким образом, место раздела - это точка выхода нефти с промысла или входа в магистральный трубопровод.
В отношениях, касающихся раздела продукции между государством и инвестором, принципиальным является вопрос о составе части произведенной хозяйствующим субъектом нефтедобывающего комплекса продукции, являющейся по условиям соглашения долей указанного субъекта и переходящей впоследствии в его собственность. В соответствии со ст. 8 Закона о разделе продукции доля инвестора включает в себя компенсационную продукцию (часть произведенной продукции, покрывающая затраты на выполнение работ по соглашению), а также часть прибыльной продукции, выделяемой инвестору по условиям соглашения.
Характеризуя право собственности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса на добытое полезное ископаемое, необходимо отметить, что, с одной стороны, в соответствии со ст. 209 ГК РФ хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса владеют, пользуются и распоряжаются добытыми полезными ископаемыми, принадлежащими им на праве собственности, по своему усмотрению, т.е. могут совершать в отношении них любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе вправе отчуждать добытые полезные ископаемое в собственность другим лицам, отдавать их в залог и обременять другими способами, а также распоряжаться ими иным образом. С другой стороны, в соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр ограничен в своих правах, в том числе на добытое минеральное сырье, условиями лицензии или соглашением о разделе продукции, а также действующим законодательством. Например, п. 2 ст. 9 Закона о разделе продукции, затрагивая одно из правомочий инвестора как собственника произведенной продукции, а именно право распоряжения ею, прямо предусматривает, что в процессе распоряжения продукцией инвестор может вывезти ее за пределы таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены соглашением о разделе продукции, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
В круг правомочий хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса как собственников добытого полезного ископаемого входит право на экспорт нефти, т.е. ее вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. В этом случае нефть как товар становится предметом внешнеторговой деятельности, а хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса - участниками внешнеторговой деятельности.
Основные положения, регулирующие внешнеторговую деятельность, включая методы государственного регулирования, закреплены в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
С принятием в России закона о нефти, отражающего специфику нефтедобычи, и у государства, и у нефтяников появятся четкие ориентиры, которые помогут им успешнее строить экономические отношения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.