Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Р.Р. САДРИЕВА
Садриева Р.Р., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова.
В повседневной жизни наравне с гражданами, а также с юридическими лицами в различных сделках участвует и такой собственник имущества, многоликий субъект - государство - Российская Федерация, причем формы его участия настолько разнообразны, что не всегда понятно, что на самом деле лицо имеет дело именно с государством как с субъектом гражданских отношений или предметом сделок выступает именно государственная собственность.
В качестве участников гражданских отношений в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту - ГК РФ) перечислены Российская Федерация (далее по тексту - РФ), субъекты РФ и муниципальные образования. В теории гражданского права они именуются публично-правовыми образованиями.
По мнению О.С. Иоффе, государство - особый субъект гражданского права, особый потому, что, даже участвуя в гражданских правоотношениях, оно полностью сохраняет свое качество политической организации советского общества, качество носителя власти, носителя суверенитета <1>.
--------------------------------
<1> Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. Т. II. Советское гражданское право. СПб.: Издательство "Юридический центр "Пресс", 2004. С. 17.
На сегодняшний день существуют пробелы в гражданском законодательстве, регулирующем гражданско-правовой статус государства, в ГК РФ он закреплен в главе 5, состоящей всего из 4 статей: 124, 125, 126 и 127. Из этих нескольких положений определяется основное понятие и содержание правосубъектности государства. Между тем в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., не предложено ни одного изменения в действующее законодательство в части усовершенствования правового положения публично-правовых образований <2>.
--------------------------------
<2> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. Ноябрь. N 11.
Статус лица в праве определяется посредством выделения его признаков, качеств и отличий. Совокупность таких признаков, качеств и отличий, предоставляющая лицу возможность являться обладателем юридических прав и обязанностей, в теории государства и права называется правосубъектностью. По мнению И.В. Сальникова, юридическая составляющая правосубъектности заключается в том, что признаки субъекта права в обязательном порядке должны быть прописаны в нормативно-правовых и правовых актах <3>.
--------------------------------
<3> Сальников И.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 года N 139-ФЗ "О российской корпорации нанотехнологий", подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2008 // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, для выделения и анализа особенностей правосубъектности государства необходимо исследовать правовые нормы, регулирующие его участие в гражданских отношениях.
Исходя из смысла и общих начал гражданского права, которые закреплены в статье 1 ГК РФ, следует, что участники регулируемых гражданским правом отношений участвуют в них на принципе равенства. Однако далее в ГК РФ содержатся нормы, которые свидетельствуют об обратном.
Как справедливо указывает В.Г. Голубцов, "...властная (публично-правовая) сущность государства проявляется и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов представляется как трехчленная: физические лица, юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов" <4>.
--------------------------------
<4> Голубцов В.Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // Журнал российского права. 2010. N 10 // СПС "Гарант-эксперт 2010".
Приведем несколько распространенных случаев участия государства в гражданских отношениях, правовые основания участия которого свойственны только ему: наследование выморочного имущества; такой специфичный способ прекращения права государственной собственности, как приватизация; в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность; специальный способ возникновения права государственной собственности - реквизиция; государство выступает получателем имущества при признании сделки недействительной. Из изложенного следует, что нормы, определяющие правовое положение государства, содержатся в разрозненных статьях ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 124 ГК РФ к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Однако, как указал Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 30 июня 1993 г. N С-13/ОП-210, "наделение правами юридического лица не означает создания юридического лица" <5>. В связи с этим применение данной нормы на практике остается размытым. В некоторых случаях Гражданский кодекс РФ не выделяет отдельно публично-правовые образования как субъектов гражданского права, например, в ст. 153 ГК РФ определено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (из этого следует, что это соответственно касается и договоров). Однако это положение в некотором смысле противоречит нормам международного права, которое в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации, а именно в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года установлено то, что "каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры" <6>.
--------------------------------
<5> Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. N 1.
<6> Венская конвенция о праве международных договоров заключена в г. Вене 23.05.1969 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLII. М., 1988. С. 171 - 197.
В теории господствует следующее мнение: с точки зрения законодательной техники правило п. 2 ст. 124 ГК следует понимать таким образом, что в тех случаях, когда закон говорит об участии в конкретных видах гражданских правоотношений юридических лиц, он по общему правилу имеет в виду также и публично-правовые образования <7>.
--------------------------------
<7> Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2008 // СПС "Гарант-эксперт 2010".
Сами публичные образования юридическими лицами не являются, но в целом приравниваются к последним с позиций владения имуществом и участия в гражданском обороте. Аналогичным образом в ГК решен вопрос с правовым статусом граждан-предпринимателей (п. 3 ст. 23 ГК).
Данная норма служит правовой базой для распространения на публичные образования действия многих статей ГК, в которых о них прямо не упоминается, но говорится о юридических лицах. Например, публичные образования, имуществу которых причинен вред, имеют право на его возмещение на основании п. 1 ст. 1064 ГК, хотя в указанной статье сказано лишь о возмещении вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам <8>. Данное правило касается и участия публично-правовых образований в сделках.
--------------------------------
<8> Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учеб.-практич. комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010 // СПС "Гарант-эксперт 2010".
В связи с тем, что государство всегда действует в публичных интересах, в том числе и тогда, когда участвует в гражданском обороте, это позволяет ему самоограничивать или расширять свою правоспособность. Так, самоограничение выражается в следующем: государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц (сделки в розничной торговле, бытовом обслуживании, сделки со специальным субъектом - страховщиком, банком, финансовым агентом и др.) <9>.
--------------------------------
<9> Янишевский В.А. Российская Федерация как субъект гражданско-правовой ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. С. 37.
На наш взгляд, примером расширения правоспособности, а именно изменение объема ответственности государства в силу обстоятельств, является Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда города Москвы (оставленным в силе вышестоящими инстанциями) по делу по иску ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" к РФ о взыскании убытков в размере 92 989 135,62 руб., возникших у истца вследствие недостаточного финансирования в 2000 - 2002 гг., возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах", и неисполнением государством своих обязательств по указанному финансированию в полном объеме. Суд установил, что в федеральном бюджете на 2000 г., 2001 г. и 2002 г. средства на компенсацию затрат предприятий услуг связи были предусмотрены не в полном объеме и, руководствуясь положением п. 2 ст. 124 ГК Российской Федерации, сделал следующие выводы относительно статуса РФ как субъекта гражданского права:
1) в силу особенностей государства как субъекта гражданского права при отсутствии средств в бюджете данный субъект не может рассматриваться как причинитель вреда;
2) удовлетворение иска привело бы к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.
Из вышеизложенного примера судебной практики следует, что государство однозначно обладает особым статусом, который не конкретизирован в ГК РФ, однако из общих норм (а именно ст. 124 ГК РФ) правоприменители устанавливают, что при отсутствии средств в бюджете данный субъект не может рассматриваться как причинитель вреда, даже в случае его наличия (которое сторонами не оспаривается).
Эта судебная практика напоминает господствующие в Советском Союзе гражданско-правовые представления о государстве, по поводу которых Н.А. Кириллова отмечала, что государство в советский период отечественной истории выступает "квазисубъектом" гражданских правоотношений, его участие в имущественных отношениях строилось по совершенно иной модели, чем участие граждан и организаций, ответственность по договорным и деликтным обязательствам была "неравной", часто - условной <10>.
--------------------------------
<10> Кириллова Н.А. Гражданская правосубъектность государства: проблемы ответственности: Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2002. С. 20.
В ГК РФ установлено, что гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц. Однако, как было указано выше, в случае установленной решением суда неспособности исполнения своих обязательств в полном объеме в силу недостаточности денежных средств, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определяется как банкротство, нормы о несостоятельности юридических лиц не применяются.
Думается, что особый статус публично-правовых образований с точки зрения его практического использования вполне оправдан. Любое другое решение этого вопроса возможно путем либо отказа от гражданской правосубъектности публично-правовых образований, что практически невозможно, либо применения к ним общих правил, связанных с юридическими лицами, например правил о порядке создания и прекращения юридических лиц, что также невозможно <11>.
--------------------------------
<11> Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2007. N 1.
Однако, несмотря на то что отмечается положительный момент относительно существования в гражданском законодательстве особого статуса публично-правовых образований, есть необходимость введения новых норм в главу 5 ГК РФ, систематически и логически стройно регулирующих правовое положение публично-правовых образований как субъектов гражданского права, которая будет учитывать специальный характер правоспособности (в том числе и исключение имущественной ответственности в случае отсутствия денежных средств в бюджете) Российской Федерации и муниципальных образований. Вот, например, те положения, которые она обязательно должна будет содержать:
- во-первых, необходимо разделить нормы, регулирующие правовой статус и формы участия государства и муниципальных образований в гражданских отношениях, так как их правовой статус различен. Это подтверждается и тем, что статус их органов регулируется разными законами: Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Различия выражаются в основаниях возникновения и прекращения права муниципальной и государственной собственности (например, на бесхозяйные вещи, находка, реквизиция, конфискация и т.д.), в том числе различен перечень имущества, который может находиться исключительно в государственной и муниципальной собственности.
Также необходимо закрепить и следующее: органы местного самоуправления (исполнительной власти и представительной) согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Относительно органов государственной власти данный статус не закреплен (логика законодателя в данном подходе не понятна). В этой связи необходимо ввести аналогичные нормы по законодательному определению правового статуса органов государственной власти;
- во-вторых, указания на то, что от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований выступают их органы, являются юридически некорректными, поскольку создают впечатление, что органы являются представителями публичных образований. В действительности никаких, пусть даже особых, отношений представительства в данном случае не возникает и в гражданских правоотношениях участвуют сами публичные образования, действующие через свои органы. Налицо полная аналогия с участием в гражданском обороте юридических лиц, которые приобретают права и обязанности через свои органы (ст. 53 ГК).
Использование законодателем такой формулировки объясняется лишь тем, что органы государственной власти и местного самоуправления не во всех случаях своего участия в гражданских правоотношениях представляют интересы тех публичных образований, частью которых они являются. Нередко они, обладая статусом юридического лица, выступают в гражданских отношениях от собственного имени и в своих интересах. Таковы, в частности, отношения, связанные с удовлетворением хозяйственных нужд государственных органов и органов местного самоуправления <12>.
--------------------------------
<12> Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учеб.-практич. комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010 // СПС "Гарант-эксперт 2010".
По этому вопросу А.А. Пушкин считал, что государство на самом деле является сложной органичной системой. Таковой она является даже в том случае, если рассматривать ее как механизм государственных органов. Поэтому нельзя отождествлять государство с совокупностью его органов и исходя из этого отождествлять права и обязанности государства с правами и обязанностями его органов... категорическое утверждение того, будто государственные органы выступают в правоотношениях только от своего имени или от имени только государства, неверно. Они могут выступать одновременно как от своего имени, так и от имени государства <13>.
--------------------------------
<13> Шенгелия Р.В. Советское государство как субъект гражданского права (курс лекций). Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1984. С. 19 - 20.
В связи с этим данное положение необходимо сформулировать следующим образом:
"Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде посредством органов государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов". Эта формулировка, на наш взгляд, более корректно отражает существо возникших отношений. Как собственник принадлежащего ему имущества государство, не обладая сознанием и волей, участвует в гражданском обороте посредством различных государственных органов, как наделенных, так и не наделенных правами юридического лица <14>;
--------------------------------
<14> Янишевский В.А. Российская Федерация как субъект гражданско-правовой ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. С. 36.
- в-третьих, законодательно закрепить понятие казны; косвенное ее определение, указанное в пункте 1 ст. 126 ГК РФ, является неполным (например, по данной статье не включаются в понятие казны средства соответствующего бюджета, на которые обращается взыскание в порядке субсидиарной ответственности по долгам учреждений или по государственным гарантиям, по договорам поручительства);
- в-четвертых, необходимо принять Федеральный закон об иммунитете государства и его собственности, предусмотренный статьей 127 ГК РФ, так как пока данная норма является недействующей.
В данном Федеральном законе необходимо закрепить возможность исключения имущественной ответственности государства и муниципальных образований в случае отсутствия денежных средств в соответствующем бюджете.
Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость законодательно закрепить специальную правоспособность публично-правовых образований в гл. 5 ч. 1 ГК РФ для приведения в соответствие норм действующего законодательства и правоприменительной практики.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.