Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
А.А. ДОВГОПОЛОВ
В России с 19 мая 2003 г. действует новый Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, принятый в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 122-ФЗ (далее - УЖТ, Устав)) <1>. УЖТ входил в правительственный пакет по реформированию железнодорожного транспорта и представляет собой переработанную редакцию прежнего Транспортного устава железных дорог Российской Федерации (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ, с изменениями от 6 июля 2001 г.) <2>. Кроме того, за период действия Устава принят ряд нормативных актов, дополнивших и разъяснивших его отдельные положения.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2003. 18 янв.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 218.
В науке существуют неоднозначные оценки нового Устава, причем не в пользу последнего. Так, В.В. Витрянский отмечает в новом УЖТ наличие односторонних выгод и преимуществ для транспортных организаций, новых положений, усложняющих и делающих невнятной структуру договорных связей, а также торопливость его принятия <3>. В.Г. Баукин пишет, что целесообразнее было бы внести изменения в ТУЖД РФ, а принять новый закон следовало без излишней спешки, радикальное изменение формы не повлекло улучшение его содержания. Он же отмечает наличие в УЖТ профессиональных терминов и критикует само название "Устав", связывая название с военизированным статусом железнодорожного транспорта, и предлагает придать Уставу статус федерального закона о железнодорожном транспорте <4>. Однако, на наш взгляд, название железнодорожного Закона "Устав" отвечает традициям российского железнодорожного законодательства <5>. Более того, в свете нового железнодорожного законодательства России, предусматривающего возможность нахождения имущества железнодорожного транспорта в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности, более полно отвечало бы название нового железнодорожного закона: "Общий устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Другой исследователь, отмечая редакционные погрешности нового Устава, подчеркивает чрезмерную информационную перегруженность статей, отсутствие их названий в УЖТ <6>, хотя традиционно в железнодорожных уставах дореволюционного <7> и советского периодов <8> отсутствовало название статей. Иные же ученые лишь ограничиваются комментариями положений УЖТ, не давая при этом комплексной оценки нового Устава <9>.
--------------------------------
<3> См.: Витрянский В.В. Новый устав (УЖТ) и договор перевозки // Хозяйство и право. 2003. N 4. С. 16 - 17.
<4> См.: Баукин В.Г. Источники правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта // Правоведение. 2004. N 2. С. 81 - 82.
<5> См.: Общий устав российских железных дорог (в ред. 1885 г.) // Свод законов Российской империи: В 5 кн. / Сост. Н.П. Бакланов, С.С. Войт, В.Э. Герценберг; под ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб.: Деятель, 1913. Кн. Четвертая. Т. XI. Ч. 1 - XII. С. 84 - 89.
<6> См.: Мишина Н.В. О целесообразности систематизации законодательства в области железнодорожного транспорта // Право и политика. 2007. N 6. С. 131 и след. Между тем традиционно ни в одном из железнодорожных уставов названий статей не было.
<7> См., напр.: Общий устав российских железных дорог (в ред. 1885 г.) // Свод законов Российской империи: В 5 кн. / Сост. Н.П. Бакланов, С.С. Войт, В.Э. Герценберг; под ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб.: Деятель, 1913. Кн. Четвертая. Т. XI. Ч. 1 - XII.
<8> См., напр.: Общий устав железных дорог РСФСР, 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. N 77. Ст. 362; N 84. Ст. 419; Устав железных дорог СССР 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 38. Ст. 445; Устав железных дорог СССР 1927 г. // СЗ СССР. 1927. N 30. Ст. ст. 307 и 308.
<9> См., напр.: Вайпан В., Гладких С., Любимов А., Шербинин С. Устав железнодорожного транспорта // Право и экономика. 2007. N 7. С. 3 - 5.
Одной из новаций Устава является договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования <10>. Правовое регулирование указанного договора осуществляется на уровне УЖТ, в частности ст. 50 УЖТ и Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Правила оказания услуг инфраструктуры)". В юридической литературе высказываются различные концепции по правовой природе указанного договора. Например, А.Г. Калпин, характеризуя данный договор, указывает, что договор оказания услуг по использованию инфраструктуры является консенсуальным, публичным, договором присоединения, длящимся <12>. А.В. Расулов, исследуя указанный договор, отмечает сочетание в нем "элементов двух договоров (как договора возмездного оказания услуг, так и договора аренды", т.е. относит этот договор к смешанному типу (п. 3 ст. 421 ГК) <13>. Г.А. Моргунова также относит указанный договор к договорам о возмездном оказании услуг, при этом отмечает наличие в указанном договоре элементов обязательств аренды, хранения, подряда, поручения, комиссии <14>. Е.В. Ткаченко пишет, что "родная природа этого соглашения не транспортное обязательство, не обязательство возмездного оказания услуг, не арендное обязательство, а смешанное, включающее и то и другое" <15>.
--------------------------------
<10> См.: Ткаченко Е.В. Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владелец объекта инфраструктуры как субъекты предпринимательской деятельности // Современное право. 2009. N 3. С. 93 - 96.
<11> СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4552.
<12> См.: Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. 2003. N 10. С. 49. Однако с позицией А.Г. Калпина вряд ли можно согласиться, так как примерная форма договора содержит указание на срок действия и порядок его продления.
<13> См.: Расулов А.В. Правовые проблемы договора железнодорожной перевозки груза в период перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2003. С. 9.
<14> См.: Моргунова Г.А. Правовое регулирование обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 16; Швецова Ю.В. Обязательство железнодорожной перевозки грузов: Автореф. дис. ... к.ю.н. Волгоград, 2005. С. 10.
<15> Ткаченко Е.Н. О месте договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в системе обязательств гражданского права // Транспортное право. 2007. N 3. С. 34.
Рассмотрим правовую регламентацию договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Согласно п. 3 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры услуги оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры. По данному договору владелец инфраструктуры оказывает перевозчику следующие услуги: предоставляет ему права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда; обеспечивает доступ железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, включая выполнение следующих работ (операций): осуществление приема и передачи железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути (с железнодорожных путей) общего пользования при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить данные операции; формирование поезда из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, с использованием технических средств железнодорожных станций при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такое формирование; управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций): согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта; организация продвижения железнодорожного подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим владельцу инфраструктуры, согласно условиям договора, предусмотренных для осуществления конкретной перевозки; диспетчерское управление перевозкой; контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава перевозчика (технический осмотр); обслуживание железнодорожного подвижного состава перевозчика в пути следования (безотцепочный ремонт) в случае отсутствия у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такой ремонт; предоставление по обращению перевозчика информации о движении или месте нахождения железнодорожного подвижного состава перевозчика; электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки; проведение сортировочных и маневровых работ на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такие работы (п. 4 Правил оказания услуг инфраструктуры) <16>.
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4552.
Указанный перечень услуг не является закрытым, т.к. помимо указанных в п. 4 Правил оказания услуг инфраструктуры договором может быть предусмотрено оказание и других услуг: предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок; заключение владельцем инфраструктуры от имени перевозчика договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а также договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Перечень таких работ (услуг) определяется владельцем инфраструктуры самостоятельно (п. 6 Правил оказания услуг инфраструктуры) <17>.
--------------------------------
<17> Там же.
Исследуя правовую природу указанного договора, необходимо иметь в виду, что основания (направленность) любой сделки представляют собой ближайшую цель, преследуемую ее участниками. Как отмечает В.М. Хвостов, каждое предоставление всегда совершается для достижения какой-либо одной цели или нескольких целей. Однако особое значение имеют непосредственные и главные цели предоставления, так как они определяют юридический характер сделки <18>. Ю.В. Романец пишет, что под направленностью любого договорного обязательства, как его системного признака, следует понимать конечные экономический и правовой результаты, на достижение которых направлены основные действия участников договора <19>. Из содержания договора об оказании услуг инфраструктуры железнодорожным транспортом общего пользования вытекает, что этот договор направлен на предоставление услуг владельцем инфраструктуры с целью получения имущественного предоставления (оплаты услуг), а перевозчик, реализуя свою цель по перевозке груза, получает провозную плату за оказанные услуги. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - это соглашение, по которому одна сторона в лице владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (услугодатель/подрядчик) оказывает услуги (выполняет работы) по использованию инфраструктуры другой стороне - перевозчику (услугополучателю/заказчику), а последний обязуется оплатить стоимость оказанных услуг (выполненных работ). Предметом указанного договора является деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Таким образом, указанный договор по своей юридической характеристике является двусторонне обязывающим, возмездным, предпринимательским (торговым), публичным, по способу заключению - договором присоединения, заключаемого сторонами путем подписания одного документа, срочным, договором смешанного типа. Думается, что необходимо уточнить название Правил оказания услуг инфраструктуры, дополнив название указанного нормативно-правового акта словосочетанием: "...(выполнения работ)", а также необходимо исключить из Правил оказания услуг инфраструктуры профессиональные, технологические термины (например, "операции", "сортировочные работы"), а использовать гражданско-правовые термины, так как "если указанные термины используются в УЖТ РФ в технологическом смысле, сугубо специальном, профессиональном смысле, тогда закон теряет частноправовую направленность и полностью переходит в сферу публичного права" <20>.
--------------------------------
<18> См.: Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996. С. 171 - 172.
<19> См.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 92; Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В. Консенсуальные и реальные договоры в гражданском праве. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2001. С. 81 - 82.
<20> Нарозников Н.К. Услуги и работы в сфере перевозок железнодорожным транспортом // Юрист. 2005. N 4. С. 61.
Заметим, что некоторые авторы, исследуя указанный договор, ставят знак равенства между договором на оказание услуг по использованию железнодорожного транспорта общего пользования и договором на эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования. Так, Е.В. Ткаченко пишет: "Договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - это договор на эксплуатацию железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, но это не договор об организации перевозок. Единственно, где есть некоторые сходства рассматриваемого договора с договором об организации перевозок, это говорит о его разновидностях - о договоре об эксплуатации подъездных путей и о подаче и уборке вагонов, но из анализа этих договоров больше видно, что они относятся скорее не к договорам перевозки, а к соглашениям, которые обеспечивают транспортировку грузов. Вот исходя из этого и договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования направлен, после исполнения обязательства владельцем инфраструктуры, на обеспечение процесса транспортировки какого-то объекта. Пересекаются данные виды договоров в том, что к инфраструктуре железнодорожного транспорта относятся как пути общего пользования, так и подъездные, причем всякий железнодорожный путь необщего пользования примыкает к железнодорожным путям общего пользования" <21>. С этим утверждением вряд ли можно согласиться, так как указанные автором договоры не могут быть тождественными, поскольку имеют различные предметы и существенные условия, экономический результат, иной порядок расчетов, а если они заключаются в рамках договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, то заключаться будут от имени перевозчика и по правовой характеристике действия владельца инфраструктуры будут обладать свойствами договора поручения.
--------------------------------
<21> Ткаченко Е.В. О месте договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в системе обязательств гражданского права // Транспортное право. 2007. N 3. С. 31.
Существенными условиями исследуемого договора являются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов и способы оплаты услуг, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе порядок возмещения ущерба, причиненного третьим лицам таким неисполнением или ненадлежащим исполнением, положения об организации вагонопотоков, регулирование обращения локомотивов и вагонов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, а также ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из договора перевозки железнодорожным транспортом (п. п. 10 - 13 Правил оказания услуг инфраструктуры) <22>.
--------------------------------
<22> СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4552.
Специфика заключения указанного вида договора состоит в том, что для его заключения необходимо наличие ряда организационных и технических предпосылок. В частности, заключение и исполнение договора должно осуществляться с соблюдением определенных технологических и организационных требований: а) обеспечение непрерывности перевозочного процесса; б) обеспечение равноправия перевозчиков независимо от их организационно-правовой формы; в) открытость сведений об услугах по использованию инфраструктуры и их стоимости; г) защита сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну, ставших известными сторонам договора в связи с оказанием услуг по использованию инфраструктуры (п. 14 Правил оказания услуг инфраструктуры) <23>.
--------------------------------
<23> Там же.
Так, при направлении и рассмотрении предложения заключить договор владелец инфраструктуры и перевозчик представляют друг другу документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также иные документы, которые они сочтут необходимыми. Согласно договору при осуществлении неоднократных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа перевозчик для каждой конкретной перевозки представляет владельцу инфраструктуры запрос об оказании услуг по использованию инфраструктуры, примерные формы которого приведены в приложениях N 2 и N 3 к Правилам оказания услуг инфраструктуры <24>.
--------------------------------
<24> Там же.
Запрос подается перевозчиком не менее чем за 45 календарных дней до предполагаемой даты начала оказания услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении; не менее чем за 25 календарных дней - для осуществления перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и в прямом и непрямом смешанном железнодорожном сообщении; не менее чем за 30 календарных дней - для осуществления перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении. Для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в международном сообщении запрос подается не менее чем за 40 календарных дней до даты ввода в действие графика движения международных пассажирских поездов (п. п. 16 - 17 Правил оказания услуг инфраструктуры) <25>.
--------------------------------
<25> Там же.
Запрос удостоверяется печатью перевозчика и подписью его уполномоченного представителя и представляется в двух экземплярах владельцу инфраструктуры. В случае неполного или неточного оформления запроса или несоблюдения порядка его подачи владелец инфраструктуры вправе не принимать его к рассмотрению, о чем незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления запроса, уведомляет в письменной форме перевозчика с указанием причин отказа в принятии запроса к рассмотрению. Запрос подлежит регистрации владельцем инфраструктуры в реестре запросов в день поступления с указанием даты и времени поступления, а также присвоенного регистрационного номера. Порядок ведения реестра запросов устанавливается владельцем инфраструктуры (п. п. 18 - 19 Правил оказания услуг инфраструктуры) <26>. Таким образом, подача запроса перевозчиком владельцу инфраструктуры является офертой, а принятие запроса владельцем инфраструктуры - акцептом, т.е. по своей правовой природе запрос перевозчика близок заявке грузоотправителя.
--------------------------------
<26> Там же.
Рассмотрение и согласование запроса осуществляются в следующие сроки со дня его регистрации: не более 30 календарных дней - для осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении; не более 40 календарных дней - для осуществления перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении; не более 10 календарных дней - для осуществления перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и в прямом и непрямом смешанном железнодорожном сообщении; не более 15 календарных дней - для осуществления перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении. Однако владелец инфраструктуры вправе рассматривать и согласовывать запросы в сокращенные сроки.
При наличии возможности оказания услуг по использованию инфраструктуры в запрашиваемый перевозчиком период времени владелец инфраструктуры согласовывает запрос, проставляя на нем соответствующую отметку, заверяет запрос своей печатью и подписью уполномоченного представителя и один экземпляр согласованного запроса незамедлительно возвращает перевозчику. При отсутствии возможности оказания услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры в срок не более 10 календарных дней со дня регистрации запроса возвращает один экземпляр запроса перевозчику с указанием периода времени, в течение которого запрашиваемые перевозчиком услуги могут быть оказаны. В случае согласия с предложением владельца инфраструктуры перевозчик в срок не более 5 календарных дней со дня возврата запроса направляет владельцу инфраструктуры новый запрос с указанием согласованных срока и условий оказания услуг по использованию инфраструктуры. Согласованный запрос приобщается к договору в качестве приложения.
В случае если договоренность о сроке и условиях оказания запрашиваемых услуг по использованию инфраструктуры не была достигнута или невозможно оказать эти услуги по основаниям, предусмотренным п. 23 Правил оказания услуг инфраструктуры, владелец инфраструктуры направляет перевозчику мотивированное уведомление о невозможности оказания услуг. Владелец инфраструктуры может отказать перевозчику в оказании услуг по использованию инфраструктуры при наличии заключенного договора в следующих случаях: отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, в том числе наличие на момент рассмотрения запроса согласованных запросов других перевозчиков об оказании услуг по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в запрашиваемый период времени; прекращение или ограничение в соответствии со ст. 29 УЖТ РФ погрузки и перевозки грузов, грузобагажа по запрашиваемому маршруту следования в запрашиваемый период времени; иные случаи, предусмотренные законодательством России. Отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, являющееся основанием для отказа от оказания услуг по использованию инфраструктуры, определяется исходя из критериев, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п. п. 22 - 23 Правил оказания услуг инфраструктуры) <27>. В соответствии с п. 24 Правил оказания услуг инфраструктуры заключение договора для осуществления разовой перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа производится одновременно с согласованием запроса в порядке, предусмотренном п. п. 17 - 22 Правил оказания услуг инфраструктуры <28>. В этом случае направление запроса является офертой, а составляющие содержание запроса срок и условия конкретной перевозки включаются в договор.
--------------------------------
<27> Там же.
<28> Там же.
Перевозчик вправе обратиться в письменной форме к владельцу инфраструктуры с просьбой о внесении изменений в согласованный запрос, который рассматривает такое обращение и сообщает перевозчику о результатах в следующие сроки со дня получения обращения: в течение 10 календарных дней - для перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении; в течение 15 календарных дней - для перевозок пассажиров, грузов и багажа в прямом международном сообщении, т.е. внести изменения в договор. При отказе от услуг по использованию инфраструктуры, предусмотренных договором, перевозчик обязан уведомить об этом в письменной форме (если иная форма не предусмотрена соглашением сторон) владельца инфраструктуры не менее чем за 10 календарных дней до даты начала осуществления перевозок (п. п. 25 - 26 Правил оказания услуг инфраструктуры) <29>. Указанные положения позволяют утверждать, что запрос перевозчика является двусторонним общегражданским договором, срочным, по способу заключения - договором присоединения, заключаемым путем подписания одного документа (примерной формы), предварительным, т.е. в основе исполнения договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования лежит сложный юридический состав, а именно: запрос перевозчика (предварительный договор) и договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (основной договор).
--------------------------------
<29> Там же.
Одним из аспектов исполнения указанного договора является ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами. Из содержания ст. 115 Устава усматривается, что его разработчики предусмотрели при нарушении договорных обязательств ограниченную ответственность (возмещение реального ущерба) как владельца инфраструктуры, так и перевозчика, т.е. распространили правила ст. 400 ГК РФ и гл. 40 ГК РФ, хотя этот договор не является договором перевозки. Данный подход законодателя в конструировании ответственности сторон договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры был подвергнут критике в науке <30>. Однако, на наш взгляд, с этой позицией можно согласиться лишь отчасти, так как при внимательном изучении примерной формы указанного договора обращает на себя внимание раздел V, в котором предусмотрена возможность взыскания пени, которая устанавливается по усмотрению сторон, причем стороны могут договориться о неприменении пеней, штрафов. Представляется, что необходимо дополнить положения ч. 1 ст. 115 Устава после слов "реальный ущерб" словами "...и убытки", что будет соответствовать п. 1 ст. 15, ст. ст. 393 - 394 ГК РФ.
--------------------------------
<30> См.: Чаатаев А.Р. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 7 - 8 и след.
Выводы:
1. В основе договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования лежит сложный юридический состав: запрос перевозчика (предварительный договор) и договора на оказание услуг по пользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (основной договор).
2. Запрос перевозчика владельцу инфраструктуры об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является офертой, а его принятие владельцем инфраструктуры является акцептом.
3. По своей правовой природе запрос перевозчика аналогичен заявке грузоотправителя на перевозку груза железнодорожным транспортом и является общегражданским предварительным договором, консенсуальным, срочным, двусторонне обязывающим, по способу заключения - договор присоединения, так как заключается путем подписания обеими сторонами одного документа (примерной формы).
4. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по своей юридической характеристике является двусторонне обязывающим, возмездным, предпринимательским (торговым), публичным, срочным, по способу заключения - договором присоединения, заключаемым сторонами путем подписания одного документа, смешанного типа (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
5. В целях устранения противоречий между положениями ГК и УЖТ необходимо дополнить ч. 1 ст. 115 Устава после слов "реальный ущерб" словами "... и убытки", указанное дополнение будет соответствовать п. 1 ст. 15, ст. ст. 393 - 394 ГК РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.