Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О РОЛИ И СПЕЦИФИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
В.В. КУДАШКИН
Совершенствование правовой системы Российской Федерации в 2007 г. ознаменовалось бурным развитием такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как государственная корпорация.
Длительное время, начиная с 1999 г., интересам государства отвечало существование сначала Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (ликвидирована в 2004 г.), а затем, с 2004 г., - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
В 2007 г. было создано еще шесть государственных корпораций, в том числе Государственная корпорация "Ростехнологии".
Рост числа государственных корпораций был обусловлен поиском оптимальной модели представления интересов государства в различных сферах социальной и экономической действительности, необходимостью исключения излишнего бюрократического администрирования и несовершенством огромного, малоэффективного, зачастую противоречивого нормативного законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, что тормозило решение исключительно важных для государства задач и его инновационное развитие.
Вместе с тем развитие института государственных корпораций сопровождается сопротивлением со стороны определенных экономических структур и отдельных представителей органов государственной власти.
Такая ситуация, с одной стороны, является отражением недопонимания роли и места государственных корпораций в решении глобальных проблем и угроз, стоящих перед Россией <1>, с другой - выражает отсутствие адекватных правовых исследований, дающих полное представление о такой уникальной форме юридического лица, как государственная корпорация. Появившиеся в последнее время отдельные публикации следует рассматривать даже не как введение в проблему правового положения государственных корпораций, а как первые шаги в указанном направлении.
--------------------------------
<1> См.: Завадников В.Г. Госкорпорации - шаг вперед или назад? // Воздушно-космическая оборона. 2008. N 3. С. 20 - 25.
В рамках разворачивающейся дискуссии о проблемах правового положения государственных корпораций были проведены публичные мероприятия в стенах ФС РФ. Так, 27 марта 2008 г. Комитетом Совета Федерации по промышленной политике был проведен Круглый стол на тему "Государственные корпорации в современной России: пути совершенствования законодательного обеспечения".
8 апреля 2008 г. Комитетом Государственной Думы по собственности организованы парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение эффективного управления государственной собственностью - важнейший фактор стратегии инновационного развития Российской Федерации", на которых также обсуждались проблемы государственных корпораций.
Первая половина 2009 г. также ознаменовалась серьезными дискуссиями, посвященными государственным корпорациям, на уровне Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ. Такая активность вполне объяснима. Принятием федеральных законов о государственных корпорациях законодатель предвосхитил адекватные правовые исследования, посвященные институту государственных корпораций. Политическая воля, помноженная на законодательную практику, выразившаяся в создании семи государственных корпораций, требует постоянной "сверки часов" законотворческого процесса, чтобы в режиме онлайн сравнивать объективность реализованных законотворческих инициатив с потребностями государства в адекватном правовом регулировании института юридических лиц.
Началом серьезной научной дискуссии следует считать опубликование на сайте Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах (далее - проект Концепции).
Научная общественность также не могла остаться в стороне. Развернулась серьезная полемика о месте и роли государственных корпораций в системе юридических лиц <2>.
--------------------------------
<2> См.: Курбатов А. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. N 4. С. 105 - 124; Курбатов А. Сферы деятельности государственных корпораций // Корпоративный юрист. 2009. N 6. С. 9 - 12; Богданов Е. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. N 5. С. 111 - 115; Серегина Т. Финансовый контроль за деятельностью государственных корпораций // Хозяйство и право. 2009. N 5. С. 84 - 89; Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право. 2008. N 3. С. 38 - 45; Циммерман Ю. Государственная корпорация - специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10. С. 4 - 12; Литовкин В.Н. Некоммерческие организации: введение в тему // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 3 - 6; Валявина Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 7 - 18; Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 20 - 26; Фатьянова А.А. Росатом: особенности административно-правового и гражданско-правового статусов // Законодательство. 2009. N 4. С. 71 - 79; Толстой Ю. Субъекты права собственности // Хозяйство и право. 2009. N 4. С. 98 - 102; Богомолов А. Правовая природа Государственной корпорации - Агентства по страхованию вкладов // Право и экономика. 2009. N 6. С. 98 - 102; Завода Е.А. Финансово-правовые аспекты страхования банковских вкладов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 60 - 114.
Вместе с тем, когда знакомишься с материалами законодательных и научных форумов, удивляет безаппеляционность отдельных негативных оценок, даваемых организационно-правовой форме государственной корпорации. Анализу этих оценок и проблемным вопросам правового статуса и положения государственных корпораций посвящена настоящая статья.
Одним из проблемных вопросов является соответствие законодательства о государственных корпорациях ГК РФ.
Так, утверждается, что с введением в 1999 г. в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" института государственной корпорации возникло противоречие между ГК РФ и указанным Законом в силу того, что Кодекс не регулирует организационно-правовую форму государственной корпорации. Более того, предлагается привести Кодекс в соответствие с названным Законом <3>.
--------------------------------
<3> См.: Рекомендации Круглого стола на тему "Государственные корпорации в современной России: пути совершенствования законодательного обеспечения". Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по промышленной политике. 14 апреля 2008.
Однако ГК РФ не должен непосредственно определять форму государственной корпорации. Концептуальный подход Кодекса заключается в установлении закрытого перечня организационно-правовых форм для коммерческих организаций и открытого - для некоммерческих (п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ). ГК РФ устанавливает, что иные формы некоммерческих организаций, помимо названных им, могут устанавливаться федеральными законами. Практическая реализация этой диспозитивной нормы осуществлена в 1999 г., когда в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" была введена ст. 7.1, закрепившая новую организационно-правовую форму - государственную корпорацию.
Более того, ГК РФ не регулирует правовое положение некоммерческих организаций, за исключением отдельных вопросов. То есть этот недостаток, если его таковым можно считать, относится не только к государственным корпорациям, но и ко всем иным некоммерческим организациям.
Таким образом, никакого противоречия между ГК РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" не существует.
В упрек законодателю ставится и неоправданно большое число законов, регулирующих статус некоммерческих организаций, в действительности не обладающих принципиальными различиями гражданско-правового статуса и противоречивым образом регулирующих общие вопросы их правового статуса <4>.
--------------------------------
<4> См.: п. 2.1 проекта Концепции.
Ниже остановимся на специфических чертах и отличиях организационно-правовой формы государственных корпораций от иных форм. В отношении тезиса о противоречивости следует отметить, что он используется для доказательства необходимости сокращения числа форм некоммерческих организаций, хотя выделяемое авторами тезиса свойство противоречивости в данном случае является отражением таких свойств правовой материи, как общее и частное, которые, в свою очередь, являются отражением многообразия свойств объективной социальной реальности.
Безусловно, существуют общие начала, касающиеся признаков юридических лиц (самостоятельность, обособленность имущества, правоспособность и дееспособность и т.д.). Всем некоммерческим организациям свойственно отсутствие получения прибыли в качестве основной цели деятельности. Вместе с тем правовое регулирование не должно быть абстрагировано от совокупности социальных связей, возникающих между индивидами, субъектами права, имеющих в своей основе свойства однородности и взаимосвязанности. Оно должно учитывать не только общее, но и частное, индивидуальное в указанных отношениях и связях. В регулируемых гражданским правом отношениях можно выделить группу отношений, характеризуемую такими качествами, как однородность и устойчивая совокупность. Эти отношения обладают свойствами и качествами, общими для всех регулируемых гражданским правом отношений (признаки юридических лиц), но в то же время они обладают особенными свойствами, институализирующими их как относительно самостоятельную группу отношений, регулируемых гражданским законодательством (признаки некоммерческих организаций). Отсутствие учета специфики регулируемых гражданским правом отношений, необходимой детализации и индивидуализации субъектов права для выделения их видовых характеристик, объективно необходимых для регулирования общественных отношений, может привести к неадекватности управляющего воздействия на указанные отношения в интересах государства и общества.
На это обращает внимание С.И. Архипов, который, анализируя действующее законодательство о юридических лицах, отмечает разрыв между законодательно установленной формой юридического лица и ее практической значимостью: "Главная цель... - обеспечение правовой особости, правовой индивидуальности юридической личности применительно к конкретным (частным) социальным объектам - не достигнута" <5>. И далее: "Напротив, применяемые законодателем нормативно-правовые шаблоны в том виде, в котором они сегодня существуют, сдерживают процесс развития правовой индивидуальности, правового самоопределения данных субъектов права" <6>. Форма субъекта права должна быть "максимально просторной, объемной... Она должна быть содержательной формой... способной организовывать содержание. Она должна иметь возможность модифицироваться, вживляться в социальность, быть восприимчивой к особенному, индивидуальному" <7>.
--------------------------------
<5> Архипов С.И. Субъект права: Теоретическое исследование. СПб., 2004. С. 352.
<6> Архипов С.И. Указ. соч. С. 352.
<7> Там же. С. 350.
В связи с этим закономерен вопрос: существует ли это специфическое, индивидуальное в тех связях, в которые вступает субъект права? Отказ в выделении государственной корпорации в качестве самостоятельной организационно-правовой формы возможен только в случае, когда не существует специфики связей, объективно требующих их особого правового регулирования путем определения адекватной организационно-правовой формы, в рамках функционирования которой данные связи могут реализовываться. Для обоснования данного тезиса остановимся более подробно на рассмотрении таких связей и опосредующих их отношениях, а затем на характерных чертах особого субъекта права, совокупность которых и обусловливает объективность выделения и оформления отличной от других организационно-правовой формы государственной корпорации.
Специфика связей и отношений, в которых участвует государственная корпорация. Специфичность связей и отношений, требующих адекватной институциональной формы, заключается в том, что существуют определенные сферы социальной действительности, в которых объективно требуется реализация государственно-управленческих функций с осуществлением хозяйственной деятельности, необходимой для их осуществления. Данные сферы имеют особенно важное значение для обеспечения безопасности государства либо осуществления государством социальных проектов в интересах всего общества. Эти сферы, во-первых, не имеют широкого распространения и строго локализованы (например, сфера атомного энергокомплекса страны) и, во-вторых, могут находиться в определенном состоянии, при котором требуется активное воздействие со стороны государства, в том числе путем осуществления хозяйственных мероприятий, отвечающих объективным потребностям общества и государства (например, сфера жилищно-коммунального хозяйства страны, сформированная более 50 лет назад и нуждающаяся в существенной перестройке, либо сфера экономики страны, требующая модернизации и технологического развития <8>).
--------------------------------
<8> См.: Указ Президента РФ от 20 мая 2009 г. N 579 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России" // СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2552.
Конечно же, закономерным будет аргумент, что в силу публичности осуществляемых функций (у государственных корпораций выделяют именно функции, а не предмет деятельности, как у хозяйствующих субъектов) адекватной формой их реализации должна быть деятельность федерального органа исполнительной власти. Однако объективная и практическая невозможность реализации указанных функций в рамках такой институциональной формы обусловлена природой экономики современной России, имеющей рыночный характер, а также той внешней среды, в которой эти функции реализуются, т.е. существованием мирового и внутреннего рынков.
Для успешного функционирования в рыночной среде необходимо быть полноправным участником имущественного оборота, субъектом частного права. Такой субъект права, как государственный орган, выполняющий государственно-управленческие функции, не должен быть полноправным участником имущественного оборота (за исключением сделок, непосредственно обеспечивающих его деятельность и необходимых для функционирования в качестве государственного органа). Участвовать в обороте должен хозяйствующий субъект, но такой, который не может в силу закона извлекать прибыль в качестве цели своей деятельности, поскольку его деятельность должна быть направлена на благо государства и общества.
Две сущности государственной корпорации как специфичной формы юридического лица. Сущность, содержание и состояние отношений, особо значимых для государства и общества, обусловливают объективную необходимость непосредственного воздействия на такую сферу субъекта права, наделенного полномочиями по реализации государственной политики, осуществлению отдельных государственно-управленческих функций. Одновременно этот субъект права совмещает в себе также сущность хозяйствующего субъекта (отнюдь не субъекта предпринимательского права), неразрывно связанную и неотделимую от государственной и социальной сущности такого субъекта <9>. Конкретным проявлением указанной неотделимости государственно-социальной и хозяйственной сущности указанного субъекта является закрепленный во всех законах о создании государственных корпораций принцип, согласно которому корпорации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели их создания. При этом цель у каждой корпорации своя, специфичная по содержанию, но единая с другими целями государственных корпораций по своей сути, - она направлена на государство и общество в целом, а не на отдельных индивидов, групп, социальных общностей. Такой субъект призван реализовывать глобальные, ключевые, наиболее значимые потребности государства и общества в целом, которые в последующем должны трансформироваться в удовлетворение потребностей каждого гражданина. Без удовлетворения глобальных потребностей не могут быть реализованы конкретные потребности личности. Однако и концентрация усилий на удовлетворении потребностей разрозненных лиц не позволит решить проблемы в общем, а значит, удовлетворить в конечном счете потребности конкретного лица. Диалектическая связанность и взаимозависимость удовлетворения потребностей общества, государства и конкретного индивида наиболее характерно проявляется в сферах социальных отношений, требующих активного формирования и воздействия специфичного субъекта права, объективно совмещающего в себе две неразрывные сущности - государственную и хозяйственную. Только одновременная реализация обеих сущностей и может дать позитивный результат, необходимый для государства и общества, - приведение соответствующей сферы социальных отношений в состояние, адекватное современному состоянию мирового сообщества в целом. Отрадно отметить, что соединение в государственной корпорации частноправового и публично-правового уникальных свойств их статуса признается и авторами проекта Концепции (см. п. 3.2). Для осуществления указанной миссии и была создана специфичная организационно-правовая форма - государственная корпорация.
--------------------------------
<9> На это обстоятельство указывает А. Богомолов, который пишет: "...для преодоления последствий системного банковского кризиса... потребовалось создание организации, сочетающей публичный статус с возможностью работы в рыночной среде. На этой основе возникла государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". См.: Богомолов А. Указ. соч. С. 98.
Вместе с тем мы видим примеры, когда для решения глобальных проблем страны создаются юридические лица в форме акционерных обществ. Так, для приведения таких отраслей экономики, как авиастроение и судостроение, в конкурентное состояние созданы ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", для объединения государственных нефтяных активов - ОАО "Роснефть" и т.д. Почему же и для реализации подобных масштабных задач не использовать форму государственной корпорации? Противоречия здесь нет. Возможно использование любых организационно-правовых форм, адекватных масштабу решаемых задач. Вопрос именно в масштабе, социальной значимости и публичном характере решаемых задач. Возложение на хозяйственные общества определенных государственно-управленческих функций, объективно необходимых для решения глобальных экономико-хозяйственных проблем, противоречит коммерческой природе таких обществ.
Данное противоречие состоит в том, что природу акционерных обществ предопределяет цель, для достижения которой она создается. Как известно, цель деятельности коммерческих организаций, к которым относится в том числе и акционерное общество, - извлечение прибыли. Цель деятельности любой государственной корпорации концептуально иная - социальная. При этом не просто социальная цель, так как большинство иных некоммерческих организаций имеет ту же природу. В отношении государственных корпораций целью является достижение общезначимого социального результата для государства и общества в целом. Глобальный масштаб поставленной государством перед конкретным субъектом права цели предопределяет объективную необходимость появления и востребованность для ее достижения организационно-правовой формы такого субъекта - государственной корпорации.
Определение же для акционерного общества в качестве основной цели не получения прибыли, а достижения социально значимого результата для государства и общества заложит противоречие между формой такого юридического лица и его предназначением, результатом которого, скорее всего, будет банкротство такого общества.
Оценка состояния конкретной сферы социальных отношений и необходимости осуществления в ней неразрывно связанных хозяйственных, масштабных государственно-управленческих мероприятий в интересах всего общества и государства является основной задачей уполномоченных органов государственной власти при определении формы конкретного юридического лица, призванного решать столь глобальные проблемы. Создание государственной корпорации не является догмой при решении масштабных задач, как, впрочем, и использование формы акционерного общества. Выбор зависит как от состояния конкретной сферы, нуждающейся в эффективном воздействии на нее со стороны государства, так и от степени пересечения в ней публичных, социальных и частных интересов, анализ и оценка которых позволяет принять решение об объективной обусловленности применения формы акционерного общества или формы государственной корпорации.
Можно спорить о названии указанной формы и привести аргументы как за нее, так и против. Главное не в этом, а в сути сформированной государством организационно-правовой формы, призванной эффективно, быстро и соответствующим образом воздействовать на сферу социальных отношений в целях ее приведения в состояние, отвечающее потребностям государства и общества и соответствующее передовым мировым аналогам.
Объективность появления формы "государственная корпорация". Цели введения государством той или иной организационно-правовой формы являются отражением объективных потребностей и интересов, ради удовлетворения и реализации которых эта форма вводится в хозяйственный оборот. В конечном счете именно это обстоятельство определяет характер и содержание, направленность и сущность внутрисистемных отношений, в которые вступает субъект права в случае его создания в конкретной организационно-правовой форме. Как справедливо отмечает С.И. Архипов, "проблема эластичности (гибкости и растяжимости) формы юридического лица имеет особое, ключевое значение не только собственно для одного из субъектов права. От ее решения, на наш взгляд, в значительной степени зависят многие элементы правовой системы, также экономическая система... В огромной степени - политическая система" <10>.
--------------------------------
<10> Архипов С.И. Указ. соч. С. 350.
Характерным примером является появление государственных корпораций. Они не могли возникнуть в середине 90-х гг. XX в., когда в новом ГК РФ была закреплена система юридических лиц, необходимая для построения рыночной экономики. Появлению корпораций способствовали два фактора. Первый фактор - особое состояние экономики в 1998 г., характеризуемое дефолтом, обусловливающее принятие неотложных мер для воссоздания финансовой и банковской систем страны. Задача, которая стояла перед государством, по своей сути была публичной, направленной на сохранение государственности и общества. При этом решение данной задачи было сопряжено с комплексом государственно-управленческих и административных мер, осуществляемых в неразрывной связи с частноправовыми методами, средствами и действиями, направленными на реструктуризацию кредитных организаций. Вторым фактором стало отсутствие в системе юридических лиц, существовавших на момент дефолта, формы юридического лица, позволяющей решать вышеуказанную задачу, естественным образом совмещающей в себе публичные и частноправовые начала.
Результатом осознания критического состояния экономики страны, требующей принятия действенных мер, стало введение государством в 1999 г. новой организационно-правовой формы - Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".
Длительное время данная форма не получала своего развития в силу экономических причин. Безусловно, существовали сферы социальных отношений, требующих активного государственного воздействия для их приведения в состояние, отвечающее интересам общества. Однако отсутствовала экономическая основа для осуществления необходимых мероприятий.
К 2007 г. государством были накоплены значительные финансовые средства для решения масштабных социальных и государственных задач. Вновь возникла необходимость совмещения в одном лице публично-правовых и частноправовых начал, а также одновременного осуществления общественно и государственно значимых функций с частноправовой деятельностью, необходимой для осуществления именно этих функций. Результатом стало создание в 2007 г. еще шести государственных корпораций, и их число увеличилось до семи.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.