Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИМИДЖЕВЫЕ ПРАВА СПОРТСМЕНОВ В РОССИИ
О.А. ШЕВЧЕНКО
Российское законодательство не содержит понятия имиджевых прав. В Конституции Российской Федерации и в Гражданском кодексе Российской Федерации содержится неисчерпывающий перечень личных неимущественных прав гражданина: право на жизнь, право на охрану здоровья, право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность личной и семейной жизни, право на уважение к достоинству и чести, право на тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной корреспонденции, право на неприкосновенность жилья, право на свободный выбор местожительства и на свободу передвижения, право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества.
Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2) содержит принцип обеспечения защиты достоинства работника в период трудовой деятельности.
Понятие и содержание имиджевых прав в российском законодательстве отсутствуют.
Однако в спорте довольно популярной является передача имиджевых прав спортсменов в пользу клуба либо общероссийской спортивной федерации. В трудовых договорах со спортсменами часто встречается следующее условие:
"Спортсмен предоставляет Клубу исключительные права на использование своего имиджа, то есть эксклюзивное право использовать имя, образ, фото- и видеоизображения, графические и любые иные изображения спортсмена в рекламе любых компаний, товаров, работ и услуг, а также в иных целях, без согласования со спортсменом и без какой-либо оплаты".
По мнению ряда ученых в России (К.Н. Гусов, О.А. Шевченко и др.), такое положение противоречит действующему российскому законодательству. Во-первых, часть перечисленных прав относится к неотчуждаемым личным неимущественным правам (право на имя), во-вторых, требуется согласие спортсмена и соответствующее вознаграждение спортсмену.
Согласно принципам европейского континентального права, включая российское право, личные неимущественные права неотчуждаемы от личности ни при каких условиях (п. 1 ст. 1265 Гражданского кодекса Российской Федерации). А ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации охраняет изображение гражданина. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Вместе с тем некоторые громкие дела зарубежных спортсменов подталкивают российские спортивные клубы включать аналогичные условия в договор со спортсменом. У всех на слуху дело по поводу имени Марка Месье, права на которое хоккеист передал компании. А третье лицо выпустило клюшки с его именем. Суд удовлетворил требования компании. Однако такой пример не может быть применен в России. Во-первых, речь идет о Североамериканской хоккейной лиге (т.е. территории США и Канады, где действует англосаксонская система права, т.е. большое значение играет прецедент). Во-вторых, в приведенном примере, возможно, имелось в виду право на использование специального наименования товара (но не право на имя автора в смысле авторского права). Ведь в этом примере Марк разрешает использовать его имя на определенном товаре.
Полагаю, что спортивная деятельность любого российского спортсмена, так же как и творчество писателя или артиста, является самовыражением личности в рамках трудовой функции, но не услугой. Услуги оказывают клуб, организатор спортивного соревнования, но не сам спортсмен. Спортсмен является работником по трудовому договору, т.е. выполняет определенную функцию - тренируется и участвует в соревнованиях. Поэтому право на использование клубом имиджевых прав спортсмена не может повлечь запрет на использование имени, образа, изображения спортсменом самостоятельно.
Такую же точку зрения высказал и Федеральный арбитражный суд Московского округа (Постановление от 29 июня 2000 г. N КА-А40/2563-00). Суть спора состояла в том, что некая организация, имевшая свои интересы в сфере шоу-бизнеса и владевшая товарным знаком "Балаган лимитед", предъявила иск к ответчику, который изготовил и выпустил диски этой группы. При этом ответчик, естественно, указал на дисках название группы. Суд отказал в иске и указал, что, "поскольку словосочетание "Балаган Лимитед" используется в качестве наименования группы, нарушений прав истца как владельца исключительных имиджевых прав не усматривается.
Но есть и другой пример, когда арбитражный суд (решение от 19 ноября 2008 г. N КГ-А40/8332-08) подтвердил права компании на сценический образ, имя и изображение "Дима Билан", а также правомерность всех требований по исполнению продюсерских договоров.
При этом суд указал, что право на имиджевые права не совпадает с общегражданскими личными неимущественными правами, принадлежащими любому физическому лицу.
В спорте вопросы имиджевых прав пока не рассматривались ни в судах, ни в дисциплинарных комитетах федераций по видам спорта.
Однако следует учитывать, что российские спортивные клубы и федерации обязаны следовать регламентам и предписаниям международных спортивных федераций. Поэтому в российском спорте будет признаваться правомерной передача имиджевых прав спортсмена клубу или федерации, а также ограничение самого спортсмена в использовании своего имени, образа, изображения и т.д.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.