Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Г.С. СОЛГАЛОВА
Право государственной собственности целесообразно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. Право собственности в целом на природные ресурсы в объективном смысле, то есть как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих сферу имущественных отношений по использованию природных ресурсов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Земельное право / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова и др. М., 2006. С. 91.
В объективном смысле право государственной собственности представляет собой определенную совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности материальных благ государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом <2>. Данное определение дополняется авторами учебника "Земельное право" еще и как совокупность норм, "...также регулирующих порядок разграничения, приобретения, использования и отчуждения государственных земель (объектов права государственной собственности)" <3>.
--------------------------------
<2> См.: Гражданское право / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2000. Часть первая. С. 263.
<3> См.: Земельное право / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова и др. М., 2006. С. 125.
Право государственной собственности в объективном смысле как совокупность определенных правовых норм, установленных государством, и право государственной собственности в субъективном смысле как правомочия государства неразрывно связаны между собой. Эта связь прежде всего состоит в том, что государство одновременно и выступает как законодатель, творец объективного права собственности, и осуществляет свои правомочия (субъективное право государственной собственности) распоряжения, владения, управления и пользования имуществом.
При этом такой институт является комплексным, включающим нормы нескольких отраслей права, в том числе гражданского, земельного, трудового, административного и др.
В субъективном смысле под правом государственной собственности рассматривается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права <4>. Под этим понимается обеспеченная законом (т.е. признанная и охраняемая государством) возможность для данного субъекта поступать определенным образом и требовать определенного поведения от другого лица или лиц. Субъективное право собственности является элементом правоотношения собственности.
--------------------------------
<4> См.: Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 1998. С. 207.
Профессор О.Л. Дубовик отмечает особое содержание и значение права собственности на природные ресурсы <5>. Специфическое содержание конституционного права собственности на землю и иные природные ресурсы, по ее мнению, состоит в:
--------------------------------
<5> См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2004. С. 183.
- определении публично-правового режима этих объектов, что означает регулирование вопросов природных ресурсов, земли, статику и динамику их правового режима в рамках и на основе Конституции РФ;
- установлении принадлежности земли и природных ресурсов, что осуществляется в первую очередь путем разграничения компетенции, т.е. ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ), совместного ведения (ст. 72), ведения субъектов РФ (ст. 73);
- установлении обязанностей и правомочий государства в отношении земли и природных ресурсов, т.е. определении конституционного содержания права собственности и его публично-правового выражения.
Важнейшим ограничением права собственности на землю и другие природные ресурсы, по мнению О.Л. Дубовик, следует считать экологическую связанность этого права как установление экологически обоснованной с учетом состояния науки и техники, юридически оформленной в законодательных и иных нормативно-правовых актах системы условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экологических рисков, запреты заведомо негативного воздействия на окружающую среду. Другое ограничение - социальное. Осуществление права собственности на землю и иные природные ресурсы не может препятствовать праву граждан на благоприятную окружающую среду и иным правам, предусмотренным как в ст. 42 Конституции РФ, так и в рамках других законов <6>.
--------------------------------
<6> См.: Дубовик О.Л. Указ. раб. С. 187.
С понятием "форма собственности" были связаны особый правовой статус субъекта права собственности, объекта этого права и особое содержание самого права собственности. Например, Л.П. Фомина утверждает: "Неравенство "форм" собственности считалось настолько значительным, что постепенно сформировалась и утвердилась адекватная система понятий, отражавших это неравенство. Поскольку не существовало единого для всех права собственности, то различия в правовом статусе имущества, связанные с субъектами права собственности, были перенесены на понятие права собственности, как бы включены в это понятие. Таким образом, вместо понятий... "право собственности гражданина", "право собственности государства" и т.д. появились другие - "право государственной собственности", "право кооперативной (колхозной) собственности", "право личной собственности" <7>.
--------------------------------
<7> См.: Фомина Л.П. Указ. раб. С. 56.
Действующее законодательство сохраняет название "форма собственности". Статья 212 ГК РФ, закрепляя признание в Российской Федерации предусмотренных Конституцией форм собственности, четко связывает понятие "форма собственности" с субъектом права собственности.
Провозглашенный современным законодательством лозунг равенства форм собственности, по мнению Е.А. Суханова <8>, в действительности заслонил собой то ставшее теперь очевидным положение, что право собственности должно предоставлять одинаковые возможности всем своим субъектам. "Как содержание, так и осуществление правомочий собственника в гражданском праве в принципе не имеет различий в зависимости от субъектной принадлежности права собственности, то есть от того, идет ли речь о частном или публичном собственнике" <9>.
--------------------------------
<8> См.: Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 1998. С. 206.
<9> См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. М., 2004. С. 184.
Такая позиция поддерживается и В.А. Дозорцевым: "Основная задача гражданско-правовой регламентации права собственности заключается в том, чтобы поставить участников рыночных отношений в одинаковое, равное положение. Для этого важно создание единого института прав собственности, отказ от деления права собственности на виды или формы, каждый из которых имеет разное содержание".
Право государственной собственности в объективном смысле как совокупность определенных правовых норм, установленных государством, и право государственной собственности в субъективном смысле как правомочия государства неразрывно связаны между собой. Эта связь прежде всего состоит в том, что государство одновременно и выступает как законодатель, творец объективного права собственности, и осуществляет свои правомочия (субъективное право государственной собственности) распоряжения, владения, управления и пользования имуществом. Право собственности в объективном смысле как совокупность норм предопределяет содержание субъективного права, но не раскрывает его. А субъективное право как право конкретного собственника раскрывает содержание норм права, но взятое в отрыве от объективного права теряет свою основу - законодательство, которым оно было порождено; ведь собственнику принадлежит вещь на основании действующих законов.
Право государственной собственности в объективном смысле, закрепляя за государством его природные богатства, определяет содержание правомочий (субъективное право) и порядок их осуществления со стороны государства как собственника, устанавливает способы и методы охраны имущества, принадлежащего государству как собственнику.
Давая общую характеристику развитию законодательства о праве государственной собственности, необходимо определить временные рамки рассматриваемого вопроса. Для этого целесообразно выделить несколько периодов развития законодательства о праве государственной собственности:
- дореволюционный (до октября 1917 г.), характеризующийся многообразием субъектов права собственности;
- с октября 1917 г. до декабря 1935 г.
- период ликвидации права собственности различных субъектов и становления единой монопольной государственной собственности в лице Союза Советских Социалистических Республик, период формирования единого объекта права государства на землю и иные природные объекты;
- с декабря 1935 г. по февраль 1990 г.
- период развития права государственной собственности как права на всенародное достояние;
- с февраля 1990 г. по январь 1995 г.
- период законодательства, характеризующийся разрушением монополии государства, законодательным закреплением многообразия форм собственности и их равенства, первыми попытками разграничения государственной собственности на недвижимое имущество;
- с января 1995 г. по октябрь 2001 г.
- период развития права государственной собственности на основе разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ, утверждения необходимости разграничения права государственной собственности. В этот период был принят важный для своего времени и действовавший в течение пяти лет Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <10> (утратил силу с 1 июля 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ);
--------------------------------
<10> См.: СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
- с октября 2001 г. по настоящее время - период развития законодательства, основанный на разграничении государственной собственности на собственность РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <11>), определения и закрепления прав публичных собственников на имущество как основы для самостоятельного управления и распоряжения им.
--------------------------------
<11> См.: СЗ РФ. 2001. N 4. Ст. 251.
В основе указанной периодизации лежат развитие социально-экономического уклада общества и государственное развитие, оказавшие основополагающее влияние на развитие института государственной собственности.
Ряд действующих федеральных законов объявили федеральной собственностью конкретные земли и земельные участки. Эти федеральные законы были направлены на обеспечение конкретных государственных нужд. В частности, это п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. 19 Лесного кодекса РФ <12>, ст. ст. 35, 36 Водного кодекса РФ <13>, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <14>, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <15>, п. 2 ст. 29 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" <16>, ст. 5 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" <17>, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" <18>, ст. 7.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" <19>, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" <20>.
--------------------------------
<12> См.: СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610.
<13> См.: СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
<14> См.: СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
<15> См.: СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.
<16> См.: СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.
<17> См.: СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.
<18> См.: СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
<19> См.: СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.
<20> См.: СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1269.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, всеобъемлющий характер права государственной собственности выражается в том, что государству как собственнику никто не устанавливает пределы осуществления полномочий. Государство выступает одновременно и как политический суверен, и как собственник. Оно само, исходя из воли и интересов всего народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены его правомочия и в каком порядке, в каких правовых формах они будут осуществляться.
Помимо этого, всеобъемлющий характер права государственной собственности проявляется в том, что в собственности государства может находиться любое имущество, в то время как другие субъекты права не могут быть собственниками некоторых видов имущества. И наконец, государственная собственность пользуется повышенной, преимущественной охраной.
Во-вторых, институт публичной собственности в современной России еще не получил надлежащего теоретического осмысления, законотворчество и правоприменение складываются во многом противоречиво и зачастую бессистемно. Принцип следования объектов публичной собственности за юридической судьбой полномочий государственных и муниципальных органов получил весьма неопределенное правовое регулирование и, как следствие, неоднозначно воспринимается в судебной практике.
В-третьих, государственная собственность как публичная форма собственности имеет следующие признаки, позволяющие характеризовать ее как самостоятельный правовой институт:
- цели и функции публичного имущества;
- взаимосвязь предметов ведения Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований с режимом публичного имущества;
- полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по владению, пользованию, распоряжению и управлению публичным имуществом от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
- механизм разгосударствления и, напротив, национализации собственности, приоритеты политики государства в имущественной сфере;
- основы гражданско-правового регулирования права публичной собственности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.