Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТЫ
Д.А. ВАВУЛИН, В.Н. ФЕДОТОВ
Со вступлением с 7 апреля 2011 г. в силу изменений в Закон "О рынке ценных бумаг", внесенных Законом N 264-ФЗ, порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг в очередной раз претерпит существенные изменения. Они коснутся различных вопросов раскрытия информации, в том числе раскрытия в форме так называемых существенных фактов. В рамках данной статьи будет рассмотрен именно этот аспект раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.
В связи с этим, прежде всего, необходимо отметить, что, как и ранее, обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает у тех эмитентов ценных бумаг, которые зарегистрировали проспект ценных бумаг. Напомним, что такой документ регистрируется в ходе процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (акции, облигации и др.). При этом обязательство по регистрации проспекта ценных бумаг возникает в двух случаях. Во-первых, если размещение ценных бумаг осуществляется путем открытой подписки. Во-вторых, если размещение ценных бумаг осуществляется путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Впоследствии акционерное общество может зарегистрировать проспект ценных бумаг и в отношении того выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого не сопровождалась регистрацией этого документа, т.е. акционерное общество регистрирует проспект ценных бумаг добровольно. Такая потребность может возникнуть, например, в том случае, если эмитент пожелает вывести свои акции на биржу (публичное обращение). Дело в том, что одним из условий допуска ценных бумаг к публичному обращению является регистрация проспекта ценных бумаг.
Вместе с тем нельзя забывать об условиях, при которых у эмитента ценных бумаг возникает обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах.
Этими условиями являются следующие: регистрация акционерным обществом не проспекта ценных бумаг, а проспекта эмиссии ценных бумаг по тем же основаниям, что теперь регистрируется проспект ценных бумаг (открытая подписка; закрытая подписка среди круга лиц, число которых превышает 500); наличие плана приватизации, предусматривающего возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц. Раскрывать информацию также в форме сообщений о существенных фактах обязаны эмитенты ценных бумаг, выпустившие биржевые облигации, которые допущены к торгам на фондовой бирже.
Таким образом, можно констатировать, что в плане оснований возникновения обязанности по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах в новой редакции Закона "О рынке ценных бумаг" принципиальных изменений не произошло.
Раскрывать информацию в рассматриваемой форме по-прежнему обязаны следующие эмитенты:
в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;
государственная регистрация хотя бы одного выпуска ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
созданные при приватизации, если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
выпустившие биржевые облигации, обращающиеся на фондовой бирже.
Что касается изменений, внесенных в Закон "О рынке ценных бумаг", связанных с существенными фактами, прежде всего, хотелось бы обратить внимание читателя на то, что в новой редакции Закона "О рынке ценных бумаг" представлено четкое определение понятия "существенный факт". Ранее такого определения не было. При этом обычно под существенным фактом понимали сведения о событиях, действиях, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг. Теперь же в Законе "О рынке ценных бумаг" четко определено, что существенные факты - это сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента. По сути, это по-прежнему сведения о событиях и действиях, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитентов ценных бумаг.
Такой подход к определению понятия "существенный факт", если его рассматривать в корреляции с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", позволяет отнести существенные факты к так называемой инсайдерской информации (до момента их раскрытия или предоставления) со всеми вытекающими из этого последствиями.
Одним из наиболее значимых изменений в Законе "О рынке ценных бумаг", связанных с существенными фактами, бесспорно, следует признать значительное расширение перечня существенных фактов. Ранее их было 13. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии информации), утв. Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н, расширило их число до 18 (за счет дробления существенных фактов, определенных в Законе "О рынке ценных бумаг", на более мелкие). Теперь перечень существенных фактов, прямо установленный в Законе "О рынке ценных бумаг", увеличен до 50, в то же время он не является исчерпывающим.
Детальное рассмотрение нового перечня существенных фактов позволило сделать вывод, что данный перечень не является таким уж новым, хотя в нем, бесспорно, есть и принципиальные изменения. Так, обращает на себя внимание тот факт, что в нынешний перечень перекочевал ряд существенных фактов, которые признавались в качестве таковых ранее. Речь идет, например, о сведениях об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о приостановлении и возобновлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг эмитента, признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитента несостоявшимся или недействительным и др. В новый перечень существенных фактов также вошли сведения, которые ранее не являлись существенными фактами, а Положением о раскрытии информации определялись в качестве сведений, способных оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества. Всего таких сведений было 18. Часть из них в том или ином виде вошла в нынешний перечень существенных фактов.
Вместе с тем в нем есть и совершенно новые существенные факты. Именно они будут рассмотрены далее более подробно. При этом главный акцент будет сделан на те существенные факты, которые касаются акционерных обществ, являющихся непубличными компаниями, чьи акции не обращаются на организованных рынках (отечественных и иностранных), не предназначены для квалифицированных инвесторов и т.д., т.е. подавляющего числа российских акционерных обществ.
Как показал анализ перечня существенных фактов, установленного в Законе "О рынке ценных бумаг", значительная часть новых существенных фактов связана главным образом с раскрытием эмитентом ценных бумаг сведений, относящихся к лицу, контролирующему эмитента, и лицу, подконтрольному эмитенту. Основным лейтмотивом введения таких существенных фактов явилась необходимость ужесточения требований по раскрытию сведений о "закольцованных схемах", когда "дочка" владеет долей в материнской компании. Причем речь идет не только о непосредственном владении акциями, но о заключении акционерных соглашений и т.п., или если "дочка" включена в консолидированную отчетность холдинга. В результате теперь эмитент в форме сообщений о существенных фактах обязан раскрывать информацию не только непосредственно о себе, но о контролирующих его лицах и подконтрольных ему лицах.
Здесь необходимо вкратце рассмотреть два важных с точки зрения раскрытия информации в форме существенных фактов понятия - "подконтрольное лицо" и "контролирующее лицо". Оба эти термина были введены в законодательство Российской Федерации о ценных бумагах Федеральным законом N 264-ФЗ. При этом используются они исключительно для целей раскрытия и представления информации в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг".
Можно выделить следующие признаки, позволяющие признать физическое или юридическое лицо контролирующим лицом.
Такое лицо вправе:
распоряжаться прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации;
назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Причем реализовывать указанные права контролирующее лицо может как в силу непосредственного участия в подконтрольной организации, так и на основании договоров доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями подконтрольной организации. Что касается подконтрольного лица (подконтрольной организации), таким лицом признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
Возвращаясь к новым существенным фактам, так или иначе связанным с контролирующим и подконтрольным лицом, следует отметить, что такого рода существенных фактов автор в общей сложности насчитал 12.
Теперь эмитент в форме сообщения о существенных фактах обязан раскрывать следующие сведения о себе, контролирующих его лицах и лицах, подконтрольных ему:
о появлении у эмитента подконтрольной ему организации, имеющей для него существенное значение, а также о прекращении оснований контроля над такой организацией (существенный факт 5) <1>;
--------------------------------
<1> Нумерация существенных фактов соответствует нумерации, установленной в ч. 14 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг".
о появлении лица, контролирующего эмитента, а также о прекращении оснований такого контроля (существенный факт 6);
о принятии решения о реорганизации или ликвидации организации, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение (существенный факт 7). Здесь необходимо отметить, что данный существенный факт в том виде, в котором он изложен в тексте ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", при его прочтении может вызвать недопонимание его смысла. На первый взгляд может показаться, что речь идет о принятии решения лицом, контролирующим эмитента соответствующего решения в отношении лица, подконтрольного эмитенту. Однако подобное в рамках действующего правового поля вряд ли возможно. Решение о реорганизации подконтрольной организации принимается на общем собрании этой организации, где у контролирующей эмитента организации контрольного голоса может и не быть. Нет и права обязать эмитента голосовать определенным образом на общем собрании акционеров подконтрольной организации. Поэтому, по мнению автора, в этом существенном факте речь идет о принятии соответствующего решения каждой из перечисленных в нем организацией, а не о принятии решения лицом, контролирующим эмитента;
о внесении в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией организации, контролирующей эмитента; подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение (существенный факт 8);
о появлении у эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) (существенный факт 9);
о принятии арбитражным судом заявления о признании эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, банкротами, а также о принятии арбитражным судом следующих решений (существенный факт 10): о признании указанных лиц банкротами, о введении в отношении них одной из процедур банкротства, о прекращении в отношении них производства по делу о банкротстве;
о предъявлении эмитенту, контролирующей его организации, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, иска, размер требований по которому составляет 10% или более балансовой стоимости активов указанных лиц на дату окончания отчетного периода (квартала, года), предшествующего предъявлению иска, в отношении которого истек установленный срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, или иного иска, удовлетворение которого, по мнению эмитента, может существенным образом повлиять на финансово-хозяйственное положение эмитента или указанных лиц (существенный факт 11);
о заключении эмитентом, контролирующим его лицом или подконтрольной эмитенту организацией договора, предусматривающего обязанность приобретать эмиссионные ценные бумаги указанного эмитента (существенный факт 37). Таким образом, недобросовестные эмитенты, выкупающие свои ценные бумаги не на рыночных условиях и через подконтрольных лиц, должны будут раскрывать об этом информацию;
об изменении размера доли участия в уставном (складочном) капитале эмитента и подконтрольных эмитенту организаций, имеющих для него существенное значение (существенный факт 40):
лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа эмитента, а также лица, занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа эмитента;
лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа управляющей организации, а также лица, занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа управляющей организации, в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа эмитента переданы управляющей организации;
о совершении организацией, контролирующей эмитента, или подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, сделки, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации крупной сделкой (существенный факт 32), и др.
Как следует из изложенного, существенные факты во многом напрямую не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью самого эмитента. Они могут быть отнесены к эмитенту лишь косвенно, поскольку касаются не только его, но и контролирующих его лиц и лиц, подконтрольных ему. Например, это касается существенных фактов (8), (9), (32) и др. Соответственно, у эмитента возникает необходимость сбора соответствующей информации. В этой связи возникает закономерный вопрос: как такой сбор реализовать на практике? Отчасти ответ на этот вопрос дал сам законодатель в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", ведь она обязывает раскрывать информацию не только эмитентов, но и других участников рынка ценных бумаг, в том числе акционеров и др. Поэтому проблемы со сбором необходимой информации может и не возникнуть вовсе.
Так, часть 19 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" обязывает акционера - владельца 5% или более голосующих акций акционерного общества, раскрывающего информацию в форме сообщений о существенных фактах, предоставить информацию о лице (появлении лица), которое его контролирует, либо о его отсутствии (прекращении оснований такого контроля). Акционер должен представить такую информацию путем направления уведомления в акционерное общество. Ее акционерное общество может использовать, например, для раскрытия информации в форме существенного факта (6) и (40).
В свою очередь, ч. 20 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" обязывает лицо, которое получило/потеряло право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями эмитента, распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал акционерного общества, если указанное количество голосов составляет 5% либо стало больше или меньше 5, 10, 15... или 95% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал, предоставить акционерному обществу информацию о получении или прекращении такого права. Это лицо должно уведомить акционерное общество об этом путем направления соответствующего уведомления. Акционерное общество будет использовать такую информацию для раскрытия информации в форме существенного факта (25).
Вместе с тем проблема со сбором акционерным обществом информации для раскрытия информации в форме существенных фактов остается. Например, как может акционерное общество узнать о появлении у лица, контролирующего его, или подконтрольного ему лица признаков банкротства, одним из которых является наличие просроченной задолженности в сумме более 100 тыс. руб.? Ответ очевиден: в принципе никак, если только контролирующее акционерное общество лицо или лицо, подконтрольное ему, само не является эмитентом, обязанным раскрывать информацию в форме существенных фактов. Тем не менее акционерное общество обязано раскрывать и такого рода существенные факты. Иначе и эмитент, и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, а последние еще и к уголовной. В этой ситуации акционерному обществу для получения всей необходимой информации целесообразно организовать мониторинг контролирующих и подконтрольных организаций (по всей цепочке контроля). Как вариант - заключить соглашение об обмене соответствующей информацией.
Помимо рассмотренных, есть ряд других весьма интересных новых существенных фактов, которые связаны уже непосредственно с самим эмитентом и не касаются других связанных с ним лиц.
Так, в форме существенного факта (2) раскрытию или предоставлению подлежат сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях.
К их числу прямо отнесены следующие решения:
о размещении эмиссионных ценных бумаг эмитента;
о приобретении эмитентом размещенных им ценных бумаг;
об образовании исполнительного органа эмитента и о досрочном прекращении (приостановлении) его полномочий;
о рекомендациях в отношении размеров дивидендов по акциям эмитента и порядка их выплаты;
об утверждении внутренних документов эмитента;
об одобрении сделок, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
Приведенный перечень решений не является закрытым. Эмитент обязан в форме рассматриваемого существенного факта раскрывать или представлять также сведения об иных решениях, перечень которых установлен нормативными правовыми актами ФСФР России.
Например, Положение о раскрытии информации (разд. 8.6) к числу таких решений относит следующие:
о созыве годового или внеочередного общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, в том числе управляющей организации или управляющего;
о рекомендациях по размеру выплачиваемого дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
о рекомендациях в отношении полученного акционерным обществом добровольного предложения, предусмотренного ст. 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в том числе конкурирующего предложения, предусмотренного ст. 84.5 Федерального закона "Об акционерных обществах"), или обязательного предложения, предусмотренного ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", включая оценку предложенной цены приобретаемых ценных бумаг и возможного изменения их рыночной стоимости после приобретения, оценку планов лица, направившего добровольное или обязательное предложение, в отношении акционерного общества, в том числе в отношении его работников;
об утверждении регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг акционерного общества, и условий договора с ним;
о расторжении договора с регистратором, осуществляющим ведение реестра владельцев именных ценных бумаг акционерного общества;
о создании (ликвидации) филиалов и/или открытии (закрытии) представительств акционерного общества и др.
В свою очередь, в форме существенного факта (3) эмитент должен раскрывать или представлять сведения о фактах непринятия советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами, а также решений, перечень которых установлен нормативными правовыми актами ФСФР России.
Как следует из изложенного, перечень решений, о непринятии которых эмитент обязан раскрыть или представить информацию в форме существенного факта (3), опять-таки открыт. В него, прежде всего, включаются те решения, которые совет директоров (наблюдательный совет) эмитента должен принимать в силу федеральных законов, прежде всего Закона "Об акционерных обществах", а также принятых в их развитие нормативно-правовых актов ФСФР России.
Некоторые из подобных решений были приведены выше, когда рассматривался существенный факт (2), здесь отметим следующие решения:
о непринятии советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решения об образовании единоличного исполнительного органа акционерного общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа акционерного общества в случае, предусмотренном п. 6 ст. 69 Закона "Об акционерных обществах";
о непринятии советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решения по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в случае, предусмотренном п. 7 ст. 69 Закона "Об акционерных обществах";
о непринятии советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решения об образовании единоличного исполнительного органа акционерного общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа акционерного общества в случае, предусмотренном п. 6 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах";
о непринятии советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества решения по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в случае, предусмотренном п. 7 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Новым существенным фактом также является факт (28), в форме которого указываются сведения о раскрытии или предоставлении акционерным обществом ежеквартальных отчетов. Следует отметить, что ранее п. 5.8 Положения о раскрытии информации обязывал эмитентов лишь не позднее одного дня с даты опубликования текста ежеквартального отчета на странице в сети Интернет опубликовать в ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете. Теперь такие сведения будут раскрываться в форме существенного факта (28).
Как было отмечено, перечень существенных фактов, который установлен в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", не ограничивается рассмотренными выше. Ряд новых существенных фактов связан с эмитентами, выпустившими облигации, разместившими ценными бумаги за пределами Российской Федерации, с лицами, предоставившими обеспечение по облигациям эмитента, и т.д. В связи с тем что такие существенные факты сегодня не касаются и вряд когда-либо коснутся подавляющего числа российских эмитентов, они не будут подробно рассматриваться в рамках данной статьи. Далее рассмотрим порядок раскрытия существенных фактов, а также ответственность за его нарушение.
Закон "О рынке ценных бумаг" не определяет конкретный порядок раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах. В нем лишь содержится норма, из которой следует, что порядок и сроки раскрытия информации, в том числе в форме существенных фактов, наряду с составом и объемом раскрываемой информации, определяются нормативными правовыми актами ФСФР России. Таковым сегодня является Положение о раскрытии информации. На момент подготовки статьи оно действовало в старой редакции.
По-видимому, к моменту вступления в силу новой редакции ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" оно несколько видоизменится, однако, по мнению автора, изменения не коснутся порядка и сроков раскрытия информации в форме существенных фактов, поэтому будем опираться на нормы, установленные в нынешней редакции Положения о раскрытии информации, согласно которым существенный факт раскрывается путем опубликования:
в ленте новостей уполномоченных информационных агентств. Таких информационных агентств пять. Их полный перечень можно найти на сайте ФСФР России в сети Интернет по адресу: http:// www.ffms.ru/ ru/ contributors/ financialmarket/ emitters/ inf_open/. Опубликование существенного факта в ленте новостей одного из информационных агентств должно быть осуществлено не позднее одного дня с момента его наступления;
на странице (сайте) в сети Интернет. Для этого эмитент может использовать как свой сайт в сети Интернет, так и иной сайт в сети Интернет <2>. Раскрытие существенного факта на странице в Интернете должно быть осуществлено не позднее двух дней с момента его наступления. Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее шести месяцев с даты истечения срока его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, то с даты его опубликования в сети Интернет.
--------------------------------
<2> Вопросы, связанные с порядком организации сайта (раздела сайта), предназначенного для опубликования информации в сети Интернет, и опубликованием на нем информации, подробно освещены в Методических рекомендациях ФСФР России по исполнению эмитентами эмиссионных ценных бумаг обязанности осуществлять раскрытие информации путем ее опубликования (опубликования текстов документов, содержащих подлежащую раскрытию информацию) в сети Интернет, предложенных к использованию письмом ФСФР России от 16 сентября 2010 г. N 10-ВМ-10/21369.
Помимо того, эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации, содержащейся в каждом из сообщений о существенных фактах, путем помещения их копий:
по месту нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа (при его отсутствии - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени эмитента без доверенности);
по своему месту нахождения.
Эмитент также обязан по требованию владельцев его ценных бумаг и иных заинтересованных лиц предоставлять им копию каждого сообщения о существенном факте. За предоставление копий эмитент вправе взимать плату, которая не может превышать расходы по их изготовлению. Эмитент должен представить запрашиваемые материалы в срок не более семи дней с даты предъявления соответствующего требования.
Как было отмечено, в новый перечень существенных фактов практически полностью вошли сведения, которые Положение о раскрытии информации определяло в качестве сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества. Де-юре они существенными фактами не признавались, но де-факто они таковыми были. Правоту этого утверждения подтверждает то, что в нынешней редакции Закона "О рынке ценных бумаг" существенные факты определяются именно как сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг. Однако из имеющегося пересечения существенных фактов и сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, не следует, что одну и ту же информацию акционерному обществу придется раскрывать дважды. По мнению автора, к моменту вступления в силу изменений Закона "О рынке ценных бумаг" в части раскрытия информации, т.е. к 7 апреля 2011 г., в Положение о раскрытии информации будут внесены изменения, приводящие его в соответствие с новыми нормами Закона "О рынке ценных бумаг".
Теперь кратко затронем вопрос об ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия эмитентами ценных бумаг информации, в том числе в форме сообщений о существенных фактах.
Как показывает практика деятельности территориальных органов ФСФР России, в том числе и РО ФСФР России в ЮЗР, несоблюдение эмитентами ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, касающихся раскрытия информации, является одним из наиболее распространенных правонарушений на рынке ценных бумаг. Такие деяния несут угрозу не только интересам акционеров и потенциальных инвесторов, но способны привести к негативным последствиям для развития российского фондового рынка в целом. Полное раскрытие информации участниками рынка ценных бумаг, прежде всего эмитентами, является одним из основополагающих принципов функционирования современных рынков ценных бумаг. Поэтому неслучайно, что несоблюдение эмитентами порядка раскрытия информации рассматривается регулирующими органами как одно из наиболее грубых нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а за их совершение предусмотрена и административная, и уголовная ответственность.
Так, КоАП РФ <3> нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации карается существенными административными санкциями. Штраф в отношении юридического лица может составить от 700 тыс. до 1 млн. руб. На должностных лиц акционерного общества может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Должностные лица также могут быть подвергнуты дисквалификации. В свою очередь, согласно УК РФ <4>, уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если эти деяния имеют признаки уголовного преступления, могут привести к привлечению виновных лиц и к уголовной ответственности. На них может быть наложен штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до двух лет. В качестве альтернативы они могут быть наказаны обязательными работами на срок от 180 до 240 часов или исправительными работами на срок от одного года до двух лет. Карается также предоставление заведомо неполной или ложной информации.
--------------------------------
<3> Часть 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
<4> Статья 185.1 УК РФ.
В заключение хотелось бы отметить, что рассмотренные выше изменения в Закон "О рынке ценных бумаг", ужесточающие требования к раскрытию информации эмитентами в форме сообщений о существенных фактах, направленные на повышение прозрачности российского рынка ценных бумаг, для многих открытых акционерных обществ, не являющихся по своей сути публичными компаниями (таких у нас в стране большинство), станут серьезной проблемой. Ведь штрафы за несоблюдение порядка и сроков раскрытия информации, особенно после их многократного повышения в прошлом году, являются для таких эмитентов просто разорительными, притом что информация, раскрываемая ими, не представляет для рынка никакого интереса. В такой ситуации процедура раскрытия информации становится для непубличных акционерных обществ обузой, требующей дополнительных затрат ресурсов. Поэтому таким акционерным обществам можно посоветовать либо строго соблюдать порядок раскрытия информации, либо на законных основаниях избавиться от соответствующей обязанности. Последний вариант, по мнению автора, более предпочтителен для непубличных компаний, раскрывающих информацию в форме сообщений о существенных фактах. Тем более что с 1 января 2011 г. процедура освобождения от такой обязанности существенно упростилась, что связано со вступлением в силу ст. 30.1 Закона "О рынке ценных бумаг", а также ст. 92.1 Закона "Об акционерных обществах", где она четко регламентирована. Порядок рассмотрения ФСФР России (РО ФСФР России) заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" будет регламентировать специальный нормативный правовой акт ФСФР России <5>.
--------------------------------
<5> На момент подготовки статьи проект соответствующего документа был размещен на сайте ФСФР России в Интернете.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.