Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАН
А.Г. РЕЗЕ
В настоящее время вопросы банкротства гражданина регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации <1> (ст. 25 "Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя"), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2> (далее - Закон о несостоятельности). При этом ст. 231 Закона о несостоятельности предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Поскольку на сегодняшний день такой закон все еще не принят, то указанные положения в силу не вступили и в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, дело о банкротстве возбуждаться не может.
--------------------------------
<1> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 39.
<2> См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190.
При этом расширение рынка ипотечного кредитования, потребительского кредитования и рост объема просроченной задолженности по кредитам являются основными причинами необходимости адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Среди основных проблем, осложняющих развитие рынка потребительского кредитования, можно отметить:
- негативные ожидания потребителей (страх перед возможностью оказаться неспособным вовремя расплатиться с кредитной организацией), т.к. в результате исполнительного производства гражданин-должник остается с минимумом имущества, что не стимулирует деловую активность населения;
- отсутствие адекватного нормативно-правового регулирования, позволяющего кредитору взыскать по долгам, воспользовавшись нормальными правовыми средствами, поскольку в настоящее время единственная возможность для банка взыскать долги с неплатежеспособного заемщика - это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием. При этом для кредиторов, не успевших предъявить свои требования по причине незнания об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, существует большой риск остаться ни с чем.
Вместе с тем, если имущества гражданина недостаточно, банку зачастую выгоднее не забирать у должника последнее имущество, фиксируя в документах дефолт по выданному кредиту, а помочь должнику сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
Таким образом, на законодательном уровне необходимо закрепить так называемые реабилитационные, восстановительные процедуры в отношении граждан, признанных несостоятельными (банкротами).
Этим целям в полной мере отвечает проект Федерального закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект), разработанный Минэкономразвития России и внесенный на рассмотрение в Правительстве Российской Федерации.
Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института "потребительского банкротства" благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество (правовая доктрина "fresh start").
Необходимо отметить, что в зарубежном законодательстве, регулирующем отношения, связанные с банкротством, имеются достаточно успешные механизмы применения подобных процедур. И законопроект разработан с учетом опыта зарубежных законодателей в сфере разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью, в частности США (гл. 13 Кодекса о банкротстве 1978 г.), Германии (Закон о банкротстве 1994 г.), Швеции (Закон о банкротстве и принятый в дополнение к нему Акт об освобождении от долгов) и др.
Одной из основных целей законопроекта является расширение возможностей урегулирования задолженности физических лиц. В этой связи законопроект предусматривает:
- возможность введения реабилитационной процедуры, предусматривающей реструктуризацию долгов в соответствии с планом, утверждаемым арбитражным судом на срок до пяти лет;
- предоставление должнику, оказавшемуся в сложном положении, возможности освободиться от долгов, предоставив кредиторам свое имущество и часть доходов (доктрина "fresh start");
- снижение рисков и расходов кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов;
- уменьшение расходов на администрирование процедуры банкротства гражданина.
Согласно законопроекту дело о банкротстве гражданина-должника рассматривается в арбитражном суде.
В соответствии с законопроектом гражданин признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность, т.е. неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Если не будет доказано иное, предполагается, что должник является не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Законопроектом также предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей и указанные требования не исполнены в установленный срок, за исключением случая, когда в соответствии с федеральным законом должник обязан обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд.
По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на срок, составляющий шесть месяцев. Введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающихся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами ("мораторий на предъявление требований к должнику").
В ходе конкурсного производства должник вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов, составленный в соответствии с требованиями норм законопроекта и согласованный с большинством кредиторов. С даты утверждения плана реструктуризации долгов арбитражным судом вводится новая процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина, - реструктуризация долгов.
Должник, представляющий план реструктуризации долгов, представляет в суд доказательства:
- наличия у него постоянного дохода;
- отсутствия неснятой или непогашенной судимости по уголовным делам за умышленные преступления в сфере экономики и непривлечения его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, а также умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство;
- отсутствия фактов признания его банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований всех кредиторов, и согласовывается должником с большинством кредиторов. Согласованный план реструктуризации долгов утверждается арбитражным судом.
При этом законопроектом предусмотрена возможность утвердить план реструктуризации долгов и при отсутствии согласия кредиторов, в том случае, если планом предусмотрено полное удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а также удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в размере, равном или большем, чем они могли бы получить при немедленной реализации имущества должника и распределении его доходов за шесть месяцев.
В целях защиты прав и законных интересов как должника-гражданина, так и его кредиторов законопроектом предусматривается закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом и отмены уже утвержденного плана.
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина ограничен пятью годами, чего в большинстве случаев достаточно для успешного завершения расчетов с кредиторами и освобождения от долгов. Установленный пятилетний срок полностью соответствует мировой практике разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью.
В случае успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданин освобождается от долгов. Если гражданин, напротив, в силу тех или иных причин все же не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов, признании гражданина банкротом и переходе к конкурсному производству, в ходе которого активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между ними пропорционально суммам их требований.
Законопроектом также предусматривается ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (или осуществившего) план реструктуризации долгов. Данные ограничения касаются прежде всего возможности повторной подачи гражданином на себя заявления о признании его банкротом и реструктуризации новых долгов (установлен пятилетний "период ожидания" между предыдущей и последующей процедурами банкротства), а также получения новых кредитов в банках без указания на факт признания гражданина банкротом.
Кроме того, законопроект предусматривает определенные негативные последствия для должников, в отношении которых установлен факт преднамеренного или фиктивного банкротства либо неправомерных действий при банкротстве. Согласно законопроекту в случае, если должник привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве, гражданин не освобождается от обязательств.
Положения законопроекта в полной мере распространяются на должников-граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Обязанность должника - индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд помимо общих оснований возникает в случае, когда обращение взыскания на имущество существенно осложнит или сделает невозможным осуществление им хозяйственной деятельности.
Кроме того, последствиями признания должника - индивидуального предпринимателя банкротом являются утрата силы его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулирование выданных ему лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.