Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ В ФОРМЕ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОГО ОТЧЕТА
Д.А. ВАВУЛИН, В.Н. ФЕДОТОВ
Со вступлением с 7 апреля 2011 г. в силу изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон "О рынке ценных бумаг"), внесенных Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ, порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в том числе акционерными обществами, в очередной раз претерпит существенные изменения. Они коснутся различных вопросов раскрытия информации, в том числе раскрытия в форме так называемых ежеквартальных отчетов эмитента эмиссионных ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет). В рамках данной статьи будет рассмотрен именно этот аспект раскрытия информации акционерными обществами.
Прежде всего необходимо отметить, что, как и ранее, обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает у тех акционерных обществ, которые зарегистрировали проспект ценных бумаг. Напомним, что такой документ регистрируется в ходе процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций и др.). При этом обязательство по регистрации проспекта ценных бумаг возникает в двух случаях. Во-первых, если размещение ценных бумаг осуществляется путем открытой подписки. Во-вторых, если размещение ценных бумаг осуществляется путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Впоследствии акционерное общество может зарегистрировать проспект ценных бумаг и в отношении того выпуска ценных бумаг, государственная регистрация которого не сопровождалась регистрацией этого документа, т.е. акционерное общество регистрирует проспект ценных бумаг добровольно. Такая потребность может возникнуть, например, в том случае, когда акционерное общество пожелает вывести свои акции на биржу, т.е. публично. Дело в том, что одним из условий допуска ценных бумаг к публичному обращению является регистрация проспекта ценных бумаг.
Вместе с тем нельзя забывать еще три условия, при которых у акционерного общества возникает обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета. Первым из них является регистрация акционерным обществом не проспекта ценных бумаг, а проспекта эмиссии ценных бумаг по тем же основаниям, что теперь регистрируется проспект ценных бумаг (открытая подписка; закрытая подписка среди круга лиц, число которых превышает 500). Вторым - наличие плана приватизации, предусматривающего возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц. Раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета обязаны также акционерные общества, выпустившие биржевые облигации, которые допущены к торгам на фондовой бирже.
Таким образом, можно констатировать, что в плане оснований возникновения обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета у акционерных обществ, как, впрочем, и у других эмитентов ценных бумаг, в новой редакции Закона "О рынке ценных бумаг" принципиальных изменений не произошло.
Раскрывать информацию в рассматриваемой форме по-прежнему обязаны следующие эмитенты, в том числе акционерные общества:
в отношении ценных бумаг, которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг;
государственная регистрация хотя бы одного выпуска ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
созданные при приватизации, если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
выпустившие биржевые облигации, обращающиеся на фондовой бирже.
Что касается изменений в Законе "О рынке ценных бумаг, связанных с ежеквартальным отчетом, отметим, что ключевые новеллы, связанные с этим аспектом раскрытия информации, условно можно разделить на две группы:
новеллы, касающиеся регламентации структуры и содержания ежеквартального отчета;
новеллы, касающиеся раскрытия и представления информации в форме ежеквартального отчета.
Рассматривая первый блок новаций, прежде всего отметим, что теперь в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" отсутствует жесткая привязка структуры и содержания ежеквартального отчета к структуре и содержанию проспекта ценных бумаг, которые, как и ранее, строго определены в Законе "О рынке ценных бумаг". Вместо этого в п. п. 6 - 8, 12 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" определены лишь рамочные требования к поквартальному содержанию и структуре отдельных разделов и пунктов ежеквартального отчета. При этом п. 9 новой редакции ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" определение требований к раскрытию информации в ежеквартальном отчете иной информации относит к компетенции ФСФР России. Это дает возможность регулятору рынка ценных бумаг полную свободу по совершенствованию требований к структуре и содержанию ежеквартального отчета.
Если рассматривать непосредственно новые требования к структуре и содержанию ежеквартального отчета, обращает на себя внимание тот факт, что новеллами они являются только по отношению к предыдущей редакции ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг". Для многих из них новизна относительна и заключается, главным образом, в придании им статуса законодательной нормы. Связано это с тем, что некоторые требования, входящие теперь в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", ранее содержались в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии информации), утв. Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н. Хотя их редакция несколько отличается от содержания новых законодательных норм, смысловая направленность требований от этого принципиально не изменилась.
Например, требованиями подразд. 7.1 и 7.2 приложения N 10 к Положению о раскрытии информации было предусмотрено раскрытие годовой и квартальной бухгалтерской отчетности в ежеквартальных отчетах за соответствующий квартал. Такие же требования теперь содержатся в п. п. 6 и 7 новой редакции ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", но и это важно: требованиями названных пунктов наряду с бухгалтерской отчетностью предусмотрено раскрытие также и финансовой отчетности за соответствующий отчетный период.
В частности, в п. 6 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" теперь установлено следующее:
"В состав ежеквартального отчета за первый квартал включаются:
1) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный финансовый год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
2) квартальная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за первый квартал отчетного года".
Таким образом, по отношению к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента сделан специальный акцент на обязательность раскрытия вместе с ней в качестве приложения соответствующего аудиторского заключения. Это связано с новой нормой, установленной в п. 11 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", согласно которой должностные лица эмитента, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ежеквартальном отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации.
Еще одной новеллой являются содержащиеся в п. 12 Закона "О рынке ценных бумаг" требования по раскрытию годовой и промежуточной сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента. Согласно им такая отчетность также раскрывается с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности. Она включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал, а при ее составлении до даты окончания первого квартала следующего за ним финансового года - в состав ежеквартального отчета за первый квартал. Требование о раскрытии промежуточной сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента - это совершенно новое требование и предусматривает включение такой отчетности в состав ежеквартального отчета за третий квартал текущего финансового года.
Еще одной новацией, которая может быть отнесена к новеллам ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг", касающимся структуры и содержания ежеквартального отчета, является норма, установленная в п. 8 названной статьи Закона "О рынке ценных бумаг". Из нее следует, что при регистрации проспекта ценных бумаг в связи с выпуском облигаций с обеспечением в состав ежеквартального отчета включаются сведения о предоставленном обеспечении и лицах, которые его предоставили. Такое же правило действует и в отношении биржевых облигаций с обеспечением, допущенных к торгам на фондовой бирже.
Рассмотрим новации второй группы, касающиеся порядка раскрытия представления информации в форме ежеквартального отчета. Здесь прежде всего необходимо обратить внимание читателя на норму, установленную в п. 10 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг". Она касается оформления ежеквартального отчета и подтверждения достоверности всей содержащейся в нем информации.
Как и ранее ежеквартальный отчет подлежит утверждению уполномоченным органом, если такая процедура предусмотрена внутренними документами эмитента. Положение о раскрытии информации предусматривало, что полномочия по утверждению ежеквартального отчета помимо устава (учредительных документов) могли быть определены и в иных внутренних документах компании. Теперь же в Законе "О рынке ценных бумаг" установлено, что ежеквартальный отчет подлежит утверждению органом эмитента на основании полномочий, определенных только уставом (учредительными документами) эмитента. Очевидно, что для повышения доверия акционеров и потенциальных инвесторов к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, полномочия по его утверждению целесообразно возложить на совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества. Это прежде всего касается тех компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовых биржах, а также тех эмитентов, которые планируют вывести ценные бумаги в обращение на организованные рынки.
Совершенно новой является норма, установленная в п. 11 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг". Она касается ответственности должностных лиц акционерного общества и лиц, подписавших ежеквартальный отчет, за убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ежеквартальном отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, подтвержденной этими лицами. Если ранее в ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" норма об ответственности была сформулирована в самом общем виде, то требования п. 11 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" теперь четко определяют, кто, за что и в каком объеме несет ответственность.
За убытки, причиненные эмитентом инвестору и (или) владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в ежеквартальном отчете недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, солидарно субсидиарную ответственность несут:
лица, подписавшие ежеквартальный отчет;
аудитор, составивший аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента;
аудитор, составивший аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, в том числе в отношении их сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности, которое раскрывается или предоставляется в составе ежеквартального отчета;
лица, утвердившие ежеквартальный отчет (проголосовавшие за утверждение ежеквартального отчета), в случае, если в соответствии с учредительными документами (уставом) эмитента ежеквартальный отчет подлежит утверждению уполномоченным органом эмитента.
Течение срока исковой давности для возмещения убытков по основаниям, указанным выше, начинается с даты раскрытия или предоставления соответствующего ежеквартального отчета.
Пункт 15 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" расширил круг лиц, по требованию которых эмитент обязан предоставить копию ежеквартального отчета. Ранее ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" обязывала эмитента представлять ежеквартальный отчет только владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента, хотя в п. 1.9 Положения о раскрытии информации речь шла и о других заинтересованных лицах. Теперь согласно п. 15 ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что эмитент обязан предоставлять копии ежеквартальных отчетов любым заинтересованным лицам. Таким образом, новой редакцией ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" не только расширен круг лиц, которым эмитент обязан представлять копии ежеквартальных отчетов, но устранено явное противоречие между федеральным законом и подзаконным актом.
Еще одна законодательная новация связана с исключением из ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" нормы, обязывающей эмитента представлять ежеквартальный отчет в регистрирующий орган (ФСФР России, РО ФСФР России, Банк России). Ранее ежеквартальный отчет подлежал представлению в регистрирующий орган не позднее 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Теперь такая обязанность более не существует. Ежеквартальный отчет подлежит раскрытию в сети Интернет на сайте эмитента. При этом информация о раскрытии или предоставлении эмитентом ежеквартального отчета в ныне действующей редакции ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" отнесена к так называемым существенным фактам, которые, среди прочего, подлежат опубликованию в ленте новостей уполномоченных информационных агентств.
В заключение хотелось бы отметить, что раскрытие информации в целом и в форме ежеквартальных отчетов в частности для многих акционерных обществ, прежде всего непубличных компаний (таких в нашей стране большинство), всегда представляло серьезную проблему. Ведь штрафы за несоблюдение порядка и сроков раскрытия информации являются для таких эмитентов просто разорительными, притом что информация, раскрываемая ими, не представляет для рынка никакого интереса. В такой ситуации процедура раскрытия информации становится для непубличных акционерных обществ ненужной обузой, требующей дополнительных затрат ресурсов. Поэтому таким акционерным обществам можно посоветовать либо строго соблюдать порядок раскрытия информации, либо на законных основаниях избавиться от соответствующей обязанности. Последний вариант, по мнению авторов, более предпочтителен для непубличных компаний, раскрывающих информацию в форме сообщений о существенных фактах, тем более что с 1 января 2011 г. процедура освобождения от такой обязанности существенно упростится, что связано со вступлением в силу ст. 30.1 Закона "О рынке ценных бумаг", а также ст. 92.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", где она четко регламентирована. Порядок рассмотрения ФСФР России (РО ФСФР России) заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со ст. 30 Закона "О рынке ценных бумаг" будет регламентировать специальный нормативно-правовой акт ФСФР России <1>.
--------------------------------
<1> На момент подготовки статьи проект соответствующего документа был размещен на сайте ФСФР России в Интернете.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.