Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НОВАТОРСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ (ОЭЗ)
О.В. ФЛОРЯ
К сожалению, в юридической литературе нет единого теоретического понимания и оценки сущности государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
Научные деятели, рассматривающие российское предпринимательское право в качестве самостоятельной отрасли права, уделяют большое внимание раскрытию организационно-экономической и правовой составляющих государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: например, Е.П. Губин <1>, И.В. Дойников <2> и В.В. Лаптев <3>.
--------------------------------
<1> Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005.
<2> Дойников И.В. О кодификации предпринимательского законодательства // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сб. науч. статей. Вып. 6. М.: Волтерс Клувер, 2007.
<3> Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Волтерс Клувер, 2006.
Научные исследователи, рассматривающие российское предпринимательское право в качестве смешанной отрасли права или в качестве подотрасли российского гражданского права, или не уделяют государственному регулированию экономики и предпринимательской деятельности никакого внимания, как, например, И.А. Зенин <4> и В.А. Белов <5>, или смешивают вопрос государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности с правовым регулированием соответствующей деятельности, что свойственно Н.И. Клейн <6>.
--------------------------------
<4> Зенин И.А. Предпринимательское право. М.: Высшее образование, 2009.
<5> Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2008. С. 64 - 93.
<6> Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юридическая литература, 1993. С. 207 - 215.
Описанная разница в понимании государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности обусловлена отсутствием четкого разграничения между понятиями "государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности" и "государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности".
Разница между этими двумя понятиями стирается из-за того, что все виды государственного воздействия на правоотношения выражаются в форме правовых актов, издаваемых соответствующими государственными органами, с которыми связываются предусмотренные законом последствия, и вне такой правовой формы государственное регулирование в практике не осуществляется.
Установление общих правил ведения предпринимательской деятельности в границах определенного государства является сутью государственного правового регулирования предпринимательской деятельности, а воздействие государства на конкретную организационную или хозяйственную ситуацию, опирающееся на соответствующие правовые основы, является сутью государственного регулирования предпринимательской деятельности, имеющего целью обеспечение экономического роста и сбалансированного развития экономики.
Согласно определению, используемому в теории права, государство представляет собой организацию публичной политической власти, распространяющуюся на все общество в рамках определенной территории, выступающую его официальным представителем и опирающуюся на средства и меры принуждения через государственный аппарат <7>.
--------------------------------
<7> Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007.
Исходя из приведенного определения, очевидно, что государство обладает набором возможностей воздействовать как на микроэкономику, так и на макроэкономику.
Кроме того, государство регулярно осуществляет планирование экономических процессов в масштабе национальной экономики путем разработки и реализации целевых программ, утверждения бюджетных показателей на определенный период времени <8>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ (в последней ред. Федерального закона от 03.10.2009 N 230-ФЗ) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Государство может перераспределять созданный валовой национальный продукт, оказывать материальную и организационную поддержку субъектам предпринимательской деятельности или потребителям товаров, работ и услуг через систему государственных закупок товаров, работ и услуг, что влияет на соотношение спроса и предложения внутри государства.
Проведенные в России в 2000 - 2003 гг. последовательные экономические реформы позволили улучшить качество налоговой и финансовой системы, сделать более прозрачными и понятными финансовые основы федеративных отношений, закрепить право собственности на землю, принять соответствующее реалиям рыночной экономики трудовое законодательство, провести ряд других важных и полезных изменений, расширяющих базу экономического роста <9>. С тех пор наиболее известным и эффективным организационно-правовым механизмом перераспределения валового национального продукта является налоговое, таможенное и бюджетное регулирование предпринимательской деятельности, с помощью которого государство направляет необходимые экономические ресурсы на развитие конкретных отраслей национальной экономики, конкретных территорий и поддержку определенных слоев населения.
--------------------------------
<9> Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. Послесловие.
Государственная и муниципальная материальная и организационная поддержка субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг оказывается разными способами в зависимости от конкретной организационно-экономической ситуации, сложившейся в пределах той или иной национальной экономики. Согласно гражданскому праву РФ государство и муниципальные образования могут осуществлять предпринимательскую деятельность и являться субъектами гражданского права с особым правовым статусом, который характеризуется наличием специальной правосубъектности, специальных прав и обязанностей, но связаны они непосредственно с обеспечением публичных интересов <10>.
--------------------------------
<10> Леонова Г.Б. Унитарное предприятие как субъект гражданского права // Законодательство. 2001. N 8.
С 2005 г. Российское государство прибегает к разным методам государственного регулирования российской экономики и предпринимательской деятельности, в их числе можно указать:
создание и организацию деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов: например, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства <11>, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <12>, Государственной корпорации "Роснанотех" <13>, а также:
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (в последней ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 147-ФЗ) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
<12> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ (в последней ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
<13> Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ) "О Российской корпорации нанотехнологий".
создание и развитие ОЭЗ, о чем свидетельствует активная нормотворческая деятельность государства в разработке последовательной системы нормативных актов, реформирующих старую систему ОЭЗ и регламентирующих предпринимательскую деятельность в ОЭЗ нового поколения: например, принятие 22 июля 2005 г. Федерального закона N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ", принятие 10 января 2006 г. Федерального закона N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 18 октября 2006 г. N 615 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия деятельности резидента особой экономической зоны в Калининградской области требованиям Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", осуществляемой администрацией особой экономической зоны в Калининградской области совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет", утверждение Минэкономразвития РФ 16 марта 2009 г. Приказом N 82 Порядка осуществления контроля за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ;
подписание межгосударственных договоров с целью упрощения таможенных процедур и оптимизации таможенных платежей при оформлении товаров, перемещаемых по территориям государств, входящих в ЕврАзЭС, направленных на создание единого таможенного союза между тремя государствами: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан <14>.
--------------------------------
<14> Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, вступил в силу 10.10.2008 (подписан в г. Душанбе 06.10.2007); решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза" (вместе с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009) // Таможенный вестник. 2010. N 2. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 г.
Государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на экономику страны и предпринимательскую деятельность, осуществляемую как в переделах ее территории, так и за ее пределами. Правовая реализация используемых государством методов и способов воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность представляет собой правовой режим такого государственного регулирования.
Описывая характеристику особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, необходимо учитывать специфику сочетания частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
Как отмечал немецкий юрист Р. Иеринг в своих книгах "Интерес и право" <15> и "Борьба и право" <16>, написанных в конце XIX в., цель права заключается в уравновешивании интересов в обществе и в поиске компромисса между ними. Необходимо иметь в виду, что интересы бывают частными - это интересы, присущие конкретным лицам и социальным группам, и публичными - это охраняемые правом общественные и государственные интересы. Границу между публичным и частным интересами определяет законодатель через правовые нормы, эта граница является подвижной.
--------------------------------
<15> Иеринг Р.Ф. Интерес и право / Избр. труды. Т. 1. М.: Юридический центр "Пресс", 2006.
<16> Там же.
Право выступает в качестве регулятора правоотношений, устанавливающего пределы допустимого поведения, определяющего понятие недопустимого поведения и налагающего санкции за совершение поступка, отнесенного к группе недопустимого поведения.
В зависимости от специфики регулируемых правом правоотношений правовое регулирование разделяется на частноправовое и публично-правовое регулирование, первому из которых свойствен общедозволительный способ правового регулирования, а второму - разрешительный способ правового регулирования. Частноправовое регулирование основано на инициативе и самостоятельности субъектов, реализующих свои собственные (частные) интересы. В публично-правовом регулировании преобладают властно-организационные и принудительные начала, связанные с осуществлением общественных и государственных (публичных) интересов. Характер реализуемого или охраняемого интереса предопределяет возможность применения того или иного режима правового регулирования.
Предпринимательская деятельность в ОЭЗ имеет особенное сочетание публичных и частных интересов, что в значительной степени детерминирует специфику правового режима предпринимательской деятельности, осуществляемой в ОЭЗ.
Цель создания ОЭЗ заключается в привлечении иностранных инвестиций для развития производственной деятельности на определенных территориях России. Потому и объектом правоотношений, регулируемых правом, является сама предпринимательская деятельность, осуществляемая на территории ОЭЗ, и связанные с ее осуществлением действия субъектов правоотношений. В качестве особенностей правового регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории российских ОЭЗ, можно указать следующие.
1. ОЭЗ представляет собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый таможенный режим, который именуется в ст. 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" свободной таможенной зоной, на территории которой иностранные товары размещаются и используются в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин <17>.
--------------------------------
<17> Надо отметить, что в связи с созданием таможенного союза и принятием Таможенного кодекса таможенного союза указанные условия применяются вплоть до вступления в силу Соглашения о создании свободных (специальных, особых) экономических зон и таможенной процедуре свободной таможенной зоны и международного соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада, что указывается в письме ФТС РФ от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ" // Таможенный вестник. 2010. N 14.
Определение понятия "таможенной режим" содержится в ст. 11 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в последней ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ) и представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами. На территории ОЭЗ товары размещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут быть помещены:
товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ.
Действие таможенного режима свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ различных видов не одинаково. Можно выделить общий правовой режим ОЭЗ (который включает в себя общие условия размещения иностранных и отечественных товаров и применимый ко всем видам ОЭЗ) и специальный правовой режим ОЭЗ (который свойствен только некоторым видам ОЭЗ). На исключительность особого таможенного режима в ОЭЗ указывает п. 6 ст. 37 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который предусматривает возможность установления Правительством РФ перечня запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны при принятии решения о создании ОЭЗ. С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, можно совершать любые операции, если они соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности или об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.
2. Федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ" предусмотрен особый режим землепользования в ОЭЗ, который заключается в том, что органом, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками в границах ОЭЗ, является Минэкономразвития РФ, а земельные участки предоставляются в пользование для осуществления предпринимательской деятельности исключительно на основании договора аренды (согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
3. Предпринимательская деятельность в ОЭЗ осуществляется специально зарегистрированными субъектами (резидентами ОЭЗ), правовой статус которых определяется в зависимости от вида соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ и вида ОЭЗ.
4. Законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ухудшающего положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ. Согласно ст. 38 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" данные гарантии заключаются в том, что изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой ОЭЗ. Данное положение не распространяется на законодательные акты РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров. Законодательное закрепление зависимости правоприменительной практики налогового законодательства от двусторонних соглашений является для российского права новаторским.
Необходимо отметить последовательность изложения и полноту регламентации федеральным законодательством всех правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ, которое описывает и регулирует правоотношения Минэкономразвития РФ и резидентов ОЭЗ в хронологическом порядке их возникновения в виде своеобразной "цепочки" правовых действий и последствий - что также является новаторством для российского законодательства, регламентирующего правоотношения, вытекающие из осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ.
Особенности используемых российским законодателем методов, способов и приемов правового регулирования правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в ОЭЗ, можно охарактеризовать как строящиеся на гражданско-правовой основе и основанные на диспозитивном методе правового регулирования. Но, учитывая значимость регламентируемых правоотношений в области осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ, необходимо отметить законодательно закрепленные за Минэкономразвития РФ правомочия широкого применения мер административного воздействия на резидентов ОЭЗ в сочетании с гражданско-правовыми методами воздействия, что является новаторством в российском законодательстве.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.