Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Д. САПОВ
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <1> олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения, целями которого являются пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
В современной российской спортивной практике необходимость эффективного правового регулирования отношений в рамках олимпийского движения все чаще связывается с серьезными недостатками механизма защиты прав и интересов участников олимпийского спорта. Среди событий последних лет, вызвавших широкий общественный резонанс в спортивной среде, можно назвать случаи неправомерного отстранения и дисквалификации многих талантливых отечественных спортсменов, участников международных соревнований различного уровня: А. Немова, Е. Соболевой, Г. Ханафеевой, Д. Пищальниковой, Т. Томашовой, Ю. Фоменко, Ю. Чепаловой, Е. Дементьева, М. Чудова и других спортсменов-олимпийцев.
В связи с существующими проблемами "понимание российскими спортсменами и их тренерами, спортивными менеджерами и должностными лицами, а также другими участниками олимпийского движения основ олимпийского права, умение использовать юридические нормы в реальной практике, выработка общего правового языка для всех субъектов олимпийского спорта - основа эффективного функционирования и развития олимпийского движения в новом веке, основа больших спортивных успехов, новых побед и рекордов" <2>.
--------------------------------
<2> Крашенинников П.В. С олимпийским правом к олимпийским победам. Рецензия на учебник С.В. Алексеева "Олимпийское право (правовые основы олимпийского движения)". М., 2010 // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 3. С. 45 - 46.
Актуальность рассмотрения олимпийского движения как объекта правового регулирования (в том числе гражданско-правового) связана, на наш взгляд, с необходимостью эффективного обеспечения таких вопросов, как правовые основы организации и проведения олимпийских и сопряженных с ними соревнований; регламентация правового статуса субъектов - участников олимпийского движения; охрана прав в сфере интеллектуальной собственности олимпийского движения (к примеру, прав на олимпийские символ, флаг, девиз, гимн); регулирование социально-трудовых, страховых, налоговых отношений в сфере олимпийского движения; регулирование противодействия применению допинга и разрешения спортивных споров в олимпийском движении; соответствие российского и международного законодательства в области развития олимпийского спорта и ряда других вопросов.
Необходимость правового регулирования общественных отношений в сфере олимпийского спорта вызвала к жизни появление новейшего направления юриспруденции - олимпийского права. Как отмечает основоположник отечественной школы спортивного права С.В. Алексеев, "олимпийское право есть подсистема специальных норм международного спортивного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении" <3>.
--------------------------------
<3> Алексеев С.В. Олимпийское право - новейшее направление спортивной юриспруденции // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 3. С. 3 - 7.
Процессы организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, как и других крупных международных соревнований, регламентируются рядом международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов.
В литературе было высказано мнение, что по вопросу правового обеспечения олимпийского движения правильнее говорить не о законодательном уровне его регулирования, а о специальном нормативном регулировании посредством актов неправительственных организаций, таких, как МОК, МСФ, НОК, и ряда других. При этом указанный автор основывает свою позицию на том постулате, что "МОК, МСФ, НОК и многие другие организации МОД - организации неправительственные, поэтому законодательные акты принимать они не могут, а регулируют отношения субъектов олимпийского движения иначе, в том числе путем принятия резолюций и решений" <4>.
--------------------------------
<4> Майстровой В.В. Правовое регулирование организации и деятельности международного олимпийского комитета (2009). URL: www.plusgarantiya.ru/ doc/ 2009/ administr/ maistrovski.doc.
Мы полагаем, что сфера развития олимпийского движения как объекта гражданско-правового регулирования достаточно широка и включает в себя в пределах нормативно-правового поля значительное количество актов, принятых как уполномоченными органами государственной и муниципальной власти, так и соответствующими неправительственными (общественными) структурами. Иными словами, специфика регулирования олимпийского движения связана с сочетанием принципов самоорганизации и правового управления.
К числу источников олимпийского права международного уровня, определяющих отношения в сфере организации и управления олимпийским движением, в научных публикациях <5> относят: международный договор; международно-правовой обычай; акты международных спортивных организаций; нормативные (прецедентные) решения международных судов.
--------------------------------
<5> См., например: Алексеев С.В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 4. С. 3 - 10.
Будучи ограниченными рамками данного исследования, не представляем возможным детально исследовать специфику актов международно-правового уровня в сфере олимпийского спорта. Однако нельзя не отметить в этом ряду главный документ олимпийского движения, относящийся к числу актов международных спортивных организаций, - Олимпийскую хартию <6>. Правовое значение Олимпийской хартии как свода основополагающих принципов олимпизма, правил и официальных разъяснений, утвержденных Международным олимпийским комитетом (МОК), состоит в распространении ее действия на регламентирование структуры, механизма действия и процессов олимпийского движения, условий проведения олимпийских игр во всем мире, включая и РФ. Именно на основе Олимпийской хартии как внутреннего акта МОК "олимпийское движение с формальной точки зрения является формой самоорганизации международного спортивного сообщества" <7>.
--------------------------------
<6> Олимпийская хартия (в действии с 07.07.2007). URL: http:// www.olympic.ru/ doc/ Olimpiada_ Hartiya_ OK.doc.
<7> Кузнецова Е.В. Правовой статус Международного олимпийского комитета и олимпийского движения // Журнал международного права и международных отношений. 2009. N 4. URL: http:// www.evolutio.info/ index.php?option= com_content&task= view&id= 1623&Itemid=232/.
Национальный уровень правового регулирования отношений в сфере олимпийского движения представлен основополагающими и кодифицированными законодательными актами (к примеру, Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Трудовым кодексом РФ (ТК РФ)), федеральным законодательством о физической культуре и спорте (ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ", ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ФЗ "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" и др.), иными законами, касающимися организации и деятельности олимпийского движения (к примеру, ФЗ "Об общественных объединениях"), подзаконными нормативно-правовыми актами (Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"; Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации "Об утверждении Перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта Российской Федерации и Перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации" и др.), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (к примеру, Законом Московской области "О физической культуре и спорте в Московской области"), локальными нормативными актами (Уставом Олимпийского комитета России и др.).
Таков общий подход, связанный с характеристикой основных нормативных правовых актов, регламентирующих организационные и функциональные особенности спорта и олимпийского движения в РФ как составной части международного спортивного движения.
В качестве основных направлений совершенствования гражданско-правовой базы олимпийского движения можно обозначить: целесообразность последующей кодификации и конкретизации российского законодательства в области спорта и олимпийского движения.
Первое из указанных положений вполне справедливо связывается некоторыми авторами <8> с необходимостью разработки и принятия Спортивного кодекса РФ как кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно закрепляющего и осуществляющего регулирование устойчивой группы общественных отношений в области спорта.
--------------------------------
<8> См., например: Соловьев А.А. Актуальные проблемы спортивного права: Кодификация законодательства о спорте. Спорт и вузы. М., 2008. 156 с.; Он же. К вопросу о кодификации законодательства РФ о спорте // Право и образование. 2009. N 1. С. 111 - 116.
Данная мера, по нашему мнению, позволила бы унифицировать избыточное количество разрозненных нормативных правовых актов в области спорта и олимпийского движения; обеспечила бы комплексное и системное регулирование в области спортивных отношений; ликвидировала бы многие дефекты правового регулирования (правовые пробелы, противоречия, дублирование правовых норм).
В области конкретизации гражданско-правового регулирования отношений в сфере спорта и олимпийского движения наряду с принятием специального законодательства, развивающего отдельные положения ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", особое внимание, по мнению автора, необходимо уделять проблеме конкретизации нормативных правовых актов на региональном уровне. Разграничение ФЗ N 329-ФЗ полномочий РФ и субъектов РФ в области физической культуры и спорта сыграло положительную роль для приведения законодательства в логически стройную и непротиворечивую систему. В то же время нельзя не обратить внимания на некоторые ошибки, допускаемые региональными законодателями. Например, в принимаемых нормативных правовых актах находят свое законодательное разрешение не все вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ. И наоборот, нередко закрепляются положения по вопросам, не отнесенным к их компетенции. Отдельные положения правовых документов рассматриваемого жанра противоречат нормам действующего федерального законодательства не только в области физической культуры и спорта.
Не менее важным представляется и конкретизация не только на законодательном уровне, но и на уровне подзаконных актов. Так, к настоящему времени все еще не принят ряд основополагающих нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики в области физической культуры, спорта и олимпийского движения (порядок материально-технического, научно-методического, медицинского и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд РФ).
В целом комплексный характер такого явления, как олимпийское движение, и его тесная связь со спортом обнаруживают сложность в узком определении олимпийского движения как объекта гражданско-правового регулирования. Методологически нам представляется перспективным учитывать комплексный характер олимпийского движения и использовать различные правовые режимы регулирования этого явления.
Думается, что в условиях постоянного усложнения международных спортивных правил и процедур, ужесточения конкурентной борьбы в большом спорте, а также в преддверии подготовки России к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи заявленные в данной статье проблемные вопросы и возможные направления их решения будут способствовать дальнейшему развитию правового регулирования российского олимпийского движения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.