Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ЗНАЧЕНИИ ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИИ СПОРОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
А.С. ВАСИЛЬЕВА
Право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39 Конституции Российской Федерации <1>, в числе иных основных прав и свобод человека и гражданина гарантируется Российской Федерацией и подлежит, как и любое другое право, судебной защите (ст. 46).
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Защита прав и свобод человека и гражданина является целью гражданского (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; далее - ГПК РФ) <2> и административного судопроизводства (ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; далее - КАС РФ) <3>. От достижения данной цели во многом зависит эффективность деятельности судов, степень доверия граждан к судебной власти, справедливость судебных постановлений. Это в конечном счете позволяет вести речь о социальной ориентированности гражданского судопроизводства, активной роли суда при разрешении споров.
--------------------------------
<2> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. N 138-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Ориентированность правосудия на защиту прав человека и гражданина, реализуемых в социальной сфере, подразумевает под собой выделение специальной категории споров - социальных, а в их составе в качестве самостоятельного вида - споров в сфере социального обеспечения. Рассмотрение и разрешение данных споров нуждается в особом правовом регулировании.
В основе социальных споров находятся не нашедшие разрешения в досудебном порядке разногласия, которые касаются приобретения и осуществления социальных прав (основополагающие из них закреплены в Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством (ст. 7)).
В публикациях, посвященных исследованию практики рассмотрения социальных споров, отмечается, что "действующее законодательство не содержит ни перечня, ни понятия социальных прав" <4>, указывается, что "объективное существование группы социальных прав привело некоторых исследователей к выводу о существовании такой обособленной конструкции в системе права, как социальное право" <5>. "Правовые позиции высшей судебной инстанции имеют практическое значение для совершенствования и дальнейшего развития российского права" <6>. "Суды, осуществляя правоприменительные функции, играют ключевую роль в преодолении пробелов, ошибок, дефектов текущего законодательства" <7>.
--------------------------------
<4> Чупилин Д.А. Социальные споры в цивилистическом процессе: к проблеме понятия // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. N 8. С. 5.
<5> Там же. С. 5.
<6> Малышкин А.В. Некоторые аспекты рассмотрения пенсионных и социальных споров: интегрирование правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации судами областного уровня // Социальное и пенсионное право. 2017. N 4. С. 21.
<7> Гусев А.Ю. Роль судебных органов в устранении нарушений органов, уполномоченных осуществлять социальное обеспечение граждан, и дефектов законодательства, регулирующего вопросы социального обеспечения // Российский судья. 2018. N 2. С. 26.
Положениями действующего материального и процессуального законодательства понятие социального спора, как и спора в сфере социального обеспечения, легально не закреплено.
Однако выделение среди гражданских дел социальных споров известно современной судебной практике и судебной статистике, учитывается при определении специализации судей и судебных составов. Изложенное следует, в частности, из содержания Приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 124 "Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики" <8>.
--------------------------------
<8> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 124 "Об утверждении Инструкции по ведению судебной статистики" // СПС "КонсультантПлюс".
Согласно данным судебной статистики, социальные и пенсионные споры учитываются отдельно, однако их классификация проводится по общим для данных видов споров критериям: характеру требований, субъектному составу, виду социального права, подлежащего защите.
Говоря более обобщенно, в судебной практике и судебной статистике обособлению социальных споров способствуют характер защищаемых социальных прав (и здесь нельзя не отметить их различную отраслевую принадлежность) в отношении гражданина, семьи или группы граждан, объединенных единым социальным статусом, с одной стороны, а также осуществление функций судебного контроля за деятельностью соответствующих субъектов (органов и должностных лиц), ответственных за реализацию и решение задач Российской Федерации как социального государства, с другой стороны.
Судебно-статистическая классификация таких споров проводится путем выделения социальных прав, реализуемых на протяжении жизни каждого человека как по общим (возраст, состояние здоровья, семейное положение), так и специальным основаниям (связанным, как правило, с выполнением особого вида общественно значимой деятельности).
В этой связи резонным мог бы выглядеть тезис о том, что социальные споры носят межотраслевой характер, возникая из трудовых отношений, отношений, связанных с защитой семьи, материнства и детства, включая также жилищные отношения, отношения по оказанию медицинской помощи и в связи с защитой права на благоприятную окружающую среду.
Споры в сфере социального обеспечения соотносятся с социальными спорами как общее и частное.
Современное состояние законодательства о защите прав в сфере социального обеспечения так же, как и само отраслевое законодательство, характеризуется чрезвычайным многообразием и разнообразием источников. Обращает на себя внимание отсутствие кодифицированного акта по вопросам социального обеспечения.
На отсутствие надлежащей кодификации актов в сфере социального обеспечения неоднократно обращалось внимание в научных исследованиях <9>.
--------------------------------
<9> См., например: Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 6; Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции развития правового регулирования отношения в сфере социальной защиты: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 13 - 14.
Все сказанное не может не отражаться на правоприменительной практике рассмотрения споров в сфере социального обеспечения.
До настоящего времени среди исследователей нет терминологического единства относительно наименования данного вида спора.
Д.Р. Казанбекова при изучении вопросов рассмотрения судами споров, связанных с пенсионным обеспечением, отмечала данное обстоятельство, приводя в качестве примера такие наименования, как "споры в области социального обеспечения", "в сфере социального обеспечения" (Е.Е. Мачульская, Ж.А. Горбачева, В.Ш. Шайхатдинов), "споры по вопросам социального обеспечения" (А.Д. Зайкин)" <10>.
--------------------------------
<10> Рассмотрение судами споров, связанных с пенсионным обеспечением: научно-практическое пособие / Д.Р. Казанбекова; под ред. Е.Е. Уксусова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. С. 4 - 5.
Со своей стороны предлагается учитывать положения ст. 22 ГПК РФ (нормативными положениями которой споры классифицируются в зависимости от вида правоотношений, из которых они возникают), резонным представляется именовать данный вид споров как споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению.
Споры, возникающие из правоотношений по социальному обеспечению, вызывают особый интерес как с прикладной точки зрения, учитывая особенности их рассмотрения судами, так и с точки зрения изучения современного состояния законодательства о социальном обеспечении (включая формулирование предложений по совершенствованию данного отраслевого законодательства).
В правоприменительной деятельности ориентированию в многообразии законодательных актов о социальном обеспечении и, как следствие, в рассмотрении споров, возникающих из правоотношений по социальному обеспечению, способствует деление источников права социального обеспечения по следующим критериям классификации: характеру заявленных требований; видам социального обеспечения; субъектам социального обеспечения; организационно-правовым формам социального обеспечения.
Указанные критерии как по отдельности, так и в их системной связи, в большинстве случаев, становятся для правоприменителя определяющими в выборе закона, подлежащего применению в конкретном виде спора, возникающего из правоотношений по социальному обеспечению.
(В публикациях, посвященных изучению споров, возникающих из правоотношений по социальному обеспечению, можно встретить иные классификации <11>.)
--------------------------------
<11> См., например: Сафаралиев Р.Р. оглы, Исмаилов И.И. Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения // Трудовое право. 2009. N 8. С. 117 - 118.
Представляется, что в целях правоприменения, особенно на уровне судебного разрешения спора, возникающего из правоотношений по социальному обеспечению, в целях правильного (и что не менее важно, в условиях современного состояния законодательства о социальном обеспечении) исчерпывающего определения закона, которым необходимо руководствоваться при разрешении спора, оптимальным с точки зрения соотношения временных затрат и достижения соответствующего результата (которым является вынесение законного и обоснованного решения суда) представляется применение классификации по вышеприведенным критериям (что не исключает наличие и иных классификаций).
Проиллюстрировать прикладной характер предложенной классификации можно на примере процессуальных действий суда общей юрисдикции, совершаемых на стадии принятия иска и подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.
При поступлении искового заявления судом определяется вид судопроизводства, учитывая, что защита прав граждан в современном цивилистическом процессе возможна как в гражданском (по нормам ГПК РФ), так и в административном (по нормам КАС РФ) процессах. В настоящее время ориентиром для разграничения компетенции судов являются руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <12>.
--------------------------------
<12> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
После определения вида судопроизводства проверяется соответствие заявленного субъектом спорного правоотношения (по характеру и предмету требований) избранному порядку производства (приказной, исковой), решаются иные, характерные для всех категорий гражданских дел процессуальные вопросы, связанные в том числе с определением родовой и видовой подсудности спора. Далее важным является определение собственно вида спорного правоотношения, что, преимущественно, связано с соотнесением заявленных требований с определенной отраслью права (в этой связи следует согласиться с позицией большинства авторов, выделяющих в качестве "классических" "следующие признаки социально-обеспечительных отношений: 1) социально-алиментарный характер; 2) одним из субъектов отношения выступает гражданин или семья, с одной стороны, с другой - органы государства или по его поручению иные органы; 3) распределительный характер за счет фондов общественного потребления (фондов нетрудоспособных)") <13>.
--------------------------------
<13> Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 44 - 45.
При этом действующим процессуальным законодательством особенности правового регулирования данного вида отношений при рассмотрении споров, возникающих из правоотношений по социальному обеспечению, в должной мере не восприняты.
После квалификации спора как связанного с защитой права на социальное обеспечение требуется определение социально-обеспечительного статуса управомоченного субъекта, выявление оснований для правовой дифференциации. С точки зрения дифференциации специальными субъектами в социальном обеспечении, как правило, являются субъекты, подлежащие обеспечению в рамках такой организационно-правовой формы, как государственное обеспечение (к их числу относятся государственные служащие (военной и гражданской службы), сотрудники органов внутренних дел (как представители иной службы)). Нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что дифференциация в определенном смысле известна и обязательному социальному страхованию (например, пенсионные споры о признании права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с наличием специальных условий пенсионного обеспечения).
После этого важным является изучение особенностей статуса субъекта (социального обеспечения) с одновременным установлением включенности субъекта в соответствующую организационно-правовую форму (социального обеспечения), что позволяет на следующем этапе осуществить более четкую и детальную выборку нормативно-правовых актов, применение которых требуется для разрешения спора.
В том случае, если управомоченный субъект (как адресат социальных предоставлений) включен в систему государственного обеспечения, как правило, при рассмотрении спора подлежат применению законодательные акты, определяющие статус таких лиц. В данных актах, как правило, закрепляются основания и порядок социального обеспечения с учетом особенностей правового регулирования. К слову, необходимо заметить, что по отдельным видам социального обеспечения таких субъектов возможно применение законодательства, регулирующего отношения о социальном обеспечении по общим основаниям (включенным в организационно-правовую форму обязательного социального страхования). Наглядным примером являются вопросы обеспечения пособиями в связи с материнством, семейными обязанностями, временной нетрудоспособностью.
В завершение следует обратить внимание на назревшую необходимость надлежащего нормативного закрепления понятия и видов споров, возникающих из правоотношений по социальному обеспечению, включая законодательную регламентацию процессуальных особенностей их рассмотрения, учитывая "алиментарный" характер правоотношений по социальному обеспечению, а также выделение среди субъектов социального обеспечения отдельной категории субъектов с ограниченными возможностями, в том числе процессуальными. В этой связи предполагаются возможными: обсуждение вопросов об установлении процессуальных льгот при обращении граждан в суд за разрешением такого вида споров и распределении бремени доказывания, введении института социального представительства для лиц с ограниченными возможностями; обязательность обращения решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения данных споров, к немедленному исполнению в тех случаях, когда решением суда признается право на социальное обеспечение, заменяющее собой доход (по аналогии с обращением к немедленному исполнению решений суда о взыскании алиментов, заработной платы).
Литература
1. Гусев А.Ю. Роль судебных органов в устранении нарушений органов, уполномоченных осуществлять социальное обеспечение граждан, и дефектов законодательства, регулирующего вопросы социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Российский судья. 2018. N 2. С. 25 - 29.
2. Казанбекова Д.Р. Рассмотрение судами споров, связанных с пенсионным обеспечением: научно-практическое пособие / Д.Р. Казанбекова; под редакцией Е.Е. Уксусова. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2014. 127 с.
3. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: автореферат диссертации доктора юридических наук / С.И. Кобзева. Москва, 2009. 46 с.
4. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушников, А.М. Лушникова. 2-е изд., доп. Москва: Юстицинформ, 2009. 656 с.
5. Малышкин А.В. Некоторые аспекты рассмотрения пенсионных и социальных споров: интегрирование правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации судами областного уровня / А.В. Малышкин // Социальное и пенсионное право. 2017. N 4. С. 20 - 25.
6. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции развития правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: автореферат диссертации доктора юридических наук / Т.К. Миронова. Москва, 2008. 55 с.
7. Сафаралиев Р.Р. оглы. Виды и значение классификации споров по вопросам социального обеспечения / Р.Р. оглы Сафаралиев, И.И. Исмаилов // Трудовое право. 2009. N 8. С. 117 - 120.
8. Чупилин Д.А. Социальные споры в цивилистическом процессе: к проблеме понятия / Д.А. Чупилин // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. N 8. С. 3 - 8.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.