Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРДИНАРНОЕ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ
Э. МУРАДЬЯН
Эльза Мурадьян, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник ИГП РАН, г. Москва.
Среди актов гражданского правосудия последнего времени наряду с прецедентным и пилотным постановлениями суда в тени остается самое распространенное в отечественной судебной практике ординарное (по юридическим критериям) постановление суда первой инстанции. Рассмотрим данный вид судебного решения.
Обычное постановление
Ординарное постановление суда первой инстанции - обычное, то есть не пилотное и не прецедентное, решение суда, которым дело разрешается по существу (глава 16, ст. ст. 194 - 202 ГПК РФ). В основе его - закон, ст. ст. 15 и 76 Конституции РФ, а также иные нормативные правовые акты, указанные в ст. 11 ГПК РФ.
Порядок принятия, содержание, видовые особенности, классификация судебных решений, порядок и момент вступления в законную силу, общее правило исполнения и правила немедленного исполнения - все это вопросы норм статей главы 16 ГПК РФ. Обязательное исполнение предусмотрено в отношении категорий дел, указанных в ст. 211 ГПК РФ. Кроме того, у суда есть право обратить решение к немедленному исполнению при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 212 ГПК РФ. В сопоставлении с прецедентным или пилотным постановлениями решения, предусмотренные ч. 1 ст. 194 ГПК РФ и нормами главы 16, воспринимаются как слишком обыденные. В том, что это далеко не всегда так, можно убедиться, представив решение по делу, задевающему собственный существенный интерес человека. Для него главное - справедливость, законность решения.
Если же решению далеко до эталона акта правосудия, с таким решением хочется не расставаться, пока не добьешься его отмены в законном порядке.
Юридическая ценность решения - в его смысловой правильности, этико-правовых достоинствах. Однако эффективность решения - категория, зависящая не только от его содержания, но и также от своевременности.
Моментальное правосудие - самое опасное
"Промедление смерти подобно" - это выражение не выходит из употребления. Но теперь более реалистична установка на осуществление судопроизводства в разумный срок. Практически "разумный срок" - оценочное понятие, ориентирующее с учетом характера и особенностей конкретного дела на его обстоятельное, безупречное решение, без крайностей - спешки и промедления.
Нет ничего проще и опаснее моментального правосудия. Это правосудие наоборот. Легко отказаться от традиционной процессуальной формы, алгоритма, установленного законом, от лишних стадий, инстанций, принципов и процессуальных гарантий. Негативные последствия подобных новаций трудно даже представить, не то что остановить.
В правовых преобразованиях необходимы предусмотрительность, соразмерность, глубокий анализ итогов, включая потенциальные потери, а не игры в идеализацию ожидаемых результатов.
К проблемам, не поддающимся решению на протяжении веков, относится своевременность рассмотрения судебных дел. Эта проблема - спутник судопроизводства, которая сама по себе не исчезнет.
При всей критичности отношения социума к суду и правосудию массивы судебных дел не уменьшаются. Напротив, долгий судебный процесс сам по себе может стать наказанием (когда сторона находится в условиях дискомфорта и проч.).
Сказать, что это отвечает интересам судьи, было бы поклепом. Очень примитивный аргумент: оплата труда судьи не зависит от длительности процесса. Возрастает разве что нагрузка на него. Работа судьи - перманентная проверка способности к выживаемости. В этом проявляется то ли эгоизм общества, то ли самоотверженность судьи - воина права. Понятно, что для него работа - это все. Но достойное правосудие - это не только законные решения, но и надежные условия существования судьи.
Курсом правового государства
Общество вправе рассчитывать на разумную систему законодательных, организационно-правовых и иных мер, обеспечивающих уровень правосудия, соответствующих курсу правового государства. Естественно, приходится считаться и с фактором ограниченности финансовых средств. Но экономия на правосудии в конечном счете может обернуться дефицитом порядка и справедливости как в юридических, так и в иных социальных и этических отношениях.
Обоснованным и своевременным представляется направление дифференциации в судебном производстве. В гражданско-процессуальной литературе из классических трудов надо не просто отметить вклад С. Абрамова, но и переиздать его труды.
Из новейших основательных исследований известен насыщенный труд Н. Громошиной "Дифференциация, унификация и упрощение в гражданском судопроизводстве" (М.: МГЮА, Проспект, 2010).
Среди законодательных актов настоящего времени выделяется Федеральный закон от 25.06.2012 N 86-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием упрощенного производства".
Он носит основательный характер и в целом заслуживает оценки как прогрессивный и своевременный. Особенно впечатляют дополнения ст. 135 частью 3.
К особо ценным относятся ч. ч. 3 и 4 ст. 227 АПК, крайне важно в дальнейшем их сохранить, что не исключает дальнейшего совершенствования.
Например, в новелле ч. 2 ст. 229 АПК "Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению" представляется необходимой оговорка о возможном исключении из данного правила, без чего нормальная судебная практика не обойдется.
По формальному признаку
Как бы в дальнейшем ни шло развитие, юридически обычный (ординарный) вид решения сохранится. Но вопрос о названных видах - преимущественно правовой. Однако, кроме процесса и судебной процедуры, особенностей процессуальной формы, есть нечто более близкое к жизни. Это содержание решения, суть проблем, которые становятся предметом заинтересованного внимания судей, отношения людей, которые на этапах, предшествующих судебному процессу, никак не предвещали встречи в суде, тем более вопросов, касающихся самого сокровенного...
Рассмотрим вышесказанное на конкретном примере. Гражданин В. предъявляет иск в суд об установлении его отцовства в отношении сына Н., которому еще не исполнилось года. Ответчица - мать ребенка. Стороны в браке не состоят и не состояли. Судя по исковому заявлению, их отношения самые положительные и прекратились задолго до рождения ребенка. Спрашивается, что же здесь необычного? Разве мало в судах дел об установлении отцовства? Обычно иск об установлении отцовства подается матерью ребенка. Притом что ответчик не готов официально признать свое отцовство. Таких дел через суды проходят тысячи. Но дел об установлении отцовства по иску самого отца, когда этого не желает мать ребенка, в судах нет (или почти нет). С юридических позиций дело не особенно сложное, но психологически оно остается не очень ясным, поскольку объяснения сторон и их обращения к суду как первой, так и второй инстанции написаны весьма продуманно. Причем оба родителя младенца старательно обходят конфликт, который, как несомненно следует из их обращений и объяснений суду, имел место и не прошел бесследно для ответчицы. Ответчица не выразила позитивного отношения к инициативе истца об установлении судом его отцовства. Более того, на решение, которым был удовлетворен иск об установлении отцовства, ответчица подает апелляционную жалобу. Жалоба написана профессионально, концентрированно, со строгой критикой решения суда.
Истец также с самого начала процесса дает понять, что его поддержка (представительство) в суде обеспечена. В материалах дела - доверенность на представительство его интересов по данному делу, выданная пятерым доверенным лицам. Данное решение суда по формальному, юридическому критерию ординарное. Это не прецедент и не пилотное решение. Однако такой процесс требует от судьи более живого восприятия, а может, и креативного мышления. Все-таки судья должен понять мотивы поведения сторон, предпочитающих в судебном процессе говорить о личных взаимоотношениях как можно меньше. Положительное для истца решение с учетом заключения генетической экспертизы и свидетельских показаний выстояло и при его проверке по жалобе ответчицы в суде второй инстанции.
Особенность такого рода дел в том, что суд в сферу сугубо личных отношений сторон не вторгается. В этом у суда в контексте данного дела нет надобности.
Еще одно юридически ординарное решение. После смерти 90-летней гражданки оставлено пять завещаний - по одному каждому из наследников. Один из них В. Он из-за пропуска срока на принятие наследства обращается в суд с иском к другим наследникам о восстановлении срока для принятия наследства. Вместе с тем заявлены иски о признании недостойными наследников, об отстранении от наследования. Кроме того, поставлен вопрос о недействительности завещаний в пользу одного из наследников с выдвижением версии о недееспособности завещателя в момент совершения одного из завещаний.
Дело слушалось в суде первой инстанции дважды. После отмены первого решения и подтверждения заключением судебно-психиатрической экспертизы (посмертной) факта дееспособности наследодателя суд принял законное решение. Данное решение тоже относится к разряду ординарных.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.